Интеллектуальное и нравственное развитие личности – основная цель образования. Изменившееся цели обучения, направленные на развитие личности дошкольника, изменения в содержании образования влекут за собой изменения в формах и методах обучения. Развитие речи и обучения основам грамоты выступают одной из главных задач в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время возраст поступления детей в школу снизился, и вполне понятно нетерпение родителей побыстрее научить ребенка читать и писать. Большинство из них полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений. К основным причинам подобного явления относятся: несформированность навыков звукового анализа и синтеза, нарушение фонематического восприятия. Принимая во внимание современные тенденции к интенсификации обучения дошкольников, и опираясь на мнение современных лингвистов, психологов и педагогов, которые считают пятый год жизни ребенка периодом наибольшей восприимчивости к звуковой стороне речи был разработан учебно – методический комплекс по обучению основам грамоты и развитию речи.
УМК был разработан в соответствии с ГОСО РК и программой воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ» (5-6 лет) .
Данная программа включает следующие направления работы с детьми старшего дошкольного возраста:
- формировать монологическую и диалогическую речь, развивать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать беседу;
- подготовка руки к письму.
Учебная программа рассчитана на 36 часов по основам грамоты и 18 часов по развитию речи.
Продолжительность каждого занятия 25 - 30 мин.
№ | Лексическая тема | Овладение элементарными навыками письма и чтения | Формирование фонематической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Развитие психологической базы речи | Кол-во часов | Дата |
1.-2 | Осень | Познакомить с понятием «звук», «гласный звук», «согласный звук» | Дать представление о звуках природы и звуках речи | Д.игра «Один - много» Цель: учить образовывать мн.ч. у существительных | Обведение листочка по точкам | 1 | |
Закрепить понятие «звук», «гласный звук», «согласный звук». Дать понятие, что слова состоят из звуков | Выделение гласных звуков из ряда. | Дать понятие, что слова обозначают живые и неживые предметы | Ориентировка в «схеме собственного тела» | 1 | |
3-4 | Сад - огород | Познакомить с понятием «буква» Знакомство с гласным звуком [А] и буквой Аа | Д.Игра «Угадай звук» | Д.игра «Чего не стало» Цель: развитие умения употреблять сущ. в ед.ч. Р.П. | Игра на внимание «Четвертый лишний» | 1 | |
Знакомство с гласным звуком [У] и буквой Уу. Нахождение буквы в словах. | Упражнение «Хлопни в ладоши» Выделение ударного гласного звука в начале слова | Закрепление в речи простых предлогов. Игра «Что где растет». | Обведение фигур по точкам | 1 | |
5-6 | Дикие животные | Знакомство с гласным звуком [О] и буквой Оо. | Выделение первого и последнего гласного звука в слове. Знакомство со звуковой линейкой. | Знакомство со словами признаками. Упражнение «Подбери и называй» | Игра «Найди маму» | 1 | |
Знакомство с согласным звуком [М] [М'] и буквой Мм. | Упражнение «Хлопни в ладоши» Познакомить с условным обозначением звуков. | Уточнить название детенышей диких животных | Упр. «Найди и закрась букву М» | 1 | |
7-8 | Домашние животные | Знакомство с согласным звуком [К] [К'] и буквой Кк. | Учить различать отдельные звуки в слове и соединять их в слоги. ЗАС «Мак» | Уточнить название детенышей домашних животных | Упр. «Найди и закрась букву К» | 1 | |
Знакомство с согласным звуком [Б] [Б'] и буквой Бб. Упражнять в чтении слогов. | Продолжить работу над звуковым анализом слова, | Учить согласовывать числительное и существительное в роде. числе и падеже. Игра «Сосчитай детенышей» | | 1 | |
9-10 | Дикие птицы | Знакомство с согласным звуком [Г] [Г'] и буквой Гг Учить определять количество слогов в слове | Упражнять в анализе звукового состава слова | Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в словообразовании). | Работа над ориентировкой в пространстве листа | 1 | |
Знакомство с согласным звуком [В] [В'] и буквой Вв | Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове | Закрепление предлогов на, с, в, из, Упр. «Исправь ошибки» | Упр. «Найди слова» | 1 | |
11 -12 | Домашние птицы | Знакомство с гласным звуком [И] и буквой Ии | Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. Дать понятие «Ударение». «Ударный гласный звук»», «безударный гласный звук.» | Упражнение «Скажи наоборот» Цель: активизировать употребление антонимов в речи. | Упражнение «обведи по точкам» | 1 | |
Закрепить знакомство с гласным звуком [И] и буквой Ии. Упражнять в составлении и чтение целых слогов. | Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков | Обучать понимать вопрос косвенного падежа где?, продолжать учить употреблять существительные с предлогами. | Выкладывание букв из подручного материала. | 1 | |
13 | Зима | Знакомство с согласным звуком [З] [З'] и буквой Зз | Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове | Дать понятия «слово», «предложение». Познакомить со схемой предложения. | Упр. «Найди отличия» (компьютерная игра) | 1 | |
14 | Наша страна | Знакомство с согласным звуком [С] [С'] и буквой Сс | Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове | Работа над предложением: членение предложений на слова: выделение слов из предложений, определение количества слов. | Штриховка фигур | 1 | |
15-16 | Зима | Дифференциация звуков [З] - [С] , [З'] - [С'] . Упражнять в составлении и чтение целых слогов. | Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. ], учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [З] - [С] , [З'] - [С'] . | Упражнять детей в подборе однокоренных слов. Работа над предложением. | Упражнение «Выложи снежинку» Игра «Рисование веревочкой» Цель: развитие координированность и точность движений мелкой моторики рук. | 1 | |
17-18 | Одежда, обувь | Знакомство с согласным звуком [Ш] и буквой Ш | Упражнение «Повтори правильно». Упражнять в анализе звукового состава слова | Учить преобразовывать имена существительные в имена прилагательные | Упражнение «Найди букву» | 1 | |
Дифференциация звуков [Ш] - [С] | Упражнение «Собери в корзины» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Упражнение «Подбирай и называй» Цель: активизация глагольного словаря | Графический диктант | 1 | |
19 - 20 | Посуда | Знакомство с согласным звуком [П] [П'] и буквой Пп. Упражнять в чтении коротких слов. | Упражнять в анализе звукового состава слова. | Упражнение «Что для чего» Цель: учить образовывать существительные с суффиксом -иц | Выкладывание буквы из подручного материала | 1 | |
Повторение пройденных букв. Упражнять в чтении коротких слов. | Упражнять в анализе звукового состава слова. Упражнение «Наш дом» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Упражнять детей в подборе однокоренных слов. Работа над предложением. | Компьютерная игра «Что лишнее» | 1 | |
21 - 22 | Человек | Знакомство с согласным звуком [Л] [Л'] и буквой Лл. | Упражнять в анализе звукового состава слова. Упражнение «Сердитые и ласковые слова» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Упражнение на словообразование «Скажи одним словом». Работа над предложением. | Ориентировка в «схеме собственного тела» | 1 | |
| | Повторение пройденных букв. Упражнять в чтении слов. | Упражнять в анализе звукового состава слова | Работа над предложением. Слоговой анализ слов | Обведение по точкам | 1 | |
23 - 24 | Мебель | Знакомство с согласным звуком [Т] [Т'] и буквой Тт | Упражнять в анализе звукового состава слова. Д.игра «Поймай звук» Определение порядка звука в слове. | Упражнять в словообразовании «Скажи одним словом», активизировать в речи прилагательные. | Игра «Выложи мебель» | 1 | |
Упражнять в чтении слов. Работа над предложением. | Упражнять в анализе звукового состава слова Дифференциация звуков на слух. | Работа над предложением Слоговой анализ слова. Закреплять слова , обозначающие пространственные отношения(на, под, в, около……) | Обведи контур мебели | 1 | |
25 | Весна | Знакомство с гласным звуком [ы] буквой ы | Упражнять в анализе звукового состава слова Закрепить умение вычленять последний звук в слове. Упражнение «Звуки леса» | Работа над предложением. Введение в речь предлоги из-под, со, перед. Упражнение «Где растаял снежок – угадай!» | Обвести по точкам «Букет для мамы | 1 | |
26 | Профессии | Знакомство с согласным звуком [Х] [Х'] и буквой Хх | Упражнять в анализе звукового состава слова | Работа над предложением. Игра «Нелепицы». Упр. «Назови профессию» | Фигуры Поппельрейтера | 1 | |
27 | Весна | Закрепление. | Упражнять в анализе звукового состава слова | Работа над предложением.. Составление схем к предложениям. Работа над деформированным предложением | Графический диктант «Кораблик» | 1 | |
28 | Профессии | Знакомство с гласным звуком [Э] буквой Э | Нахождение звука в слове. Игра «Цепочка слов» | Употребление им.сущ. в тв. падеже. Игра «Кем я буду» | | 1 | |
29 -30 | Музыкальные инструменты | Знакомство с согласным звуком [Д] [Д'] и буквой Дд | Упражнять в анализе звукового состава слова, Развитие умения передавать определенный ритмический рисунок | Учить детей образовывать им.сущ. при помощи суффикса - ист | Обвести фигуру по точкам | 1 | |
Закрепление | Упражнять в анализе звукового состава слова, Нахождение изученных букв в словах и тексте. | Работа над предложением. Закрепить умения определять ударный звук в словах. Введение в речь глаголов совершенного вида. | Игры на развитие логики и мелкой моторики. | 1 | |
31 - 32 | Транспорт | Знакомство с согласным звуком [Р] [Р'] и буквой Рр | Звуковой анализ слова. Игра «Услышь звук» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Употребление им.сущ. в р.п. мн.числа игра «Один - много» | Штриховка фигур | 1 | |
Дифференциация звуков[ Р] - [Л] | Звуковой анализ слова. Игра «Звуки двойняшки» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Упр. «Из чего – какой» Цель: образование им.прил. от им.сущ. | Выкладывание букв из пластилина | 1 | |
33 - 34 | Растительный мир | Знакомство с согласным звуком [Ж] и буквой Жж | Звуковой анализ слова. Игра «Звуки леса» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Учить образовывать им. сущ. с помощью суффикса ОК с чередованием Г и Ж. | Работа с манной крупой | 1 | |
Закрепление | Формировать правильную артикуляцию звуков, выделять заданные звуки | Учить строить распространенное предложение, согласуя слова в роде, числе и падеже. | Графический диктант | 1 | |
35 - 36 | Лето | Знакомство с согласным звуком [Н] [Н'] и буквой Нн | Совершенствовать фонематический слух; закреплять умение выделять в словах пройденные звуки | Закрепление работы над предложением, словообразованием, словоизменением | Штриховка фигур | 1 | |
| | Закрепление | Совершенствовать фонематический слух; | Закрепление работы над предложением, словообразованием, словоизменением | Ковер «Лето» из геометрических фигур | 1 | |
| | | | | | | |