Эффективность использования индивидуальной и групповой работы на занятиях познания мира и естествознания.
Эффективность использования индивидуальной и групповой работы на занятиях познания мира и естествознания.
Предшкольное образование мы рассматриваем, как подготовку дошкольника к обучению в школе. В настоящее время не все дети посещают дошкольное учреждение, и эти дети не имеют опыта адаптации в организованном социуме, не имеют опыта адаптации в организованном социуме, не умеют включаться в групповую работу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективность использования индивидуальной и групповой работы на занятиях познания мира и естествознания.»
Эффективность использования индивидуальной и групповой работы на занятиях познания мира и естествознания.
Магзумова Айжан Александровна
воспитатель класса предшкольной подготовки
КГУ «Средняя школа № 26» акимата города Усть - Каменогорска
Предшкольное образование мы рассматриваем , как подготовку дошкольника к обучению в школе. В настоящее время не все дети посещают дошкольное учреждение, и эти дети не имеют опыта адаптации в организованном социуме, не имеют опыта адаптации в организованном социуме, не умеют включаться в групповую работу. При изучении выяснилось, что 95% неуспевающих в первом классе учеников до поступления в школу не посещали дошкольное учреждение. В исследовании отмечалось: не важно, сколько лет (год, два или три) ребенок ходил в детский сад, государственный это был садик или частный, не важно, по какой программе с ним занимались. Важен исключительно сам факт посещения или непосещения. В общем, мы думаем, что в предшкольное образование воплощается гуманный подход к ребенку с целью помочь ему легче адаптироваться к школе. Домашние дети, не прошедшие период адаптации к пребыванию в группе детей, попадая в первый класс, начинают переживать, болеть. Предшкольное образование ввели в Казахстане в 1996 году. Казахстан в послеперестроечный период столкнулся с падением уровня общего образования в стране. Проанализировав ситуацию, казахские педагоги пришли к выводу, что «корень зла» связан с катастрофически низким охватом детей дошкольным образованием. В тот момент только 16% малышей посещали детские сады. Поэтому дети, поступающие в первый класс, оказывались неспособными включиться в учебу сколько-нибудь успешно. Они отставали уже заранее, еще до начала собственно учебы. Ни уровень их информативности, ни уровень навыковой подготовки не позволяли им успешно овладеть школьной программой. Не говоря уж о том, что у них отсутствовал даже минимальный опыт работы в группе. Когда с этими выводами познакомили Президента Республики Н.А. Назарбаева, он лично обратился к главам городов и районов с письмом, в котором говорилось: необходимо обеспечить равные стартовые возможности всем детям, поступающим в первый класс. В течение учебного года, опираясь на индивидуальные особенности детей, преследовала цель: формирование и развитие жизненных навыков и умений, овладение первичными знаниями основ наук, необходимых для успешного обучения в школе. Для этого использовала следующие формы работы:
- проведение занятий в малых группах; - проведение индивидуальной работы с каждым ребенком; - проведение работы с одаренными и неорганизованными детьми; - проведение беседы с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции; - отказ от жесткой регламентации деятельности дошкольников; - построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми.
Очень важным для воспитателя считаю включение в занятие активных методов обучения.
На этапе организации начала занятия используются методы как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Корзина идей» позволяют воспитателю лучше понять детей и каждого воспитанника , а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
«Корзина идей» Это приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока.
Учащимся раздала заранее вырезанные листочки с корзинками, предлагается попробовать более четко определить, что знают учащиеся о данном понятии по обсуждаемой теме урока.
«Поляна снежинок» Учащимся раздавала заранее вырезанные из бумаги снежинки предлагала попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, записав и прикрепив на определенную поляну.
После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
«Мозговой штурм» позволяет сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На доске записана тема урока. Ученикам предлагается обдумать, о чем же далее пойдет речь. Общий поток полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.
Приём «Снежный ком» часто используем на уроках естествознания Как растет снежный ком, так мы используем этот методический прием по алгоритму: Слово- предложение- вопрос- ответ.
Учитель показывает на ученика и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы урока. Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение!» Второй ученик говорит предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него.
В зависимости от поставленных целей на каждом этапе урока могут быть использованы игровые приемы, построенные методом «снежного кома». Использовала этот прием по теме: «Что мы знаем о воде?»
На этапе сообщения нового материала мы используем «Кластер».Также мы стараемся на занятиях как можно больше включать детей в диалог: учитель-ученик, ученик – ученик, ученик – группа, ученик – класс. Очень важным фактором в целях развития критического мышления учащихся считаю умение учителя ставить проблемные вопросы. При этом используем такую активную форму работы как «Горячий стул». Например, при изучении темы «Кто дружит с солнышком?» по разделу «Земля и космос».
Вопросы:
Почему на нашей планете есть жизнь?
Какая планета сделает быстрее других полный оборот вокруг солнца?
Как далеко ты бы мог прыгнуть на луне?
Что бы случилось, если бы Земля была бы ближе к солнцу?
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы воспитанникам было интересно проработать новый материал. Поэтому применяем метод «Творческая мастерская». Используется на обобщающих уроках естествознания и познания мира. Давала задание разделиться на группы, создать и презентовать групповые проекты по разделу «Вещества и их свойства», по теме «Наши путешествия» На работу отводится 15 – 20 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект.
Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.
Критическое мышление предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.
На этапе рефлексии использую «мишени»
Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала.
Основная цель предшкольной подготовки – общее интеллектуальное, физическое развитие детей 5-6 лет, обеспечение их готовности к усвоению знаний, формирование у ребенка личностных качеств: для овладения учебной деятельностью. Предшкольное образование необходимо для создания всем детям равных стартовых условий перед поступлением в школу. Результатом предшкольного образования - готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному.