Просмотр содержимого документа
«"Формирование навыков связной монологической речи у старших дошкольников посредствам схем- рисунков»»
Выпускная квалификационная работа
представлена дипломным проектом
«Формирование навыков связной монологической речи у старших дошкольников
посредствам схем- рисунков»
Выполнила :
студентка группы V «Д-3»
заочное отделение
специальность 44.02.01
Дошкольное образование
Евтеева Елена
Руководитель:
Протопопова Ольга Сергеевна
Вид проекта: -по направленности: межпредметный - по количеству участников : коллективный -по продолжительности : длительный -по содержанию : обучающий - по характеру деятельности : интегрированный с элементами речевой, художественной и практической деятельности
Проблема исследованияхарактеризуется наличием противоречия между достаточной разработанностью темы исследования в теории и недостаточной реализацией теоретических положений на практике.Следовательно отмечается: - у старших дошкольников низкий уровень развития связной речи; -словарный запас на низком уровне; -у детей отсутствует навык составления рассказов. Причины данной проблемы: - недостаточно используются в работе с дошкольниками современные речевые технологии; -не компетентность педагогов в новых методах и приёмах с использованием в работе со старшими дошкольниками по обучению описательному рассказыванию схем – рисунков, мнемотехники. - недостаточная совместная работа с родителями воспитанников по формированию навыка связной монологической речи. Актуальным становится вопрос: какие необходимо создать условия для повышения качества и уровня развития связной речи?
Объект исследования: процесс речевого развития дошкольников
Предмет исследования : современные технологии в развитии
связной монологической речи старших дошкольников
(схемы – рисунки)
Цель исследования: Разработка и апробация системы образовательных мероприятий, направленных на развитие связной монологической речи у старших дошкольников при обучении описательным рассказам.
Задачи : 1.Изучить нормативные документы, научно-исследовательскую, психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования, дать теоретическое обоснование проекта. 2.Подобрать диагностические методики по изучению качества и уровня развития связной речи у старших дошкольников. 3.Разработать перспективный план организации совместной работы воспитателя со старшими дошкольниками по обучению описательным рассказам с использованием схем – рисунков и апробировать его. 4.Разработать методические материалы для организации совместной образовательной деятельности с детьми и взрослыми (родителями, педагогами) и самостоятельной деятельности детей по теме проекта. 5.Организовать совместную работу с родителями по обучению старших дошкольников описательным рассказам с использованием схем – рисунков 6.Выявить эффективность и результативность реализации проекта, используемых методических материалов.
Дипломный проект реализовывался на базе МБОУ «Отрадненская средняя школа» (дошкольная группа) Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста; родители; воспитатели В ходе исследования прослеживалась интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, Но если свяжите двадцать таких слов с картинками, Их он усвоит на лету. К. Д. Ушинский. Актуальность. Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда его контакты со старшими, резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта». Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Речевое развитие –развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Связная речь
Монологическая
Диалогическая
Монологическая речь-понимается как связная речь одного лица , коммуникативная цель которого –сообщения о каких-либо фактах, явлениях реальной деятельности. Монолог представляет собой наиболее сложную речевую форму, служащую для целенаправленной передачи информации .
Виды монолога
Рассказ
Повествование
Пересказ
Рассуждение
Практическая реализация проекта 1.Подготовительный этап Цель: на основе изучения качества и уровня развития связной речи у старших дошкольников провести входную педагогическую диагностику и поэтапно спроектировать педагогическую работу по формированию навыка составления описательного рассказа у старших дошкольников с использованием схем - рисунков.
Задание 1. описательный рассказ
Задание 2. Повествовательный рассказ .
Задание 3. Творческий рассказ
Бальная шкала
О-3б-низкий уровень
4-6б. – средний уровень
7-9б. – достаточный уровень
10-12б. – высокий уровень
Результаты входной педагогической диагностики
обследования связной речи
Ребёнок
Описатель-ный
Света А.
рассказ
Камила Ш.
1
Повествова-тельный
Аня К.
1
Творчес-кий
1
рассказ
1
0
рассказ
1
Итог
Матвей Б.
1
Уровень
0
2
1
Дима Ж.
0
Н
2
1
Егор П.
1
Н
2
Данил М.
1
0
1
Н
0
1
3
1
Даша Е.
Арина В.
3
1
1
0
Н
Яна Л.
2
3
Н
0
2
2
2
Н
2
1
7
1
Н
2
Д
5
2
С
6
С
Процентный результат по итогам обследования
связной речи старших дошкольников
Оценка качества речи дошкольников
входной педагогической диагностики
Ребёнок
1
Алан М.
2
1
Аня С.
1
3
2
Полина Э.
4
1
1
Ника Д.
1
5
1
1
Стёпа М.
0
1
Итог
1
1
1
Даниель З.
1
1
5
Уровень
2
1
2
Артём Х.
1
2
Н
2
6
1
1
Варя У.
1
1
Кристина П.
2
1
4
0
1
3
Н
2
Вика Р.
6
3
2
Н
1
2
2
2
Н
4
2
5
2
2
1
3
Н
10
3
2
9
2
5
С
4
С
2
12
3
11
С
С
17
Д
21-25б- высокий уровень
16-20б-достаточный
9-15б.-средний
0-9б-низкий
Обследование качества речи старших дошкольников
Оценка качества связной речи
Схемой составления рассказа
(Ефименкова Е.Н.)
Предметно-схематическим и моделями
(Ткаченко Т.А.)
Опорные схемы – рисунки – это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить .
Цель опорных схем-рисунков – "...изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти" (В.Ф. Шаталов)
Последовательность работы со схемами - рисунками
1. Сначала схема рассматривается полностью.
2.На первом этапе при описании предмета должны быть использованы слова и ряд схем.
3.На последующих занятиях педагог учит детей описывать объект, опираясь на схемы – рисунки.
4. Постепенно переходят к формированию у детей навыков планирования небольшого по объему описания.
5. Педагог даёт детям образец описательного рассказа.
6.При составлении описательных рассказов по опорным схемам- рисункам, педагогу необходимо обращать особое внимание на:
7. В некоторых случаях необходимо проведение подготовительных игровых речевых упражнений.
8.Подготовка детей к составлению рассказов (разбор схемы-рисунков по наводящим вопросам).
9. Составление рассказов-описаний детьми.
10. Предложить детям составить сравнительное описание двух объектов одной лексической темы.
11.Подведение итогов и оценка детских рассказов.
Методическое пособие. Перспективный план .
Основной этап . Цель: реализация содержания методического пособия «Схемы- рисунки в работе со старшими дошкольниками», а именно перспективного плана.
Предполагаемые результаты
У педагогов:- желание разрабатывать методические материалы для организации работы по формированию навыков развития связной монологической речи с привлечением всех участников образовательного процесса.
У детей:- познакомились со схемами рисунками;-научились работать со схемами рисунками;- наблюдалась сформированность навыка составления описательных рассказов с помощью опорных схем-рисунков;-повышение качества связной речи : содержательность, логичность,выразительность и т.д .
У родителей :- знакомство со схемами – рисунками и умение использовать их при обучении дошкольников описательным рассказам в домашних условиях; -проявление у родителей интереса к совместной деятельности с детьми по обучению связной монологической речи.
Игровое речевое упражнение.
"Укрась слово".
Цель: подобрать к предмету слова - эпитеты, которые бы характеризовали предмет и отражали бы субъективное отношение ребёнка к нему.
Игровое речевое упражнение "Какой, какая, какое?"
Цель: подобрать описательные слова признаки к предмету.
Цель: находить предметы в окружении , похожие на круг, овал, квадрат. Закрепить употреблять в речи прилагательные в сочетании с существительным: квадратный стол, овальное зеркало, круглая тарелка и т.д.
Работа с предметно- схематическими моделями Т.А.Ткаченко
В предметно-схематических моделях Ткаченко Т. А. используются опорные сигналы (схематические картинки), в которых представлены существенные признаки, связи, отношения.
Цель: учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему – рисунок «зима»
Составление описательного рассказа «Весна»
Цель: учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему – рисунок «весна»
Заключительный этап Цель: осуществить оценку и анализ эффективности работы со старшими дошкольниками по формированию навыка связной монологической речи у старших дошкольников с использованием схем - рисунков».
Результаты итоговой педагогической диагностики уровня развития связной речи
Ребёнок
Описатель-ный
Алан М.
рассказ
2
Аня С.
Повествова-тельный
2
Полина Э.
1
Творчес-кий
рассказ
3
рассказ
1
Итог
2
Ника Д.
1
2
2
5
Уровень
Стёпа М.
1
3
С
6
1
Даниель З.
Артём Х.
3
2
с
1
6
1
2
с
2
6
Варя У.
Кристина П.
4
с
2
6
1
с
1
4
Вика Р.
4
6
3
с
4
5
4
1
с
11
4
в
9
2
в
10
в
Результаты итоговой диагностики
Обследования уровня развития связной речи
Оценка качества связной речи
Сравнительный анализ результата входной и итоговой педагогической диагностики
Продукт дипломного проекта
на тему «Формирование навыка связной монологической речи со старшими дошкольниками
Выводы по реализации проекта
Изучая приём опорных схем – рисунков в работе с дошкольниками выяснили, что дети старшего дошкольного возраста при составлении описательных рассказов проявляют большую активность и интерес, если у них есть помощники – схемы – рисунки, что так же ускоряет освоение предложенного материала, повышает уровень качества и развития связной монологической речи.
Педагог должен профессионально и умело руководить этим процессом. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.
Использование наглядных схем - рисунков в работе по развитию описательной речи у детей старшего дошкольного возраста неизменно подтверждает свою эффективность. У детей расширяется круг знаний об окружающем мире, появляется уверенность в своих силах, повышается познавательный интерес, происходят заметные сдвиги в развитии связной речи, мышления, улучшается зрительное восприятие, память.
Следует подвести итог: использование интересного приёма, как схемы – рисунки, позволяет видеть положительный результат в овладении дошкольниками речевыми навыками связной монологической речи.
В заключении можно говорить о том, что цель исследовательской работы достигнута, задачи решены .
Перспектива дальнейшей деятельности:
продолжать работу со схемами – рисунками в подготовительной группе, используя и других авторов.