Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по экспериментально - опытной деятельности «Наблюдаем, играем, экспериментируем»»
Муниципальное образовательное учреждение
Бурмакинская СОШ №2
Тематическое планирование по экспериментально - опытной деятельности
«Наблюдаем, играем, экспериментируем»
Подготовила:
воспитатель Гиричева Л.Н.
Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение? Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-опытная деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.
Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков, сказок (продуктивная форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса и является одним из видов познавательной деятельности детей.
Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.
Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.
В рамках исследовательского подхода обучение идет с:
- опорой на непосредственный опыт ребенка,
- на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира.
- детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности.
- создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями. Проблема заключается в том, что очень часто в детских садах детям преподносят готовые истины, готовые выводы и обобщения. И, вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Такое обучение можно назвать, пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем он не будет научен самостоятельно учиться, и самостоятельно добывать знания. Таким образом, нам, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он принес наибольший результат в познавательном развитии воспитанников.
Цель:
создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
Для реализации проекта используются следующие формы работы по экспериментально – опытной деятельности:
Совместная деятельность воспитателя с ребенком в экологическом центре (опыты, эксперименты).
Самостоятельная деятельность детей.
НОД
Наблюдения и экспериментирование в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Беседы по теме эксперимента.
На сегодняшний день в экологическом центре создана мини-лаборатория «Любознайка»
Перечень оборудования
Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, магниты, прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности в мини - лаборатории
При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:
Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.
Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.
Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:
действие показывает педагог;
действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;
действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.
Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстремальных ситуациях. На занятиях должна быть спокойная обстановка.
Перспективное планирование
Сентябрь - Октябрь
«Экспериментирование с песком и глиной»
Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки.
Тема 2: Песчаный конус.
Помочь определить, может ли песок двигаться
«Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком) Физминутка «Ладонь в ладонь»
Тема 3: Глина, какая она?
Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)
Моделирование изделий из глины.
Тема 4: Песок и глина – наши помощники.
Уточнить представления о свойствах песка и глины.
Ленка из глины по замыслу. физминутка. «По дорожке ты шагай»
Тема 5: Ветер и песок
Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком
«Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги) Игра-рефлексия «Цветок для Винни-Пуха»
Тема 6: "Свойства мокрого песка"
Познакомить со свойствами мокрого песка
Беседа «Что произойдёт, если…» «Куличики из песка»
Тема 7: «Песочные часы»
Знакомство с песочными часами
«Песчаные художники» Познание: «Что было до..» (О.В.Дыбина) Тема: «Часы».
Тема 8: «Песок и глина»
Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.
Моделирование из глины «Олешек». Формировать представления о вреде грязи для человека и способах борьбы с нею
Ноябрь – декабрь
«Экспериментирование с воздухом»
Цель: развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха
Ручной труд Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара) Упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений с помощью правильно оформленных монологических высказываний
Тема 2: Парусные гонки
Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании
«Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) . физминутка «Ветер»
Тема 3: Вдох - выдох
Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
«Рисование мыльными пузырями» Закреплять знания детей о здоровом образе жизни
Тема 4: Сухой из воды
Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека.
Дыхательная гимнастика. Закрепить знания о том, как сохранить и укрепить здоровье.
Тема 5: Поиск воздуха
Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.
Придумать с родителями сказку «О воздухе» Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья.
Тема 6: Муха – цокотуха
Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.
Конструирование «Жуки» (из природного материала). «Муха-цокотуха» К.И. Чуковского
Тема 7: Воздух при нагревании расширяется
Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.
Соблюдать правила безопасности при работе. Опыт с теплым и холодным воздухом
Тема 8: В воде есть воздух
Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.
«Что ты знаешь о рыбах» Автор: Заплетная С., Курникова Т.
Январь
«Экспериментирование с водой»
Цель: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;
Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Оборудование: прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).
Тема экспериментальной деятельности
Задачи экспериментальной деятельности
Деятельность
Тема 1: Пар — это тоже вода
Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.
«Волшебная вода» (колорит). Формировать аккуратность во время работы со стеклянным оборудованием.
Тема 2: С водой и без воды
Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)
«Волшебная вода» («Красочные брызги»).
Тема 3: Замораживаем воду
Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.
Аппликация «Снежинка».
Тема 4:Вода не имеет формы
Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.
«Путешествие капельки» (рисование по - мокрому).
Февраль
«Человек».
Цель: формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.
Оборудование: стетоскоп, фонендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.
Тема экспериментальной деятельности
Задачи экспериментальной деятельности
Деятельность
Тема 1: Проверим слух
Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук.
Дидактические игры: «Узнай по голосу» «Музыкант» Беседа «Зачем нужно беречь уши»
Тема 2: Наши помощники - глаза
Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.
«Братья близнецы». (Рисование глаз способом монотипия предметная) Создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами»
Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха
Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
Дидактическая игра:
«Определи на вкус», «Определи по запаху»
Март
«Экспериментирование с деревом»
Цель: познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.
Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека.
Тема экспериментальной деятельности
Задачи экспериментальной деятельности
Деятельность
Тема 1: Тонет - не тонет
Знакомство со свойствами коры дерева
«Чудо-дерево» (оттиск корой)
Тема 2: Посадим деревце
Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему
Лепка из солёного теста «Волшебное дерево» чтение художественной литературы. Инсценировка произведения:» Чудо-дерево»
Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания?
Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Тема: «Лес – как экосистема» Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений
Тема 4: Почему осенью опадают листья?
Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.
«Пейзаж» (рисование на коре деревьев) Худ.слово: В.Нирович «Листопад», В Шульжик «Листоход», Белозеров «Осень».
Апрель
«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»
Цель: познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.
Тема экспериментальной деятельности
Задачи экспериментальной деятельности
Деятельность
Тема 1: Парящий самолет
Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм»
Определение частей света с помощью компаса на прогулке..Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит.
Тема 2: Притягивает - не притягивает
Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы
«Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске) Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений.
Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук
Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею
Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него.
Тема 4: Рисует магнит или нет
Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков;
«Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками) Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;
Май
Экспериментирование с почвой.
Цель: обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.
Труд в уголке природы. Рыхление почвы разными способами. Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера;
Тема 2: «Где лучше расти»
Знакомство со свойствами почвы
Работа в огороде. Сбор природного материала для поделок, экспериментов.
Литература и интернет - источники
1.Дыбина О. В. "Ребёнок в мире поиска"; 2.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников); 3. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»; 4.Иванова А.И.«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». 5.Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с. 6.Николаева Н. Н. «Юный эколог»; 7. Рыжова Н.А. «Наш дом - природа»; 8. А.И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»; 9.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 128 с. 10.Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;