Вариативная часть к основной образовательной программе МДОУ «Детский сад №40» «Веселая математика»
Вариативная часть к основной образовательной программе МДОУ «Детский сад №40» «Веселая математика»
Математическое развитие ребенка-это не только умение дошкольника решать арифметические задачи,но развитие способности видеть в окружающем мире отношения,зависимости,оперировать предметами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вариативная часть к основной образовательной программе МДОУ «Детский сад №40» «Веселая математика»»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №40» Октябрьского района г. Саратова
Согласовано
с председателем ПК
МДОУ «Детский сад №40»
_____________ Н.В.Златогорская
Утверждаю:
заведующий МДОУ
«Детский сад №40»
____________ Г.И.Третьякова
№_____ от «___» ___________2017г
Вариативная часть к основной образовательной программе МДОУ «Детский сад №40»
«Веселая математика»
старшей группы
«Лучики»
(от 5 до 6 лет)
на 2017-2018г.
Воспитатель:
Торба Е.В.
Принято на заседании педагогического совета протокол №___________
«___» ____________2017г.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
В работе математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Цель:
Создать условия для расширения кругозора математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
•Привить любовь к математике.
• Формирование представлений о числе и количестве:
• Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
•Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус (-, равно (=).
• Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.) ; устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
• Развитие представлений о форме: Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
• Упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
• Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
• Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
• Развитие пространственной ориентировки:
• Развитие ориентировки во времени: Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Принципы и подходы в организации кружка
•умственное развития дошкольника.
• индивидуализация: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
• индивидуальный подход: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
• гуманность: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной
Программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
К шести годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).
Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Перспективное планирование в старшей группе.
(Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз - ступенька, два – ступенька…»)
Месяц
№ п/п
НОД
Тема
Цель
Физкультминутка
Игра
СЕНТЯБРЬ
1
Свойства предметов.
Объединение предметов в группы по общему свойству.
Формировать умения выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов.
«Отгадай, чей голосок?»
«Смотри в оба»
«На что похоже?»
2
Свойство предметов.
Объединение предметов в группы по общему свойству.
Закреплять представления детей о свойствах предметов (Цвет, форма, материала, назначение и т.д.).
Уточнить представления о формах геометрических фигур – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
«Волшебники»
«Замри – отомри»
Игра – путешествие «В царство геометрических фигур»
3
Свойства предметов.
Объединение предметов в группы по общему свойству.
Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами.
Объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельных предметов, отличающимися какими –либо признаками.
«Лис и зайчата»
«Жук»
«Соберём урожай»
«Волшебный мешочек»
«Магазин»
Повторение 1-3 занятия
Октябрь
Октябрь
4
Свойство предметов.
Объединение предметов в группы по общему свойству.
Закрепить знания о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку.
Уточнить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, способах управления групп предметов, сохранении количества.
«Я садовником родился»
«Кошки – мышки»
«День рождение кота Леопольда»
«Кто быстрее»
5
Свойство предметов..
Объединение предметов в группы по общему свойству.
Закрепить представления о различных свойствах предметов.
Формировать умения сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера.
«Подрастай-ка»
«Путешествие»
«Помоги зайчикам спрятаться от волка»
«Загоним мяч в ворота»
«Помоги малышам найти свою маму»
6
Сравнение групп предметов.
Обозначение равенства и неравенства.
Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар.
Закрепить представления о порядке увеличения и уменьшения размеров.
«Рыбаки»
«Загадки»
«Построй игрушки парами»
«Весёлая почта»
7
Сравнение групп предметов.
Обозначение равенства и неравенства.
Закрепить понятие равенство – неравенство и умение правильно использовать знаки равенства и неравенства.
Закрепить знание свойств предметов, повторить знакомые геометрические формы
«Дождик»
«Разноцветные фонарики»
«Динамические картинки»
Логические упражнения
Ноябрь
8
Сравнение групп предметов
Обозначение равенства и неравенства.
Закрепить представления о равенстве групп предметов, умение правильно выбирать знак равенства и неравенства.
Закрепить знание свойств предметов. Умение ориентироваться в таблице.
«Зеркало»
«Рисуем пальцами»
«День – ночь»
«Все-все-все»
9
Сложение. Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)
Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «плюс».
Закрепить смысл сложения, взаимосвязь целого и частей.
«Пальчиковая гимнастика»
«Не ошибись»
Разминка «Весёлый счёт»
«Пляшущие человечки»
«Четвёртый лишний»
13
Вычитание.
Удаление части из целого (вычитание).представление о действии вычитания (на наглядном материале
Формировать представление об вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со «-». Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения.
Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей.
«Птички»
«Кошки – мышки»
«Кот у гнезда»
«Игра с обручами»
«Строим гнездо»
Февраль
18
Число 2. Цифры 2. Пара
Познакомить с составом числа 2, цифрой 2.
Закрепить понимание смысла действия сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.
«Две сестрицы»
«Лиса»
«Динамические картинки»
19
Точка. Линия. Прямая и кривая линии.
Формировать представления о точке, линии, прямой и кривой линиях.
Закрепить умения соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов, смысл сложения и вычитания, отношения – справа, слева.
«По дорожке топали»
«Точки и ластик»
20
Представление : Отрезок. Луч
Сформировать представления об отрезке, луче.
«Молоток стучал»
«Змейка»
«Путешествие точки»
21
Число 3 и цифра 3.
Познакомить с образованием и составом числа 3.
Закрепить представления о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по свойствам.
«Крот»
«Я иду, и ты идёшь…»
«Весёлые загадки»
Март
22
Представление: Замкнутые и незамкнутые линии.
Формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии. Закрепить умение соотносить цифры 1-3 с количеством предметов, навыки счета в пределах трех, взаимосвязь целого и частей
«Звери к нам играть пришли»
«Путешествие точки»
«В уголке природы»
23
Представление: Ломаная линия, многоугольник.
Познакомить с понятием ломаная линия, Многоугольник.
Продолжить формирование предметов, взаимосвязи целого и частей, составе числа 3представлений о свойствах
«Встаньте, дети»
«Рыбачок и рыбки»
«На что похоже?»
«Строители»
24
Число 4. Цифра 4.
Познакомить с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4.
Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 с четырьмя точками.
«Две свинки»
«Карусели»
«Четвёртый лишний»
Март
25
Представление: Угол и виды углов.
Сформировать представления о различных видах углов – прямом, остром, тупом.
Закрепить знание цифры 1-4, счет до 4, знание числа 4, смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, понятие многоугольник.
«Поезд»
«Рисуем в воздухе»
«Путешествие по железной дороге»
Повторение 22-25 занятия
Апрель
Апрель
26
Представление: Числовой отрезок.
Сформировать представления о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей.
«Лягушата»
«Улитка» (пальчиковая гимнастика)
27
Число 5. Цифра 5.
Познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5.
Закрепить знания цифры 1-4, понятия многоугольника, числового отрезка
«Помощники»
«Перепутаница»
«В гостях у зайки»
28
Пространственные отношения: Впереди - сзади
Уточнить пространственноеотношения: впереди – сзади. Взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание едениц по числовому отрезку, количественный и порядковый счет в пределах 5, сформировать представления о составе числа 5.
«Поезд»
«Берегись, Буратино»
«Паровозик из Ромашкова»
«Геометрическое лото»
29
Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе: Столько же.
Формировать представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар.Закрепить взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц с помощью числового отрезка, представления о числах и цифрах 1-5
«Мяч – паре»
«Листочки»
«В гостях»
«Мы танцуем»
Май
Май
М
ай
30
Обозначение отношений: Больше - меньше.
Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Познакомить со знаками больше и меньше.
«Пчёлы и медведь»
«Горелки»
«На лесной полянке»
31
Временные отношения: Раньше, позже.
Расширить временные представления детей, уточнить отношения раньше, позже.
Закрепить представления о сравнении, сложении и вычитании групп предметов, числовом отрезке, количественном и порядковом счете предметов.
«Ослик»
«Колобок»
«Перепутаница»
«Раньше – позже»
32
Упражнения по выбору детей
Повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 1-5. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.
«Пчёлы и медведь»
«Горелки»
«В гостях»
«Мы танцуем»
33
Повторение.
Повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 1-5. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.
Методическое обеспечение рабочей программы
1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.иперераб. – М.: Издательство «Ювента», 2016.
2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»).
3. «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы/ Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2016.