Просмотр содержимого документа
«Детский аутизм, история изучения. Этиология.Клинические проявления .Абилитация и педагогическая коррекция.»
.
«Детский аутизм. Определение, история изучения. Этиология. Клинические проявления. Трудности дианостики. Абилитация и педагогическая коррекция»
Под термином аутизм понимают “отрыв от реальности” уход в себя,отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия , пассивность и сверхранимость в контактах со средой .
Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах , но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые годы и даже месяцы жизни ребенка),занимает центральное,ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на всё психическое развитие ребёнка.В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма(РДА),который считают клинической моделью особого,искаженного варианта нарушения психического развития.В ряде случаев наблюдаются не все требуемые для установления диагноза РДА клинические характеристики ,хотя не возникает сомнений,что коррекция должна опираться на методы ,принятые в работе с аутичными детьми;в такой ситуации нередко говорят об аутических чертах личности.
Впервые термин «аутизм» был использован немецким психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 г.
При аутистическом расстройстве личности отмечаются :
-качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
-качественные нарушения способности к общению;
-ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения интересов и видов деятельности;
Основные причины детского аутизма неясны. В качестве объяснений выдвигаются "теория эмоциональной холодности родителей", наследственные нарушения и органические поражения ЦНС.
При возникновении подозрений на аутизм необходимо посетить детского невролога, чтобы исключить заболевания, связанные с аномалией развития мозга. Также следует посетить детского психиатра и при необходимости пройти ЭЭГ, МРТ, проверку слуха, доплерографию.
Если говорить об особенностях диагностики, то 100% метода аппаратной диагностики аутизма не существует. Диагноз ставится на основе поведенческих критериев.
Группа риска:
• Родные братья и сестры детей с аутизмом;
• Дети, чьи матери во время беременности переболели краснухой;
• Дети отцов старше 40 лет;
• Дети матерей, страдающих ожирением;
• Дети, растущие в неблагоприятной экологической обстановке.
В России первое описание аутизма в детском возрасте было представлено С. С. Мнухиным в 1947 году, который выдвинул концепцию органического, то есть обусловленного органическим поражением центральной нервной системы, происхождения РДА.
Впервые в нашей стране была создана специальная экспериментальная группа при клинической лаборатории Института дефектологии АПН СССР под руководством профессора К. С. Лебединской, которая в течение четырех лет занималась клинико-психологическим изучением детей с РДА и разработкой методов психолого-педагогической коррекции.
Из методического обеспечения, разработанного отечественными специалистами, наиболее длительный опыт применения имеет методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции К. С. Лебединской и О. С. Никольской. Эта программа постепенной реабилитации, обучения и воспитания детей с аутизмом приводит к значительному прогрессу в их развитии, коррекции страхов и агрессивного поведения.
В программу включена обязательно медицинская коррекция:
- закаливание;
-медикаментозная поддержка: успокоительные, средства повышающие активность мозга, иммуностимулирующие.
О.С. Никольской (1985 г.) предложена психологическая классификация. Ведущим в патогенезе являются нарушения эмоциональной сферы (В.В. Лебединский и др. 1990г.). Градация классификации (группы аутистического дизонтогенеза) должны отражать варианты защитных реакций аутичных детей. Тяжесть и глубину аутистических расстройств.
Группы выделены на основе особенностей вторичных стереотипных поведенческих образований, являющихся по природе своей компенсаторными, аутостимуляционными и, в то же время, патологическими, не направленными на развитие ребёнка.
Теоретической базой являются представления об уровневой организации базальной системы эмоциональной регуляции поведения (В.В.Лебединский и др. 1990 г.).
В каждой из 4-хгрупп (или видов аутистического дизонтогенеза) преобладают механизмы того или иного уровня базальной системы, эмоциональной регуляции поведения (уровни полевой реактивности, эмоциональной экспансии, эмоционального контроля соответствуют 1-4 группам аутистического дизонтогенеза по О.С. Никольской.
Дети 1-й группы с аутистической отрешённостью от окружающего характеризуются наиболее агрессивной патологией, наиболее тяжёлыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям.
Они не только бездеятельны, но и полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания. Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре.
Дети 2-й группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определённой возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счёт аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки. Взмахи рук, перебежки и т.д.), сенсорных ( самораздражение зрения, слуха, осязания) и т.д.
Внешний рисунок их поведения - манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи. эти дети обычно мало доступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще- массовой, реже во вспомогательной).
Дети 3-й группы с аутистическими замещениями окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребёнком как стихийная психодрама, которая снимает пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерны развёрнутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны. Низка способность к сопереживанию. При развёрнутом монологе очень слаб диалог.
Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
Дети 4-й группы характеризуются сверхтормозимостью. У них не менее глубок аутистический барьер, меньше выражена патология аффективной и сенсорной сфер. В их статусе на первом плане_ неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Их психический дизонтогенез приближается, скорее, к своеобразной задержке развития с достаточно спонтанной, значительно менее штампованной речью. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одарённость.
В западных странах сегодня реализуются различные программы обучения детей, страдающих аутизмом. Наиболее известных
✓ методика оперантного обучения (поведенческая терапия);
✓ ТЕАССН-программа (разработана Э. Шоплером, Р. Райхлером и Г. Месибовым в начале 70-х гг., США).
Используются и другие программы обучения детей, страдающих аутизмом:
✓ холдинг-терапия (М. Уэлси);
✓ терапия "ежедневной жизнью" (М. Катахара);
✓ терапия "оптимальными условиями" (Б. и С. Кауфманы) и др.
Оперантное обучение — создание внешних условий, которые формируют желаемое поведение в различных аспектах:
✓ социально-бытовое развитие;
✓ речь;
✓ овладение учебными предметами;
✓ формирование производственных навыков.
Обучение индивидуальное.
Результаты:
✓ до 50—60% воспитанников овладевают учебной программой массовой школы;
✓ получают работу;
✓ некоторые продолжают обучение в колледжах и университетах;
✓ желаемый уровень гибкой адаптации к жизни и обществу, как правило, не достигается.
ТЕАССН-программа.
✓ Создание соответствующих особенностям аутичного ребенка условий существования;
✓ Развитие невербальных (неречевых) форм коммуникации;
✓ Формирование простых бытовых навыков;
✓ Четкое структурирование пространства и времени;
✓ Опора на визуализацию;
✓ Обучение речи только при коэффициенте умственного развития, превышающем 50 (в то время как при легкой умственной отсталости IQ = 50—70);
✓ Обучение речи, формирование учебных и профессиональных навыков — не являются обязательными.
Цель программы — добиться возможности жить "независимо и самостоятельно".
Результаты:
✓ программа позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе с очень тяжелыми случаями аутизма;
✓ программа практически никогда не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни.
Представляет интерес и опыт Б.Г. Кравцова, применяющего активную арт-терапию в развитии детей с РДА:
✓ куклотерапия (помогает передать ответственность за роль, за слова с личности ребенка на куклу, помогая социальному контакту ребенка);
✓ боди-арт: аутичные дети очень любят рисовать на своем теле.
Подобное рисование помогает ребенку лучше осознать свое тело, его части и способствует развитию тактильных ощущений.