ТРИЗ как технология реализации ФГОС дошкольного образования.
ТРИЗ как технология реализации ФГОС дошкольного образования.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Поэтому я стала применять новые формы, технологии и методы, а именно ТРИЗ. ТРИЗ технологии использую и в свободной деятельности и на занятиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ТРИЗ как технология реализации ФГОС дошкольного образования.»
В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребенка-дошкольника.
На основании требования ФГОС, реализация программы, должна проходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
Методы ТРИЗ – технологии я начала вводить со средней группы, в этом году продолжаю работу. По сколько речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности можно использовать элементы ТРИЗ-технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например: Во время прогулок я использую приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? и т.д. В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика, мышление. Мметодики ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Предлагаю вашему вниманию несколько методик и игр: «Сенсорный ящик», «Эмпатия», «Системный оператор». Игры: «Наоборот», «Эхо», «По кругу», «Что – то часть чего то», «Да-нет».
Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.
Метод технологии ТРИЗ «Эмпатия»
Цель: учить детей принимать на себя образы рукотворного мира; обогащать словарь
детей оценочной лексикой.
Ход игры: Представьте себя кастрюлей. Изобразите такую кастрюлю, про которую я говорю.
Кастрюлю забыли помыть, оставили в раковине грязную. Что чувствует кастрюля? (ей неприятно, она липкая, неприятно пахнет).
Кастрюлю помыли, сварили в ней вкусные аппетитные щи. Что чувствует кастрюля? (она довольна, ей приятно чувствовать себя нужной, полезной). Кастрюлю забыли убрать с огня, она пригорела, у нее сгорело дно. Что чувствует кастрюля? (ей больно, неприятно…).
Метод технологии ТРИЗ «Сужение поля поиска» (Игра «Да – Нет»).
(на примере тема «Транспорт»)
Цель: закрепление названий транспорта, развитие пространственной ориентировки (слева – справа); употребление существительных в родительном падеже единственного числа с предлогом «от», развитие умения задавать вопросы.
Оборудование: На доске в одну линию расставляется 9 транспортных средств (лодка, легковой автомобиль, автобус, катер, самолет, грузовик, троллейбус, вертолет, трамвай).
Ход игры: Воспитатель загадывает 1 транспортное средство. Дети отгадывают этот предмет, выясняя с помощью вопросов, с какой стороны от среднего предмета он находится, справа или слева. Воспитатель отвечает «да» или «нет».
Вопросы детей:
— это самолет? – нет
— это слева от самолета? – нет
— это справа от самолета? – да (убираются трамвай, вертолет, троллейбус, грузовик и самолет).
— это автобус? – нет
— это левее автобуса? – нет
— это правее автобуса? – да
— это легковой автомобиль? – да.
Цель: закрепление названий домашних животных, развитие пространственной ориентировки (выше – ниже); употребление существительных родительного падежа единственного числа, употребление предлогов «над», «под», развитие умения задавать вопросы.
Оборудование: На мольберте развешены картинки с изображением домашних животных (коза, свинья, лошадь, собака, корова, кошка).
Условия: Не допускается перечисление объектов. Принимаются вопросы, содержащие в себе понятия: «выше», «ниже», предлоги «над», «под».
(Тема: Домашние животные)
Ход игры: Воспитатель загадывает 1 животное. Дети отгадывают название животного, выясняя с помощью вопросов, с какой стороны от среднего животного оно находится. Воспитатель отвечает только «да» или «нет».
Метод технологии ТРИЗ «Системный оператор».
Цель: формирование у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения.
Ход игры: С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем рассказ о легковом автомобиле.
Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то для чего-то….
Это что-то часть чего-то….
Это что-то из чего-то…
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
Что-то ты сейчас возьми,
На экране рассмотри…
Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то…
Для чего нам нужен легковой автомобиль? (Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое).
Это что-то часть чего-то…
Частью чего является легковой автомобиль? (Автомобиль – это часть транспорта, это наземный транспорт).
Это что-то из чего-то…
Какие части есть у легкового автомобиля?
(У автомобиля есть колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары).
Чем-то было это что-то…
Всегда ли люди ездили на автомобилях? (нет).
На чем люди ездили раньше? (на лошадях, на телегах). Потом люди придумали первый автомобиль. Он выглядел не так, как современные автомобили. У него был очень большой мотор. Ему нужно было много топлива. Он ездил не очень быстро.
Что-то будет с этим что-то…
Всем ли хороши современные автомобили? (нет). Что в них вам хотелось бы изменить? (нужно, чтобы они были прочные, чтобы не разбивались в авариях, чтобы не загрязняли воздух, чтобы могли не только ездить, но и летать и плавать…).
Затем один ребенок самостоятельно составляет весь рассказ с опорой на картинки «Системного оператора».
Образец рассказа ребёнка: Легковой автомобиль – это транспорт. Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое. У автомобиля есть: колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары. Раньше автомобилей не было, люди ездили на лошадях, на телегах. Потом они придумали первый автомобиль. У него был очень большой мотор. Этому автомобилю нужно было много топлива. Он не мог ездить быстро. Автомобили будущего будут небольшого размера. Они будут очень прочные. Им нужно будет немного топлива. Они не будут сильно загрязнять воздух. Они смогут и ездить по земле, и летать по воздуху, и плавать по воде.
Метод технологии ТРИЗ «Составление загадок».
Цель: формирование навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста; обучение детей созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов.
Ход игры: Перед детьми вывешивается таблица с изображением модели составления загадок (смотри фотографию).
Предлагаем детям составить загадку про какой-либо объект.
Выбираем объект, например, мяч.
Далее детьми даются образные характеристики по заданным Воспитателем признакам:
Какой мяч по цвету? (разноцветный, пестрый, яркий)
Какой мяч по форме? (круглый)
Что он делает? (скачет, прыгает)
Далее просим детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы. Что бывает таким же?
Разноцветный. Что бывает таким же? (цветы, радуга…)
Круглый. Что бывает таким же? (арбуз, солнце, апельсин…)
Прыгает и скачет. Кто делает так же? (заяц…)
После заполнения таблицы Воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».
Получилась загадка о мяче:
Разноцветный, как радуга.
Круглый, как арбуз.
Прыгает и скачет, как заяц.
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Игра «По кругу». Дети сидят вокруг стола. В руках у педагога стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается по кругу, каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
Благодаря играм и упражнениям, описанным выше, у детей повышается интерес к занятиям, увеличивается словарный запас, формируется грамматический строй речи, развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в занятия, психологически раскованные и уверенны на занятиях. Поэтому адаптированное использование методов и приёмов технологии ТРИЗ является неоспоримым.
МБДОУ «Детский сад №5 «Бэлэкэч»
Бавлинского муниципального района РТ
Выступление на тему:
Триз как технология реализации ФГОС дошкольного образования.