-возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
-планируемые результаты;
2. Содержательный раздел.
2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребёнка, представленными в пяти
образовательных областях
2.2.Описание образовательной деятельности по коррекции речевых
нарушений у детей с ОНР (1,2 год обучения)
2.3. Взаимодействие специалистов по коррекционной работе.
Работа логопеда с родителями
3 Организационный раздел
3.1 Особенности организации предметно-пространственной среды
3.2. Организация коррекционно-развивающей работы (1 и 2 год обучения)
- режим дня
-планирование объёма непосредственно образовательной деятельности
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 г., №273-Ф3)
Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
«Типовым положением о дошкольном учреждении» за № 666 от 12 сентября 2008 г., которое предусматривает совмещение основной образовательной программы ДОУ и коррекционной программы по преодолению ОНР (Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей (авторы Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина,2010 г.)
Во исполнение приказа департамента образования Тульской области №583 от 21.04.2003 г. «О введении в содержание дошкольного образования регионального компонента», ознакомление с родным краем осуществляется на основе рабочей программы «Маленький горожанин» (принята на совете педагогов от 29.05.08 г. протокол №18)
Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей 5 -7 лет с общим недоразвитием речи, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Основными задачами программы являются:
формирование полноценных произносительных навыков,
развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза,
развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
обогащение словаря детей;
воспитание у детей умения правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи
Целевые ориентиры освоения «Программы»
детьми 5-6 лет с ОНР (1 год обучения)
Ребенок:
проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо(конкретной) цели;
понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств.
употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств и качеств;
использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;
использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;
пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;
составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;
владеет простыми формами фонематического анализа;
владеет элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;
может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
обладает значительно возросшим объемом понимания речи;
обладает возросшими звукопроизносительными возможностями;
в речи употребляет все части речи, проявляя словотворчество;
использует различные виды интонационных конструкций. Речевое развитие
с помощью взрослого рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения;
сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно);
обладает значительно расширенным активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы;
владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми.
Целевые ориентиры освоения «Программы»
детьми 6-7 лет с ОНР (2 год обучения)
Ребенок:
обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов;
составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
умеет составлять творческие рассказы;
осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;
правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом); воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста). Замечает ошибки в звукопроизношении
грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;
владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;
использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;
объясняет значения знакомых многозначных слов;
пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;
выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;