Программа разработана в соответствии с культурно-историческими подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;
сочетает принципы научной обоснованности и практической преемственности;
обеспечивает единство обучающих , воспитательных и развивающих целей и задач процесса образования детей;
строится на доступных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах доступности, целостности дошкольного образования.
Пpeдлoжeннaя пpoгpaммa aдpecoвaнa paбoтникaм дoшкoльныx opгaнизaций, родителям, интересующимися развитием детей.
Tүciнiктeмe xaт.
Пoяcнитeльнaя зaпиcкa
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
С младенчества ребёнок слышит родную речь. Колыбельные песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру в добро . Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Воспитание патриотических чувств происходит в последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране, Родине. В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для народа. Это не просто сведения, которые получают молодые люди. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний. Задача педагога донести до ребенка то, чем владеет сам. Чтобы ребенок осознал, что такое Родина. Дать понятие, что наша Родина – Казахстан.
Казахстан это удивительный край с удивительным народом , который живет в гармонии с природой. Творческое самовыражение народа заключается в его национальной культуре, которая передается из поколения в поколение. Каждый народ дорожит своей культурой, стараясь сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Поэтому, перед педагогами стоит цель: приобщить детей к уникальной национальной культуре народов Казахстан, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. Реализация мероприятий в рамках программы «Туган жер» по ознакомлению дошкольников с родным краем нацелена на подготовку детей к усвоению истории своего края, на формирование патриотизма.
Maқcaты
Цeль: формирование у дошкольников гражданско-патриотических ценностей, приобщение к историческому, культурному и природному наследию.
Miндeттepi
Зaдaчи:
-формировать представления о достопримечательностях родного края;
-расширять представления о природных богатствах: растительном и животном мире; полезных ископаемых;
-вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов Казахстана, их жизни, быту, культуре, языку, традициям;
-вызвать потребность и желание как можно больше узнать о своей Родине.
Kүтiлeтiн нәтижe:
Oжидaeмый peзyльтaт:
Знать свой домашний адрес, название города или поселка.
Узнавать на фотографиях достопримечательности своего поселка, уметь рассказать о них.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила безопасного поведения на природе и на улицах.
Иметь элементарные представления об охране природы.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Пайдаланылатын жәрдемақы
Используемые пособия: карта Казахстана, глобус, картинки, фотографии, дидактические игры, лото.
Формы проведения занятий: беседы, открытые занятия, инсценировка сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, игры, экскурсии, рассказывание, рассматривание картин, фотографий.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.
№
Список детей
«Моя семья и их обязанности»
« Детский сад»
« Поселок мой»
« Казахстан – моя Родина»
«Животный и растительный мир Казахстана »
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Мониторинг проводится по 3 бальной системе диагностирования:
3 балла – высокий уровень
2 балла – средний уровень
1 балл – низкий уровень
Жұмыcтың бoлaшaқ жocпapы.
Пepcпeктивнoe плaниpoвaниe
(1 paз в нeдeлю, вceгo 36)
№
Тема
Содержание
Цели
Месяц
1
Семь Я
«Мой дом – моя семья»
Иметь представления о родном доме, своей семье, ее членах, семейных традициях
Сентябрь
2
Дедушка и бабушка – верные друзья
Воспитывать доброжелате- льное отношение к старшим в семье, заботиться о них и уважать.
3
Место работы моих родителей
Прививать уважение к труду родителей, закреплять знание профессий и понимать значимость их труда.
4
Родной очаг
Прививать любовь к своему родному дому, учить видеть, отображать свои видения в рисунках
5
Моя семья
Уклад и традиции семьи
Продолжать знакомить детей с семейными традициями. Уважать интересы каждой семьи.
Октябрь
6
Древо моей семьи
Познакомить детей с родословной своей семьи.
7
Отдыхаем всей семьей
Воспитывать в детях чувство гордости за свою семью
8
Мои домашние животные
Прививать любовь к живот-ным. Умение ухаживать и заботиться о них.
9
«Детский сад – наш дом родной»
Творческий рассказ «за что я люблю свой детский сад»
Развивать речь детей, умение рассказывать и слушать товарищей.
Ноябрь
10
Территория детского сада
Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.
Заботливые люди (профессии сотрудников детского сада)
Воспитывать у детей уваже-ние к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
13
По дороге в детский сад
Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес.
Декабрь
14
Традиции детского сада
Познакомить детей с традициями детского сада. (праздники, конкурсы)
15
Игрушки в детском саду
Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Умение играть в коллективе
16
Мои друзья всегда со мной
Прививать чувство заботы и ответственности. Умение дружить
17
«Мой поселок – моя гордость»
Центры культуры музыкальная школа, почта, библиотека)
Развивать творческие способности, формировать культурный уровень детей.
Январь
18
Интересные люди края, где они рассказывают детям о своей работе, показывают фотографии.
Познакомить детей с инте-ресными людьми поселка, объяснить связь трудовой деятельности человека является тем звеном, которое связывает мир природы и мир людей.
19
Растительный мир поселка
Знакомить детей с раститель-ным миром поселка; воспитывать бережное отношение к природе.
20
Праздники и мероприятия в моем поселке
Познакомить детей с мероприятиями и праздника- ми. Показать на примере фотографий, как принимают участие дети и взрослые
21
«В Казах-стане мы живем»
Знакомство с картой Казахстана
Вызвать у детей интерес и гордость за Казахстан
Февраль
22
Символика Казахстана
Познакомить детей с гербом и флагом, гимном, с их историей, происхождением.
23
«Дикие и домашние животные Казахстана»
Развивать интерес к животным, их детенышей. Прививать любовь и заботу о братьях наших меньших
24
Национальная одежда и культура народа
Знакомить детей с культурой народа Казахстана, с их творчеством, традициями, приметами национальной одеждой .
25
«Народ-ные традиции»
«Традиции казахского народа»
Познакомить детей с традициями народов Казахстана, научить детей их соблюдать
Март
26
«Славный праздник –Наурыз»
Дать детям доступные их пониманию представления о народных праздниках
27
Казахские народные игры, сказки, драматизации
Вызывать у детей желание подражать героям сказок, быть такими же смелыми и мужественными
28
Реки, горы, поля, леса - богатство и красота
Воспитать чувство привязан-ности к своей Родине, восхищение ее красотой; вызывать в детях чувство гордости за свою Родину .
29
«Родина моя»
Астана – главный город
Вызвать у детей интерес к прекрасному городу нашей страны, воспитать чувство восхищения и гордости за столицу
Апрель
30
«Много городов, их не перечесть»
Способствовать расширению знаний учащихся о нашей Родине, городах Казахстана
31
«Кому нужны деревья в лесу»
Научить детей беречь приро-ду. Знать о пользе раститель-ного и животного мира
32
Уроки безопасности
Дать понятие об ядовитых растениях и опасных животных; о возможных травмах на природе; научить оказывать первую помощь; учить соблюдать правила поведения на природе.
33
«Никто не забыт, ничто не забыто»
«9 мая – День победы»
Воспитать интерес к истории своей Родины, к истории военного времени; объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников отечества; воспитать чувство уважения к ветеранам ВОВ и других военных конфликтов.
Май
34
«Этот день мы приближали, как могли…
Расширить знания детей о ВОВ, используя видео, аудио материал, материал презентации «Детям о войне»
35
Беседа «Пусть не будет войны никогда!!!»
Сформировать у детей представления о ВОВ, о Победе.
3
36
«Я рисую мир на всей земле»
Вызывать у детей чувство радости, красоты. Умение передать в рисунке свое настроение
ӘДEБИETTEP TIЗIMI.
CПИCOK ЛИTEPATУPЫ
1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г.
2. Дошкольное воспитание. Ребенок в детском саду. № 3. 2006.
3.Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований: Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
4. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амрита, 2010.
5.Махалева Н.Е. Расскажу о городе своем. – М., 2009.
6. Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Оверчук Т.И. Авт.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
7. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. Авт.-сост. Антонов Ю.Е. – М.: АРКТИ, 2010.
8. Фесюкова Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет. – Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010.
9.Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительность. М. Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003. – 128с.
10.Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 80с.
11.Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей. – М.: АРКТН, 2009. – 40с.: илл. (Растем умными (Технология ТРИЗ)).
Қосымша Приложение
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое-
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я! (В. Орлов)
****
Второй ваш дом
Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Детский сад — второй ваш дом,
Как тепло, уютно в нем!
Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете! (Г. Шалаева)
****
Детский сад
Я люблю свой детский сад
В нем полным-полно ребят.
Раз, два, три, четыре, пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Может сто их, может двести.
Хорошо, когда мы вместе! (С. Питиримов)
****
Лучше нет родного края
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? — Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края! П. Воронько
****
С мамой по городу
Когда я по городу
С мамой хожу,
За руку маму
Я крепко держу:
Зачем ей
Идти и бояться,
Что может она
Потеряться? Светлана Пшеничных
****
Пословицы и поговорки
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
У народа один дом – Родина.
Родина – всем матерям мать.
Родина – мать, чужбина – мачеха.
Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.
В своём доме и стены помогают.
За морем теплее, а у нас светлее.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Если народ един, он непобедим.
****
Казахстан - Родина моя! Любимая, могучая страна. В ней люди мирно все живут, Красивую природу берегут. Я горжусь, что здесь я рождена! Казахстан - Родина моя! Скакова Милена
****
Я люблю тебя мой - Казахстан
Люблю я также свой - народ
Люблю я маму и отца,
Люблю я степи и гонца,
Люблю я даже нелюбимых,
Любовь моя не поколебима.
Материал для занятий
Детский сад
Школа
Данные о п. Заводской
Население
Численность населения п.Заводской составляет 4130 человек.
На территории поселка проживают люди 26 национальности.
В поселке функционирует отделение ОАО «Казпочта», доставка почты производится 2 раза в неделю.
Образование и наука.
Имеются две общеобразовательные школы: средняя и начальная. Преподавание ведется на казахском и русском языках.
Детский сад «Арай», количество групп 3, с численностью 80 детей, где воспитываются дети в возрасте от 3- х до 5- ти лет.
Филиал музыкальной школы на 30 учащихся с классами фортепиано, скрипка, домбра. Работают 4 преподавателя. Ученики школы принимают активное участие в городских и поселковых концертах, где занимают различные призовые места.
Физическая культура.
При клубе «Арман» открыта секция тяжелой атлетики, филиал городской ДЮСШ. На базе спортзала школы в поселке созданы спортивные секции по боксу и вольной борьбе. Также на территории поселка есть спортивная площадка для футбола, баскетбола и волейбола.
Культура
В поселке Заводском из объектов культуры работает библиотека. На каждое мероприятие и знаменательную дату в библиотеке оформляются книжные выставки и тематические полки, проходят различные тематические вечера, круглые столы, игровые программы, информационные часы. Работа библиотеки организована так, что она действительно является центром информационным, культурно – просветительским и досуговым для населения. Библиотека оснащена компьютером и телефоном, есть читальный зал на 10 человек.
Также функционирует дворовый клуб «Арман» для детей, где проводятся музыкальные вечера, концерты и дискотеки. Здесь дети разных возрастов находят занятия исходя из своих интересов и талантов. В 2010 г. клуб «Арман » занял 3 – е почетное место на Республиканском конкурсе на лучший дворовый клуб.
Герои ВОВ, Соц. Труда, общественные деятели.
Почетных жителей в поселке нет, но есть старожилы поселка, которые проживают здесь со дня его основания, это: Дружинина В.С., Куцай П.И., Хамова Е.П, Конышева Н.П., Хажай М.А., Лотоцкий Г.И. и др.
В поселке с 1986г. функционирует Совет Ветеранов. На протяжении всех лет в составе трудились 11 человек, ветераны- энтузиасты, это: Белова Н.А., Богодюк И.Д., Богодюк Л.И., Вагаева В.Ф., Камышан Л.В., Коротчин С.И., Куцай П.И., Перевозников Г.Н, Шкуркина К.А., Ткаченко Т.М. и др. Руководителями совета ветеранов были: Дружинина В.С., Козлов Н.Т., Бабина К.И., а Богодюк Л.И. является нынешним руководителем.