Просмотр содержимого документа
«Выносное планирование на октябрь в средней группе детского сада»
ОКТЯБРЬ
Наблюдения в природе
Наблюдение за погодой
Цели:
— обращать внимание на то, как изменилась природа;
— учить сравнивать природные изменения;
— развивать наблюдательность.
Ход наблюдения
В октябре, в октябре
Частый дождик во дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
С. Маршак
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Нахмурится, насупится, в слезы ударится —
Ничего не останется.
(Туча.)
Блестит под солнцем после стужи
На асфальте сером... (лужа).
• Какие произошли в природе изменения?
• Какое стало небо?
• Как часто светит солнце?
• Идет ли дождь?
Наблюдение за состоянием погоды
Цели: формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.
Ход наблюдения
Осенью над лесом и болотом
Туча пролетела самолетом.
Пролетела туча НИЗКО-НИЗКО,
Прыгнула с нее парашютистка.
А за ней сейчас же и другая,
И уже летит за стаей стая.
Туман — явление природы, причем самое обыкновенное, только неожиданное для всех. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какое небо во время тумана?
• Как вам дышится?
• Какой воздух — влажный или сухой?
• Густой ли туман?
• Почему вблизи туман реже, а вдали гуще?
Наблюдение за перелетными птицами
Цели:
— расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода;
— воспитывать любовь и заботу о птицах.
Ход наблюдения
Воды зашумели быстрого ручья,
Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какие птицы улетают в теплые края?
• Зачем они это делают?
Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.
Воспитатель предлагает детям закончить предложение:
• Воробей маленький, а журавль ... (большой).
• Утка серая, а лебедь ... (белый).
Наблюдение за воробьями
Цели:
— расширять знания о внешнем виде и повадках воробья;
— воспитывать внимание и наблюдательность.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
• Чем все воробьи похожи друг на друга?
• В чем их различие?
• Чем питаются воробьи?
Одни воробьи побольше, другие — поменьше. Одни более светлой окраски, другие темнее, одни нахальные, смелые, другие осторожные.
Воробей по лужице
Прыгает и кружится,
Перышки взъерошены,
Хвостик распустил.
Наблюдение за рябиной
Цель: познакомить с рябиной, показать ее строение: ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть ее яркий осенний наряд.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей,
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют.
(Рябина.)
У рябины листопад —
Под ветвями листьев клад.
Облетели листья,
Но остались кисти
Красные, яркие —
Снегирям подарки.
Рябина — высокое стройное дерево, она растет не только в лесах, но и в парках, и садах. Часто рябину сажают вдоль изгородей домов, чтобы радовала людей разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. В народе говорят: «В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина». Если рябины уродилось в лесу много, то осень будет дождливая, а зима — морозная. Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые и жесткие.
Наблюдение за птицами
Цель: учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.
Ход наблюдения
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек — пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей
Вылетай-ка, не робей.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какая птица больше — голубь или воробей?
• Как передвигается воробей?
• Как передвигается голубь?
• Как кричат воробей, голубь?
Голуби ходят по земле, крыше, летают. Воробьи прыгают, как на пружинках, летают, сидят на деревьях.
Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой, часто переступая ногами, как голуби. Покричать, как воробей «чик-чирик», как голубь «гуль-гуль-гуль».
Наблюдение за сорокой
Цели: — формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках;
— воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.
Ход наблюдения
Всюду я летаю,
Все на свете знаю.
Знаю каждый куст в лесу.
Может быть, меня за это
И зовут лесной газетой.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Как выглядит сорока?
• Чем она питается?
• Как стрекочет?
Сорока имеет много прозвищ: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка. «Белобока» — потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела. «Стрекотухой» сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет «га-га-га!». Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают местных обитателей об опасности. А «воровкой» ее прозвали за то, что она любит все яркое, блестящее.
Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений. Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодками рябины, боярышника и облепихи. От нас она не улетает зимой, а перебирается поближе к людям.
Наблюдение за солнцем
Цели: — вырабатывать представление о том, что когда светит солнце — на улице тепло;
— поддерживать радостное настроение.
Ход наблюдения
В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит солнышко — тепло.)
Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на улицу маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену.
Солнечные зайчики играют на стене,
Помани их пальчиком — пусть бегут к тебе.
Вот он светленький кружок, вот, вот, левее, левее — убежал на потолок.
По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.
Рассматривание осеннего дерева
Цель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине.
Ход наблюдения
Поспевает брусника, стали дни холоднее,
И от птичьего крика в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают прочь, за синее море,
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. Предложить найти низкое дерево. Рассмотреть ствол молодого и старого дерева, сравнить. Предложить побегать по опавшим листьям деревьев.
Наблюдение за птицами
Цели:
— расширять представление о птицах;
— формировать знания о том, какие птицы чаще всего прилетают к кормушке, чем их надо подкармливать;
— воспитывать доброе отношение к пернатым.
Ход наблюдения
Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, что они их накормят.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
«Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
«Чик-чирик!»
Объяснить детям, что о птицах надо заботиться, кормить их хлебными крошками, пшеном. Вместе с детьми повесить кормушку для птиц. Пройти вокруг детского сада и посмотреть, где повесили дети кормушки.
Зрительная гимнастика
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес! (Выполняют круговые движения глазами).
Слева - сосны, справа – ели. (Выполняют движения глазами влево – в право).
Дятел сверху, тук да тук. (Выполняют движения глазами вверх – вниз).
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
Пальчиковая гимнастика
«Грибы». Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца). Вылезли на кочке - мизинец Мелкие грибочки: - безымянный Грузди и горькушки, - средний Рыжики, волнушки. - указательный Даже маленький пенек - большой Удивленья скрыть не мог. - большой Выросли опята, - указательный Скользкие маслята, - средний Бледные поганки - безымянный Встали на полянке. - мизинец Осень. Осень, осень, - трем ладошки друг о друга Приходи! – по очереди сжимаем кулачки Осень, осень, - трем ладошки друг о друга Погляди! – положить ладошки на щеки Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам Шапки, куртки надеваем – делаем вид И ботинки обуваем – постучать ногами Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь Осенние листья. Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
Мы идем в осенний лес. (И. Михеева) Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся» Дождь вчера в лесу прошел - потряхиваем ладонями обеих рук Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши Будем мы грибы искать - приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку» Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка На пеньке – опята, А во мху – лисички, Дружные сестрички. - делают манящие движения руками «Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны Украшай осенний бор! Осень. Ветер северный подул, - подуть на пальцы все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу Град по ним заколотил, Листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу Снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу Осень. Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями) Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый ( Загибать по одному пальчику) Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку ( Спокойно уложить ладони на стол)
Артикуляционная гимнастика
1.Осень
Ла – ла – ла к нам осень пришла
Ул – ул – ул ветерок подул
Или –или – или листики в воздухе кружили
Али – али –али мы осень в гости ждали.
2.По грибы
Бы – бы – бы мы пошли по грибы
Бы – бы – бы в лесу растут грибы
Ор – ор – ор не берите мухомор.
Взбадривающая гимнастика после сна
"Дождь"
Что такое, что мы слышим? Это дождь стучит по крыше. А теперь пошел сильней, и по крыше бьет быстрей (ударяют подушечками пальцев одной руки по ладошке другой). Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки (поднимают руки вверх, потягиваются) Уходи от нас скорей, не пугай ты нас, детей (машут руками)
Вот к нам солнышко пришло, стало весело, светло (поворачивают голову направо, налево). А теперь на ножки встанем, и большими станем. (И.п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произношением слова Ух-х)
2.«Просыпаемся и улыбаемся»
Глазки открываются, реснички поднимаются.
(Легкий массаж лица.)
Дети просыпаются, друг другу улыбаются.
(Поворачивают голову вправо - влево.)
Дышим ровно, глубоко и свободно, и легко.
(Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот)
Что за чудная зарядка - как она нам помогает,
Настроенье улучшает и здоровье укрепляет.
(Растирают ладонями грудную клетку и предплечья).
Крепко кулачки сжимаем, руки выше поднимаем.
(Медленно поднимают руки вверх, быстро сжимая и разжимая кулаки).
Сильно - сильно потянись. Солнцу шире улыбнись!
(Вытянув руки, потягиваются)
Потянулись! Улыбнулись!
Наконец - то мы проснулись!
Добрый день! Пора вставать!
Заправлять свою кровать.
Сюжетно – ролевые игры
1.«Магазин овощей и фруктов»
Цель закрепить название фруктов, формирование навыков правильного поведения в магазине, ознакомление детей с профессиональными действиями продавца.
Роль воспитателя: заведующий магазином помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Ролевые действия:
Заведующий магазином Подбирает товары для магазина, руководит разгрузкой и погрузкой товара, выдаёт товар в отделы продавцам.
Покупатель. Покупают нужный им товар, оплачивают покупку, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах.
Продавец. Получает товар, раскладывает на витрине, обслуживает покупателя (берёт деньги, выдаёт сдачу, чек, товар)
2.«Семья»
Цель: обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету « Семья».
Роль воспитателя:
Распределение ролей, введение новых ролей в процессе игры (бабушки, тети, дяди, дедушки, врача)
Ролевые действия:
Мама. Готовит завтрак, убирает в квартире, обращается за советом к бабушке
Папа. Занимается с ребенком пока мама занята, ходит в аптеку
Дети: Играют, помогают родителям.
3.«На приеме у врача»
Цель: развивать интерес и уважение к благородной профессии врача. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре
Роль воспитателя:
Распределение ролей, введение новых ролей в процессе игры (врач)
Ролевые действия:
Пациент. Обращаются в поликлинику, рассказывает, что у них болит
Проигрыш «пружинка» 1 куплет Зайцы встали по - порядку, упражнения для шейного отдела (повороты и наклоны головы) Зайцы делают зарядку, Саша тоже не ленись - На зарядку становись. Припев: Прыг-скок, руки вверх 2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши над головой Прыг-скок, руки вниз 2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши внизу А теперь давай, дружок, подтянись. поднять руки вверх и встать на носочки (повторить 2 раза) 2 куплет Рядом ежик травку топчет, подъемы на полупальцы Заниматься с нами хочет. Будем с ежиком шагать, марш на месте с высоко поднятыми коленями Выше ноги поднимать. Припев: Топ-топ, шаг вперед, 2 притопа, шаг вперед Топ-топ, шаг назад. 2 притопа, шаг назад А теперь в ладошки хлопнуть Встали и стоять. (повторить 2 раза) Проигрыш: 3 куплет А лягушки на кувшинке «мячик» на месте, руки как у лягушек Дружно выпрямили спинки, Ставят лапки на бока руки поставить на пояс И качаются слегка. наклоны в стороны Припев: Кач-кач, вправо, влево, наклоны корпуса в стороны Кач-кач, влево, вправо. Вот такая лягушачья повороты корпусом в стороны И зарядка, и забава. (повторить 2 раза) Проигрыш: прыжки на месте
«Ты похлопай вместе с нами» (трек № 2)
(1)Ты похлопай вместе с нами хлоп и хлоп
Ты похлопай вместе с нами хлоп и хлоп
Ты похлопай вместе с нами, ты похлопай вместе с нами,
Ты похлопай вместе с нами, хлоп и хлоп
(2)Ты потопай вместе с нами топ и топ…
(3)Ты попрыгай вместе с нами прыг и прыг…
(4)А теперь ты будешь с нами танцевать
А теперь ты будешь с нами танцевать
А теперь ты будешь с нами, а теперь ты будешь с нами,
А теперь ты будешь с нами танцевать.
Подвижные игры на воздухе
«Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
«Раз, два, три – беги!»
Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.
Описание. Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.
«По ровненькой дорожке»
Дети, свободно группируясь, идут вместе с воспитателем. Воспитатель в определённом темпе произносит следующий текст, дети выполняют движения согласно тексту:
По ровненькой дорожке, Идти шагом.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки:
Раз – два, раз – два.
По камешкам, по камешкам, Прыгать на двух ногах с
продвижением вперёд.
По камешкам, по камешкам…
В ямку – бух! Присесть на корточки.
Подняться.
Стихотворение повторяется снова. После нескольких повторений воспитатель произносит другой текст:
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Устали наши ножки, устали наши ножки,
Вот наш дом – здесь мы живём.
«Найди свой домик»
Дети сидят вдоль одной стороны площадки или комнаты. «Пойдем гулять»,— говорит воспитатель. Дети расходятся группами или в одиночку, кто куда хочет. По сигналу воспитателя «домой» все бегут в свой домик. Игра повторяется 3—4 раза.
Если вначале дети недостаточно ориентируются в пространстве, можно разрешить садиться на любой стул. Потом вводится правило — занимать только свой домик.
«Птички в гнездышках»
В разных концах зала устраивается 3—4 гнезда из обручей большого диаметра или строительного материала. Дети-птички размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд — перешагивают через препятствие и разбегаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям,— клюют зерна. Затем вновь бегают и по сигналу «птички, в гнезда» дети убегают в гнезда, перешагивая через препятствия. Все птицы занимают свои гнезда. игра повторяется 4—5 раз. При повторении игры можно предложить детям выпрыгнуть из круга на двух ногах. При проведении данной игры важно, чтобы педагог, не сокращая время бега, умело чередовал двигательную активность и отдых детей.
Для игры подходит ровная площадка без предметов, мешающих свободно и безопасно двигаться. В начале игры выбирается водящий. Он отворачивается от остальных участников игры и громко объявляет: «День!» Игроки веселятся, прыгают и бегают по площадке. По условиям игры, оставаться на месте нельзя. Через некоторое время водящий произносит: «Ночь!» В этот момент участники игры должны мгновенно «заснуть» — замереть в той позе, в которой его застигла команда «ночь». Водящий оглядывается, и если замечает игрока, не успевшего «заснуть», громко объявляет об этом, указывая, какое именно движение он заметил. Проигравший становится водящим.
«Зайцы и волк» Дети - зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу педагога: «Волк идет!» - зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревья. Волк пытается догнать их. В игре можно использовать небольшой тест: Зайки скачут, скок-поскок, на зеленый на лужок. Травку щиплют кушают . Осторожно слушают, Не идет ли волк. Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием слов появляется волк и начинает ловить зайцев. Ребенок, исполняющий роль волка должен быть подальше от кустов, где прячутся дети.
Подвижные игры (региональный компонент)
1.Полярная сова и евражки
Описание: Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой. Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов
2.Важенки и оленята.
Описание: На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка,
С нею оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно...
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставленья мамины (играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду)
На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.
Работа над годовой задачей:
«Создание условий для развития детской инициативы через организацию проектной деятельности».
Знакомство с карточками-символами по А.И.Савенкову. Цель: дать детям представление, что обозначают карточки, понятие, что карточки-символы являются нашими помощниками в экспериментах, исследованиях; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Игры - эксперименты «Узнаем, какая вода». Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
Исследовательская деятельность. Игры - эксперименты. «Волшебные дорожки» Программные задачи: закрепить умения детей различать и называть цвет (синий, красный, желтый) используя палочки Кюизенера, познакомить с белой палочкой, обозначающую число 1.
(Подготовка к проекту помощница вода»). Игры - эксперименты «Как вода отражает предметы?». Цель: Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Развивать мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь. Поддерживать интерес к экспериментированию.
(Подготовка к проекту Помощница вода»). «Как вытолкнуть воду?». Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже). Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.