kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно - методический комплекс по развитию речи и обучению основам грамоты «Балапан»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное планирование является частью системы работы по основам грамоты и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, предусматривающее полное взаимодействие и преемственность действий  педагогов,  комплексность педагогического воздействия на всестороннее гармоничное развитие личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно - методический комплекс по развитию речи и обучению основам грамоты «Балапан»»

Школа – сад гимназия города Костаная









Учебно - методический комплекс

по развитию речи и обучению основам грамоты

«Балапан»







Составители: Надточий Т.А.

Ержанова Н.Н.

Пояснительная записка

Интеллектуальное и нравственное развитие личности – основная цель образования. Изменившееся цели обучения, направленные на развитие личности дошкольника, изменения в содержании образования влекут за собой изменения в формах и методах обучения. Развитие речи и обучения основам грамоты выступают одной из главных задач в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время возраст поступления детей в школу снизился, и вполне понятно нетерпение родителей побыстрее научить ребенка читать и писать. Большинство из них полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений. К основным причинам подобного явления относятся: несформированность навыков звукового анализа и синтеза, нарушение фонематического восприятия. Принимая во внимание современные тенденции к интенсификации обучения дошкольников, и опираясь на мнение современных лингвистов, психологов и педагогов, которые считают пятый год жизни ребенка периодом наибольшей восприимчивости к звуковой стороне речи был разработан учебно – методический комплекс по обучению основам грамоты и развитию речи.

УМК был разработан в соответствии с ГОСО РК и программой воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ» (5-6 лет) .

Данная программа включает следующие направления работы с детьми старшего дошкольного возраста:

- развитие психологической базы речи;

- развитие звуковой стороны речи;

- развитие фонематического восприятия ;

- формирование лексико – грамматического строя речи;

- развитие способностей к звуковому анализу и синтезу;

- расширение и активизация активного и пассивного словаря;

- ознакомление со знаковой системой языка;

- формировать монологическую и диалогическую речь, развивать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать беседу;

- подготовка руки к письму.



Цель программы – создание системы работы по обучению основам грамоты и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста , предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий педагогов, комплексность педагогического воздействия на всестороннее гармоничное развитие личности.

Задачами программы являются:

  1. формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

  2. научить детей умению выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперировать условно-схематическими моделями; формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

  3. ознакомление с буквами русского алфавита; обучение детей послоговому и слитному способам чтения; составлению слов и предложений из букв азбуки;

  4. подготовка ребенка к письму;

  5. развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;

  6. развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

  7. обогащение активного, пассивного словаря; формирование правильного произношения звуков;

  8. формирование монологической и диалогической речи.



Учебная программа рассчитана на 36 часов по основам грамоты и 18 часов по развитию речи.

Продолжительность каждого занятия 25 - 30 мин.

























































Лексическая тема

Формирование фонематической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Развитие психологической базы речи

Кол-во часов

Дата

1

Осень

Дать представление о звуках природы и звуках речи

Дид. игра «Что бывает осенью?»

Цель:закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря до данной теме

Составление описательного рассказа по картине «Осень»

Упр. «4-ый лишний»

1


2

Сад-огород

Дид.упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове»

Упр. «Один-много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа

Знакомство с многозначными словами

Составление описательного рассказа по схеме

Упр. «Разрезные картинки»

1


3

Дикие животные

Закрепление понятий «начало, середина, конец слова»

Закрепить умение употреблять существительные в р.п. Упр. «Угадай-ка?»

Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Уточнение пространственно-временных представлений «Перед-между-после»

1


4

Домашние животные

Повторение условных обозначений звуков. ЗАС «Бок»

Работа над звуковым синтезом


Упр. «Скажи ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами


Пересказ рассказа Н. Калининой «Про козленка»

Упр. «Найди дорогу от буквы к зверю»

Цель: развитие мелкой моторики, формирование ориентировки в пространстве

1


5

Дикие птицы

Учить дифференцировать на слух и при произношении звуки [Г], [Г'],[В], [В']

Упр. «Скажи наоборот»

Цель: употребление антонимов в речи

Закрепление слогового анализа слов

Составление описания птицы по примеру педагога

Упр. «4 – ый лишний»

1


6

Домашние птицы

Упражнять в анализе звукового и слогового состава слова

Упр. «Назови правильно» Закрепление понятия «ударение»

Упражнять в составлении полных ответов на вопросы

Выкладывание из счетных палочек образов знакомых букв

1


7

Зима

Упражнять в анализе звукового и слогового состава слова

Упражнять в подборе однокоренных слов.

Закрепить умения работы со схемой предложения

Пересказ рассказа Н. Калининой «Снежный колобок»

Упр. «Лабиринт»

1


8

Наша страна

Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [З]-[С],[З']-[С']

Закрепить умение составление предложений по схеме

Составление предложения из заданных слов

Графический диктант

1


9

Одежда, обувь

Упр. «Услышь звук [Ш] (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Упр. «Большой – маленький»

Цель: закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Упр. «Из чего – какой?» Цель: преобразовывать имена существительные в относительные прилагательные

Составление описательных рассказов по предложенной схеме

Упр. «Что забыл модельер?»

1


10

Посуда

Упражнять в анализе звукового состава слова

Упр. «Из чего сделано»

Цель: преобразовать имена существительные в относительные прилагательные

Пересказ рассказа Н. Калининой «Вот так помогу!»

Фигуры Поппельрейтера

1


11

Человек

Упр. «Найди место звука в словах» (комп.игра «Учимся говорить правильно»)

Упр. «Один – много»

Цель: закрепить умение изменять слова в мн.числе

Описание портрета любимого героя сказки

Ориентировка в схеме собственного тела

1


12

Мебель

Учить дифференцировать на слух звуки

Упр. «Подбери и называй»

Цель: активизация глагольного словаря

Составление фразы, состоящей из 4-х предложений

Упр. «4-ый лишний»

1


13

Весна

Учить дифференцировать на слух звуки, проводить звуковой анализ слова

Составление схемы предложения

Составление описательного рассказа по сюжетной картине

Упр. «Найди отличие»

1


14

Профессии

Учить дифференцировать на слух звуки, проводить звуковой анализ слова

Упр. «Угадай профессию»

Упр. «Подбери действие»

Цель: активизировать предметный и глагольный словарь

Пересказ рассказа Э.Шим «Откуда хлеб пришел»

Логоритмическое упражнение

1


15

Музыкальные инструменты

Упр. «Какой инструмент звучал?» (комп.ира)

Употребление существительных в П.падеже. Составление простых предложений

Составление описание муз.инструмента по плану

Упр. «Найди контур»

1


16

Транспорт


Упр. «Назови одним словом»

Цель: работа над словообразованием

Составление рассказа по наблюдениям «Транспорт нашего города»

Обведение фигур по точкам

1


17

Растительный мир

Игра «Звуки-двойняшки» ([ж]-[ш])

(комп.игра «Учимся говорить правильно»)

Упр. «Назови ласково»

Цель: закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Спор деревьев»

Задание на соотношение числа и количества одинаковых предметов

1


18

Лето

Совершенствование звукового анализа слов

Закрепление работы над предложением, словообразованием, словоизменением

Составление рассказа «Что я буду делать летом»

Упр. «Божья коровка»

1




























































Лексическая тема

Овладение элементарными навыками письма и чтения

Формирование фонематической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Развитие психологической базы речи

Кол-во часов

Дата

1.-2

Осень

Познакомить с понятием «звук», «гласный звук», «согласный звук»

Дать представление о звуках природы и звуках речи

Д.игра «Один - много»

Цель: учить образовывать мн.ч. у существительных

Обведение листочка по точкам

1


Закрепить понятие «звук», «гласный звук», «согласный звук». Дать понятие, что слова состоят из звуков

Выделение гласных звуков из ряда.

Дать понятие, что слова обозначают живые и неживые предметы

Ориентировка в «схеме собственного тела»

1


3-4

Сад - огород

Познакомить с понятием «буква» Знакомство с гласным звуком [А] и буквой Аа

Д.Игра «Угадай звук»

Д.игра «Чего не стало»

Цель: развитие умения употреблять сущ. в ед.ч. Р.П.

Игра на внимание «Четвертый лишний»

1


Знакомство с гласным звуком [У] и буквой Уу. Нахождение буквы в словах.

Упражнение «Хлопни в ладоши»

Выделение ударного гласного звука в начале слова

Закрепление в речи простых предлогов. Игра «Что где растет».

Обведение фигур по точкам

1


5-6

Дикие животные











Знакомство с гласным звуком [О] и буквой Оо.

Выделение первого и последнего гласного звука в слове. Знакомство со звуковой линейкой.

Знакомство со словами признаками. Упражнение «Подбери и называй»

Игра «Найди маму»

1


Знакомство с согласным звуком [М] [М'] и буквой Мм.

Упражнение «Хлопни в ладоши»

Познакомить с условным обозначением звуков.

Уточнить название детенышей диких животных

Упр. «Найди и закрась букву М»

1




7-8

Домашние животные

Знакомство с согласным звуком [К] [К'] и буквой Кк.

Учить различать отдельные звуки в слове и соединять их в слоги. ЗАС «Мак»

Уточнить название детенышей домашних животных

Упр. «Найди и закрась букву К»

1


Знакомство с согласным звуком [Б] [Б'] и буквой Бб.

Упражнять в чтении слогов.

Продолжить работу над звуковым анализом слова,

Учить согласовывать числительное и существительное в роде. числе и падеже. Игра «Сосчитай детенышей»


1


9-10

Дикие птицы

Знакомство с согласным звуком [Г] [Г'] и буквой Гг

Учить определять количество слогов в слове

Упражнять в анализе звукового состава слова

Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в словооб­разовании).

Работа над ориентировкой в пространстве листа

1


Знакомство с согласным звуком [В] [В'] и буквой Вв


Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове

Закрепление предлогов на, с, в, из, Упр. «Исправь ошибки»

Упр. «Найди слова»

1


11 -12

Домашние птицы

Знакомство с гласным звуком [И] и буквой Ии


Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. Дать понятие «Ударение». «Ударный гласный звук»», «безударный гласный звук.»

Упражнение «Скажи наоборот»

Цель: активизировать употребление антонимов в речи.

Упражнение «обведи по точкам»

1


Закрепить знакомство с гласным звуком [И] и буквой Ии. Упражнять в составлении и чтение целых слогов.


Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков

Обучать понимать вопрос косвенного падежа где?, продолжать учить употреблять существительные с предлогами.

Выкладывание букв из подручного материала.

1


13

Зима

Знакомство с согласным звуком [З] [З'] и буквой Зз


Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове

Дать понятия «слово», «предложение». Познакомить со схемой предложения.

Упр. «Найди отличия» (компьютерная игра)

1


14

Наша страна

Знакомство с согласным звуком [С] [С'] и буквой Сс


Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове

Работа над предложением: членение предложений на слова: выделение слов из предложений, определение количества слов.

Штриховка фигур

1


15-16

Зима

Дифференциация звуков [З] - [С] , [З'] - [С'] .

Упражнять в составлении и чтение целых слогов.


Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. ], учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [З] - [С] , [З'] - [С'] .

Упражнять детей в подборе однокоренных слов. Работа над предложением.

Упражнение «Выложи снежинку»


Игра «Рисование веревочкой»

Цель: развитие координированность и точность движений мелкой моторики рук.

1


17-18

Одежда, обувь

Знакомство с согласным звуком [Ш] и буквой Ш


Упражнение «Повтори правильно». Упражнять в анализе звукового состава слова

Учить преобразовывать имена существительные в имена прилагательные

Упражнение «Найди букву»

1


Дифференциация звуков [Ш] - [С]

Упражнение «Собери в корзины» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Упражнение «Подбирай и называй»

Цель: активизация глагольного словаря

Графический диктант

1


19 - 20

Посуда
















Знакомство с согласным звуком [П] [П'] и буквой Пп. Упражнять в чтении коротких слов.



Упражнять в анализе звукового состава слова.

Упражнение «Что для чего»

Цель: учить образовывать существительные с суффиксом -иц

Выкладывание буквы из подручного материала

1



Повторение пройденных букв. Упражнять в чтении коротких слов.



Упражнять в анализе звукового состава слова. Упражнение «Наш дом» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)


Упражнять детей в подборе однокоренных слов. Работа над предложением.



Компьютерная игра «Что лишнее»


1


21 - 22

Человек

Знакомство с согласным звуком [Л] [Л'] и буквой Лл.

Упражнять в анализе звукового состава слова. Упражнение «Сердитые и ласковые слова» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Упражнение на словообразование «Скажи одним словом». Работа над предложением.

Ориентировка в «схеме собственного тела»

1




Повторение пройденных букв. Упражнять в чтении слов.

Упражнять в анализе звукового состава слова

Работа над предложением. Слоговой анализ слов

Обведение по точкам

1


23 - 24

Мебель

Знакомство с согласным звуком [Т] [Т'] и буквой Тт

Упражнять в анализе звукового состава слова.

Д.игра «Поймай звук»

Определение порядка звука в слове.

Упражнять в словообразовании «Скажи одним словом», активизировать в речи прилагательные.

Игра «Выложи мебель»

1


Упражнять в чтении слов. Работа над предложением.

Упражнять в анализе звукового состава слова

Дифференциация звуков на слух.

Работа над предложением Слоговой анализ слова. Закреплять слова , обозначающие пространственные отношения(на, под, в, около……)

Обведи контур мебели

1


25

Весна

Знакомство с гласным звуком [ы] буквой ы

Упражнять в анализе звукового состава слова

Закрепить умение вычленять последний звук в слове. Упражнение «Звуки леса»

Работа над предложением. Введение в речь предлоги из-под, со, перед. Упражнение «Где растаял снежок – угадай!»

Обвести по точкам «Букет для мамы

1


26

Профессии

Знакомство с согласным звуком [Х] [Х'] и буквой Хх

Упражнять в анализе звукового состава слова


Работа над предложением.

Игра «Нелепицы».

Упр. «Назови профессию»

Фигуры Поппельрейтера

1


27

Весна

Закрепление.

Упражнять в анализе звукового состава слова


Работа над предложением.. Составление схем к предложениям. Работа над деформированным предложением

Графический диктант «Кораблик»

1


28

Профессии

Знакомство с гласным звуком [Э] буквой Э


Нахождение звука в слове. Игра «Цепочка слов»

Употребление им.сущ. в тв. падеже. Игра «Кем я буду»


1


29 -30



Музыкальные инструменты

Знакомство с согласным звуком [Д] [Д'] и буквой Дд

Упражнять в анализе звукового состава слова,

Развитие умения передавать определенный ритмический рисунок


Учить детей образовывать им.сущ. при помощи суффикса - ист

Обвести фигуру по точкам

1


Закрепление

Упражнять в анализе звукового состава слова,

Нахождение изученных букв в словах и тексте.

Работа над предложением. Закрепить умения определять ударный звук в словах. Введение в речь глаголов совершенного вида.

Игры на развитие логики и мелкой моторики.

1


31 - 32

Транспорт

Знакомство с согласным звуком [Р] [Р'] и буквой Рр

Звуковой анализ слова. Игра «Услышь звук» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Употребление им.сущ. в р.п. мн.числа игра «Один - много»

Штриховка фигур

1



Дифференциация звуков[ Р] - [Л]


Звуковой анализ слова. Игра «Звуки двойняшки» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)



Упр. «Из чего – какой»

Цель: образование им.прил. от им.сущ.



Выкладывание букв из пластилина



1


33 - 34

Растительный мир



Знакомство с согласным звуком [Ж] и буквой Жж

Звуковой анализ слова. Игра «Звуки леса» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Учить образовывать им. сущ. с помощью суффикса ОК с чередованием Г и Ж.


Работа с манной крупой

1


Закрепление

Формировать правильную артикуляцию звуков, выделять заданные звуки

Учить строить распространенное предложение, согласуя слова в роде, числе и падеже.

Графический диктант

1


35 - 36

Лето

Знакомство с согласным звуком [Н] [Н'] и буквой Нн

Совершенствовать фонематический слух; закреплять умение выделять в словах пройденные звуки

Закрепление работы над предложением, словообразованием, словоизменением

Штриховка фигур

1




Закрепление

Совершенствовать фонематический слух;

Закрепление работы над предложением, словообразованием, словоизменением

Ковер «Лето» из геометрических фигур

1













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Учебно - методический комплекс по развитию речи и обучению основам грамоты «Балапан»

Автор: Надточий Татьяна Анатольевна, Ержанова Наталья Николаевна

Дата: 12.09.2016

Номер свидетельства: 343393


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства