№ | Тема | Ожидаемый результат изучения темы | Словарь | Используемый материал, оборудование |
1 | Осень, деревья. | Дети знают: -названия текущего времени года, осенних месяцев, основные приметы осени; - изменения, происходящие осенью в растительном и животном мире; - чем занимаются люди осенью, как одеваются; - отличительные особенности ранней осени. Дети умеют: - обобщать, сравнивать признаки, выделять основные признаки осени; - анализировать явления, находить элементарные причинно-следственные связи. | Существительные: осень, время года, листопад, листва, дожди, тучи, лужи, ветер, грязь, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, лес, птицы, животные, погода, увядание, небо, солнце, люди, одежда, зонт. Прилагательные: ранняя, золотая, осенняя, грустный, богатый, длинная, короткий, редкий, дождливая, сырая, голые, увядающий, печальная, прекрасная, пышная, перелётные, опавшие, разноцветные, засохшие, мокрые. Глаголы: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, прощаются, улетают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит. | Осенние листья, картинки с изображением признаков осени, птиц, овощей, фруктов, муляжи, тексты стихов, аудиозаписи звуков природы; (дерево родных слов в осеннем убранстве), мультимедийные презентации «Осень», «Деревья, какие они?» |
2 | Огород. Овощи. | Дети знают: - что овощи – это корнеплоды и зелень, растущие на огороде, которые мы употребляем в пищу; - названия овощей, их частей; - способы уборки урожая; - блюда из овощей, способы их заготовки на зиму (засолка, сушка, заморозка). - пользу от овощей. Дети умеют: - различать овощи по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; - активно использовать словарь по теме; - составлять описательный рассказ. | Существительные: овощи, огурец, помидор (томат), картофель, свёкла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, кабачок, редька, тыква, горох, корни, плоды, семена, клубни, огород, грядка, земля, посадка, полив; Признаки: красный, зелёный, желтый, оранжевый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, сырой, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, душистый, ароматный, овощной, фруктовый, нарезанный, натёртый, высушенный, замороженный, отварной, тушёный, жареный. Действия: сеять, растить, ухаживать, рыхлить, поливать, зреть, окапывать, поспевать, собирать, брызгать, удобрять, защищать, выдёргивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать. | Натуральные овощи, их муляжи, картинки с изображением овощей, их частей, цветовые карточки, посуда, образцы различных заготовок овощей на зиму; мультимедийные презентации «Овощи», «Что приготовим из овощей» |
3 | Сад. Фрукты | Дети знают: - что фрукты – это сочные съедобные плоды фруктовых деревьев, которые растут в саду; - названия фруктов, их частей; - способы посадки, выращивания, уборки урожая; - блюда из фруктов, способы их заготовки на зиму (варка варенья, компотов, сушка, мочение); - пользу от фруктов (в них много витаминов). Дети умеют - различать фрукты по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; - активно использовать словарь по теме; -составлять описательный рассказ. | Существительные: фрукты, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос, банан, мякоть, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, компот, джем, варенье, сок. Признаки: красный, зелёный, желтый, оранжевый, спелый, неспелый, созревший, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, сырой, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, душистый, ароматный, фруктовый, почищенный. Действия: растить, ухаживать, рыхлить, поливать, зреть, окапывать, поспевать, собирать, срезать, мыть, натирать, варить, кушать. | Натуральные фрукты, их муляжи, картинки с изображениями сада, фруктов, цветные сигнальные карточки, посуда, столовые приборы, образцы различных заготовок фруктов (соки, варенье, компоты, сухофрукты); мультимедийные презентации «Фрукты– здоровые продукты», «Каким соком угощаем?» |
4 | Лес. Грибы | - Дети знают: где растут грибы, из каких частей состоят, какие бывают, чем отличаются; - основные виды съедобных и несъедобных грибов, способы обработки и заготовки грибов. Дети умеют: - отличать съедобные и несъедобные грибы, называть их, рассказывать о их отличительных особенностях; - обобщать главные признаки грибов; сравнивать их особенности, выделять основные части; -использовать активный словарь (названия, признаки, действия), накопленный при изучении темы. | Существительные: гриб, шляпка, ножка, мох, семейка, пень, белый гриб, боровик, подберёзовик, подосиновик, лисички, сыроежки, опята, мухомор, поганка. Прилагательные: съедобные, несъедобные, крепкие, вкусные, солёные, сушёные, вредные, ядовитые, незаметные, засушливое, влажное, дождливое, коричневая, оранжевая, рыжая, чёрная. Глаголы: искать, срезать, раздвигать, собирать, различать, очищать, варить, солить, жарить, сушить, сохранять, не вырывать, знать. | Муляжи съедобных и несъедобных грибов, картинки с изображением леса, грибов, деревьев (берёза, ель, осина); книги о грибах, энциклопедия, альбом о грибах; мультимедийные презентации «Грибы в наших лесах», «Что растёт в лесу». |
5 | Домашние животные | Дети знают: - что домашние животные – это животные, живущие рядом с человеком; - названия домашних животных, их частей, детёнышей, жилищ; - сходства и отличия животных по внешнему виду, размеру, повадкам, окраске; - о том, что домашние животные приносят человеку пользу. Дети умеют: - использовать в речи названия животных и их детёнышей, частей их тела, характерных признаков, действий; - использовать элементарные способы ухода за домашними животными (кормить кошку, собаку). | Существительные: корова, бык, телёнок, кобыла, конь, жеребец, жеребёнок, овца, баран, ягнёнок, коза, козёл, козлёнок, свинья, боров, поросёнок, кошка, кот, котёнок, собака, пёс, щенок, туловище, хвост, рога, копыта, ноги., шерсть, грива, мех, шкура, уши, вымя, пятачок, когти, зерно, трава, сено, скотный двор, ферма, хлев, конюшня, коровник, свинарник, молоко, мясо, шерсть, помощь, охрана, пастух, животновод. Признаки: бодатая, рогатая, большая, мычащая, свирепый, маленький, быстрый, сильный, мускулистый, красивый, грациозный, тонконогий, кудрявый, упрямый, толстая, мягкая, пушистая, тёплая, грозный, животноводческая, скотный. Действия: прыгать, бегать, скакать, ходить, валяться, чавкать, сосать, мычать, ржать, блеять, мекать, хрюкать, мяукать, лаять, спасать, обнюхивать, охранять, любить, царапать, бодать, ухаживать, чистить, убирать, мыть, косить, заготовлять, сушить, варить, пасти, загонять, стричь, лечить, доить, утеплять, перерабатывать. | Макет скотного двора с фигурками домашних животных, картинки, изображающие домашних животных, их части (лапы, хвосты и т.д.), корм для различных животных, взрослых животных и их детёнышей, тематические альбомы, наборы открыток, детские книги, мультимедийные презентации «У бабушки в деревне», «На скотном дворе», «Назови детёныша», интерактивная игра «Четвёртый лишний». |
6 | Дикие животные | Дети знают: - что дикие животные – это животные, живущие в естественных природных условиях, не прирученные человеком; - места обитания диких животных; - животные отличаются по строению, размеру, окраске, способу передвижения, способности защищаться от врагов, строить жилище, добывать себе пищу. Дети умеют: - сравнивать животных по месту обитания, внешним признакам, способам передвижения, строению жилища, размеру; - элементарно охранять и защищать животных от истребления; - использовать в речи активный словарь по теме. | Существительные: лес, поле, нора, логово, берлога, дупло, лис, лисица, лисёнок, волк, волчица, волчонок, медведь, медведица, медвежонок, ёж, ежиха, ежонок, белок, бельчиха, бельчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, туловище, хвост, уши, морда, лапы, глаза, шерсть, спячка. Признаки: хитрый, трусливый, рыжий, пушистый, бурый, колючий, маленький, заботливый, длинноухий, косоглазый, косолапый, злой, серый, свирепый. Глаголы: прыгать, бегать, прятаться, догонять, ловить, затаиться, высматривать, запасать, спать, заботиться, выть, фыркать, вилять хвостом, заметать следы. | Макет леса, фигурки диких животных, картинки с изображением взрослых животных и их детёнышей, корма для животных, частей животных (лапы, хвосты, уши), жилищ, фотографии, тематические альбомы и т. д. мультимедийные презентации «Кто живёт в лесу», «Назови семью животных», «Кто лишний?» |
7 | Город, улица, дом | Дети знают: - то, что город – это населённый пункт, в котором имеются предприятия, магазины, школы, музеи и т. д. - название родного города; - предприятия, достопримечательности, знаменитых людей родного города; - отличия города от деревни, посёлка. Дети умеют: - выделять признаки города; - называть наиболее запоминающиеся места родного города; - высказывать суждение по теме, используя личный опыт, впечатления; - оформлять речевое высказывание, используя словарь, накопленный по теме. | Существительные: город, улица, дом, магазин, театр, аптека, больница, поликлиника, парикмахерская, завод, фабрика, парк, сквер, аллея памятник, житель, гость, экскурсия, транспорт, дорога, пешеход, светофор, пешеходный переход, огни, витрины; этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, двери, лифт, звонок, крыша, труба, антенна, чердак, подвал, ступеньки, замок, порог, наличники, землянка, шалаш, кирпичи, доски, брёвна, песок, цемент, стекло, плитка, обои, паркет, краска; кухня, спальня, гостиная, прихожая, детская, кабинет, кладовая, ванная комната, туалет; Признаки: большой, красивый, огромный, высокий, многоэтажный, широкий, яркий, запоминающийся, тенистый, светлый, памятный, знаменитый, родной; каменный, кирпичный, деревянный, бревенчатый, соломенный, жилой, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высотный, низкий, новый, старый, старинный, современный, светлый, солнечный, удобный, нарядный, большой, крепкий, прочный, кружевные, резные, отделочные, малярные, столярные, Глаголы: жить, работать, гулять, рассказывать, показывать, любить, дорожить, заботиться, строить, лечить, стричь, продавать, выбирать, кататься, переходить, соблюдать, рассматривать, гордиться; строить, красить, открывать, закрывать, стучать, поднимать, выходить, прибивать, укладывать, жить, | Макет города, близлежащих улиц, атрибуты для игр, открытки с изображением улиц, памятников, достопримечательностей родного города, посещение краеведческого музея., мультимедийные презентации «Прогулка по нашему городу», «Город, какой он» |
8 | Мебель, бытовые приборы | Дети должны знать: - названия мебели, её частей, материала, из которого она изготовлена, её назначения; - общие и отличительные особенности предметов мебели; - способы действия с мебелью, ухода за ней. Дети должны уметь: - называть мебель, её назначение, определять её части, материал; - называть отличительные особенности и признаки сходства разных видов мебели; - пользоваться активно словарём по теме при составлении описательных рассказов о мебели. | Существительные: стул, стол, кровать, диван, тумба, комод, шкаф, сервант, буфет, стенка, кресло, табурет, полка, трюмо, скамейка; сиденье, спинка, ножки, крышка-столешница, подлокотники, дверцы, обивка, ручка, крючок, крепление, мойка, сушилка; вешалка, ковёр, половик, шторы, люстра. Прилагательные: пластмассовый, металлический, стеклянный, письменный, журнальный, сервировочный, компьютерный, обеденный, платяной, книжный, кухонный, мягкий, удобный, матерчатый, кожаный, раскладной, полированный. Глаголы: убирать, стирать, пылесосить, мыть, расставлять, переставлять, выдвигать, вкручивать, хранить, развешивать, складывать, размещать, сидеть, спать, отдыхать, накрывать, сервировать, заниматься, обивать, ремонтировать, покупать. | Кукольная мебель, картинки с изображением мебели в различных комнатах квартиры, картинки, изображающие мебель без какой-либо части; разрезные картинки, образцы материалов, их которых изготавливают мебель. |
9 | «Посуда» | Дети должны знать: - что посуда – это предметы, которые служат нам для приготовления и приёма пищи; - названия посуды, её частей, материала, из которого она изготовлена; - то, что посуда по своему назначению делится на столовую, кухонную, чайную; - правила пользования и обращения с посудой, ухода за ней. Дети должны уметь: - называть посуду, её части, материал, назначение; - классифицировать посуду по назначению; - называть признаки сходства и различия; - активно пользоваться словарём данной темы; - составлять небольшие описательные рассказы о посуде. | Существительные: посуда, пища, предмет посуды, сервиз, кастрюля, сковорода, дуршлаг, противень, чайник, половник, лопатка, горшочек, гусятница, тарелка, супница, блюдо, салатница, соусник, солонка, селёдочница, хлебница, маслёнка, перечница, молочник, вилка, ложка, нож, стакан, чашка, блюдце, сахарница, фруктовница, графин, части посуды, крышка, ручка, носик, стенки, донышко, зубчики, края, лезвие. Прилагательные: столовая, кухонная, чайный, кофейный, заварочный, большая, маленькая, десертная, глубокая, мелкая, металлическая, фарфоровая, хрустальная, стеклянная, керамическая, деревянная, прочная. Бьющаяся, хрупкая, прозрачный, гранёный, высокий, чистый, гладкий, длинный, острый, удобная. Глаголы: приготавливать (пищу), наливать, варить, жарить, парить, тушить, печь, кипятить, насыпать, накалывать, отрезать, промывать, расставлять, хранить, расписывать, мыть, вытирать, сушить, хранить, чистить, беречь, сервировать, нагревать, охлаждать. | Кукольная посуда, картинки с изображением предметов посуды различного назначения, картинки, изображающие посуду без какой-либо части; разрезные картинки. |
10 | «Конец осени, предзимье» | Дети должны знать: Названия времени года, осенних месяцев, основные приметы поздней осени; - изменения, происходящие поздней осенью в растительном и животном мире; - чем занимаются люди осенью, как одеваются; - отличительные поздней осени. Дети должны уметь: - обобщать, сравнивать признаки, выделять основные приметы поздней осени; - анализировать явления, находить элементарные причинно-следственные связи. | Существительные: осень, время года, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, предзимье, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, грязь, ненастье, холод, лёд, природа, деревья, лес, птицы, животные, слякоть, погода, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт, заморозки, наледь, предзимье. Прилагательные: поздняя, осенняя, унылая, грустный, прощальная, туманный, дальний, длинная, короткий, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, голые, печальная, дивная, перелётные, зимующие, опавшие, кружащийся, хрустящие, засохшие, мокрые. Глаголы: наступает, приходит, хмурится, прощаются, одеваются, готовятся, моросит, мокнут, замерзают. | Картинки с изображением поздней осени, тексты стихов, аудиозаписи звуков природы; дерево родных слов в осеннем убранстве |
11 | «Зима, признаки зимы» | Дети должны знать: - названия времени года, зимних месяцев, основные приметы зимы; -то, что зима – это время года, которое наступает за осенью; - изменения, происходящие в растительном и животном мире; - особенности жизни людей зимой (одежда, труд, помощь животным, птицам). Дети должны уметь: - обобщать признаки зимы и конкретизировать их; - сравнивать зиму с другими временами года, анализировать явления зимней природы; - использовать усвоенный по теме лексикон в речевом общении. | Существительные: время года, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, снежки, коньки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, вьюга, буран, буря, хлопья, крупа, водоёмы, заносы, стужа, забавы, холод, голод, оттепель, сосульки. Прилагательные: морозная, суровая, холодная, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, липкий, скользкий, прозрачный, искрящийся, хрустящий, трескучий, зимняя, тёплая, меховая, опасная. Глаголы: метёт, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, подмораживает, засыпает, заметает, рыщут, лепят, катаются, зябнут, чистят, сгребают, раскидывают, скользят, утрамбовывают, скрипит, сверкает, подтаивает | Сюжетные и предметные картинки с изображением зимы, животных, людей в зимний период, признаков зимы, макет зимнего леса, книги о зиме, тематические альбомы; дерево родных слов в зимнем варианте. |
12 | «Зимующие птицы» | Дети должны знать: - названия птиц; понятие «зимующие» птицы; - отличительные особенности птиц, их повадки, особенности жилья, голосов; - части тела птицы; - как человек может помочь птицам. Дети должны уметь: - анализировать внешний облик птиц, их поведение; - сравнивать птиц по внешнему виду, месту обитания, особенностям жилища, питания, выведения птенцов; - активно использовать словарь по теме, составлять описательный рассказ о птице. | Существительные: птица, снегирь, клёст, синица, ворона, сорока, воробей, дерево, лес, вершина, ветка, птенцы, корм, семена, зерно, семечки, крошки, ягоды, пара лапок, коготки, когти, хохолок, клюв, длина шеи, крылья, пух, перья, оперенье, хвост, голова. Прилагательные: зимующие, дикие, летающие, нелетающие, проворные, голосистые, трудолюбивые, весёлые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, задиристые, бойкие, крупные, мелкие, прожорливые, острый, длинный, короткий, тупой, загнутый, рябая, пёстрая, чёрная, разноцветная, пушистый, нежный, беззащитный, желторотый, важный, гордый. Глаголы: летать, кормить, выводить, вить, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, заливаться, свистеть, щёлкать, каркать, пищать, трещать, садиться, гнездиться, прыгать, ходить, парить, пить, ловить, кружить, опускаться, взлетать, чистить, хлопать, налетать. | Игрушки-птицы, схематическое изображение природных условий, предметные картинки, тематические альбомы, журналы, энциклопедии, наборы открыток, фотографий, маски-шапочки, изображения хвостов, клювов разной формы |
13 | «Одежда» | Дети должны знать: - что одежда нужна людям для удобства, тепла и красоты; - названия одежды, её частей, способа изготовления, тканей; - отличия разных видов одежды по цвету, размеру, свойствам ткани, сезонной, возрастной, половой принадлежности. Дети должны уметь: - называть предметы одежды, части, цвет, отличительные признаки, способ изготовления, профессии, связанные с изготовлением одежды; - классифицировать одежду (мужская, женская, детская, взрослая, спортивная, зимняя, летняя, межсезонная); - находить и называть признаки сходства и различия в одежде; - устранять неполадки в своей одежде, следить за своим внешним видом; - активно пользоваться словарём по изученной теме; - составлять описательные рассказы об одежде. | Существительные: пальто, плащ, куртка, ветровка, шуба, пуховик, комбинезон, кофта, брюки, джинсы, платье, юбка, блуза, жакет, безрукавка, рейтузы, колготы, шорты, трусы, майка; шапка, кепка, платок, пилотка, бескозырка, фуражка, каска, шлем, панама, ушанка, шляпа, косынка, берет, бейсболка; туфли, ботинки, сапоги, кеды, чешки, кроссовки, шлёпки, сланцы, тапочки, валенки, сандалии; воротник, рукава, манжеты, карманы, подкладка, подстёжка, оборки, застёжки, прорамка, петли, пуговицы, молния, крючок, кнопка, липучка, заклёпка, шнурки, ремень, пряжка, вышивка, аппликация, кружево, помпон, кант, бисер, стразы, соломка, нитки; портниха, швея, модельер, закройщик, вязальщик. Прилагательные: летняя, зимняя, демисезонная, специальная, удобная, тёплая, лёгкая, ситцевая, льняная, шёлковая, шерстяная, кожаная, меховая, пуховая, вязаная, сшитая, нарядная, модная, детская, мужская, женская, прочная, непромокаемая, непродуваемая, натуральная, искусственная, спортивная, резиновая, аккуратная. Глаголы: шить, кроить, вязать, моделировать, носить, снимать, складывать, вешать, завязывать, развязывать, застёгивать, расстёгивать, зашнуровывать, стирать, гладить, утюжить, отпаривать, поправлять, расправлять, повесить, чистить, мыть, отмывать, смывать, очищать, украшать. | Кукольная одежда, элементы натуральной одежды и головных уборов, различные застёжки, выкройки деталей одежды, образцы тканей, плоскостные куклы с одеждой, картинки с изображением этапов изготовления одежды. |
14 | «Обувь» | Дети должны знать: - обувью называется то, что мы надеваем на ноги; - названия обуви, её частей, материала, из которого она изготовлена, способа изготовления, действий профессии; - признаки сходства и различия обуви по цвету, материалу, назначению, сезонной принадлежности; - что обувь нужно беречь, ухаживать за ней. Дети должны уметь: - называть одежду, её части, отличительные признаки, и признаки сходства, материал, профессию, которая связана с изготовлением обуви; - ухаживать за своей обувью; - активно использовать словарь по теме. | Существительные: туфли, ботинки, сапоги, кеды, чешки, кроссовки, шлёпки, сланцы, тапочки, валенки, сандалии; липучка, шнурки, ремень, пряжка, сапожник. Прилагательные: летняя, зимняя, демисезонная, специальная, удобная, тёплая, лёгкая, кожаная, меховая, модная, детская, мужская, женская, прочная, непромокаемая, натуральная, искусственная, спортивная, резиновая, аккуратная. Глаголы: шить, кроить, моделировать, носить, снимать, завязывать, развязывать, застёгивать, расстёгивать, зашнуровывать, чистить, мыть, отмывать, смывать, очищать, ремонтировать, подбивать. | Картинки с изображением людей в разные сезоны, предметные картинки, изображающие обувь, образцы материалов, из которых изготавливают обувь, картинки, на которых изображено изготовление обуви, игра «Подбери куколке обувь». |
15 | «Семья, человек» | Дети должны знать: - названия частей тела человека, их назначения; - отличительные особенности человека, находящегося в разные возрастные периоды; - правила здорового образа жизни; - правила гигиены. Дети должны уметь: - называть органы и части тела человека, их действия; - находить признаки сходства и различия между людьми; - выполнять правила гигиены; - беречь свой организм, тренировать его, выполнять нормы и правила общения с другими людьми, активно используя словарь по теме. | Существительные: тело, туловище, голова, глаза, уши, нос, ноздри, рот, зубы, губы, нёбо, затылок, волосы, виски, веки, щёки, лицо, лоб, брови, ресницы, подбородок, руки, пальцы, запястье, ладони, ногти, ноги, ступня, пятка, колени, плечи, спина, грудь, живот, пояс, бедро, ; цвет, форма, величина, размер, люди, мужчина, женщина, папа, мама, родители, дети, девушка, юноша, старик, старуха, девочка, мальчик; вкус, зрение, слух, голос, речь, движение, действие; здоровье, болезнь, органы, правила гигиены, расчёска, мыло, губка, мочалка, одежда, зеркало, спорт, физкультура, закаливание. Прилагательные: здоровый, больной, закалённый, слабый, сильный, высокий, низкий, худой, полный, молодой, старый, левая, правая, нижняя, верхняя, детский, взрослый, опасный, безопасный, большой, указательный, средний, безымянный, маленький, чистый, грязный, лохматый, причёсанный, аккуратный, умный, глупый, весёлый, радостный, восхищённый, счастливый, грустный, злой, угрюмый, обидчивый, гневный, возмущённый, удивлённый, виноватый. Глаголы: стоять, лежать, ходить, жить, делать, действовать, трудиться, заниматься, сохранять, лечиться, выздоравливать, слушать, смотреть, нюхать, пробовать, дотрагиваться, трогать, щупать, двигать, ловить, показывать, носить, дышать, чувствовать, расти, мыть, вытирать, закалять, заботиться, ухаживать, купаться, плавать, расчёсывать, сгибать, разгибать, думать, понимать, родиться, соблюдать, не нарушать. | Кукла, картинки с изображением человека в разные возрастные периоды, разного пола, состояния здоровья, эмоций и т.д.; картинки и фотографии, изображающие семью, семейные праздники; гигиенические принадлежности, энциклопедия и т.д. |
16 | «Новогодний праздник» | Дети должны знать: - то, что 31 декабря заканчивается старый год и наступает новый; - что существуют традиции празднования Нового года (нарядная ёлка, хороводы вокруг ёлки, Дед Мороз, подарки); - месяцы года, названия персонажей праздника, украшений ёлки; Дети должны уметь: - использовать полученные знания для совместной деятельности; - готовить и дарить подарки близким друзьям; - активно пользоваться словарём данной темы для составления рассказов и общения. | Существительные: зима, Новый год, декабрь, ёлка, праздник, наряд, радость, Дед Мороз, подарок, мешок, костюм, игрушки, шары, хлопушки, клоуны, шишки, снежинки, поздравления, бенгальские огни, салют, свечи. Признаки: новый, старый, седой, радостный, весёлый, смешной, яркий, разноцветный, пёстрый, блестящий, зелёный, пушистый, добрый, Глаголы: поздравлять, дарить, приходить, уходить, развлекать, наряжать, украшать, загадывать, исполнять, танцевать, петь, водить хоровод, зажигать, блестеть, играть. | Маленькая новогодняя ёлка, ёлочные игрушки, картинки с изображением новогоднего праздника, персонажей сказок, элементы костюмов, маски. |
17 | «Зимние забавы» | Дети должны знать: - что зимой у детей и взрослых появляются особые игры и занятия; - свойства снега и льда; - названия зимних игр, забав, атрибутов, спортивных принадлежностей; Дети должны уметь: - называть зимние игры, спортивный инвентарь, действия, признаки, свойства; - выразительно передавать движения, эмоциональное состояние; - активно использовать словарь по данной теме при составлении рассказов, беседах. | Существительные: зима, снег, лёд, каток, двор, игры, забавы, коньки, лыжи, палки, ворота, клюшка, шайба, гол, санки, ледянки, хоккеист, лыжник, фигурист, снеговик, горка, сугроб, ком, снежок. Признаки: зимний, холодный, прозрачный, липкий, скользкий, острый, быстрый, большой, маленький, ловкий, весёлый, задорный. Глаголы: играть, бегать, кататься, валяться, кидаться, смеяться, веселиться, забивать, ловить, лепить, догонять, перегонять, строить, прятаться, спускаться, подниматься. | Картинки с изображением зимних видов спорта, игр, предметные картинки (коньки, лыжи, санки, снеговик, горка, каток и т. д.) |
18 | «Продукты питания» | Дети должны знать: - что продукты питания – это всё то, что мы употребляем в пищу; - что продукты питания могут быть в сыром виде и в переработанном; - что продукты питания должны нести людям пользу. Дети должны уметь: - называть продукты питания, их составные части (ингредиенты), способ приготовления; - различать натуральные продукты и переработанные; - активно пользоваться словарём по теме. | Существительные: хлеб, молоко, сыр, булка, каша, суп, компот, масло, крупа, соль, сахар, мясо, овощи, продукты, польза, вред, витамины, Признаки: полезный, вредный, чёрный, белый, твёрдый, мягкий, солёный, сладкий, масляный, витаминный, пышный, чёрствый, свежий, варёный, жареный, печёный, Глаголы: готовить, варить, печь, запекать, жарить, резать, солить, сластить, накрывать, угощать, раскладывать, кушать, жевать, глотать, расти. | Натуральные продукты питания, их муляжи, картинки, изображающие продукты питания, папки – раскладушки с фотографиями практической деятельности детей «Мы готовим винегрет», «Варим, варим мы компот» и др.; профессии людей, связанные с изготовлением продуктов питания, детские технологические таблицы по приготовлению продуктов питания: хлеб, суп, каша и т.д. |
21 | «Наша Армия. Защитники Отечества» | Дети должны знать: -что люди, которые служат в Армии и защищают Родину (Отечество) и мирных людей от врагов, называются «защитниками Отечества»; - названия отдельных военных профессий, военной техники, отличительные особенности форменной одежды военных; Дети должны уметь: - называть отдельную военную технику, профессии военных, их отличия; - активно пользоваться словарём по теме; - уважительно относиться к защитникам Отечества. | Существительные: праздник, воин, мужчина, мальчик, защитник, форма, фуражка, сила, оружие, враг, граница, танк, корабль, подводная лодка, самолёт, пушка, ракета, враг, собака, охрана, лётчик, пограничник, пехотинец, ракетчик, моряк, бескозырка, ленточки, погоны. Признаки: смелый, храбрый, сильный, мужественный, добрый, меткий, выносливый, красивый, яркий, послушный, молодой, опытный, героический, Глаголы: поздравлять, защищать, оберегать, охранять, служить, стрелять, управлять, заряжать, целиться, попадать, летать, плавать, ходить, наблюдать, воспитывать, учить, любить Родину, | Фигурки разных военных, макеты, модели военной техники, шапочки (пилотка, бескозырка, фуражка и т.д.), картинки с изображением военной техники, оружия, военных различных родов войск, элементов форменной одежды |
22 | «Профессии» | Дети должны знать: - названия и назначение разных профессий; - то, что профессия – это дело, основной вид занятий; - атрибуты, особенности форменной одежды разных профессий; - профессии своих родителей. Дети должны уметь: - понимать значение труда людей разных профессий; - ценить результаты труда - использовать словарь по теме. | Существительные: профессия,, врач, пациент, повар, продавец, покупатель, почтальон, парикмахер, водитель, учитель, воспитатель; больница, парикмахерская, кухня, столовая, магазин, почта, письмо, телеграмма. Признаки: Глаголы: работать, трудиться, помогать, заботиться, лечить, измерять температуру, делать уколы, мазать, бинтовать, готовить, варить, жарить, печь, стричь, мыть, причёсывать, укладывать, красить волосы, водить машину, продавать, покупать, взвешивать, разносить, писать, отправлять, учить, воспитывать, | |
23 | «8 Марта – мамин праздник» | Дети должны знать: - что в начале весны празднуется женский день, когда поздравляют всех женщин (девочек, девушек, женщин, бабушек); - имена отчества, профессии, любимые занятия своих мама, бабушек; - как поздравить, выразить благодарность и любовь к ним; Дети должны уметь: - называть мам, бабушек по имени, их профессию; - приготовить элементарный подарок; - активно пользоваться словарём данной темы для составления рассказа о маме, поздравления мам и бабушек, сестёр. | Существительные: праздник, мама, бабушка, сестра, тётя, подруга, подарок, цветок, весна, ваза, солнце, март, луч, букет, подснежник, мимоза, Признаки: весенний, добрый, яркий, любимый, радостный, первый, тёплый, нежный, жёлтый, голубой, Глаголы: поздравлять, дарить, делать, рисовать, целовать, помогать, радовать, любить, уважать, ухаживать, заботиться, петь, читать стихи, обнимать. | Картинки с изображением женщин в разные возрастные периоды, профессий, которыми владеют женщины, фотографии мам, бабушек, сестёр, «Копилка слов», «Копилки-спорщицы», образцы подарков для мам. |
24 | «Транспорт» | Дети должны знать: - виды транспорта, их названия, назначение; - названия частей разных транспортных средств; - профессии людей, связанные с работой на транспорте. Дети умеют: - обобщать, анализировать, сравнивать, выделять виды транспорта: грузовой, легковой, пассажирский, наземный, водный, железнодорожный, воздушный, специального назначения; - использовать знания, полученные при изучении темы в решении заданий, проблемных ситуаций; - включать воображение при создании образа, выразительно показывать; - использовать в речи активный словарь по теме. | Существительные: транспорт, средство передвижения, автомобиль, машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, такси, самосвал, фургон, метро, паровоз, тепловоз, электровоз, электричка, поезд, «скорая помощь», милицейская машина, пожарная машина, поливальная машина, бензовоз, молоковоз, самолёт, вертолёт, ракета, корабль, катер, лодка, шлюпка, парусник, ледоход, пароход, теплоход, яхта, сани, телега,; руль, корпус, мотор, двери, фары, вагон, прицеп, бензин, топливо, электричество, шоссе, дорога, рельсы, воздушные и водные пути, пристань, вокзал, остановка, аэродром, порт, бензозаправка, дорожные знаки, правила движения, светофор, регулировщик. Прилагательные: легковой, грузовой, пассажирский, городской, междугородный, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный, почтовый, военный, гужевой, скорый, санитарный, моторная, подводная, служебная. Глаголы: перевозит, едет, мчится, бежит, несётся, взлетает, летит, приземляется, садится, отходит, отчаливает, отплывает, пристаёт, причаливает, поворачивает, разгоняется, останавливается, ждёт, поливает, убирает, тормозит, сигналит, заводит, загружается, раскачивается, ремонтируют, заправляется. | Модели транспортных средств, картинки с изображением различных видов транспорта, его частей, макет улицы города, дорожные знаки и т.д. |
25 | «Весна, признаки весны» | Дети знают: - первые приметы весны в природе, приметы ранней и поздней весны; - что происходит весной со снегом, льдом; - что весной увеличивается продолжительность дня; - что происходит весной в растительном и животном мире; - чем занимаются люди весной, как изменяется их одежда. Дети умеют: - обобщать признаки. Весны, конкретизировать их, сравнивать с признакам зимы; - использовать знания о весне при ответах на вопросы, описании явлений, подборе наглядности; - использовать активный словарь по теме в речевом общении. | Существительные: весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, разлив, скворечник, птицы, гнёзда, скворцы, грачи, ласточки, птенцы, детёныши, линька, почки, листочки, трава, подснежник, пролески, первоцветы, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, серёжки, верба, сосульки, погода, гром, молния, гроза. Прилагательные: ранняя, тёплая, поздняя, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журчащий, весёлый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелётные, проворные, берёзовый, нежные. Глаголы: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, заливает, разливается, затопляет, журчат, пробиваются, набухают, лопаются, распускаются, расцветают, зеленеет, цветёт, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнёзда, выводят птенцов, появляются, линяют, меняют цвет, гремит, громыхает, сверкает, греет, припекает, светит, пригревает, ласкает, прибавляется, темнеет, сеют, сажают, пашут, радует, бурлит. | Картинки, изображающие весну в разные её периоды, признаки весны; аудиокассеты «Пробуждение природы», «Звуки весны», «Голоса птиц», картинки с изображением людей весной, их одежды, занятий, изменений в жизни растений и животных; разрезные картинки; дерево родных слов в весеннем варианте. |
26 | «Перелётные птицы» | Дети знают: - названия птиц; понятия «перелётные» и «зимующие» птицы; - отличительные особенности птиц, их повадки, особенности жилья, голосов; - части тела птицы; - как человек может помочь птицам. Дети умеют: - анализировать внешний облик птиц, их поведение; - сравнивать птиц по внешнему виду, месту обитания, особенностям жилища, питания, выведения птенцов; - активно использовать словарь по теме, составлять описательный рассказ о птице. | Существительные: птица, грач, жаворонок, скворец, скворчиха, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, сова, филин, снегирь, клёст, синица, ворона, сорока, воробей, страус, попугай, колибри, пеликан, павлин, пингвин, чайка, дерево, сад, роща, лес, вершина, ветка, пруд, река, озеро, болото, гнездо, яйцо, скворечник, птенцы, корм, семена, зерно, семечки, крошки, ягоды, насекомые, черви, рыба, лягушки, мыши, перелёт, крик, длина ног, пара ног, пара лапок, коготки, когти, хохолок, клюв, длина шеи, крылья, пух, перья, оперенье, хвост, голова, перепонки, стая, клин, косяк, караван. Прилагательные: перелётные, зимующие, водоплавающие, болотные, лесные, хищные, дикие, летающие, нелетающие, проворные, голосистые, трудолюбивые, весёлые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, задиристые, бойкие, крупные, мелкие, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, тупой, загнутый, сплющенный, белоснежная, рябая, пёстрая, чёрная, разноцветная, пушистый, нежный, беззащитный, желторотый, важный, гордый, длинноногий, долгий, изогнутая, выгнутая, треугольный. Глаголы: летать, улетать, возвращаться, кормить, выводить, вить, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, заливаться, свистеть, щёлкать, куковать, каркать, гоготать, шипеть, пищать, трещать, садиться, гнездиться, прыгать, ходить, парить, пить, ловить, кружить, опускаться, плавать, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить, хлопать, налетать. | Игрушки-птицы, схематическое изображение природных условий, предметные картинки, тематические альбомы, журналы, энциклопедии, наборы открыток, фотографий, маски-шапочки, изображения хвостов, клювов разной формы |
27 | «Комнатные растения» | | | |
28 | «Рыбы» | Дети знают: - что рыбы живут в воде и имеют особое строение; - названия наиболее распространённых рыб, их частей, способа передвижения, дыхания; - общие и отличительные черты различных рыб. Дети умеют: - называть различных рыб, выделять их части, определять среду обитания, способ дыхания, передвижения: - называть сходство и различие в строении, окраске, форме, размере рыб; - активно пользоваться словарём данной темы при составлении описательных рассказов о рыбе | Существительные: рыба, вода, река, море, озеро, пруд, океан, водоём, водоросли, камешки, голова, спинка, брюшко, плавники, жабры, чешуя, глаза, рот, хвост, рыбак, ловля, червяк, сети, корабль, лодка, удочка, крючок, уха, суп, аквариум, корм, воздух, свет. Признаки: круглая, длинная, плоская, быстрая, ленивая, ловкая, любопытная, блестящая, терпеливый, свежий, Глаголы: плавает, ныряет, плещется, изгибается, дышит, глядит, поворачивает, двигает, ловить, насаживать, подкармливать, копать, складывать, чистить, варить, жарить, сушить, солить. | Картинки с изображением рыб, разрезные картинки, картинки, изображающие части тела рыб, различные водные массивы, аквариумных рыб, натуральный аквариум с рыбками, водорослями, камешками и т.д |
29 | «Насекомые» | Дети знают: - названия насекомых, их частей; - особенности внешнего вида насекомых, способ их передвижения; - пользу или вред, который приносит насекомое. Дети умеют: - называть насекомое, его части, способ передвижения, окраску, размер; - классифицировать насекомых по способу передвижения; - называть , какую пользу или вред оно приносит людям; - активно пользоваться словарём данной темы. | Существительные: насекомое, жук, паук, бабочка, комар, муха, божья коровка, гусеница, муравей, стрекоза, лапка, усики, крылья, луг, паутина, вредитель, личинка, кузнечик, шмель, таракан, , нектар, пыльца, польза, вред, окраска, соты, муравейник, мёд, улей, глаза, полоса. Признаки: маленький, тонкий, лёгкий, прозрачный, летающий, ползающий, трудолюбивый, яркий, зелёный, мохнатый, пушистый, отпугивающий. Глаголы: летать, ползать, жужжать, жалить, собирать, кусать, переносить, махать, плести, строить, шевелить, залетать. | Фигурки насекомых, картинки с изображением различных насекомых, их строения, частей их тела (крылышки, лапки, усики и т.д.), тематический альбом, журналы, детские книги, разрезные картинки. |
30 | «Цветы» | Дети знают: - о том, что цветы – это растения; - особенности внешнего вида и строения; - названия цветов, их частей; - зависимость роста и развития от внешних условий(влага, свет, тепло); - способы выращивания, элементарного ухода. Дети умеют: - узнавать цветы в природе и на картинках, называть их; - различать цветы по месту произрастания (луговые, садовые, полевые, лесные); - использовать в речи активный словарь по теме; - составлять описательный рассказ о цветке. | Существительные: цветы, роза, тюльпан, ромашка, гвоздика, лилия, колокольчик, незабудка, василёк и т. д., стебель, корни, листья, бутон, лепестки, семена, первоцвет, венок, букет, лекарство, духи, Красная книга. Прилагательные: садовые, полевые, луговые, редкие, лекарственные, весенние, летние, осенние, однолетние, многолетние, красивые, ароматные, пахучие, нежные, как солнышко, благородная, гордая, колючая, вьющаяся, ползучая, луковичные, низкие, высокие, разноцветные, живые, сухие, здоровые, чахлые, яркие, бледные, завядшие, увядающие, распускающиеся, полёгшие после дождя, солнцелюбивые, теневыносливые. Глаголы: растут, цветут, закрывают, раскрывают (лепестки), опускают (головки), осыпаются, наклоняются, поворачиваются за солнцем, замерзают, засыхают, болеют, сажать, сеять, поливать, подкармливать, лечат, радуют, восхищают, разлетаются (семена), собирать, срезать, рвать, плести, составлять букет, охранять | Вазы с букетами живых цветов, искусственные цветы, тематические альбомы, журналы, открытки, фотографии, мешочки с сухими лепестками цветов, цветочные духи, картины с изображением цветущего луга, сада, поля. |
31 | Лето | Дети знают: - что лето – это время года, которое наступает после весны; - признаки лета, изменения в природе, которые происходят с наступлением лета; - названия летних месяцев, занятий взрослых людей и детей, особенности одежды. Дети умеют: - называть время года, летние месяцы, игры и занятия детей, взрослых; - пользоваться полученными знаниями при установлении простейших причинно-следственных связей; - активно пользоваться словарём данной темы. | Существительные: лето, июнь, июль, август, погода, солнце, небо, облака, трава, листва, цветы, игра, мяч, песок, лес, поле, луг, река, насекомые, бабочки, жуки, пчёлы, птицы, месяц, время года. Признаки: тёплое, яркое, веселый, голубое, зелёная, разноцветные, пёстрый, густой, лёгкий, нежный пахучий. Глаголы наступать, играть, прыгать, ловить, кидать, подбрасывать, стукать, греться, загорать, купаться, плавать, собирать, рвать, любоваться, отдыхать, набираться сил, гулять, дышать воздухом. | Картинки о лете, макеты летнего леса, луга, картинки с изображением игр, предметов, часто используемых летом, труда людей летом и т.д. Картинки, изображающие школу, классы, учителя и учеников; портфель, школьные принадлежности, разрезные картинки, «копилка» слов, «копилки – спорщицы»; картинки с изображением проблемных ситуаций из школьной жизни. |