1 | Развитие артикуляционной. моторики и общих речевых навыков | Артикуляционная гимнастика «Лягушка, хоботок, бегемот», «Хомяк», «Вкусное варенье», «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку., «Качели», «Лошадка», «Чашечка», «Месим тесто», «Блинчик», «Чистим зубки», «Иголочка», «Белка щелкает орешки». Упражнение «Двери открываются» (активизация вдоха и развитие плавного выдоха). |
2 | Развитие слухового и зрительного восприятия | Упр. «Хлопни в ладоши, когда услышишь название транспорта». Упр. «Что перепутал художник?» |
3 | Развитие общей и мелкой моторики | Координация речи с движением «Машина» Би – би – би - Гудит машина, Тук-тук-тук Мотор стучит, Едем, едем, едем, едем- Он так громко говорит. Шины трутся о дорогу: Шу – шу – шу - Они шуршат. Быстро крутятся колеса. Та-та-та- Вперед спешат. | Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о кулачок другой руки. Ритмично хлопают в ладоши. Потирают ладони друг о друга. Ритмично вертят руками. | Пальчиковая гимнастика «Моя машина» Заведу мою машину (повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто заводим машину) Би-би-би, налью бензину. (три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать) Крепко-крепко руль держу (имитировать движения водителя) На педаль ногою жму. (топать правой ногой) Упр. «Сложи лодку из палочек». Упр. «Обведи трактор». |
4 | Развитие лексико-грамматических процессов | Упр. «Назови и покажи части грузовика». Упр. «Один – много». |
5 | Развитие навыков языкового анализа | Пропевание гласных звуков: а – о а – у о – у у – а а –о – у о –а – у у – а – о «Подними сигнал, когда услышишь звук [у], [а]: а, и, о, у, и, и, а, и, у, и, о, и». |
6 | Развитие связной речи | Разобрать загадки Этот конь не ест овса, Вместо ног — два колеса. Сядь верхом и мчись на нём, Только лучше правь рулём. | Велосипед | Несется и стреляет, Ворчит скороговоркой. Трамваю не угнаться За этой тараторкой. | Мотоцикл | Чудесный длинный дом, Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином... | Автобус | Бежит, иногда гудит. В два глаза зорко глядит. Только красный свет настанет – Он в момент на месте встанет. | Автомобиль | Не летает, но жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука, Два блестящих огонька. | Машина | |
1 | Развитие артикуляционной. моторики и общих речевых навыков | Артикуляционная гимнастика «Лягушка, хоботок, бегемот», «Хомяк», «Вкусное варенье», «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку., «Качели», «Лошадка», «Чашечка», «Месим тесто», «Блинчик», «Чистим зубки», «Иголочка», «Белка щелкает орешки», «Маляр», «Комарик» Игра «Капризное эхо» (развитие речевого ритма, расширение высотного диапазона голоса) На картинке изображен шкаф с одеждой. За шкафом прячутся дети. После предварительной беседы по содержанию картинки детям предлагается поиграть. Сначала позвать эхо громко; а затем ответить, как эхо, тихо (АУ – ау, УИ – уи, ЭУ – эу). Далее позвать эхо голосом средней высоты, ответить с повышением или понижением голоса. Дети выполняют упражнение сначала сопряжено с педагогом, затем – отраженно и самостоятельно. Повышение и понижение высоты тона голоса сопровождается соответствующим движением руки. |
2 | Развитие слухового и зрительного восприятия | Упр. “Найди картинку” Педагог раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением одежды и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Упр. “Хлопки” Педагог сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только услышать предмет из одежды, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Игра: «Собери из частей одежду» |
3 | Развитие общей и мелкой моторики | Координация речи с движением «Погреемся» Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Мы погреемся немножко, Мы похлопаем в ладошки, Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши) Мы погреемся немножко, Мы попрыгаем немножко, Прыг-прыг, прыг-прыг (Выполняют прыжки на двух ногах) Мы погреемся немножко, Мы потопаем немножко, Топ-топ, топ-топ. (Шагают, высоко поднимая ноги) «Тук-тук» Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем: – Тук-тук-тук! (Три удара кулаками друг о друга.) – Да-да-да. (Три хлопка в ладоши.) – Можно к вам? (Три удара кулаками друг о друга.) – Рад всегда! (Три хлопка в ладоши.) Пальчиковая гимнастика «Шапочки» В шапочках желтых мы стали цыплята, Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками. В шапочках белых мы стали зайчата, Показывает заячьи ушки В шапочках красных мы стали грибочки, Соединяет руки над головой. В шапочках черных – черника на кочках, Присаживается на корточки. В шапочках синих дождинками стали Встает, ставит руки на пояс. И по дорожкам легко поскакали. Прыгает вперед на двух ногах. |
4 | Развитие лексико-грамматических процессов | Упр. «Один-много» (кофта, рубашка, шапка, носок, футболка) Упр. «Назови ласково» Игры «Чем отличаются?», Упр. «Найди такой же» |
5 | Развитие навыков языкового анализа | Проговаривание гласных звуков: а – о а – у о – у у – а а –о – у о –а – у у – а – о «Подними сигнал, когда услышишь звук [у], [а]: а, и, о, у, и, и, а, и, у, и, о, и». |
6 | . Развитие фонетико-фонематических процессов | Повтори ритм 00 000, 0 0 000, 00 00 |
6 | Развитие связной речи | В роли модельера выступает воспитатель. Ребенок с куклой приходит в ателье заказать для куклы платье и вступает в диалог. -Здравствуйте. -Какого цвета вы хотите платье? -Летнее или теплое? -Длинное или короткое? -С воротником или без? Загадки : От холода и снега согреет, где б ты ни был! Пусть в ней похож ты на мишутку, Зимой наденешь что ты? (Шубку) Оно из шерсти иль из драпа, Из меха воротник богатый, А чтобы вы не заболели, Согреет вас от злой метели! Отгадайте, это что? Это зимнее… (пальто) Зимой наденешь шапку, шубку, А летом что? — Футболку, … (юбку) Кто мало кушает конфет И не любит тортики, Летом будет очень стройным И наденет… (шортики) Спортивную одежду Не знает лишь невежда: На теннисные корты Что надевают? (Шорты) Рукав длинный и короткий, Планка иль косоворотка, На груди — кармашки. Что это? (Рубашки) Чтобы скуке не поддаться — Ярче нужно одеваться! Я в нем печален и угрюм, Не надену что? (Костюм) Как избавиться от скуки? — Надоели джинсы, брюки! Веселее стать мне Что поможет? (Платье) Знаю я, друзья, на «пять», В чем мне спать, а в чем гулять: Днем на солнце я в панаме, Ночью сплю я в чем? — В… (Пижаме) |
1 | Развитие артикуляционной. моторики и общих речевых навыков | Артикуляционная гимнастика «Лягушка, хоботок, бегемот», «Хомяк», «Вкусное варенье», «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку., «Качели», «Лошадка», «Чашечка», «Месим тесто», «Блинчик», «Чистим зубки», «Иголочка», «Белка щелкает орешки», «Маляр», «Комарик», «Сердитая кошечка», «Язычок силач» Игра «Пузырь» Цель. Добиваться четкого длительного произношения изолированного звука ф. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя не надутый пузырь. Затем, медленно поднимая голову и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук «ф» и подражая выходящему воздуху. |
2 | Развитие слухового и зрительного восприятия | Упр. «Что лежит в коробке?»; Сложить в коробку разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, звери, желуди и т. д.). Предложить ребенку поиграть: «Смотри, что я достала. А теперь ты достань что-нибудь». Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложить все обратно и предложить сделать то же самое, но на ощупь, и назвать каждый предмет. Вспомнить какого цвета этот предмет. «Найди заплатку к сапогу»; «Найди пару сапогу». |
3 | Развитие общей и мелкой моторики | Координация речи с движением «Парк аттракционов» *** Мы на карусели сели, Завертелись карусели. Присели на качели, То вниз, то вверх летели. А теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Мы на берег выйдем с лодки И поскачем по лужайке. Будто зайки, будто зайки. | Дети, держась за руки, кружатся. Держась за руки: один игрок стоит, другой приседает. Держась за руки, качаются: вправо-влево, вперед-назад. Прыжки на двух ногах. | Мы на полки обувь ставим, | поднимают поочерёдно руки вверх | А потом её считаем: Сапоги, кроссовки, туфли, Шлёпанцы, сандалии в кухне, Босоножки, кеды, боты И высокие ботфорты, Валенки, лапти, калоши, | сгибают пальцы по порядку | Их выпачкивать не гоже. | повороты головы в стороны | Посчитай, скажи ответ, | руки согнуты в локтях, руки перед грудью, пальцы раздвинуты | Знаешь, сколько или нет? | спрятать руки за спину, поворачивать голову в стороны | Пальчиковая гимнастика «Наша обувь» Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Серёжки, Да ещё ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки. Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу. На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого. |
4 | Развитие лексико-грамматических процессов | Упр. «Один-много» (сапог, ботинок, туфля, тапок, кроссовок) Упр. «Назови ласково» (сапоги, тапки, кроссовки, ботинки). Упр. «Что обули Катя и Дима?» |
5 | Развитие навыков языкового анализа | «Девочки поют» Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных - АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т.д. Оборудование: картинки с изображением поющих девочек - четко прорисована артикуляция при произнесении гласных звуков А, О, У, И. Ход игры: подготовьте картинки с изображением лиц поющих девочек. Такие картинки легко нарисовать, главное условие - артикуляция должна быть четко прорисована. В игре могут участвовать 2-4 ребенка. Сначала взрослый показывает детям картинки с изображением поющих девочек и предлагает угадать, какая девочка какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук. После этого организовывается общая игра: дети выстраиваются в ряд, держа в руках свои картинки, поет тот, на кого покажет взрослый. - Теперь будем петь общую песенку. Петь будет тот, на кого я покажу палочкой. Старайтесь, чтобы песенки были длинными. Следующий этап игры - пропевание сочетаний из двух гласных звуков. Педагог предлагает повторить за ним такие песенки: - Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А-У-У-У!" Наберите побольше воздуха - песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: "У-У-У-А-А-А!" Постепенно количество и варианты "песенок" можно увеличивать. Затем эта же игра повторяется с использованием изображений поющих девочек. Педагог ставит рядом две картинки: девочка поет И, девочка поет А, и предлагает угадать, какую песенку поют девочки - ИА - и повторить ее. Такую игру сначала следует проводить индивидуально. Сочетания пар гласных звуков могут быть самыми разными. |
6 | Развитие фонетико-фонематических процессов | Повтори ритм 00 000, 0 0 000, 00 00 Отстукать кулачками друг о друга слова: сапог, ботинок, тапки, туфля |
6 | Развитие связной речи | Сюже Упр. «Четвёртый лишний |
1 | Развитие артикуляционной. моторики и общих речевых навыков | Артикуляционная гимнастика «Лягушка, хоботок, бегемот», «Хомяк», «Вкусное варенье», «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку., «Качели», «Лошадка», «Чашечка», «Месим тесто», «Блинчик», «Чистим зубки», «Иголочка», «Белка щелкает орешки», «Маляр», «Комарик», «Сердитая кошечка», «Язычок силач», «Подуй на язычок» (улыбнуться, зажать широкий кончик языка губами и подуть на язык, подуть, щеки не надувать), «Дятел»(новое упр.) Игра «Вьюга» (развитие силы голоса). Оборудование. Сюжетная картинка "Вьюга". Описание игры. Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" тихо говорят: у-у-у...; по сигналу "Вьюга кончается" говорят тише; по сигналу "Вьюга закончилась" замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2—3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх — дети говорят громче, плавное движение руки вниз — дети говорят тише. |
2 | Развитие слухового и зрительного восприятия | Упр. «Что перепутал художник?» |
3 | Развитие общей и мелкой моторики | Координация речи с движением «Снежинки» Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Как на горке — снег, снег, | Встать на носочки, руки поднять вверх, потрясывать кистями. | И под горкой — снег, снег, | Присеть, накрыть голову руками | И на елке — снег, снег, | Стоя, взмахи руками | И под елкой — снег, снег, | Наклон, движения руками как метлой | А под снегом спит медведь. | Ходьба на месте на внешней стороне стопы | Тише, тише. Не шуметь! | Приложить указательный палец к носу. | 2. Развитие мелкой моторики | Инструкция воспитатели | Выполняемые движения | Раз, два, три, четыре, | загибать пальчики, начиная с большого пальца | Мы с тобой снежок слепили, | "лепят", меняя положение ладоней | Круглый, крепкий, очень гладкий | показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую | И совсем, совсем не сладкий | грозить пальчиком | Раз – подбросим, два – поймаем, | Выполнять соответствующие словам действия | Три – уроним и... сломаем | | |
4 | Развитие лексико-грамматических процессов | Упр. «Кто где живет?» Игровое упражнение "Назови ласково" – на образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов: (Снег – снежок; лед – ...) |
5 | Развитие навыков языкового анализа | Проговаривание гласных звуков: а – о а – у и – у у – а а –и – у и –а – у у – а – и «Подними сигнал, когда услышишь звук [и]: а, и, о, у, и, и, а, и, у, и, о, и». |
6 | . Развитие фонетико-фонематических процессов | Повтори ритм |
6 | Развитие связной речи | Русские народные сказки «По щучьему веленью» Ответить на вопросы по тексту |
1 | Развитие артикуляционной. моторики и общих речевых навыков | Артикуляционная гимнастика «Лягушка, хоботок, бегемот», «Хомяк», «Вкусное варенье», «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку., «Качели», «Лошадка», «Чашечка», «Месим тесто», «Блинчик», «Чистим зубки», «Иголочка», «Белка щелкает орешки», «Маляр», «Комарик», «Сердитая кошечка», «Язычок силач», «Подуй на язычок» (улыбнуться, зажать широкий кончик языка губами и подуть на язык, подуть, щеки не надувать), «Дятел»(новое упр.) Упражнения для челюсти: «Замерзли» постукивание зубами. Упражнения для губ и щек: «Снеговики радуются морозу». (Надуть щёки. Весёлое выражение глаз), Игра «Вьюга» (развитие силы голоса). Оборудование. Сюжетная картинка "Вьюга". Описание игры. Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" тихо говорят: у-у-у...; по сигналу "Вьюга кончается" говорят тише; по сигналу "Вьюга закончилась" замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2—3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх — дети говорят громче, плавное движение руки вниз — дети говорят тише. |
2 | Развитие слухового и зрительного восприятия | Игра-пантомима «Зимние забавы». Воспитатель поручает детям разные роли: одни имитируют катание на лыжах или на санках, другие имитируют игры в «снежки», а третьи отгадывают, чем они занимаются. Отгадки принимаются в форме предложений, составленных детьми (по образцу), например: Маша катается на коньках. Аня и Миша играют в снежки. |
3 | Развитие общей и мелкой моторики | Координация речи с движением «Зимние забавы» Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. | Выполняют движения в соответствии с текстом. | По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. | | И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. | | На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим. | | И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. | | Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы. | | Развитие мелкой моторики Инструкция воспитатели | Выполняемые движения | Раз, два, три, четыре, пять | Загибаем пальчики по одному | Мы во двор пришли гулять. | «Идём» по столу указательным и средним пальчиками | Бабу снежную лепили, | «Лепим» комочек двумя ладонями | Птичек крошками кормили, | Крошащие движения всеми пальцами | С горки мы потом катались, | Гладим руки от плеча до кистей, сначала правую, затем левую. | А ещё в снегу валялись. | Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой | И снежками мы кидались | Имитируем движения по тексту | Все в снегу домой пришли. | Отряхиваем ладошки | Съели суп и спать легли. | Движения воображаемой ложкой, руки под щёки | |
4 | Развитие лексико-грамматических процессов | Беседа с детьми о зимних забавах: рассмотреть картинки с изображением зимних детских игр, зимних видов спорта – назвать их, рассказать, что нужно для каждого вида; объяснить, почему они называются зимние забавы и зимние виды спорта. Д. игра с мячом «Один – много // много чего» Например: снеговик – снеговики, снежок – снежки, крепость – крепости…. И т.д. Санки – много санок, коньки – много коньков и т.д. Д.игра «Назови ласково»: санки – саночки, ёлка – ёлочка, снеговик - …, снежный комок - …, снежок - …, шар - …, снегурка - … и т.д. |
5 | Развитие навыков языкового анализа | Упражнение «Произнеси звук «А, У, О, И,». Произнести звуки долго, коротко, громко, тихо. Игра «Поймай звук» Игра «Разложи картинки // «Чудесный мешочек» (дифференциация картинок и игрушек по первому звуку в слове А, У, И) |
6 | Развитие фонетико-фонематических процессов | Повтори ритм |