Гипотеза: жук-носорог –сильное и выносливое насекомое
Вопросы проекта:
Почему жук так называется?
Для чего ему нужен рог?
Может ли он летать?
Как он справляется с опасностями?
Что в нем необычного?
В чем он может помочь человеку?
Продукт работы над проектом:
публичный, устный доклад о жуке-носороге;
расширение знаний о жуке-носороге;
объединение отдельного коллектива (семьи) в поиске и анализе информации.
Достигнутые результаты:
- ребенок получил новый опыт взаимодействия с объектом природного окружения;
- получил новые знания о животном мире, а конкретно о жуке-носороге;
- открылась возможность для использования новых знаний в научной деятельности, что должно побудить ребенка к дальнейшей самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.
Общение ребенка с родителями во время совместной работы над проектом помогло наполнить детско-родительские отношения новым смыслом и вывести их на новый интеллектуальной и эмоциональный уровень
Ход реализации проекта
Первый этап – побуждение познавательно-исследовательской мотивации
Просмотренный мультфильм «Солдатская сказка» побудил к исследованию насекомого жука-носорога. Возникает интерес в поисках объяснений.
Второй этап - сбор информации, приобретение новых знаний (начало создания продукта работы над проектом)
Родители рассказывают ребенку о существующих насекомых, больше всего уделяя внимание жуку-носорогу, читают книги, рассматривают фото в интернете, просматривают научные фильмы. Разъясняют информацию и отвечают на возникающие вопросы.
В процессе сбора информации родители учат ребенка искать ответы на вопросы, побуждают к самостоятельным выводам.
Третий этап – оформление продукта работы над проектом
Обобщение изученного материала, составление доклада. Анализ и подбор фотографий.
Четвертый этап – презентация проекта ребенком
Однажды, в выходной день, мы с семьей посмотрели старый мультфильм «Солдатская сказка». Это история о Великой Отечественной Войне. Когда солдат уходил на фронт, сынишка дал ему жука-носорога и просил сохранить до конца войны. Мужчина очень дорожил подарком сына, всю войну они прошли вместе. А, однажды, жук спас своего верного друга. Когда враг прицелился в солдата из винтовки, жук-носорог ударил врага прямо в глаз, и тем самым спас товарища. Мне было радостно, что жук оказался таким верным другом, настоящим бойцом! Меня настолько поразила эта история, что я очень увлеклась и провела настоящее исследование «Насекомое – герой».
Итак, меня зовут Гавриличева Варвара. Я хожу в детский сад «Семицветик» в группу 22 «Веселые друзья». Я долго думала, почему именно жука-носорога мальчик дал отцу? Что в нем особенного? У меня накопились вопросы:
Почему жук так называется?
Для чего ему нужен рог?
Может ли он летать?
Как он справляется с опасностями?
Что в нем необычного?
В чем он может помочь человеку?
Я предположила, что неслучайно сын дал папе именно жука-носорога. Наверное, он и вправду очень сильный, выносливый, каким бывает только герой!
Я засыпала вопросами маму, попросила ее помочь мне узнать о жуке как можно больше. Дома мы с мамой посмотрели интересный фильм, из которого узнали, что жук получил свое название неспроста. Оказывается, удивительная схожесть насекомого с носорогом заключается не только в наличии рога, но и в чертах поведения, в медлительном образе жизни и наличии толстого хитинового покрова кожи, своеобразной брони - защиты. Ученые не знают, зачем насекомому рог. Известно, что при нападении врага, жук не использует его для спасения. При встрече с врагом он притворяется мертвым. Вот какой хитрец!
А еще, мы с бабушкой сходили в библиотеку, и там из энциклопедии узнали, что жук-носорог обыкновенный принадлежит к семейству пластинчатоусых. Жук крупный, до 4.5 см. Цвет от светло-коричневого до темно-коричневого, снизу покрыт рыжими волосками. Голова у жука относительно тела небольшая. У самцов большую часть головы занимает вырост – рог. Жуки-носороги обычно покидают свои подземные убежища только в темное время суток. Случайно оказавшись на поверхности днем, жук, как истинный носорог, разгребает слой древесных остатков рогом и пробирается в темную прохладную глубину. Так вот почему жук мог жить в спичечном коробке!
Согласно законам физики жук-носорог не может летать – его тело не способны поднять в воздух легкие крылья. Но, не смотря на физические законы – жук-носорог неплохо летает. Когда в нас вечером на природе случайно врезается летящий жук-носорог, мы отчётливо ощущаем электрический разряд, как будто бы нас по руке ударил электрический ток. Когда я об этом узнала, я вспомнила, как в мультфильме он поразил врага в глаз!
Меня удивило, что это маленькое существо таит в себе столько еще до конца не изученных тайн. Мне хотелось все больше и больше узнать о жуке. С сестрой мы прочитали в интернете и узнали, что жук-носорог способен передвигать груз в 850 раз превышающий вес самого жука. Настоящий силач!
А еще, он не считается вредным насекомым и не способен укусить или ужалить. Жук может помогать человеку: его используют для изучения опасных и труднодоступных для человека мест, для выполнения дистанционной фотосъемки, для этого к брюшку крепят сверхминиатюрные видео и фотокамеры.
Всем что я узнала, захотела поделиться с друзьями. Но прежде, решила провести небольшое исследование. С помощью воспитателей мы организовали опрос и попросили ответить на вопросы:
Есть ли дома питомцы-насекомые?
Кто видел жука-носорога?
Почему его так называют?
В результате исследования, мы выяснили:
Мои друзья тоже заинтересовались историей жука-носорога. Мы вместе в детском саду посмотрели мультфильм, и я поделилась с ними своими знаниями.
Проведя исследование, я подтвердила свое предположение, что жук-носорог – герой – сильный, выносливый, помощник человека. Он может помочь победить врага, как бы охраняет от беды. Мой папа защищает нашу Родину. Я сделала для него жука-носорога, пусть он станет его талисманом и помогает во всем.