Просмотр содержимого документа
«"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста"»
«Духовно – нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
МБДОУ № 63 «Катюша»
Группа «Крепыш»
Повестка дня
1. Вступительное слово.
Заведующий Бундакова Л.А.
2. Годовые задачи МБДОУ № 63 на 2016 – 2017 учебный год и
пути их реализации.
Возрастные и психологические особенности детей 3-4 лет.
Воспитатель Шамсутдинова А.Ф.
3. Знакомство с долгосрочным проектом для воспитанников и
их родителей «Уроки доброты».
Воспитатель Дубовицкая С.В.
4. Знакомство с программой «Истоки» (литература, формы
работы с детьми и родителями).
Воспитатели.
5 . Разное.
Годовые задачи
на 2016 – 2017 учебный год
Систематизировать работу педагогического коллектива по внедрению проектного метода обучения и воспитания дошкольников с целью их художественно – эстетического развития.
2. Формировать систему духовно – нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе реализации программы «Социокультурные истоки» через тесное взаимодействие с семьями воспитанников.
Сетка занятий младшего дошкольного возраста №2 «Крепыш»
Понедельник
Музыка 9.00 – 9.15
2. Познавательное развитие ФЭМП 9.30 – 9.45
Вторник
Физич. культура 9.00 – 9.15
2. Развитие речи 9.30 – 9.45
Среда
Худ. эст. развитие (рисование) 9.00 – 9.15
2. Физич. культура (на прогулке) 10.30 – 10.45
Четверг
Физич. культура 9.00 – 9.15
2. Познавательное развитие(ознакомление с окр. миром)
9.30 – 9.45
Пятница
Музыка 9.00 – 9.15
2. Худ. эст. развитие (лепка, аппликация) 9.25 – 9.40
Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»
Применение педагогического проекта в практической деятельности позволит обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, формировать социально-коммуникативные умения и навыки, этические представления, социально-общественные качества, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей, создаются благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты
Цель: духовно-нравственное воспитании детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной культурой
Задачи:
1.Формировать у детей способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо-плохо», можно-нельзя-надо». Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
2.Развивать и обогащать словарь детей.
3.Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним, послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, поморгать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
4.Воспитывать чувства почтения и любви к родителям.
5.Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
6.Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
7.Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Актуальность темы
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».
Гипотеза
Приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
В результате проектной деятельности будет подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:
Через восприятие сказок мы:
- воспитываем детей
- развиваем выразительную, образную речь
- развиваем логическое мышление
- развиваем творческую активность
- сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых.
По курсу пропедевтики «Истоки»
разработан следующийинструментарий:
-- программа для дошкольного образования;
--- планы развивающих занятий с детьми 3 – 7 лет;
--- комментарии и пояснительная записка к программе;
--- система активных занятий с родителями «Моя семья»;
--- серия книг для развития детей 3 – 7 лет;
--- готовятся к изданию методические рекомендации к ним
и хрестоматии для детей 3 – 4 лет и 4 – 5 лет.
Программа для дошкольников рассчитана на четыре
года развития детей (с 3 до 7 лет), на четыре возрастные
группы: младшая (3 – 4 года), средняя (4 – 5 лет), старшая
(5 – 6 лет), подготовительная к школе группа(6 – 7 лет).
По курсу «Истоки» разработан
следующий инструментарий:
Книги для развития детей 3 -4 лет:«Доброе слово»,
«Добрый мир»,«Добрая книга»
В младшей группе ( 3 – 4 года)
осуществляется первичное
прочувствованное восприятие
социокультурных категорий:
Слово, Образ, Книга.
Темы занятий курса для родителей «Моя семья»
в первый год обучения (3 – 4 года)
--- «Имя моего ребенка»,
--- «Любимый образ»,
--- «Добрый мир»,
--- «Добрая книга»,
--- «Доброе слово в семье».
Результаты реализации программы
В плане личностного развития:
Воспитывает чувство патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье.
В плане социализации:
Развивает умение ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном, духовном и культурном наследии, формирует навыки сотрудничества в социуме.
В плане профессиональной деятельности педагога:
Формирует добросовестное отношение к труду, приводит к осознанию духовного смысла труда на Земле.