Просмотр содержимого документа
«Занятия по развитию эмоционально-волевой сферы « Волшебные средства понимания»»
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников
« Волшебные средства понимания»
Цель:
Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение;
Дифференцировка слухового восприятия;
Знакомство с понятиями « жесты», « мимика», « пантомимика;
Проявление и осознание эмоциональных состояний.
Задачи:
Развитие у детей понимания и чувствование друг друга;
Создание доброжелательной атмосферы;
Развивать пластику, гибкость, легкость тела;
Учиться чувствовать себя, снимать мышечные зажимы;
Развивать ощущение внутренней сосредоточенности.
Ход занятия:
1. Приветствие. Создание эмоционального настроя.
Дети заходят в кабинет, располагаются на местах.
Педагог – психолог: «Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех снова видеть!»
Сегодня мы с вами поприветствуем друг друга следующим образом:
По очереди передаем мячик соседу и говорим слова приветствия и называем ласково по имени. Например: « Здравствуй, ….! Я очень рад (а) тебя видеть! Спасибо! Молодцы! Скажите, ребята?! Вы хотите путешествовать в новом мире? Для этого нам потребуется активизировать наши силы, взбодриться. Как можно это быстро сделать?
Педагог-психолог предлагает детям массаж ушных раковин. Усложнение: упражнения выполняются с легким прикушенным языком. Для примера педагог-психолог начинает первым.
Педагог-психолог. «Сегодня мы с вами отправимся в новый сказочный мир, жители которого разговаривают на языке жестов, мимики и интонации.
Предлагаю вам поиграть в игру, используя психогимнастику, где пантомимически изображаются по очереди чувства и эмоции.
Игра « Изобрази пантомимически»
Педагог-психолог предлагает представить детям, что они едят «кислый лимон», « вкусные конфеты», « превратиться» в разъяренного тигра, «ласковую кошечку» и т.д.
Беседа с детьми « Волшебные средства понимания»
С помощью жестов, мимики, интонации мы можем показать другим людям, какое у нас настроение, и можем узнать, какое настроение у другого человека. А как мы можем помочь человеку, которому грустно, плохо, когда мы провинились, когда вас обидели?
Что особенного умеют делать люди, с которыми вам приятно общаться, что их отличает? (Улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие, нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека). Можем ли мы эти средства понимания назвать
«волшебными»? Почему? Давайте сейчас посмотрим, умеем ли мы пользоваться этими «волшебными» средствами, понимаем ли мы их. Поиграем с вами в игру « Кто тебя позвал?»
Игра « Кто тебя позвал?»
Дети, каждый по очереди, становятся в конец комнаты и закрывают глаза – водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего – догадаться, кто его позвал.
« Молодцы, ребята. Вы очень внимательны и умеете различать отдельные оттенки интонации разных людей. А теперь давайте попробуем по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией (зло, радостно, задумчиво, с обидой) фразы: « Пойдем играть», « Дай мне игрушку» и др.
Молодцы, ребята! Вы хорошо умеете показывать интонацией свое настроение. А как вы умеете показывать то, что вы чувствуете, жестами? Сможете ли вы запомнить и повторить жест, движение, позу, которую увидели? Давайте поиграем.
Игра « Повтори позу»
Все дети, кроме одного (водящего) отворачиваются. Водящий в какой-либо позе садится на стул, после чего психолог молча дотрагивается до одного из детей. Ребенок, до которого дотронулся психолог, поворачивается и в течение трех секунд старается запомнить позу водящего, после чего занимает его место, стараясь повторить то, как сидел водящий. Последний участник остается сидеть в той позе, в которой сидел, водящий садится рядом в позе, в которой вначале сидел он. Дети обсуждают, насколько правильно они запомнили позу предыдущего участника и что в итоге получилось. Молодцы, ребята!
Педагог-психолог: « У людей разные части тела чувствуют себя не одинаково. У некоторых теплые руки и холодные ноги. Большинству людей хочется, чтобы все тело чувствовало себя хорошо. В этом нам с вами поможет упражнение « Солнечный зайчик». Включается запись спокойной музыки.
Релаксационное упражнение « Солнечный зайчик»
Педагог-психолог: « Солнечный зайчик заглянул вам в глаза, закройте их. Там, где он прикоснется, станет тепло. Почувствовали? Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: лоб, нос, рот, щечки, подбородок. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть зайчика: голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот, погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, подружитесь с ним. Рефлексия. Спросить состояние детей после упражнения. Как ты себя чувствуешь? У детей необходимо зафиксировать приятные ощущения и подъем самочувствия.
3. Нарисуй свое настроение. Рисование акварелью
4. Заключительный этап. Подведение итогов.
Педагог-психолог проводит с детьми коллективную беседу о том, что им больше всего понравилось, предлагает высказать свои пожелания. Спасибо!