kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Условия игровой деятельности,как среды социального развития"

Нажмите, чтобы узнать подробности

изучить характер происходящих изменений, условия игровой деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Условия игровой деятельности,как среды социального развития"»

Условия игровой деятельности

как среды социального развития.

Преобразование отношений ребенка с миром (взрослые)


Усвоение эталонных представлений о добре и зле









Ана­лиз при­чин­но-след­ст­вен­ных за­ви­си­мо­стей в сфе­ре со­ци­аль­ных от­но­ше­ний

Развитие речи как средство общения











Введение традиций жизни группы



Развитие способности к сочувственному восприятию к детям, людям, окружающим предметам.









В настоящие время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные функции в игре

Нравственные качества, сформированные в сюжетно-ролевой игре, влияют на поведение ребёнка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре

В дошкольном возрасте, в процессе взаимодействия со сверстниками, развивающаяся у детей потребность в признании находит своё выражение в притязании на значимое для всех место в группе ровесников. Притязание есть естественная форма социальной активности, условие нормального развития личности. В ситуации совместной деятельности ребёнка обнаруживается потребность в признании другими людьми. Когда эта потребность выражается в притязании на статусную роль в игре, эмоциональная идентификация с победителем усложняется. Как существу социальному и притязающему, становится сложнее сопереживать признанному, радоваться радости победителя. Обычно страсти начинают кипеть при распределении ролей и в момент включения в игру, когда роли уже распределены. Всё сказанное позволяет понимать игровую группу детей как своего рода школу социальных отношений, в которой постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения, формируются модели положительных взаимоотношений, нравственные качества личности. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству.


Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности. Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционального наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре.

Преимущество игры по сравнению с другими средствами нравственного воспитания заключается в том, что она является «школой морали в действии, а не только в представлении



Показатели нравственной воспитанности ребенка в игровой деятельности


Игровая деятельность

Метод наблюдения применяется как самостоятельный апробиро­ванный практикой многих исследований способ изучения, позво­ляющий видеть необходимые факты поведения ребенка в естествен­ных условиях.

Цель наблюдения: установить наличие (или отсутствие) у детей нравственных представлений, способы поведения, формы нравствен­ных переживаний, способы взаимодействия в процессе игровой де­ятельности;

- выявить особенности нравственных проявлений, обусловлен­ные индивидуальностью ребенка, условиями его воспитания;

- изучить характер происходящих изменений, успехов в разви­тии отдельных нравственных качеств личности ребенка под влияни­ем специально применяемых воспитателем мер педагогического воз­действия.

Проведение наблюдения: в один из моментов игры (на 35—40-й минуте) воспитатель говорит о том, что ему нужно поработать, а дети должны играть самостоятельно и обращаться к нему лишь в трех слу­чаях, когда им никак не обойтись без его помощи. Педагог фиксирует все обращения к нему (вопросы, просьбы, жалобы, сообщения), от­мечая при этом форму обращения (вежливая, спокойная, возбужден­ная и т.д.). Одновременно ведутся наблюдения за взаимоотношениями детей в игре. Фиксируются все проявления общественного поведения детей, играющих в группах, и тех, кто не принимает участие в игре.

Обработка данных: в результате нескольких наблюдений можно будет дифференцировать детей в соответствии с уровнем сформи­рованное™ у них общественных взаимоотношений.

Примерными критериями каждого уровня могут быть:


1-й уровень (высокий)

2-й уровень (средний)

3-й уровень (низкий)

При выборе игры, распре­деления ролей, пользова­нии игровым материалом дети проявляют дружелю­бие, внимание к интересам других желающих (их желаниям выполнять привлекающие роли и т.п.). Дети умеют развернуть содержате-льную игру. Выполняя общий замысел, действуют увлеченно, согласованно.

Подчиняются правилам, принятым в игре. Самостоятельно разрешают возникающие вопросы и разногласия в игре, соблюдая нормы товарищеского поведения

При выборе игры, рас­пределении ролей, поль­зовании игровым мате­риалом дети не всегда считаются с интересами других играю-щих, иногда затрудняются в развертывании игры, не всегда действуют согласо-ванно, нарушают правила игры.

Разногласия в игре пытаются иногда

решить сами. Помощь воспитателя, как правило, необходима


Дети не умеют сами договориться о выбо­ре игры, распределе­нии ролей, игрового материала, не могут самостоятельно развернуть игру, действовать согласовано.

Не считаются с интересами других, с их желанием участвовать в игре, выполнять ту или иную роль.

Дети нарушают правила, ссорятся, жалуются воспитателю


Ребенок, играя для удовольствия, на каких-то этапах игры отказывает себе в этих временных радостях для того, чтобы получить наивысшее удовольствие – сам процесс игры. Данный психологический механизм говорит о том, что ребенок во время игры может контролировать и регулировать свои действия и поведение.

Педагоги, зная эти закономерности, могут управлять процессами развития ребенка через игру. Игре присущи такие признаки как интерес, свобода, творчество, спонтанность, экспериментирование, взаимодействие,

Рассматривая данные признаки игры через призму образовательных процессов, можно прийти к следующему выводу: игра есть основа активного обучения, влияющая на основные сферы детского развития, и имеющая основные характерные признаки (интерес, эксперимент, взаимодействие, творчество).

Это дает право рассматривать дошкольное образование с позиции инновационного, когда активное игровое обучение позволяет «включиться» каждому ребенку в процесс получения знаний, не нарушая психо-физиологических законов его развития.


Игра – деятельность в условной, воображаемой ситуации.

Она направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Люди – дети и взрослые играют для удовольствия, которое человек получает благодаря собственной деятельности.

Функции игры:

Развлекательная (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

Коммуникативная (освоение диалектики общения);

Межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

Самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

Игротерапевтическая ( преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

Диагностическая (выявление отклонений вот нормального поведения, самопознание в процессе игры);

Коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

Социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

Сюжетная игра связана с условным действием в воображаемой ситуации. По характеру включенности в нее могут быть выделены разновидности сюжетной игры, или ее культурные формы.

Это - собственно ролевая игра (ребенок непосредственно принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация),

режиссерская игра (воображаемая ситуация развертывается через действия игрушечных персонажей, которые служат как бы посредниками между ребенком и игровыми ролями),

игра-фантазирование (воображаемая ситуация развертывается преимущественно в речи и представлении, сюжетные события происходят с кем-то, т.е. ребенок не отождествляет себя с какой-то конкретной ролью).

У ребенка появляется представление о роли и определяемых этой ролью действиях, подчиненных единому игровому сюжету.

Эти знания и представления не возникают сами по себе, а формируются в общении с взрослым в совместной игре или на занятии, а также в результате обогащения неигрового опыта. Они усваиваются и составляют непосредственный социальный опыт ребенка. Социальный опыт ребенка определяет развитие сюжета

Значение игры

Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.



Структура игры

как деятельности: как процесса:

- целепологание - роли, взятые на себя играющими

- планирование - игровые действия как средство реализации этих ролей

- реализация цели - игровое употребление предметов (замещение

реальных вещей игровыми, условными)

- анализ результатов - реальные отношения между играющими

  • сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.


Развитие сюжета (содержания) игры:

От игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность

к играм, отражающим отношения между людьми

к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

Условия для организации игровой деятельности Среда

Предметно-пространственная Коммуникативная

Обстановка, предметы, игрушки. Ребенок- Взрослый

Ребенок- Ребенок

+ Умение детей играть;

Интерес к совместным играм;

Доверие к педагогу;

Принятие его как партнера.

+ Позиция воспитателя;

Его отношение к игре;

Его участие (прямое, косвенное);

Наблюдение за каждым ребенком.

Однако, развивая игру как деятельность необходимо иметь в виду в перспективе деятельность, которая в ближайшем будущем сменит игровую – учебная деятельность. Идею соединения обучения с игрой подтверждает то, что структура игровой и учебной деятельности почти одна и та же.


Структура игровой деятельности. Структура учебной деятельности.

Игровая задача Учебная задача

Игровые действия Учебные действия

Самоконтроль Самоконтроль

Оценка результата Оценка результата.


Игра как метод обучения используется:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела программы

- как элемент более обширной технологии

- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления,упражнения, контроля).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.


Целевые ориентации:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающая: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующая: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению; психотерапия.

Витагенные занятия (вита – жизнь) предполагают, что развитие ребенка определяется его потребностями (что для него жизненно важно), и его жизненным опытом, а обучение осуществляется как процесс, при котором ребенок приобретает жизненно - важный опыт в разных сферах жизнедеятельности человека.

Занятия-развития

Игровые занятия.

Внесение образовательных задач в игровую деятельность и игрового обучения в образовательный процесс.

Технология развивающего обучения построена на следующих принципах:

- содержание рассматривается как средство развития личности;

- в обучении используется жизненный опыт ребенка, его способности, потребности, особенности его мышления;

- в обучении используется межпредметная интеграция;

- вариативность и дифференциация обучения;

- положительная стимуляция детской деятельности.

Социоигровые технологии в образовании ошибочно принимаются за игровые приемы (педагог загадывает загадки, прием «тук-тук», когда в гости приходит какой либо герой устраивает спектакли и др.). Игровой прием должен помогать решать какую – либо задачу. Принцип использования игровых методов и приемов в обучении связан с ведущей деятельностью – игрой. Игровые методы и приемы должны соответствовать уровню развития сюжетно – ролевой игры детей с учетом возраста.

Этапы игры с учетом возраста: ознакомительная игра, отобразительная игра сюжетно – отобразительная игра, сюжетно – ролевая игра.



Усложнение замысла в сюжетно-ролевых играх

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Больница

Один ребенок выполняет одновременно и роль врача и роль медсестры. Одновременно могут работать 2-3 врача. Лечат и людей и зверей, слушают, перевязывают, смазывают царапины

Распределяются роли врача и медсестры. Больница отдельно для людей и зверей. Уколы делают только зверям. Сюжеты: Айболит, лесная больница

Вводятся усложнения в игру: больница имеет несколько отделений: терапевтическое, глазное – проверка зрения. Работает аптека, где продают лекарства, витамины. Игры по худ.произведениям

Поликлиника: проводятся осмотры узкими специалистами. Добавляется кабинет ЛФК, логопедический

Парикмахерская

Роль парикмахера сначала исполняет воспитатель. Дети играют с куклами, животными, подстригают их

Организуется два зала: мужской и женский. Добавляются одеколон, ножницы, машинка для стрижки, касса

Делают прически, маникюр. Добавляются альбомы с прическами, бигуди, фен, лак и т.д

Семья

Выполняют простые действия: купают куклу, кормят малыша, гладят белье и т.д.

Вводится несколько ролей: мама, папа, брат. Сюжет развивается с помощью воспитателя. Используют предметы-заместители

Игра идет во взаимосвязи с рядом других игр: уводят детей в детский сад, идут на работу, готовят, стирают. Вводятся роли бабашки, дедушки, брата, сестры. Играют в новоселье, день рождения и т.д.

Сюжеты носят бытовой характер, отражающий реальные события: поход в зоопарк, поездка на дачу, отпуск на юге и..д.

Магазин

Магазин «Продукты» мама пошла в магазин. Роль продавца исполняет воспитатель

Магазин «Овощи» атрибуты: кассы, деньги. Роль продавца исполняет ребенок

Добавляются атрибуты к магазинам: «Одежда», «Книжный магазин», «Канцтовары», «Детский мир»

Добавляется магазин «Ткани». Организуется вместе с игрой «Ателье»

Пароход, автобус, самолет

Роль единичная, сам едет в лес, путешествует со своей целью

Выполняют роль капитана с помощью воспитателя, вводятся касса, билеты. Роль водителя выполняют самостоятельно.

Закрепляют в играх правила дорожного движения. Вводятся роли слесаря-ремонтника, штурмана, стюардессы, радиста. Отправляются в путешествие по дальним странам

Играют по литературным произведениям, придумывают собственные сюжеты.

Ателье



Роли приемщика, гладильщика, швеи, закройщика. Вводится понятия: выкройка, фасон. Предлагают альбомы моделей

Вводятся два зала мужской и женский. Самостоятельно подшивают подол у платья, пришивают пуговицы и т.д.

Библиотека



Вводится только со второй половины года только читальный зал

Добавляется абонементный отдел, карточки, каталог Проводят подклейку книг.

Школа




Дети учат кукол, учат своих товарищей на уроках пения, рисования, русского языка, математике. Вводится роль директора школы.


















Исследование «Во что и как играют дети»

Индивидуальная беседа по следующим вопросам:

1. Какие игры ты знаешь?

2. Во что любишь играть?

Среди названных игр

подвижные игры

25%

настольно-печатные

23%

ролевые

22%

спортивные

15%

компьютерные

8%

драматизации

7%


3. Знаешь ли ты правила своей любимой игры?

Ответы детей

Отрицательно

45%

игра не имеет правил

22%

называли простейшие правила

18%

назвали правила действительно относящиеся к игре

10%



затруднялись при ответ

5%

Термин «правило» дети связывали с требованиями взрослых, а не с принятым ими порядком игры.



4. Можно ли нарушать правила игры?


Отрицательно

10%

утвердительно

65%

затруднялись ответить

25%


  1. Что будет, если играющий нарушит правила?


дети связывали нарушение с дисциплинарными реакциями взрослого (будут ругать

75 %

ничего не будет

25%






Выводы: дети перестают соотносить свое поведение и свои желания с примером правильного поведения. А ведь именно самостоятельное регулирование действий превращает поведение ребенка из ролевого в волевое.







Диагностическая карта экспертной оценки

содержания и методов воспитания в игровой деятельности в детском саду.



Критерии

Оценка

1.

Сотрудники создают условия для возникновения и развертывания игры детей.


1.1

Создают условия для обогащения детей впечатле­ниями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждают собы­тия из жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, теат­ров; обращают внимание детей на содержание деятельно­сти людей и их взаимоотношений, на явления и взаимо­связь событий в живой и неживой природе и пр.)


1.2.

Побуждают детей к развертыванию игры (обраща­ются к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет; побуждают детей к принятию роли и наделению ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.)


1.3.

В качестве непосредственных участников игры пред­лагают детям образцы различных игровых действий (воспи­татель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить космический корабль, рассказы­вает, как играть в игры с правилами — «Съедобное — несъе­добное», «Испорченный телефон», «Садовник»; произно­сит считалку для установления очередности или выбора во­дящего и пр.)


1.4.

Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: во время, пред­назначенное для игры, не проводят занятий; обеспечивают плавный переход от игры к занятиям, режимным моментам


1.5.

Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совмест­ными, дидактическими и сюжетно-ролевыми и пр.)


2.

Сотрудники создают условия для развития общения между детьми в игре


2.1.

Организуют совместные игры детей (предлагают игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми; объединяют от­дельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом и пр.)


2.2.

Развивают способы игрового общения — общения детей как носителей роли (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера)


2.3.

Развивают у детей умение общаться по поводу игры (договариваться, поделиться игрушками, соблюдать очеред­ность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать конфликты и пр.)








3.

Педагоги создают условия для развития творческой ак­тивности детей в игре


3.1.

Не регламентируют игру детей, избегают воспро­изведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов


3.2.

Представляют детям возможность выбора в про­цессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и пр.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Условия игровой деятельности,как среды социального развития"

Автор: Панова Лилия Федоровна

Дата: 20.11.2017

Номер свидетельства: 439802


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства