kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЦИКЛ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хорошая речь образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями, диалог у детей младшего дошкольного возраста - явление очень редкое. А между тем, овладение диалогической речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек.

Сюжетно ролевая игра это лучший способ для развития диалогической речи. Диалог это общение, именно диалогическая речь присутствует, в игре ребенка он задает вопрос, ждет ответа, следовательно, развивается сюжет. Далее в практической части будет представлен цикл сюжетно - ролевых игр, которые помогут в развитии диалогической речи дошкольника. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЦИКЛ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »

ЦИКЛ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Хорошая речь образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями, диалог у детей младшего дошкольного возраста - явление очень редкое. А между тем, овладение диалогической речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, но один), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж сюжетно ролевые игры, планомерные развивающие занятия по освоению речи - вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Чтобы не было проблем с речью у дошкольника с младшего возраста необходимо заниматься и играть с дошкольником.

Сюжетно ролевая игра это лучший способ для развития диалогической речи. Диалог это общение, именно диалогическая речь присутствует, в игре ребенка он задает вопрос, ждет ответа, следовательно, развивается сюжет. Далее в практической части будет представлен цикл сюжетно - ролевых игр, которые помогут в развитии диалогической речи дошкольника.

Игры и диалоги разработаны с учетом федерального государственного стандарта по программе «Детство» и методической литературы, которая использовалась для написания данного дипломного проекта. Игры подобраны в соответствии с возрастом и возможностями младшего дошкольника.

При написании данного дипломного проекта сделала следующие выводы, на основании которых и составляла цикл сюжетно ролевых игр для младшего дошкольника. Ребенку необходим пример в игре, когда ребенок только знакомится с сюжетно - ролевой игрой, основную роль на себя берет воспитатель. Развитию у ребенка способности принимать на себя роль помогают сюжетно - ролевые игры, в которых основная роль принадлежит животным. Ребенку с детства знакомы: кошка, собачка, лошадка и другие животные, часто можно увидеть картину, как мама спрашивает у малыша как говорит собачка, где ушки, у киски учитывая, что это первые знания малыша, следовательно, ему и легче принять эту роль на себя. Легче всего ребенку принять на себя роли, с которыми он знаком: папа, мама, врач, повар, воспитатель, шофер все эти роли доступны для ребенка. Мама готовит обед, папа везет на машине в детский сад, работу воспитателя ребенок наблюдает целый день. Также ребенок слышит все дилогии взрослых. Цикл сюжетно - ролевых игр представлен в таблице. Таблица разделена на четыре раздела: название игры, объем игровых навыков и умений, и методические приемы помогут воспитателю планировать свою деятельность систематически и в соответствии с тематикой учебного плана. Четвертый раздел таблицы диалогические умения выстроен в соответствии с возможностями младшего дошкольника и в помощь воспитателю для развития диалогической речи в сюжетно - ролевой игре. В таблице представлена сюжетно - ролевая игра «Угощение» дважды, так как необходимо дошкольнику ознакомиться с ролью не только гостя, но и хозяина я считаю это очень важные социальные роли. Очень приятно видеть не только заботливую хозяйку, но и вежливого гостя. Также в играх заложено различие социальных ролей: девочка мама готовит, мальчик папа строит. Считаю это очень важным моментом, для дальнейшего жизненного пути дошкольника. В ходе игры воспитатель может использовать разные варианты, в зависимости от ситуации и направления игровых действий. Например, игры с куклами: «Кукла Катя обедает», «Кукла Катя спит», « Кукла Катя идет в гости» и так далее. Так же на протяжении всего учебного года необходимо развивать сюжетно - ролевую игру и диалог детей в игре. Но самым главным и золотым правилом считаю закончить игру, прежде чем она надоест ребенку.



Сентябрь

Название

СРИ

Объем игровых

навыков и умений

Методические

приемы

Диалогические

умения


«Детский сад»

Воспитатель принимает детей проводит утреннюю гимнастику.

Комментирование наблюдение за играми детей.

Беседа «Как мы занимаемся и

играем в детском саду».

Собственно речевые умения:

вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со

знакомым и незнакомым человеком)

поддерживать общение.


«Угощение»

Находят посуду для супа, берут нужные овощи. Выполняют действия для приготовления еды.

Показ выполнения действий для приготовления пищи.

Индивидуальная помощь.

Слушать и слышать собеседника, проявлять инициативу в общении,

переспрашивать. Спрашивать и отвечать.

Октябрь



«Семья»

Бережное отношение с куклой как членом семьи. Проявление

материнской заботы.

Укладывают куклу спать. Расстилают кроватку, складывают

одежду.

Комментирование

наблюдение за действиями детей. Беседа «Как мама

заботиться о своей семье».

Собственные речевые умения:

вступать в общение (уметь и знать когда надо вступать в разговор), поддерживать и завершать общение. Слышать и

слушать собеседника. Говорить выразительно в нормальном темпе.


«Куклы обедают»

Поставить на стол посуду нужную

только для обеда. Называют правильно предметы: вилка, ложка, тарелка, чашка, кастрюля. Расстилают скатерть, ставят салфетницу (если дети забыли,

воспитатель напоминает).

Рассматривание картин чаепитие кукол, чайный сервиз.

Беседа «Правила чаепития»

Наглядный показ воспитателя

действий за столом и с куклой.


Закрепление собственно речевых умений, умение общаться в паре, в группе 2-3 человека, в коллективе.

Умение речевого этикета: приветствие,

прощание.

Ноябрь

«Магазин игрушек»

Покупатели выбирают игрушки,

советуются с продавцом, платят

деньги в кассу, чеки отдают продавцу Продавец благодарит

за покупку.

Наблюдение Наводящие

вопросы, для развития диалога

продавца покупателя.

Уметь знать когда и как можно начать разговор с продавцом, подождать если продавец занят другим покупателем.

Умение речевого этикета: здороваться,

прощаться, просьба, согласие, благодарность.

«Лесная

больница»

Врач лечит зверей: прослушивает

температуру, ставит градусники, смотрит горло. Дети приносят

больных зверюшек самостоятельно,

придумывают причину посещения

больницы.

Беседа « На приеме у врача»

Рассматривание картин серии

«Больница» Экскурсия в

Медицинский кабинет детского

сада.

Собственно речевые умения -

уметь знать когда и как можно

начать разговор, проявлять

инициативу в общении, переспрашивать,

соглашаться. Связно отвечать.

Декабрь


«Семья»

Новый год

Новогодний праздник: украшение

елки, раскладывание подарков под ёлкой. Приход Деда Мороза

(воспитатель) с поздравлениями.

Подготовка к новогоднему празднику. Рассказ воспитателя.

Продуктивная деятельность: дети приносят игрушки из дому

(безопасные), выполняют

подарки на занятии по труду.

Умение общаться в паре. Умение речевого этикета: обращение,

знакомство, привлечение внимания просьба, согласие, отказ, поздравление

благодарность, прощание.


«Поездка»

Постройка из стульев автобуса,

Правила поведения в кинотеатре.

Посадка и высадка из автобуса мальчики пропускают девочек

После просмотра мультфильма дети

возвращаются обратно.

Наблюдение на прогулке за

транспортом, чтение стихотворения и рассказов о

транспорте. Изготовление из

строительного материала

машины.

Умение общаться в коллективе. Умение общаться для планирования совместных

действий, достижение результата

(наряженная елка) Их обсуждение.

Использование мимики жестов.

Январь

«Поезд»

Изготовление совместно с

Воспитателем билетов, денег. Лепка

пищи в дорогу. Постройка рельсов.

Подвижная игра поезд. Машинист

управляет рулем. Дети выбирают

самостоятельно цель поездки, делятся впечатлениями.

Наблюдение на прогулке за транспортом. Чтение рассказов

о поезде. Показ поезда

(игрушечный поезд). Наводящие вопросы для выбора цели поездки.

Легко и свободно вступать в общение со

взрослыми и детьми, выражение своей

просьбы словами. (Помогите

пожалуйста, занести Аляску).

Умение делиться своими впечатлениями от поездки. Умение речевого этикета: здороваться прощаться, просьба, согласие отказ, благодарность, прощание.

«У врача»

Врач оказывает первую медицинскую помощь: делает уколы, осматривает горло, измеряет

температуру, выписывает рецепт.

Экскурсия в медицинский

кабинет в детском саду. Беседа с врачом. Игры - занятия «Кукла заболела», СРИ «Лесная больница»

Чтение рассказа Я. Райниса «Кукла заболела».

Закрепление умения общаться в

группе 2-3 человека(врач, ребенок, папа,

мама). Умение речевого этикета: здороваться, прощаться, сочувствие к больному, благодарность к врачу. Умение общаться для планирования

совместных действий: цель выздоровление больного. Обсуждение причины заболевания (с помощью воспитателя).

Февраль

«Шоферы»

Шофер управляет машиной Механик чинит автомобиль, Заправщик заправляет автомобиль

Девочки гуляют с колясками по тротуару Воспитатель берет на

себя роль регулировщика.

Наблюдение за машинами на

улице, прогулки к ближайшему

автопарку, гаражу, бензоколонке (при возможности посещения)

Рассматривание картины «Автобус» Разучивание стихотворения А. Барто

«Грузовик» Наблюдение за

играми старших детей Разучивание игры «Воробышки и автомобиль» Постройка гаража из строительного материала.

Умение общаться для планирования

Совместных действий, совместное

Достижение результатов в ремонте машины. Развивать умение использования мимики жестов. Умение речевого этикета: приветствие, прощание, просьба, благодарность.

«Строители»

Выполнение постройки: башня,

Ворота Шоферы привозят кубики на автомобиле Совместная постройка.

Встреча беседа со строителями

(строителем может быть рабочий детского сада) Игра занятие «У кукол новоселье»

Рассматривание картин строим

дом. Чтение стихотворения кто

построил этот дом «Кто построил этот дом».

Свободное общение в коллективе. Закрепление собственно речевых умений:

вступать в общение, знать, когда можно

начать разговор или попросить помощь.

Поддерживать и завершать общение.

Выражать отношение к предмету (постройки). Оценивать постройку,

соглашаться с общим мнением и возражать, спрашивать и отвечать.

Март

(Цикл сюжетно ролевых игр, которые помогают младшему дошкольнику успешнее принять на себя роль)

«Лисята»

Изображение образа лисы, показать хвостик, ушки, носик Знание детей о том, что лиса живет в лису (дикое животное) в норке, как обустраивает норку.

Знакомство с отличительными признаками лисы по картинки,

иллюстрациям, чтение стихов и рассказа про лису.

Свободное общение со взрослыми и

детьми. Умение речевого этикета: Здороваться, прощаться. Собственно речевое умение - излагать свою мысль.

«Медвежата»

Знание отличительных признаков

медведя если у детей не пропадает интерес к игре, организовывается

чаепитие медвежат

Знакомство с отличительными

Признаками медведя по картинкам, иллюстрациям.

Чтение стихов и рассказов о

медвежатах.

Свободное общение со взрослыми и

детьми. Умение речевого этикета: здороваться, прощаться. Собственно речевое умение – излагать свою мысль. Благодарить за танец, высказать свое мнение о угощение, выслушать мнение других.

Апрель

«Космическое

путешествие»

Космонавты собираются в полет, наблюдают за звездами, возвращаются на Землю

Презентация «Космос» рассматривание звезд Беседа: «Космос»

Закрепление умения общаться в паре, в

коллективе. Умение общаться для планирования совместных действий,

достижения результатов и их обсуждение

(полет в космос). Участвовать в обсуждении (тема полет в космос).

«Семья»

Постройка комнаты для куклы. Умение катать куклу в коляске на руках, в машине, кормить, переодевать.

Наблюдение за работой няня в

группе младшего возраста.

Беседа: «Семья»


Свободное использование собственно

речевых умений: вступать в общение мама - папа, ребенок - родитель,

поддерживать разговор, учитывать

условию и ситуацию общения, доказывать свою точку зрения, высказываться логично, связно, пользоваться интонацией диалога.

Май

« Угощение»

игровые действия направлены на игрушки

Принятие игровой цели. Приготавливать еду для животных, быть поваром, заботливым хозяином.

Чтение и обсуждение рассказа Н. Калининой «Помощники»

Проявление собственноречевых умений.

Пользоваться умениями речевого этикета: здороваться с гостем, приглашать за стол, прощаться.

«Детский сад»

Повар готовит обед, врач осматривает детей, проверяет

горлышко. Выполнение функций няни и воспитателя, умение вести

беседу, отвечать на вопросы. Музыкальный руководитель

совместное воспроизведение

знакомой песни с детьми.

Экскурсия по детскому саду

(в группы, музыкальный зал,

Медицинский кабинет, кухню). Систематическое наблюдение за трудом няня,

воспитателя (по подгруппам).

Рассматривание картин «Детский сад» Игры занятия

по тематике. Слушание музыкального произведения

А.Филиппенко «Детский сад»

Проявление всех диалогических умений.

Правильное пользование интонацией диалога. Построение логичных, связных

высказываний в диалоге.











Если педагог в работе с детьми при реализации сюжетно - ролевой игры будет использовать, все вышеперечисленные методы то у ребенка не возникнет проблем в развитии речи.

Основные проблемы, с которыми встречается дошкольник:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

  1. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

  2. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это
необходимо и уместно.

  1. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

  1. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

  1. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
    регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

  1. Плохая дикция.

Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Поэтому педагогу необходимо следить за развитием речи детей, но даже если повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место, все, же имеет смысл проследить: достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие обоснование (доказательство). Если нет - придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка. Большим помощником в развитии у младшего дошкольника является сюжетно ролевая игра. Сюжетно - ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.

Сюжетно - ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Современный мир не стоит на месте, появляются все новые и новые профессии. Окружающий мир ребенка разнообразен и интересен малышу. Поэтому необходимо уделять больше времени игре с малышом, а не занятиям, которые он успешно освоит в школе, если его научить играть. Играть необходимо с интересом, и получением необходимой информации для младшего дошкольника. Сам ребенок не научится правильно играть, говорить: всему этому должны научить мы взрослые. Ведь для этого необходимо порой правильно, четко произнести слово, задать несложные вопрос и помочь построить ответ. Тогда у наших детей будет хорошо развита диалогическая речь, умственные способности и любовь, забота к ближнему.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Завьялова Ирина Владимировна

Дата: 27.05.2015

Номер свидетельства: 215590


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства