kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Веселое настроение» программа факультативного курса по нетрадиционному рисованию, для дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В факультативном курсе по нетрадиционному рисованию «Веселое настроение» проводим знакомство с  разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, и на основе полученных знаний создавать свои рисунки: пальцем, ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, цветными ниточками, экспериментирование.

Данный курс могут использовать в работе воспитатели, как в первой, так и во второй половине дня.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Веселое настроение» программа факультативного курса по нетрадиционному рисованию, для дошкольников»



«Қостанай қаласы әкімиятыныңбілім бөлімі № 8 орта мектеб» ММ

ГУ «Средняя школа № 8 отдела образования акимата г. Костаная»



Программа курса



(вариативный компонент)

авторы – составители:

Воспитатели:

Исенова В.М.

Кауметова Т.Х.



г. Костанай 2016


УДК

ББК


Рецензенты:

Воробьёва Е.Г. – заместитель директора по учебно-методической работе средней школы № 8 г. Костаная.



«Веселое настроение» программа факультативного курса по нетрадиционному рисованию, для дошкольников 5-6(7) лет, методическое пособие./ авт.-сост: Т.Х. Кауметова, В.М. Исенова. – Костанай, 2016. -51 с.



ISBN



В факультативном курсе по нетрадиционному рисованию «Веселое настроение» проводим знакомство с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, и на основе полученных знаний создавать свои рисунки: пальцем, ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, цветными ниточками, экспериментирование.


Данный курс могут использовать в работе воспитатели, как в первой, так и во второй половине дня.




УДК

ББК





© ГУ Средняя школа №8, 2016

© авт.-сост: Кауметова Т.Х., 2016





Пояснительная записка.

          Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся.

Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

          Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

           Воспитатель должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

          Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Основная цель занятий - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  • Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

  • Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

  • Развивать творчество, фантазию.

  • Активизировать детей при выборе тематики.

  • Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

  • Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

Возраст детей: 5 – 6 (7) лет

Режим занятий: один раз в неделю (32часа)

       Формы проведения

Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем, ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, цветными ниточками, экспериментирование.

       Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию

1.Создание игровой ситуации.

2.Показ воспитателя.

3.Использование движения руки.

4.Сравнение двух техник.

5.Проговаривание последовательности работы.

6. При рисовании нетрадиционными техниками широко используютсяхудожественное слово: стихи, загадки, а также игры.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.



Содержание программы:

2. «Монотипия»

Лист акварельной бумаги складывается пополам, на одной половине очень мокрой кистью и красками рисуем, складываем, прижимаем, разворачиваем и прорисовываем детали.

3. «Ниткография»





Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

4. «Монотипия пейзажная»

Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

5. «Кляксография обычная»

Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижи -мается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

6. «Акварель и акварельные  мелки»

Ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

7. «Восковые мелки и акварель»

Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

8. «Кляксография с трубочкой»

Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.Недостающие детали дорисовываются.

9. «Набрызг»

Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

10. «Рисование по мокрому листу»

Хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.

11. «Оттиск пробкой»

Ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка

12. «Оттиск печатками из ластика»

Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

13. «Оттиск смятой бумагой»

Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

14. «Рисование тычком»

Ребенок опускает в гуашь  тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.

15. «Рисование ладошкой»

Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

16. «Рисование пальчиками»

Ребенок опускает в гуашь  пальчик и наносит точки на бумагу.

17. «У картинки две стороны»

Отпечаток карандашного рисунка с обратной стороны листа, если его закрепить на покрытую свежей краской папку.

19. «Купаем картинку»

Картинку, нарисованную гуашью, закрашиваем тушью. Затем купаем в воде.

20. «Гратаж»

Лист покрываем воском, затем тушью  и процарапываем рисунок.

21. «Манкой» карандашом на листе рисуем контур, клеем смазываем внутри, посыпаем крупой, на другой день раскрашиваем.

22. «Рисуем клеем» простым карандашом рисуем узор, обводим его клем ПВА (нужен во флакончике с носиком), на другой день раскрашиваем гуашью.

24. «Рисование зубной щёткой» обмакиваем в краску и рисуем.

25. «Рисуем солью» выполняем рисунок простым карандашом, раскрашиваем акварельными красками, небольшой участок рисунка, посыпаем солью, соль впитывает лишнюю воду и прилипает к рисунку.

26. «Тиснение» на листе вырезанном из ватмана, прижав любую детскую линейку – трафарет, делаем частые надавливания старой шариковой ручкой, которая не пишет по контору и весь конур, закончив переворачиваем, можно и раскрасить.

Материалы: 

мисочки с гуашью,  плотная бумага, небольшие листы, салфетки, ПВА, свеча, жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, манка, зубная щётка, соль, акварель, акварельные мелка, восковые мелки, цветные карандаши, ватные палочки, фартук, баночка для воды, блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, печатки из ластика, печатки из пробки, бумага для акварели, пластиковая ложечка, соломинка для напитков нитка средней толщины.

Ожидаемый результат:

1.Формирование умений и навыков, необходимых для осуществления творческого процесса в художественной деятельности.

2.Овладение приёмами нетрадиционной техники рисования.

3.Умение выражать свои чувства и настроение при создании рисунков.

4.Умение находить новые, нестандартные решения творческих задач, творческое саморазвитие в самостоятельной деятельности.

5.Усвоение нравственно- эстетических ценностей и стремление ребёнка руководствоваться ими в повседневной жизни.































Перспективный план организованной учебной деятельности

для класса предшкольной подготовки.

Образовательная область: «Творчество»

Раздел: вариативный компонент.



п/п

Тема

Программное содержание

Виды техники

Количество часов

1.

Королева кисточка рассказывает.

Вызвать интерес у детей к рисованию красками.

Введение.

1

2.

Нарисуем счастье.

Познакомить детей с приемами получения пятен в технике кляксография. Учить находить знакомые образы.

Кляксография.

1

3

Листопад.

Знакомить детей с техникой печатания листьями, нанося гуашевые краски.

Показать прием получения оттиска.

Оттиск листьями.

1

4

Осенняя рябинка.

Учить рисовать ветку рябины, ягоды, листья оттиском, ватной палочкой.

Оттиск листьями, ватной палочкой.

1

5

Осень в лесу

Учить детей передавать образ осеннего дерева с тонким стволом, ветками, листьями при помощи трубочек и поролона.

Рисование

поролоном.

1

6

Дары осени.

Учить детей изображать рисунок, правильно располагая части и передавая их соотношение по величине, используя прием рисования оттиск картошкой, пальчиком.

Оттиск картошкой.

1

7

Золотые колоски.

Познакомить детей с новой техникой рисования – набрызг.

Набрызг

1

8

Бабочки

Развивать умение видеть и любоваться красивым. Знакомство детей с новой графической техникой - монотипия.

Монотипия.

1

9

Кролики.

Совершенствовать навыки рисования пальчиком, дополнять рисунок деталями, используя ватную палочку.

Пальцеграфия.

1

10

Петя-петушок.

Упражнять детей в технике печатания ладошкой, используя дополнительные средства выразительности (кисть, перо, ватные палочки, трубочки)

Рисование

ладошкой.

1

11

Голубое чудо.

Познакомить детей с элементами гжельской росписи.

Оттиск листочками ватной палочкой.

1

12

Рыбка золотая

Знакомство с новой техникой - пуантилизм - рисование точками.

Пуантилизм

(рисование точками).

1

13

Зайчик на снегу

Познакомить детей с новым способом. рисования.


Рисование "зубной пастой.

1

14

Маленькая елочка.

Продолжать учить детей рисовать зубной пастой. Уметь правильно передать образ елочки и дополнить рисунок деталями.

Рисование зубной пастой.

1

15

Веселые колокольчики.

Познакомить детей с новой техникой рисования (воск, акварель), учить передавать образ колокольчика-бубенца, используя штрихование.

Рисование воском + акварель.

1

16

Сказочный лес.

Учить детей рисовать деревья в зимнем саду, используя поролон.

Рисование

поролоном.

1

17

Кто пришел в гости

Познакомить детей с русской народной дымковской игрушкой. Учить рисовать узор в полосе.

Оттиск пробкой, ватной палочкой, зубочисткой.

1

18

Весёлое привидение.

Учить детей создавать образ маленького сказочного героя.

Линотипия.

1

19

Мимоза для мамы.

Учить рисовать цветы - мимозу ватной палочкой и пером. Развивать умение правильно располагать листья и цветы.

Рисование пером, ватной палочкой.

1

20

Морозные узоры

Учить детей рисовать узоры используя знакомые материалы.

Рисование пакетом и нитью

1

21

Моя мама.

Совершенствовать знания детей о жанре «портрет»

Акварель, черный маркер.

1

22

Волшебные цветы

Совершенствовать технику «»выдувание пузырьков, создать композицию цветка используя дополнительный материал.

Выдувание

пузырьков.

1

23

Рукавички для зайчат.

Учить детей в технике монотипия (оттиск на листке). Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе

Монотипия.

1

24

Кошка на окошке.

Познакомить детей с техникой рисования манкой.

Рисование манной крупой.

1

25

Подводное царство.

Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому листу».

Рисование по - мокрому

1



26



Юрта

Знакомить детей с историей казахского народа, бытом. Учить детей выполнять несложные казахский орнаменты.



Печатка

1

27

Морские волны.

Учить детей при помощи нетрадиционных методов рисования (ладошкой, пером) создавать сказочное море.

Рисование пером.

1

28

Озорные осьминожки.

Знакомство детей с новой теникой, рисование пластилином


Рисование пластилином

1

29

Цветы в вазе.

Учить детей создавать рисунок на базовой форме «овал», дополнить рисунок деталями.

Накладывание,

отпечатывание листом бумаги.

1

30

Сиреневая сказка.

Учить детей передавать весенние признаки природы с помощью рисования бумаги

Рисование

бумажными

салфетками.

1

31

Праздничный салют.

Развивать умение видеть и любоваться красивым. Знакомство детей с новой графической техникой.

Тычкование жёсткой полусухой кистью.

1

32

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки необходимые при работе в нетрадиционных техниках.

Различные.

1



Итого:



32









Литература.

1 Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники рисования)

2.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. «Рисование с детьми дошкольного возраста» - М,

Сфера, 2005.

3.Кожохина С.К. и Панова Е.А. «Сделаем жизнь наших малышей ярче». Ярославль, 2007.

4.Лыкова И.А. «Каждый охотник желает знать».-М.,Карапуз,1999.

5.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду».-М., Карапуз- Дидактика, 2007.

6.Утробина К. «Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы.» /Дошкольное воспитание. 1997 №2 с. 32-38.

7.Бревнова Ю.А. «Художественный труд в детском саду». М, Сфера, 2015 с. 5- 6.

8.Черепковская С.А. «Волшебница Монотипия»./Ребёнок в детском саду .2008. №5 с. 43-45.

9. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» - М, 2000






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Исенова Валентина Мухамедяровна

Дата: 21.01.2019

Номер свидетельства: 496427


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства