kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Агрессия при аутизме: откуда берётся и как с ней бороться?

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация для работы с родетелями и педагогами восспитывающих детей РАС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Агрессия при аутизме: откуда берётся и как с ней бороться?»

АГРЕССИЯ У АУТИСТОВ. Автор работы:  тьютор п.Пурпе Гордиенко Оксана Валериевна

АГРЕССИЯ У АУТИСТОВ.

Автор работы:

тьютор

п.Пурпе

Гордиенко Оксана Валериевна

Агрессия является одной из наиболее неприятных проблем, с которой сталкиваются родители и педагоги аутичного ребенка. Как правило, она проявляется как реакция на стресс и раздражители. Но часто дети агрессивничают, если не получают то, чего хотят. Чтобы прекратить истерику, малышу потакают и удовлетворяют практически любой его запрос. Такой подход неуместен в отношении детей с расстройством аутистического спектра, поскольку со временем делает невозможным или проблематичным обучение и развитие новых навыков. Современные методы коррекции поведения (АБА-терапия) позволяют не только уменьшить количество истерик, сопровождающихся агрессией, но и научить ребенка самоконтролю. Для этого необходимо определить причину, которая провоцирует такое состояние и подобрать эффективные механизмы влияния в соответствии с особенностями аутиста и его болезни. Стоит сразу уточнить, что агрессия и агрессивность не являются синонимами.

Агрессивность — это устоявшаяся поведенческая модель, возникающая, когда родители поощряют деструктивные реакции у ребенка на различные раздражители. В результате у него вырабатываются отрицательные поведенческие привычки. Агрессия является реактивным поведением, неосознанным и возникающим в автоматическом режиме. Состояние наступает при активности защитных свойств организма в условиях сильного раздражителя, например, сенсорного. Зная, что является стрессом, можно предотвратить агрессивное поведение у аутиста.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ АГРЕССИЯ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ?

Вспышка неконтролируемой агрессии не является личным желанием ребенка. Она объясняется биологическими процессами, возникающими под воздействием неподвластных нейронных импульсов. Иными словами, агрессия у детей с РАС — это рефлекс. Чаще всего она проявляется по отношению к другим людям: аутист может драться, бить, кусаться, бросать предметы в близких и т.д. Также возможна самоагрессия (самоповреждающее поведение). Ребенок может наносить себе различные повреждения, сильно трясти головой, громко плакать или кричать, брыкаться, делать невозможным ваше приближение и др. Самоагрессия представляет реальную угрозу для здоровья ребенка и требует обязательного вмешательства со стороны специалистов. При попытках коммуницировать с окружающим миром, выполнять невербальные действия и реагировать на внешние раздражители для детей с РАС агрессия и само повреждающее поведение являются основными проблемами. Они могут возникнуть в силу различных обстоятельств и у нейротипичного ребенка, но у аутистов показатель агрессии намного выше. Особенно это проявляется в отношении близких родственников.

При расстройстве аутистического спектра фактором риска является возраст: чем младше аутенок, тем вероятнее у него появление бесконтрольных вспышек агрессии. Чаще всего такое отрицательное поведение фиксируется у детей-аутистов, у которых сильно нарушено взаимодействие с социумом, наблюдаются часто повторяющиеся действия и стереотипии. Но агрессия в этом случае вполне объяснима: это единственно возможный способ для них выразить страх, тревогу, гнев, разочарование или другие чувства. Несмотря на такое поведение, способность к развитию и обучению у аутят не исчезает. Правильно подобранное лечение и занятия по сенсорной адаптации позволяют снизить частоту приступов агрессии, ее интенсивность и научить ребенка, как справляться с негативными эмоциями и стрессовыми ситуациями. К тому же, проанализировав внешние факторы, которые могут воздействовать в качестве раздражителей, можно понять, почему аутисты кусаются или агрессивно реагируют, и справится с этой привычкой.

При расстройстве аутистического спектра фактором риска является возраст: чем младше аутенок, тем вероятнее у него появление бесконтрольных вспышек агрессии. Чаще всего такое отрицательное поведение фиксируется у детей-аутистов, у которых сильно нарушено взаимодействие с социумом, наблюдаются часто повторяющиеся действия и стереотипии. Но агрессия в этом случае вполне объяснима: это единственно возможный способ для них выразить страх, тревогу, гнев, разочарование или другие чувства. Несмотря на такое поведение, способность к развитию и обучению у аутят не исчезает. Правильно подобранное лечение и занятия по сенсорной адаптации позволяют снизить частоту приступов агрессии, ее интенсивность и научить ребенка, как справляться с негативными эмоциями и стрессовыми ситуациями. К тому же, проанализировав внешние факторы, которые могут воздействовать в качестве раздражителей, можно понять, почему аутисты кусаются или агрессивно реагируют, и справится с этой привычкой.

КАК БОРОТЬСЯ С АГРЕССИЕЙ У АУТИСТОВ?

ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ В БОРЬБЕ С АГРЕССИЕЙ

Агрессивное поведение не только доставляет дискомфорт всем членам семьи, но и может быть опасным для ребенка и окружающих. Именно поэтому важно помочь аутисту в этой ситуации: установить приводящие причины, научить правильному реагированию и в дальнейшем стараться не допускать возникновения стрессовых для малыша ситуаций. Признайте важность чувств аутичного ребенка, если его что-то сильно расстроило. Например, сделайте телевизор тише, если его раздражают громкие звуки или паузу в обучении, если аутист испытывает эмоциональную перегрузку и начинает проявлять недовольство. Выражение эмоций, пускай и негативных, является вполне естественным и запретить это нельзя. Как только малыш поймет, что проявлять эмоции можно и нужно, вам будет намного проще скорректировать его поведение для реагирования на сложные ситуации. Важно подавать правильный пример и обходиться в стрессовых ситуациях без бурных эмоциональных всплесков и бранных слов. Дети с РАС всегда равняются на взрослых — это для них один из способов обучения. Если вы будете спокойно выражать свои чувства и словами объяснять, что вас расстроило, им будет проще перенять и сформировать у себя правильную модель поведения в той или иной ситуации.

ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА A-B-C Чтобы предугадывать возможную вспышку агрессии, используют принцип A-B-C:    А предпосылка (antecedent). Факторы, которые сподвигают ребенка к проявлению агрессии. Для уточнения предпосылки важно фиксировать точное время и дату, место и условия инцидента.    B поведение (behaviour). Описывает, как среагировал аутенок на провоцирующий фактор. Обязательно записывайте все нюансы.   С последствия (consequence). К чему привели действия малыша? Как они повлияли на него и окружающих? Отвечая на эти вопросы, вы определите, каковыми являются последствия очередной вспышки агрессии. Начните записывать в дневник все нюансы, связанные с проявлением агрессивного поведения: во сколько часов это случилось, при каких условиях, после каких или перед какими действиями, что вы делали или говорили в этот момент, было ли дискомфортно ребенку, пытался ли он вам что-то сообщить другим способом и т.д. Фиксируя наблюдения таким образом, вы сможете выяснить, что находится на пути к гневу, и предпринять соответствующие меры.

ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА A-B-C

Чтобы предугадывать возможную вспышку агрессии, используют принцип A-B-C:

 А предпосылка (antecedent). Факторы, которые сподвигают ребенка к проявлению агрессии. Для уточнения предпосылки важно фиксировать точное время и дату, место и условия инцидента.

 B поведение (behaviour). Описывает, как среагировал аутенок на провоцирующий фактор. Обязательно записывайте все нюансы.

 С последствия (consequence). К чему привели действия малыша? Как они повлияли на него и окружающих? Отвечая на эти вопросы, вы определите, каковыми являются последствия очередной вспышки агрессии. Начните записывать в дневник все нюансы, связанные с проявлением агрессивного поведения: во сколько часов это случилось, при каких условиях, после каких или перед какими действиями, что вы делали или говорили в этот момент, было ли дискомфортно ребенку, пытался ли он вам что-то сообщить другим способом и т.д. Фиксируя наблюдения таким образом, вы сможете выяснить, что находится на пути к гневу, и предпринять соответствующие меры.

ПОНИМАНИЕ ПРИЧИН АГРЕССИИ  Правильная расшифровка A-B-C важна для выявления истинных причин и разработки методов по предотвращению нежелательного поведения. Когда соберете достаточно информации, обратитесь за помощью к профильным специалистам. Поведенческий терапевт сможет сравнить сценарии поведения аутиста и выявить наиболее эффективные способы реагирования в такой ситуации. Затем нужно научить ребенка связывать причину и следствие. Помните, дети с РАС неосознанно проявляют агрессию, поэтому иногда им бывает стыдно за свое поведение, оно может их расстраивать не меньше, чем вас. Если причиной стала сломанная игрушка, объясните что нужно в такой ситуации попросить о помощи. Просьба позволяет быстро вернуть игрушке изначальный вид. Причину и следствие лучше всего подкреплять визуальными подсказками. Бывают случаи, когда агрессия у ребенка с аутизмом вызвана не конкретным фактором, а сразу несколькими, причем не связанными между собой. В этом случае поможет принцип A-B-C и расшифровка данных профессиональным поведенческим аналитиком.  

ПОНИМАНИЕ ПРИЧИН АГРЕССИИ

Правильная расшифровка A-B-C важна для выявления истинных причин и разработки методов по предотвращению нежелательного поведения. Когда соберете достаточно информации, обратитесь за помощью к профильным специалистам. Поведенческий терапевт сможет сравнить сценарии поведения аутиста и выявить наиболее эффективные способы реагирования в такой ситуации. Затем нужно научить ребенка связывать причину и следствие. Помните, дети с РАС неосознанно проявляют агрессию, поэтому иногда им бывает стыдно за свое поведение, оно может их расстраивать не меньше, чем вас. Если причиной стала сломанная игрушка, объясните что нужно в такой ситуации попросить о помощи. Просьба позволяет быстро вернуть игрушке изначальный вид. Причину и следствие лучше всего подкреплять визуальными подсказками. Бывают случаи, когда агрессия у ребенка с аутизмом вызвана не конкретным фактором, а сразу несколькими, причем не связанными между собой. В этом случае поможет принцип A-B-C и расшифровка данных профессиональным поведенческим аналитиком.

 

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В СЛУЧАЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ ВЫЯВИТЬ ПРИЧИНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СРЫВА  Истерика и агрессивное поведение — это невозможность совладать с собственными эмоциями, стрессом (например, смена привычного распорядка дня). Как правило, большинство детей сначала пытаются заявить о своем беспокойстве менее радикальными методами, но ввиду нарушения речи и социальных отношений часто остаются непонятыми. Основные причины возникновения агрессии у аутистов:   Непонимание происходящего вокруг. Детям с РАС трудно установить причинноследственную связь, понять мимику и жесты, намеки и скрытый смысл слов. Непонимание сложившейся ситуации и логики вещей может вызвать страх, опасение и эмоциональный срыв.    Невозможность выразить собственные чувства и желания. Когда нейротипичный ребенок чего-то хочет, то говорит об этом (“дай мне”, “я хочу”). У большинства аутистов нарушена вербальная функция, поэтому они пытаются всеми возможными способами сообщить, что им нужно. Иногда это выражается в агрессии.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В СЛУЧАЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ ВЫЯВИТЬ ПРИЧИНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СРЫВА

Истерика и агрессивное поведение — это невозможность совладать с собственными эмоциями, стрессом (например, смена привычного распорядка дня). Как правило, большинство детей сначала пытаются заявить о своем беспокойстве менее радикальными методами, но ввиду нарушения речи и социальных отношений часто остаются непонятыми. Основные причины возникновения агрессии у аутистов:

 Непонимание происходящего вокруг. Детям с РАС трудно установить причинноследственную связь, понять мимику и жесты, намеки и скрытый смысл слов. Непонимание сложившейся ситуации и логики вещей может вызвать страх, опасение и эмоциональный срыв.

 Невозможность выразить собственные чувства и желания. Когда нейротипичный ребенок чего-то хочет, то говорит об этом (“дай мне”, “я хочу”). У большинства аутистов нарушена вербальная функция, поэтому они пытаются всеми возможными способами сообщить, что им нужно. Иногда это выражается в агрессии.

  Сенсорные перегрузки. Дети с РАС в большей мере являются очень чувствительными, особенно к сенсорным явлениям (звук, свет, запах и др.). Слишком громкие звуки, яркий свет, неприятная текстура вещей и другие раздражители без специальной сенсорной терапии вызывают у аутят самые непредсказуемые реакции.   Повышенная тревога. Аутисты с осторожностью относятся к новым вещам в своем привычном окружении. Когда они не понимают назначение очевидного для нас, взрослых, предмета (например, горшка), то могут даже испытывать к нему страх. Если попросить ребенка присесть на такой “непонятный” горшок, он вполне вероятно закатит истерику. Кроме того, агрессия может выступать для малыша попыткой избежать тревожных ситуаций или действий.

 Сенсорные перегрузки. Дети с РАС в большей мере являются очень чувствительными, особенно к сенсорным явлениям (звук, свет, запах и др.). Слишком громкие звуки, яркий свет, неприятная текстура вещей и другие раздражители без специальной сенсорной терапии вызывают у аутят самые непредсказуемые реакции.

 Повышенная тревога. Аутисты с осторожностью относятся к новым вещам в своем привычном окружении. Когда они не понимают назначение очевидного для нас, взрослых, предмета (например, горшка), то могут даже испытывать к нему страх. Если попросить ребенка присесть на такой “непонятный” горшок, он вполне вероятно закатит истерику. Кроме того, агрессия может выступать для малыша попыткой избежать тревожных ситуаций или действий.

НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СПОСОБАМ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ  Агрессия у подростков-аутистов может объясняться банальным незнанием, что делать с эмоциями и как их выражать. Им нужна ваша помощь в этом вопросе:   разработайте для ребенка наглядный план действий для каждой стрессовой ситуации (сильный шум вокруг, новые люди, незнакомые места и т.д.);   научите ребенка самостоятельно успокаиваться (глубокие вдохи, счет до десяти, дистанционное отстранение от раздражителя);   продумайте сигналы, с помощью которых аутист сможет сообщать вам, чего хочет (фотографии кухни, туалета, игрушка или предмет, звуки, жесты);   хвалите ребенка за каждое правильное выполнение действия, которому вы его обучали. Подкрепляйте достижения поощрением.

НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СПОСОБАМ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ

Агрессия у подростков-аутистов может объясняться банальным незнанием, что делать с эмоциями и как их выражать. Им нужна ваша помощь в этом вопросе:

 разработайте для ребенка наглядный план действий для каждой стрессовой ситуации (сильный шум вокруг, новые люди, незнакомые места и т.д.);

 научите ребенка самостоятельно успокаиваться (глубокие вдохи, счет до десяти, дистанционное отстранение от раздражителя);

 продумайте сигналы, с помощью которых аутист сможет сообщать вам, чего хочет (фотографии кухни, туалета, игрушка или предмет, звуки, жесты);

 хвалите ребенка за каждое правильное выполнение действия, которому вы его обучали. Подкрепляйте достижения поощрением.

СОЗДАТЬ УЮТНЫЙ УГОЛОК

Дом является местом, где аутисты обычно проводят больше всего времени. Если в нем будет сохраняться спокойная атмосфера, это может помочь сократить количество стрессовых факторов, предотвратить депрессию и побороть агрессию. Дети с РАС любят стабильность и стремятся к ней, поэтому старайтесь следовать одному и тому же распорядку, и подкрепите его картинками, описывающими, что последовательно должен делать ребенок на протяжении дня. Очень важно создать в доме уголок, где малыш сможет отдыхать от сенсорных раздражителей и справляться со стрессом. Особенным детям тяжело подолгу изучать новые навыки, а обработка и восприятие информации порой приводят к эмоциональным перегрузкам. Чтобы не допустить этого, нужно выделить ребенку отдельную комнату и оформить ее соответствующим образом. Лечение аутизма проходит эффективнее в комфортных для ребенка условиях. Постарайтесь научить ребенка подавать сигнал, когда ему необходимо побыть наедине. Это может быть карточка с изображением его комнаты или игрушка, которую он носит с собой. Наличие своего собственного уголка способствует формированию картины мира и новых навыков в процессе обучения. Также с ощущением защищенности проще формируются навыки самопомощи у аутистов.

ФИКСИРОВАТЬ ИСТОРИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СРЫВОВ  Если вы будете вести историю всех вспышек агрессии, это позволит вам лучше понять поведение ребенка и его причины. Чтобы не было путаницы, отвечайте на одни и те же вопросы:   Что расстроило?   Как проявлялись признаки стресса?   Помогли ли вы ребенку справиться с ним? Помогло ли это? Что вы можете предпринять, чтобы не допустить агрессии и самоагрессии в дальнейшем?  Стоит помнить, что многие аутисты из-за незнания как выражать эмоции подолгу скрывают их в себе. Только опытный поведенческий терапевт с помощью различных тестов может определить нарастающий “ураган” чувств и предотвратить выплеск негативных эмоций в виде агрессивного поведения.

ФИКСИРОВАТЬ ИСТОРИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СРЫВОВ

Если вы будете вести историю всех вспышек агрессии, это позволит вам лучше понять поведение ребенка и его причины. Чтобы не было путаницы, отвечайте на одни и те же вопросы:

 Что расстроило?

 Как проявлялись признаки стресса?

 Помогли ли вы ребенку справиться с ним? Помогло ли это?

  • Что вы можете предпринять, чтобы не допустить агрессии и самоагрессии в дальнейшем?

Стоит помнить, что многие аутисты из-за незнания как выражать эмоции подолгу скрывают их в себе. Только опытный поведенческий терапевт с помощью различных тестов может определить нарастающий “ураган” чувств и предотвратить выплеск негативных эмоций в виде агрессивного поведения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Агрессия при аутизме: откуда берётся и как с ней бороться?

Автор: ГОРДИЕНКО ОКСАНА ВАЛЕРИЕВНА

Дата: 12.09.2021

Номер свидетельства: 586542


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства