Просмотр содержимого документа
««Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к русской народной культуре».»
МБДОУ «Детский сад № 197»
Обобщение опыта работы по теме:
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к русской народной культуре».
Подготовила:Рухова Т.А.
Барнаул 2016
«Знакомство детей с достоянием своих предков поможет им расти не «Иванами родства не помнящими», а личностями, сознающими свою причастность к тысячелетней богатейшей истории родного народа, поможет впитать в себя высокие этические нравственные законы, лежащие в основе русской народной культуры, научить любить и ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную.»
К.Д. Ушинский
РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского устного народного творчества.
2. Развивать фантазию, творческие способности дошкольников при знакомстве с декоративно-прикладным искусством.
3. Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и
Эти задачи реализовывались на протяжении 2-х лет, в процессе непосредственной деятельности с воспитанниками группы с
привлечением их родителей, как партнёров образовательного процесса.
Использовались разнообразные формы и методы: занятия, интегрированные занятия, целевые прогулки, изодеятельность, игры, чтение художественной литературы, рассматривание картин, слушание музыки, ручной труд, заучивание стихов, пословиц и загадок, наблюдения, развлечения, фотосессии и многие другие.
Мини-музей «Сударушка» был основан в старшей группе в сентябре 2014 года. Он небольшой уютный, даже домашний. Самое главное, что в его создании принимали и принимают участие и дети, и их папы, мамы, бабушки… Ведь именно они приносят экспонаты, помогают в оформлении, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.
В нашем музее можно не только посмотреть, но и потрогать все экспонаты, выпить чайку с сушками вместе с Сударушкой.
Экспонаты музея находятся в свободном доступе и используются детьми для сюжетно-ролевых игр.
Совместно с родителями был организован «Книжный уголок»-собрана библиотечка русских народных сказок, потешек, пословиц, в которых отображён быт русского народа.
Особое место в мини-музее «Сударушка» занимает коллекция кукол и игрушек, выполненных руками родителей, детей и воспитателей.
Как в настоящей избе у нас есть и «Красный угол», и русская печь, и прялка, и красавец самовар…
Провели открытые занятия по данной теме, такие как «В гостях у Сударушки», «Куклы наших бабушек», «Традиции и обычаи русского народа»
Музыкальный руководитель помогает подготовить и провести развлечения, такие как «Приходила коляда…», «Широкая масленница», «По осенним дорожкам» и др.
Экспонаты используются в процессе непосредственно образовательной деятельности. Учитель-дефектолог проводит индивидуальные коррекционные занятия, используя атрибуты русского народного творчества.
Родители вместе со своими детьми активно участвуют в конкурсах, занимают призовые места. Например, «Избушка на курьих ножках» на тему русских народных сказок. «Новый год на Севере» и др.
Дети с большим удовольствием наряжаются в народные костюмы, которые находятся в «Уголке ряженья»
Базой для становления духовно – нравственнойличности являетсясемья.Роль папы и мамы представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета.
Разработаны и реализованы краткосрочные проекты: «Русская изба», «Русская ярмарка», «У самовара», «Путешествие в прошлое одежды и ткани»
Разработан долгосрочный проект «Папа, мама, я – спортивная семья!», участие в концертах ко Дню матери, совместные экскурсии в выходной день, например, в Соколятник и др. мероприятия.
Эстетическое воспитаниеХудожественная деятельность, декоративно – прикладное искусство формирует эстетический вкус
Трудовое воспитаниеТруд воспитывает не только гуманное качество (доброту, отзывчивость, любовь, бережное отношение к окружающему миру), но и волевые (самостоятельность, организованность, ответственность)
Неслучайно участок группы, где дети играют в народные игры, проводятся наблюдения и праздники (Например, «Люблю березку русскую!») так же оформлен в соответствующем стиле
Непременным элементом народных обрядовых праздников были игры. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. В такие игры, как «Бабка Ёжка», «Жмурки», «Два Мороза», «Горелки» и др., мы играли во время утренней гимнастики, на прогулке, на физкультурных и музыкальных занятиях. Составлены картотеки народных подвижных и дидактических игр.
Результатом работы по данной теме являются многочисленные дипломы и грамоты
По итогам работы мы считаем достижением создание в группе доброжелательности сочувствия и взаимопонимания, богатой предметно – пространственной среды; удалось привлечь большинство родителей к активному участию в жизни детей.
Очень важно воспитывать в детях доброту, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую жизнь», её нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю лучше.