Просмотр содержимого документа
««Здоровье, спорт, семья и я – неразлучные друзья!»»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 279 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:
«Здоровье, спорт, семья и я – неразлучные друзья!»
Образовательная область: «Физическое развитие»
Вид проекта: практико-ориентированный, оздоровительный, игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (Март 2023 г.).
Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Разработала:
воспитатель
Моисеева Юлия Вячеславовна
Донецк-2023 г.
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз.
(Ж. Жабаев)
Актуальность проекта. Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Отношение к здоровому образу жизни и стремление к физической активности прививается ребенку в раннем возрасте. Природа наградила малышей любознательностью и желанием активно двигаться. Детство – это начало формирования физического развития, здоровья, выносливости, работоспособности, поэтому дошкольный возраст считается самым благоприятным периодом для приобретения необходимых навыков. Охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников остается приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения. Сохранение и укрепление здоровья детей основная задача дошкольного образования, поэтому физкультурно-оздоровительная работа является основой нашего МБДОУ. За многие годы коллективом МБДОУ выбран определенный алгоритм развития двигательной активности, который способен решать задачи обозначенные ГОС ДО. Стандарт является ориентиром для независимой оценки дошкольного образования. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей. В образовательной области «физическое развитие» - главной задачей является гармоническое развитие у воспитанников физического и психического здоровья.
Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и дома. Организованная образовательная деятельность по физическому развитию является основной формой физического воспитания дошкольников, обязательной для всех детей, проводимой круглый год, по три занятия в каждой возрастной группе.
Цель проекта:
Формирование у детей и родителей основы здорового образа жизни, представлений о здоровье, мотивировать к занятиям физической культуры и спорта.
Задачи проекта:
- развить личность каждого ребенка через совершенствование физических качеств, спортивных умений и навыков;
- формирование мотивации детей дошкольного возраста к занятиям спортом;
-прививать желание систематически заниматься двигательной активностью и спортом;
- обогатить знаниями в области физической культуры и спорта;
- формировать интерес к играм соревновательного характера;
- сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
Методы и формы:
Проведение утренней гимнастики, гимнастики пробуждения; организация подвижных игр в помещении и на прогулке; использование комплекса ОРУ; проведение физкультминуток в виде дифференцированных игр и упражнений с учетом индивидуальных особенностей детей.
Формы реализации проекта:
- Работа с детьми
- Работа с родителями
-Спортивный семейный праздник «Здоровье, спорт, семья и я – неразлучные друзья!»
Ожидаемый результат:
Активизируются и расширятся знания детей о том, что такое здоровье и как его сберечь; что такое витамины, их роль в жизни человека; что такое микробы и вирусы; что такое здоровое питание; как избежать болезней. Дети узнают простейшие правила оказания себе первой помощи. Способствование повышению физического здоровья детей. Совместная двигательная активность родителей с детьми повысит интерес к занятиям спортом. Родители познакомятся с информацией по укреплению здорового образа жизни в семье. Повысится интерес к образовательно-воспитательному процессу, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы. Расширение знаний детей и родителей об укреплении своего здоровья.
Этапы реализации проекта:
Этапы
Содержание работы
Подготовительный
1.Изучение литературы по данной теме.
2.Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровье-сберегающим технологиям.
3.Определение проблемы, постановка цели и задач, подбор методической литературы.
4.Анкетирование родителей (на сентябрь 2022г. и март 2023г.).
5.Разработка перспективного плана организации мероприятий.
6. Анкетирование родителей «О здоровом образе жизни».
7.Подбор физкультурного оборудования, музыкального сопровождения.
8.Приобретение медалей.
Практический
Работа с детьми
Работа с родителями
1. Беседы с детьми о занятиях спортом, для чего они нужны. Рассматривания иллюстраций с изображением различных видов спорта.
2. Физкультурные занятия, режимные моменты (утренняя гимнастика с предметами спортивными. Закаливающие процедуры: дыхательная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, гимнастика после сна. Проведение занятий по физическому развитию (2 раза в неделю) и 1 раз в неделю на свежем воздухе. Подвижные игры на свежем воздухе каждый день (при благоприятных климатических условиях).
3.Познакомить детей с пословицами, поговорками, стихотворениями о спорте. Беседы на тему «Что такое ЗОЖ?», «Какие виды спорта мы знаем?», «Полезные витамины», «Здоровые, крепкие зубки», «Режим дня дошкольника»;
4. Рисование на тему: «Я люблю спорт»,
5.Проведение игрового занятия «Путешествие в страну здоровья. Дидактическая игра: «Зимние и летние виды спорта»; проведение спортивного праздника «Здоровье, спорт, семья и я – неразлучные друзья!»
1.Индивидуальные беседы с родителями детей о физических умениях и навыках ребенка
2.Консультации о здоровом образе жизни: «Профилактика плоскостопия – красивая, правильная осанки», «Значение подвижных игр в жизни дошкольника», «Активный отдых зимой». Оформление стенгазеты «Спорт – наш друг»
Заключительный
Проведение спортивного семейного праздника «Здоровье, спорт, семья и я – неразлучные друзья!».
Выставка рисунков «Я люблю спорт»
Презентация проекта «Здоровье, спорт, семья и я – неразлучные друзья!».
Результативность:
- у детей сформируется представление о здоровом образе жизни;
- дети и родители осознают значимости и необходимость здорового образа жизни;
- активность детей, родителей воспитанников в принятии участия в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, которые будут проводится в детском саду.
Список используемой литературы
1. Агаджанова, С. Н. Физическое развитие детей / С.Н. Агаджанова. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 444 c.
2. Агапова И. А. «Спортивные сказки и праздники для дошкольников», Москва, 2011 г.
3. Алябьева, Е. А. Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2015. - 144 c.
4. Анисимова, Т. Г. Физическое воспитание детей 2-7 лет: развернутое перспективное планирование по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой / Т.Г. Анисимова. - Москва: ИЛ, 2016. - 610 c.
5. Бережнова, О. В. Парциальная программа физического развития детей 3-7 лен "Малыши-крепыши" / О.В. Бережнова, В.В. Бойко. - М.: Цветной мир, 2016. - 136 c.
6. Ковалева, Анна Академия солнечных зайчиков. Хочу быть здоровым. Развивающие задания и игра для детей 5-6 лет / Анна Ковалева. - М.: Сфера, 2016. - 229 c.
7. Микляева, Н.В. Физическое развитие дошкольников. Ч.1. Охрана и укрепление здоровья. Соответствует ФГОС ДО / Н.В. Микляева. - М.: Творческий центр Сфера, 2015. - 144 c.
8. Пензулаева, Л. И. Растем здоровыми и крепкими. 5-6 лет / Л.И. Пензулаева. - М.: Дрофа, 2007. - 832 c.
9. Пензулаева, Людмила Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе / Людмила Пензулаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 626 c.
10. Яковлева, Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7лет. В 3-х ч. Ч.3. Конспекты занятий для старшей и подготовительной групп. Спортивные праздники иразвлечения / Л.В. Яковлева, Р.А Юдина. - М.: Владос, 2014. - 253 c.
Приложение 1
Дата
Мероприятие
Участники
01.03.2023г.
Тема недели «Здоровье, спорт, семья и я – неразлучные друзья»
Дети старшей группы
02.03.2023г.
03.03.2023г.
Подбор материала, физкультурного оборудования для проведения режимных моментов, физкультурных занятий и развлечения. Музыкальное сопровождение.
Воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель
09.03.2023г- 24.03.2023г.
Проведение режимных моментов (утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, чтение литературы на тему здорового образа жизни, проведение ООД)
Воспитатели, дети старшей группы
09.03.2023г;
17.03.2023г;
Консультации для родителей на темы: «Профилактика плоскостопия – красивая, правильная осанки», «Значение подвижных игр в жизни дошкольника», «Активный отдых зимой».
Воспитатели, родители детей старшей группы
16.03.2023г.
Спортивный досуг на тему: «Путешествие в страну здоровья», направленное на профилактику плоскостопия, формирование правильной, осанки, выносливости, ловкости
Воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы
20.03.2023г.
Организация выставки рисунков «Я люблю спорт»
Воспитатели, дети старшей группы
21.03.2023г.
Проведение физкультурно-оздоровительного развлечения на тему «Здоровье, спорт, семья и я – неразлучные друзья!» День открытых дверей.
Воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы
23.03.2023г.
Анкетирование родителей
Родители детей старшей группы
27.03.2023г.
Создание стенгазеты «Спорт – наш друг!»
Воспитатели, дети, родители старшей группы
29.03.2023г.
30.03.2023г.
Составление презентации на тему: «Здоровье, спорт, семья и я – неразлучные друзья!»
Воспитатели, дети старшей группы
Приложение 2
Анкета для родителей детей старшей группы
«Здоровый ребенок»
1. Как вы думаете что включает, на Ваш взгляд, понятие «здоровый ребенок»?
_________________________________________________
2. Часто ли Вы гуляете с ребенком? (один вариант ответа)
- часто, гуляем на свежем воздухе
- иногда, выходим на прогулку
- довольно редко, предпочитаем отдыхать дома.
3. Делаете ли Вы гимнастику вместе с ребенком?
- да,
- нет.
4. Часто ли ребенок жалуется на усталость?
- часто,
- довольно часто,
- довольно редко,
- редко.
5. Часто ли Ваш ребенок болеет?
- часто,
- довольно часто,
- довольно редко,
- редко.
6. Причинами заболевания считаете:
- недостаточное физическое воспитание в семье,
- предрасположенность и наследственность,
- недостаточное физическое развитие в детском саду,
- недостаточное физическое воспитание и в семье, и в детском саду,
- сезонные заболевания, заражаемость.
7. На Ваш взгляд должна семья или детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?
- соблюдение режима,
- полноценный сон,
- достаточное пребывание на свежем воздухе,
- здоровая гигиеническая среда,
- благоприятная психологическая атмосфера,
- физические занятия,
- закаливающие мероприятия.
8. Какие закаливающие мероприятия, на Ваш взгляд, необходимы для ребенка?
- облегченная форма одежды для прогулок,
- облегченная одежда в группе (носки, короткий рукав,
- обливание ног водой контрастной температуры,
- систематическое проветривание группы,
- прогулка в любую погоду,
- умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.
9. Нуждаетесь ли Вы в консультации о сохранению здоровья детей?
- нуждаюсь,
- частично нуждаюсь,
- не нуждаюсь.
10. Кто, по Вашему мнению, должен проводить работу по ознакомлению детей с основами здорового образа жизни? - воспитатели,
- специалисты,
- медицинские работники,
- родители.
Благодарим за ответы!
Приложение 3
Рекомендации родителям по профилактике плоскостопия
1. Внимание стопам нужно уделять буквально с рождения.
2. У детской обуви должен быть жесткий задник, эластичная подошва, низкий устойчивый каблук.
3. Ребенок не должен ни в коем случае донашивать чужую обувь.
4. Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной системы, нервному истощению, деформации скелета, плоскостопию.
5. Необходимо формировать привычку ставить ноги при ходьбе правильно (стопы параллельно). Для тренировки предлагается ребенку пройти по бортику тротуара (в безопасном месте, бревну, доске, веревке).
6. Полезно ходить босиком по различным поверхностям.
Физкультура для детей 5-6 лет
В этом возрасте надо обратить особое внимание на развитие стопы, так как при неблагоприятных условиях может начать формироваться плоскостопие. Зарядка должна состоять из 4-5 физкультурных упражнений с 5-6 повторениями. Начинаем тренировку с небольшой разминки - ходьба на носках, а затем на пятках (в течение 30 секунд) - это хороший способ профилактики плоскостопия, а уже затем переходить к основной части занятий.
«Повороты» - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поворот вправо, развести руки в стороны, вернуться в исходное положение. То же в левую сторону.
«Наклоны» - сидя, ноги скрестить «по-турецки», прямые руки в упоре сзади. Выполнить наклон вперед, хлопнуть ладонями по полу перед ногами, хлопнуть ладонями как можно дальше, хлопнуть ладонями перед ногами и вернуться в исходное положение.
«Неваляшка» - лежа на спине, руки на затылке, локти выставлены вперед. Повернуться на бок, а затем вернуться в исходное положение. Затем поворот на другой бок и возвращение в исходное положение.
«Подпрыгивание с поворотом» - ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить 6-8 подпрыгиваний с поворотом вокруг себя.
«Приседание с мячом» - ноги параллельны, мяч удерживаем двумя руками внизу. Присесть - мяч в прямых руках перед собой, спину держать прямо, взгляд не опускать. Вернуться в исходное положение.
«Переложи мяч» - ноги на ширине плеч, обе руки опущены вниз, в правой руке мяч. Поднять обе руки вперед, переложить мяч в левую руку, вернуться в исходное положение. Поднять обе руки и переложить мяч в правую руку, вернуться в исходное положение.
Выполнять физические упражнения с детьми можно как каждый день, так и через день в удобное для родителей время – эти факторы принципиально не влияют на положительный результат.