kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вариативная часть к основной образовательной программе МДОУ «Детский сад №40» «Веселая математика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математическое развитие ребенка-это не только умение дошкольника решать арифметические задачи,но развитие способности видеть в окружающем мире отношения,зависимости,оперировать предметами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вариативная часть к основной образовательной программе МДОУ «Детский сад №40» «Веселая математика»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40» Октябрьского района г. Саратова



Согласовано

с председателем ПК

МДОУ «Детский сад №40»

_____________ Н.В.Златогорская

Утверждаю:

заведующий МДОУ

«Детский сад №40»

____________ Г.И.Третьякова

№_____ от «___» ___________2017г





Вариативная часть к основной образовательной программе МДОУ «Детский сад №40»

«Веселая математика»

старшей группы

«Лучики»

(от 5 до 6 лет)

на 2017-2018г.




Воспитатель:

Торба Е.В.







Принято на заседании педагогического совета протокол №___________

«___» ____________2017г.







Пояснительная записка

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

В работе математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.





Цель:

Создать условия для расширения кругозора математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Привить любовь к математике.

• Формирование представлений о числе и количестве:

• Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус (-, равно (=).

• Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.) ; устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

• Развитие представлений о форме: Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

• Упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

• Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

• Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

• Развитие пространственной ориентировки:

• Развитие ориентировки во времени: Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Принципы и подходы в организации кружка

умственное развития дошкольника.

• индивидуализация: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;

• индивидуальный подход: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;

• гуманность: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной

Программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

К шести годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.

Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).

Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.

Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).

Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.

Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).

Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.

Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.

Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.

Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Перспективное планирование в старшей группе.

(Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз - ступенька, два – ступенька…»)



Месяц

п/п

НОД

Тема

Цель


Физкультминутка

Игра

СЕНТЯБРЬ


1

Свойства предметов.

Объединение предметов в группы по общему свойству.

Формировать умения выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов.

«Отгадай, чей голосок?»

«Смотри в оба»

«На что похоже?»

2

Свойство предметов.

Объединение предметов в группы по общему свойству.

Закреплять представления детей о свойствах предметов (Цвет, форма, материала, назначение и т.д.).

Уточнить представления о формах геометрических фигур – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.

«Волшебники»

«Замри – отомри»

Игра – путешествие «В царство геометрических фигур»

3

Свойства предметов.

Объединение предметов в группы по общему свойству.

Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами.

Объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельных предметов, отличающимися какими –либо признаками.

«Лис и зайчата»

«Жук»

«Соберём урожай»

«Волшебный мешочек»

«Магазин»

Повторение 1-3 занятия

Октябрь

Октябрь

4

Свойство предметов.

Объединение предметов в группы по общему свойству.

Закрепить знания о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку.

Уточнить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, способах управления групп предметов, сохранении количества.

«Я садовником родился»

«Кошки – мышки»

«День рождение кота Леопольда»

«Кто быстрее»

5

Свойство предметов..

Объединение предметов в группы по общему свойству.

Закрепить представления о различных свойствах предметов.

Формировать умения сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера.

«Подрастай-ка»

«Путешествие»

«Помоги зайчикам спрятаться от волка»

«Загоним мяч в ворота»

«Помоги малышам найти свою маму»

6

Сравнение групп предметов.

Обозначение равенства и неравенства.

Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар.

Закрепить представления о порядке увеличения и уменьшения размеров.

«Рыбаки»

«Загадки»

«Построй игрушки парами»

«Весёлая почта»

7

Сравнение групп предметов.

Обозначение равенства и неравенства.

Закрепить понятие равенство – неравенство и умение правильно использовать знаки равенства и неравенства.

Закрепить знание свойств предметов, повторить знакомые геометрические формы






«Дождик»

«Разноцветные фонарики»

«Динамические картинки»

Логические упражнения

Ноябрь

8

Сравнение групп предметов

Обозначение равенства и неравенства.

Закрепить представления о равенстве групп предметов, умение правильно выбирать знак равенства и неравенства.

Закрепить знание свойств предметов. Умение ориентироваться в таблице.

«Зеркало»

«Рисуем пальцами»

«День – ночь»

«Все-все-все»

9

Сложение. Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)

Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «плюс».

Закрепить знания о свойствах предметов.

«Ёжик»

«Гриша шёл, шёл, шёл…»

«В овощном магазине»

10

Пространственные отношения: на, над, под.

Уточнить пространственные отношения: на, над, под.

Закрепить представления о сложении как объединении предметов.

«Буратино»

«Отгадай последнее слово»

«Вспомни и назови»


11

Пространственные отношения: слева, справа.

Развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева.

Закрепить понимание смысла действия сложения.

«Хлоп, ладошки»

«Аист»

«Динамические картинки»

«Муха»

«Геометрическое лото»

Декабрь

12

Пространственные отношения: слева, справа.

Закрепить пространственные отношения: слева, справа.

Закрепить смысл сложения, взаимосвязь целого и частей.

«Пальчиковая гимнастика»

«Не ошибись»

Разминка «Весёлый счёт»

«Пляшущие человечки»

«Четвёртый лишний»

13

Вычитание.

Удаление части из целого (вычитание).представление о действии вычитания (на наглядном материале

Формировать представление об вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со «-». Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения.

«Воробьи»

«Мяч по кругу»

«В магазине игрушек»


14

Пространственные отношения: между, посередине.

Уточнить пространственные отношения: между, посередине.

Закрепить понимание смысла действия вычитания.

«Зайка»

«Яблоки»

«Качели»



15

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: Один - много.

Сформировать представления о понятиях: один, много. Закрепить пространственные отношения, представления о сложении и вычитании.

«Сороконожка»

«Жук»

«Игра с предметами»

Повторение 12-15 занятия

Январь

16

Число 1. Цифра 1.

Познакомить детей с числом 1 и графическим рисунком цифры 1. закрепить представления о взаимосвязи целого и частей, действия сложения и вычитания.

«Цапля»

«Часики»

«Картинная галерея»

«Конкурс красавиц»

17

Пространственные отношения: Внутри, снаружи.

Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи.

Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей.


«Птички»

«Кошки – мышки»

«Кот у гнезда»

«Игра с обручами»

«Строим гнездо»

Февраль

18

Число 2. Цифры 2. Пара

Познакомить с составом числа 2, цифрой 2.

Закрепить понимание смысла действия сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.

«Две сестрицы»

«Лиса»

«Динамические картинки»

19

Точка. Линия. Прямая и кривая линии.

Формировать представления о точке, линии, прямой и кривой линиях.

Закрепить умения соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов, смысл сложения и вычитания, отношения – справа, слева.

«По дорожке топали»

«Точки и ластик»


20

Представление : Отрезок. Луч

Сформировать представления об отрезке, луче.

«Молоток стучал»

«Змейка»

«Путешествие точки»

21

Число 3 и цифра 3.

Познакомить с образованием и составом числа 3.

Закрепить представления о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по свойствам.

«Крот»

«Я иду, и ты идёшь…»

«Весёлые загадки»

Март

22

Представление: Замкнутые и незамкнутые линии.

Формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии. Закрепить умение соотносить цифры 1-3 с количеством предметов, навыки счета в пределах трех, взаимосвязь целого и частей

«Звери к нам играть пришли»

«Путешествие точки»

«В уголке природы»


23

Представление: Ломаная линия, многоугольник.

Познакомить с понятием ломаная линия, Многоугольник.

Продолжить формирование предметов, взаимосвязи целого и частей, составе числа 3представлений о свойствах

«Встаньте, дети»

«Рыбачок и рыбки»

«На что похоже?»

«Строители»

24

Число 4. Цифра 4.

Познакомить с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4.

Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 с четырьмя точками.

«Две свинки»

«Карусели»

«Четвёртый лишний»

Март

25

Представление: Угол и виды углов.

Сформировать представления о различных видах углов – прямом, остром, тупом.

Закрепить знание цифры 1-4, счет до 4, знание числа 4, смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, понятие многоугольник.

«Поезд»

«Рисуем в воздухе»

«Путешествие по железной дороге»

Повторение 22-25 занятия

Апрель

Апрель

26

Представление: Числовой отрезок.

Сформировать представления о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей.

«Лягушата»

«Улитка» (пальчиковая гимнастика)


27

Число 5. Цифра 5.

Познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5.

Закрепить знания цифры 1-4, понятия многоугольника, числового отрезка

«Помощники»

«Перепутаница»

«В гостях у зайки»

28

Пространственные отношения: Впереди - сзади

Уточнить пространственноеотношения: впереди – сзади. Взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание едениц по числовому отрезку, количественный и порядковый счет в пределах 5, сформировать представления о составе числа 5.

«Поезд»

«Берегись, Буратино»

«Паровозик из Ромашкова»

«Геометрическое лото»

29

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе: Столько же.

Формировать представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар.Закрепить взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц с помощью числового отрезка, представления о числах и цифрах 1-5

«Мяч – паре»

«Листочки»

«В гостях»

«Мы танцуем»

Май

Май

















М

ай

30

Обозначение отношений: Больше - меньше.

Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Познакомить со знаками больше и меньше.

«Пчёлы и медведь»

«Горелки»

«На лесной полянке»

31

Временные отношения: Раньше, позже.

Расширить временные представления детей, уточнить отношения раньше, позже.

Закрепить представления о сравнении, сложении и вычитании групп предметов, числовом отрезке, количественном и порядковом счете предметов.

«Ослик»

«Колобок»

«Перепутаница»

«Раньше – позже»

32

Упражнения по выбору детей

Повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 1-5. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

«Пчёлы и медведь»



«Горелки»

«В гостях»



«Мы танцуем»

33

Повторение.


Повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 1-5. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.







Методическое обеспечение рабочей программы

1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.иперераб. – М.: Издательство «Ювента», 2016.

2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»).

3. «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы/ Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2016.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Торба Елена Владимировна

Дата: 20.08.2018

Номер свидетельства: 476098


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства