Детский экологический проект: «Лекарственные растения Хабаровского края» тема минипроекта " Наш верный друг - чистотел"
Детский экологический проект: «Лекарственные растения Хабаровского края» тема минипроекта " Наш верный друг - чистотел"
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений Хабаровского края, сформировать представления о роли чистотела в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Детский экологический проект: «Лекарственные растения Хабаровского края» тема минипроекта " Наш верный друг - чистотел"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад комбинированного вида №49"г. Хабаровска
Детский экологический проект:
«Лекарственные растения
Хабаровского края»
тема минипроекта " Наш верный друг - чистотел"
Подготовила: Данилова В.С
Тип проекта - познавательно-экспериментальный
Место проведения исследования:
территория МАДОУ «Детского сад комбинированного вида №49», г. Хабаровска
Сроки выполнения проекта: май-август
Участники проекта: дети, родители, педагоги, медсестра.
Актуальность:
Формирование экологической культуры, интереса и бережного отношения к растениям, растущим на территории Хабаровского края и имеющим значение для естественного оздоровления человека.
Проблема
Минимилизация знаний детей о лекарственных растениях Хабаровского края в естественном оздоровлении человека.
Проектная идея
Создать на территории ДОУ огород лекарственных трав.
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений Хабаровского края, сформировать представления о роли чистотела в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи:
Сформировать интерес к лекарственным растениям родного края.
Расширять и формировать знания детей о чистотеле, его ценности для здоровья, правил пользования.
Развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Привлечь родителей и специалистов к работе ДОУ по теме: «Наш верный друг - чистотел»
Ожидаемый результат: дети смогут применять сформированные знания о лекарственных растениях на практике; бережно относится к растениям, помогающим здоровью человека.
Способы оценки: наблюдение, беседа, анализ продуктов творчества детей.
Материал и оборудование:
Справочная и художественная литература. Наглядный, иллюстративный материал (открытки, фотографии, слайды).
Модели: «Календарь наблюдений за ростом и развитием чистотела», «Модель растения», «Составь рассказ или загадку».
Таблички – указатели с названием растений. Контейнеры хранения лекарственного растения. Папка для гербария. Именной альбом растения. Оборудование для труда (лейки, ведра, грабли, лопатки).
Подготовительный Этап
Подготовить детскую литературу для чтения
А.Онегова «Тропинка полевая»,
Н. Павловой «Загадки цветов»,
А. Плешакова «Зеленые страницы» и др
Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет».
Просмотр видеофильма:
«Загадки нашего леса».
Конкурс «Кто быстрее»
( соберёт изученныё лекарственные растения,
среди них найдёт новое и выложит изображения на фланелеграфе и панно).
Консультация для родителей
«Зелёна аптека рядом»
Консультация медсестры для родителей
«Народная медицина»
Беседа с родителями о создании гербария
Беседа
« Наши верные друзья - лекарственные растения».
Цель : выяснить представление детей об изученных лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать новым растением - чистотел.
Цель : выяснить представление детей об изученных лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.
Исследовательско-поисковая деятельность:
«На участке ищем полезные растения»
Определить, в каком месте их растёт больше (затемнённое или солнечное).
Знакомство с новым растением - чистотел
Цель : развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
Основной Этап
Чтение детской литературы.
Знакомство с новым ядовитым растение – чистотел (презентация)
Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; правила сбора данного растения, рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Чтение экологической сказки "Волшебный чистотел".
Беседа и выводы о прочитанном.
В Хабаровском крае очень много растёт лечебной травы. Среди них растёт трава Чистотел. Это растение с большими листьями, высота его до 1 метра, ядовитое. Листья легко ломаются и выделяют оранжевые капельки сока. Сок ядовитый, жгучий. Животные его не едят. Люди соком Чистотела выводят бородавки, мозоли, различные раны . Ещё лечат кожные заболевания.
Экологическая сказка "Волшебный чистотел".
Танюша помогала бабушке дергать бурьян в огороде.Трава поддавалась легко, особенно если не тянуть за верхушку, а ухватиться у самого корешка. Таня очистила от бурьяна большую делянку, глянула на свои руки:- Бабушка! – закричала девочка. – Смотри, руки у меня все желтые.- А какие ж они должны быть, - засмеялась бабушка, – после чистотела?Таня мыла руки с мылом, терла их щеткой, вытирала полотенцем и снова намыливала мылом.- Никак не отмывается, – кипятилась девочка.- А он сразу и не отмоется, – успокоила бабушка. – Через пару дней сойдет. Такой вот он, чистотел, въедливый.- Плохая трава! – злилась Таня. – Больше никогда за нее не возьмусь.- Ох-ох. Трава плохая, – передразнила бабушка. – Трава эта полезная. Не зря же ее чисто-телом назвали. Если на теле рана какая, укус какой или бородавка, чистотел – первое средство. Да и от многих она болезней, Танюша, помогает.Танюша притихла.- То-то! – продолжила бабушка. – А ты ругаешься.- Зачем мы ее тогда всю вырвали? - задумчиво спросила Таня. – Лечили бы ею бородавки всякие.Бабушка засмеялась:- Если чистотел не дергать, то без урожая останемся. Куда нам столько, целый огород? Да и бородавок у нас нет.- Жалко, что у нас их нет, – протянула Таня. – А то бы я их мигом вывела.
Загадки
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки?
Бородавки вырастают.
Средство есть - они все «стают».
Кто избавиться хотел
Применял тот..
Дидактическая игра - загадка
«Узнай по описанию растение и собери его»
Цель: в игре закрепить у детей полученные знания о чистотеле на примере загадок, а так же закрепить из каких частей состоит чистотел, вспомнить форму листьев, цвет и форму лепестков, какие части растения используются для лечения. Совместно с детьми из разрезных картинок составить данное растение.
Экскурсия по территории Доу.
Цели: познакомить детей с изучаемым растением на участке, дать возможность потрогать, понюхать. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Вспомнить ранее прочитанную сказку и дать детям возможность самостоятельно найти тот самый "Волшебный сок" чистотела. Показать, как данное растение помогает при порезах, ранах, ушибах и т.д. Рассказать, как ещё можно применять чистотел для здоровья человека.
Занятие по ИЗО деятельности:
- «А у нас в саду - зелёная аптека» - рисование. Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления об экскурсии по территории детского сада.
- «Чистотел» - аппликация. Цель: учить детей передавать характерные особенности чистотела: жёлтые цветы, большие, широкие закруглённые овальные зелёные листья. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах чистотела.
НОД«Лесная аптека на службе человека»
Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашего города, закреплять знания о пользе и применении лекарственного растения - чистотела, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
Слушание музыки:
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.
1. В. Моцарт «Цветы»
2. Ю.Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»
Заключительный этап
Музыкальное развлечение
«В гостях у Доктора Айболита»
Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, среди которых есть чистотел, закреплять умения узнавать его среди других лекарственных трав, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
Дидактическая игра
«От какого растения часть».
Цель: закреплять умения узнавать растение по его частям и правильно его называть.
Выпуск плаката «Наш друг - чистотел»
с рекомендациями по применению данного растения (родители вместе с детьми).
Создание страницы в "Именной книге"
Цель: создать страничку об изученном растении, с его назначением в совместно созданной "Именной книге", включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками и гербарием.
Проведение викторины
«Знатоки лекарственных трав» (дети).
Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин?
Какие растения употребляют при простудах?
Соком какого растения выводят бородавки?
Составьте названия лекарственныхтрав из букв
Т
И
А
Ш
С
К
Т
А
М
М
Е
Т
Р
О
Ч
О
Я
Л
А
Выставка детских рисунков и фотографий
Список использованной литературы
Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова Москва 2006
Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство - Пресс 2009.