kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие в подготовительной к школе группе «Природные зоны России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие в подготовительной к школе группе «Природные зоны России»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие в подготовительной к школе группе «Природные зоны России»»

Занятие в подготовительной к школе группе

«Природные зоны России»


Цель: формирование первичных представлений о природных зонах России.

Задачи:

  • Обучающие: формировать первичные географические представления; продолжать учить пользоваться географической картой; упражнять в умении устанавливать взаимосвязи в природе и взаимозависимости человека и природы; закрепить названия животных и растений разных климатических зон; формировать системы элементарных знаний о природе России.

  • воспитательные: воспитывать у детей любовь к родной стране, поддерживать интерес к миру природы, воспитывать желание и умение правильно вести себя в природе ; формировать эмоциональное отношение к краю, в котором живешь, воспитывать умение слушать собеседника, не перебивать, спокойно отстаивать своё мнение.


  • развивающие: развивать интерес к природному разнообразию страны; развивать наглядно-образное мышление, умение срав­нивать, анализировать и обобщать, совершенствовать связную речь, обогащать словарь имён прилагательных, закреплять общие речевые навыки : слуховое внимание, зрительное восприятие.


Методы и приемы: беседа, словесная инструкция, наглядный показ, игровые ситуации, художественное слово, вопросы, пояснения, педагогическое объяснение.


Предварительная работа: работа по карте России и карте мира, чтение познавательного материала о природе России, рассматривание картин, иллюстраций о растительном мире, загадывание загадок.


Оборудование: плакаты с изображением разных климатических зон, карта России, атрибуты для экспериментальной деятельности, фотографии природы, указка, дидактические игры.


Домашнее задание: подбор иллюстраций и познавательной литературы о природных зонах России, фотографий, рисование природных зон.

Ход занятия:

Минутка вхождения в день.

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй я!

Воспитатель: Ребята, что это перед вами? (карта России)

Воспитатель: Кто может показать на карте территорию нашей страны (показывает ребенок).

Воспитатель: Ребята, ни одна в мире страна не имеет такой богатой природы, как Россия. Как вы думаете, почему?

Дети: Наша страна самая большая в мире.

Воспитатель: Её границы протянулись от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря; от Балтийского моря до Тихого океана. Мы с вами все россияне. Давайте сегодня мы совершим путешествие по нашей стране и увидим все своими глазами! А на чем можно путешествовать?

Дети: На самолете, на машине, на поезде.

Воспитатель: Верно. Может быть, мы отправимся путешествовать в нашем воображении? Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Закройте глазки и представьте бескрайние просторы нашей Родины. На путешествие настроились?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда пора отправляться в путь!

(звучит музыка « Времена года)

Воспитатель: Мы с вами оказались на Крайнем Севере (воспитатель демонстрирует плакат с изображением тундры). Как вы думаете, ребята, какой в этой местности климат?

Дети: Суровый, холодный.

Воспитатель: Лето в тундре…

Дети: Холодное, короткое.

Воспитатель: А Зима?

Дети: Длинная, суровая.

Воспитатель: Какая растительность преобладает в тундре?

Дети: Мхи, лишайники.

Воспитатель: Деревья в тундре растут очень низкие и поэтому их называют…

Дети: Карликовые.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие ягоды растут в тундре?

Дети: Брусника, голубика, морошка.

Воспитатель: Но, несмотря на короткое лето, есть в тундре и своя прелесть. Весной, когда пригреет солнышко, вся тундра расцветает и становится похожей на что?

Дети: На прекрасный цветущий ковер.

Воспитатель: Ребята, а какие главные животные в тундре?

Дети: Белый медведь и олень.

Воспитатель: Почему медведь имеет такой окрас шерсти?

Дети: Потому что вокруг белым-бело.

Воспитатель: Впадает ли он в спячку? (Ответы детей). Медведь не впадает в спячку, потому что ему достаточно пищи круглый год. Чем же питается белый медведь?

Дети: Рыбой, тюленями, моржами.

Воспитатель: Чтобы поймать моржа или тюленя, медведь много времени выжидает, когда морж или тюлень вынырнут на поверхность воды или выйдут на лёд. Зачастую медведь остаётся голодным. Белый медведь очень хороший пловец. Чтобы найти пищу, он может проплыть очень большое расстояние. Медведь выходит на льдину и встряхивается. От него во все стороны полетели брызги воды. А на улице такой сильный мороз! Как вы думаете, что происходит с сырой шерстью на сильном морозе? (Ответы детей). Так что, медведь, выйдя из воды, покрывается льдом? Хотите это проверить?


Исследовательская деятельность

В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Обратите внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Тряхните рукой, вода осталась на руке. Вытрем руку, чтобы она снова стала сухой. А теперь, давайте протрём руку жиром (кремом) и снова опустим в воду и вынем.

– Что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).

– Как вы думаете, почему так получилось? (Жир не пропускает воду).

– Тряхните рукой. Капельки легко отлетели.

– Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром).


Физкультминутка.

Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день. (Выпрямляются, поднимают руки вверх)

Изо льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно)

Воспитатель: В тундре множество болот, озер, ручьев и речек. Но не потому, что здесь выпадает особенно много дождей, а потому, что вода не может просочиться в мерзлую землю и остается на ее поверхности. Почему летом большая часть тундры покрыта болотами? Сейчас мы попробуем в этом разобраться. Проведем эксперимент.

Исследовательская деятельность

Возьмем две одинаковые непрозрачные емкости (можно использовать цветочные горшки), наполненные землей. В одной из емкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом неизвестно).

- Скажите, одинаковые ли эти горшки?

Теперь в каждый из горшков мы нальем одинаковое количество воды.

- Как вы думаете, что должно произойти? (Вода уйдет в землю.) Наливаем воду в первый горшок (без стекла). Вода действительно уходит в землю.

Проделываем то же самое со вторым горшком.

- Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же? Раскопаем землю. Так и есть - стекло.

Воспитатель: В тундре, конечно, не стекло мешает воде. Вопрос : что мешает воде просочиться внутрь? (ответы детей) За длительную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же, как и в случае с цветочным горшком, не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля - ее называют "вечной мерзлотой". Любая ямка канава, впадина в тундре быстро наполняется водой. Поэтому-то и образуются болота.




Игра «Бывает ли это на Севере?»


Дети стоят полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч и, отвечая «да» или «нет», бросает назад воспитателю.


Вопросы:

На Севере лежат снега? (Да.)

Ночь бывает полгода? (Да.)

День бывает полгода? (Да.)

Белки живут на Севере? (Нет.)

На Севере летом тает снег? (Нет.)

Летом на Севере много птиц? (Да.)

На Севере живут пингвины? (Нет.)

Летом люди на Севере купаются в океане? (Нет.)

Киты приплывают на Север растить детенышей? (Да.)

Белые медведи живут в берлоге? (Нет.)

На Севере шумят леса? (Нет.)


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где шумят леса? (ответы детей) Хотите продолжить наше путешествие? Закрываем глаза (звучит музыка тайги) и представляем что, тундра постепенно переходит в тайгу!


Физкультминутка «Здравствуй лес»


Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Ты о чем шумишь листовою (Руки подняты вверх)

Ночью темной, грозовою. (Выполнять покачивания направо-налево)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)

Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)

Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)

Тайга - это густые, хвойные леса...

Что значит хвойные леса (ответы детей)

Какие хвойные деревья в них растут? (Ответы детей. Каждый ответ сопровождается показом иллюстраций.).

Дидактическая игра «С какого дерева шишка»

Цель: Уточнить знания детей о названиях и местах произрастания хвойных растений, развивать внимание, память, сообразительность.

Дидактический материал: картинки деревьев, шишки.

Методика проведения: фронтально или подгруппой детей.

Если человек пойдёт в тайгу один, то может очень легко заблудиться.

Животных в тайге очень, очень много. Это и медведи, и белки, и лисы, и зайцы, и бурундуки. Но есть и такие животные, которых вы не очень хорошо знаете, потому что они не живут наших лесах. Посмотрите на картинки: это куница, рысь, соболь. (Показ иллюстраций).

Загадки леса

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А ниток ни одной. (Ёж)


Днем спит,

Ночью летает. (Сова)

Зверька узнаем мы с тобой

по двум таким приметам:

он в шубе серенькой – зимой,

а в рыжей шубке – летом. (Белка)

Летом ходит без дорожек,

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

На овчарку он похож.

Что ни зуб, то острый нож

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет не дыма, ни пожара. (Лисица)

Меньше тигра, больше кошки

На ушах кисти – рожки.

С виду кроток, но не верь!

Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

В природе он в тайге живёт,

Не царствует там тополь,

Где хвойный лес, сосна растёт

Мелькнёт красавец (соболь).

Хищный маленький зверёк,

Но не норка, не хорёк,

Белочка в дупле боится

Что её найдёт (куница)

Теперь перенесёмся мысленно в другой лес.(Дети закрывают глаза, облокотившись на спинки стульев, расслабленные руки лежат на коленях.) Вокруг вас в лесу разнообразные цветы, кустарники, деревья, травы.

Протяните правую руку вперед и «потрогайте» ствол дерева: какой он? Теперь поднимите руку и коснитесь листвы,: какая она? Опустите руки вниз и проведите по травинкам,: какие они? Понюхайте цветочки, воздух втяните полной грудью и задержите эту свежесть в себе!

Подставьте лицо свежему ветерку. Прислушайтесь к лесным звукам.

Дети молча слушают. Каждый ребенок на ушко называет педагогу представленный им звук или шорох.

Посмотрите, как меняется лес. (Показ иллюстраций). Появляются дубы, берёзы липы, клёны. орешник

Вам знакомы эти деревья? (Ответы детей).

Верно. Это деревья средней полосы России. Здесь живём мы с вами .

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как называются леса, в которых растут и хвойные, и лиственные деревья ? (Ответы детей) .

Эти леса называются смешанными.

Давайте поиграем в игру «С какого дерева листок».

Цель: формирование у детей представлений о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Воспитатель: Какое дерево встречается в наших лесах чаще всего? (Ответы детей). Правильно берёза. Это любимое Российское дерево. Берёзу можно увидеть и в лесу, и в городе, и около нашего детского сада . Посмотрите, какая она стройная, красивая. (Показ иллюстраций).

Животные смешанных лесов вам хорошо знакомы, назовите их. (Дети называют, а воспитатель показывает иллюстрации: медведь, заяц, волк, лиса, белка, ёж, кабан).

Воспитатель: Лес живет своей жизнью. Если бы не вмешательство человека, лесов на земле было бы гораздо больше. Тем более необходимо беречь то, что осталось.

Почему говорят: «Лес наше богатство».

Лес – это удивительный мир. Человек приходит сюда, чтобы отдохнуть от городского шума, послушать пение птиц, шелест листвы, насладиться красотой. А как легко дышится в лесу! Совсем другой воздух», - говорим мы, входя в лес.

Вы уже знаете, что дерево живое. Почему? Оно растет, как и все живые существа, питается, спит, размножается и дышит. Дерево, и не только оно, а все растения на земле «вдыхают» тот воздух, который выдыхаем мы и животные. А «выдыхают» растения «живой воздух», который мы называем кислородом и которым дышим. Без растений мы бы просто задохнулись. Вот почему надо беречь каждое деревце, каждую травинку.

Воспитатель: Лес это еще и дом для птиц и животных. Не будь леса, не было бы и их.

Воспитатель: А человеку что еще дает лес? Лес это строительный материал, топливо, бумага. Давайте посмотрим вокруг, есть ли у нас в группе предметы, которые появились благодаря лесу. Я каждому буду бросать мячик, а вы должны мне назвать, что у нас в группе благодаря лесу.

Воспитатель: Давайте вспомним с вами, как надо вести себя в лесу?

Нельзя рубить деревья, так как они – зеленые легкие планеты, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В лесу нельзя шуметь: можно напугать диких животных. Нельзя разводить костер в лесу, потому что на месте пепелища еще пять лет не будет расти трава, нельзя ломать ветки деревьев.

Воспитатель: В каких природных зонах мы с вами сегодня побывали? Вам понравилось наше путешествие?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Занятие в подготовительной к школе группе «Природные зоны России»

Автор: Среднева Нина Александровна

Дата: 16.06.2022

Номер свидетельства: 609823


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства