Тематическая неделя «Насекомые или шестиногие малыши» Средняя группа
Тематическая неделя «Насекомые или шестиногие малыши» Средняя группа
Насекомые – самые многочисленнее обитатели нашей планеты. Они составляют около 90% всех животных.
У людей неоднозначная реакция на насекомых. Одни с интересом изучают жизнь маленьких жителей земли. Другие боятся их или с брезгливостью к ним относятся. Так и дети. Часть из них с интересом наблюдают за насекомыми, другие сразу берут их руками, а кто-то и растопчет малыша. А однажды с криками «Убей его!» (комара) прибежал ко мне испуганный ребенок.
Так кто же они – друзья или враги? Приносят пользу или вред? Нужны ли насекомые?
Беседы с детьми показывают, что дети мало знают о насекомых.
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Именно этот возраст наиболее благоприятный для эмоционального взаимодействия с природой.
Маленькому человеку необходимо показать прекрасный мир природы, воспитать любовь к ней. А любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает и понимает.
Участие детей в проекте позволит расширить представления о насекомых, формировать бережное отношение к природе. А участие родителей в реализации проекта поможет активизировать их воспитательные возможности, формировать интерес к совместной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тематическая неделя «Насекомые или шестиногие малыши» Средняя группа»
Тематическая неделя
«Насекомые или шестиногие малыши»
Средняя группа
Актуальность :
Насекомые – самые многочисленнее обитатели нашей планеты. Они составляют около 90% всех животных.
У людей неоднозначная реакция на насекомых. Одни с интересом изучают жизнь маленьких жителей земли. Другие боятся их или с брезгливостью к ним относятся. Так и дети. Часть из них с интересом наблюдают за насекомыми, другие сразу берут их руками, а кто-то и растопчет малыша. А однажды с криками «Убей его!» (комара) прибежал ко мне испуганный ребенок.
Так кто же они – друзья или враги? Приносят пользу или вред? Нужны ли насекомые?
Беседы с детьми показывают, что дети мало знают о насекомых.
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Именно этот возраст наиболее благоприятный для эмоционального взаимодействия с природой.
Маленькому человеку необходимо показать прекрасный мир природы, воспитать любовь к ней. А любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает и понимает.
Участие детей в проекте позволит расширить представления о насекомых, формировать бережное отношение к природе. А участие родителей в реализации проекта поможет активизировать их воспитательные возможности, формировать интерес к совместной деятельности.
Цель :
формирование у детей представлений о жизни насекомых, воспитание заботливого отношения ко всему живому.
Задачи:
- Расширять представления детей о многообразии насекомых.
- Упражнять в различении и назывании насекомых (бабочка, кузнечик, божья коровка, стрекоза, пчела, оса, жук, муравей, муха, комар).
- Учить детей выделять отличительные особенности насекомых: количество лапок, хоботок, усики, крылья, насечки на туловище.
- Закрепить знания об образе жизни, пользе и вреде, защите от врагов.
- Формировать обобщающее понятие «Насекомые».
- Обогащать словарь по теме «Насекомые».
- Формировать познавательный интерес и бережное отношение к живой природе.
- Способствовать развитию творческих способностей.
- Способствовать развитию сохранных анализаторов.
Ожидаемый результат:
- Дети научатся различать и называть насекомых (бабочка, кузнечик, божья коровка, стрекоза, пчела, оса, жук, муравей, муха, комар), характерные особенности разных насекомых.
- Будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях насекомых (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способы передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).
- Дети узнают о пользе или вреде насекомых для людей и растений.
- Обогатится словарный запас по теме «Насекомые».
- У детей сформируется интерес к особенностям жизни насекомых.
- Дети станут бережнее относиться к природе, к насекомым.
- Родители станут активными участниками образовательного процесса.
Подготовительный этап:
- Формулировка цели и определение задач .
- Опрос детей.
- Подбор и изучение методической литературы по теме.
- Подбор художественной литературы по теме «Насекомые».
- Организация мобильной библиотеки с помощью родителей.
- Создание папки «Насекомые»: подбор иллюстраций, игр, игровых упражнений, комплексов физминуток, пальчиковых гимнасток, по теме «Насекомые».
- Изготовление зрительных тренажеров по теме «Насекомые».
- Подбор материала для родителей.
- Составление плана-графика мероприятий основного этапа .
Основной этап:
- НОД
- Коррекционная работа.
- Игры и игровые упражнения.
- Продуктивная деятельность.
- Беседы.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение художественных произведений.
- Отгадывание загадок.
- Слушание музыкальных произведений.
- Наблюдения на прогулке.
Заключительный этап:
- Проведение с детьми викторины: «Насекомые или шестиногие малыши».
- Выставка совместных работ детей и родителей «О многих шестиногих».
План-график мероприятий проекта «Насекомые или шестиногие малыши»
День недели
Совместная деятельность с детьми
Самостоятельная деятельность детей
Коррекционная работа
тифлопедагог
Работа с родителями
П
О
Н
Е
Д
Е
Л
Ь
Н
И
К
Утро:
1.Музыкальное.
2. Познание «Эти удивительные насекомые».
- Рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий о насекомых.
- Игра м. п. «Где спряталась божья коровка?» («Найди и промолчи».)
- «Сложи насекомое из геометрических фигур» по образцу.
Вечер:
- «Угадай-ка» (загадки, «Доскажи словечко»).
- Настольная игра «Поймай меня. Насекомые».
- «Сложи картинку» (из 6 – 10 частей).
- Мозаика «Цветочек для бабочки».
- «Обведи и раскрась».
Социально-бытовая ориентировка
- Чтение и рассматривание книги для слабовидящих «Как муравьишка домой спешил».
- «Что сначала, что потом».
- «Чем похожи, чем отличаются» (стрекоза и бабочка…).
1. Стендовая информация:
- Знакомство
родителей с
задачами и содержанием проекта «Шестиногие малыши»;
- «Что читать детям о насекомых»;
- «Первая помощь при укусах насекомых».
2. Вовлечение в создание мобильной библиотеки «Шестиногие малыши».
5. Выставка совместных работ «О многих шестиногих».
В
Т
О
Р
Н
И
К
Утро:
1. Математика «Лунтик и его друзья».
2. Физкультурное.
- Ситуация общения «Что ты знаешь о насекомых?»
- «Кто улетел».
- «Что изменилось».
- Игровой массаж «Паучок».
Вечер:
- П. игра «Найди свой домик».
- «Хлопни, если услышишь название насекомого».
- Рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий о насекомых.
- «Игры умной Совушки»: «Паучок».
- «Найди отличия».
Развитие зрительного восприятия
- «Соедини точки и узнай, кто получится»(бабочка, гусеница, муравей, кузнечик).
- «Найди отличия в каждой строчке».
- «Какие насекомые спрятались на картинке?» (наложенное изображение).
С
Р
Е
Д
А
Утро:
Развитие речи «Насекомые вокруг нас».
Рисование «Пчелка» (по алгоритму).
- Ситуация общения «Правила безопасности при встрече с насекомыми». - Игры с мячом: «Один - много».
«Назови ласково».
- П. игра «Паук и мухи».
Вечер:
- Физкультурное развлечение «В гостях у Мухи Цокотухи».
- «Закончи предложение».
- Лото «Насекомые».
- Игры с крупным и мелким строительным материалом.
«Сказочный теремок для насекомых».
- «Тени».
Ориентировка в пространстве
(тифлопедагог):
- «Куда села бабочка?» (ориентировка на микроплоскости).
- «Игры умной Совушки»: «Бабочка». (Выкладывание узора по образцу, по словесной инструкции).
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Г
Утро:
Аппликация «Бабочка».
Музыкальное.
- Игры с мячом:
«Я знаю 5 названий насекомых».
«Кто как передвигается».
- «Сосчитай божьих коровок (плоскостных) на ощупь.
Вечер:
- П. игра «Кузнечики и бабочки».
- Дыхательное упражнение «Чья бабочка дальше улетит».
- Настольная игра «Поймай меня. Насекомые».
- Театрализованные игры по желанию детей с использованием разных видов театра.
- «Дорисуй» (бабочку, стрекозу, божью коровку).
Развитие зрительного восприятия
(тифлопедагог):
- «Найди бабочек-близняшек».
- «Лабиринты».
- «Сложи картинку».
П
Я Т Н И Ц А
Утро:
1.Физкультурное.
2. Рисование «Милые букашки».
- Ситуация общения «Польза и вреднасекомых».
- «Угадай, кто летит» (по звуку).
- П. игра «Волшебные превращения».
Вечер:
- Викторина «Шестиногие малыши».
- «Поймай бабочку» (с помощью удочки).
- Музыкально-ритмические упражнения с лентами, платочками, флажками под песни о насекомых.
- «Проводилки».
- «Кто спрятался на картинке?» (наложенное изображение).
Ориентировка в пространстве
(тифлопедагог):
- «На лесной полянке». (Расставить игрушки насекомых на столе по словесной инструкции.)
- «Найди насекомое». (Поиск игрушки по словесной инструкции.)
В течение недели используются:
- Художественные произведения:
Андерсен Г. Х. «Дюймовочка»,
Бианки В. «Как муравьишка домой спешил»,
Барто А. «Жук»,
Глушнев Г. «Кузнечик и кузнечики»,
Зотов В. «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»),
Митько В. «Я кузнечика ловил»,
Нищева Н. «На ромашке – две букашки»,
Татарников В. «Зажжужала тут оса»,
Усачев А. «Божья коровка»,
Чуковский К. «Муха-Цокотуха», «Тараканище».
- Музыкальные произведения:
Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля»,
А. Чайковский «Вальс цветов»,
Ф. Куперен «Бабочки»,
С. ПрокофьеВ «Шествие кузнечиков».
Слушание аудиозаписи «Звуки насекомых».
- Слушание и разучивание песен:
«В траве сидел кузнечик» муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова;
«Встаньте дети, встаньте в круг» муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварца;
«Не обижайте муравья» муз. Г. Гладкова, сл. В. Степанова.
- Наблюдения за насекомымина прогулке с использованием лупы.
- Гимнастика для глаз:
- Упражнения на зрительных тренажерах по теме «Насекомые».
- «Пальминг»,
- «Далеко – близко».
- «День – ночь».
- «Прогони комара (муху)» («Мигалочки»).
- Прослеживание движения предметов («Бабочка», «Божья коровка»).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Загадки
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
Пчела
Кто на них руками машет-
Нос и лоб зелёнкой мажет.
А кто к ним не пристаёт-
С мёдом ест и с мёдом пьёт.
Пчёлы
Полетала над цветами, Полетала над полями. Весело жужжала. Набрала нектара. И добычу понесла Прямо в дом к себе …
пчела
Всё жужжит, жужжит, жужжит, Над цветком она кружит, Целый день, словно юла, А зовут её…
пчела
Красный, маленький комочек, На спине немного точек, Не кричит и не поет, А по листику ползет.
Божья коровка
Я – пятнистая букашка, Если в руки попаду, Притворюсь больною тяжко, В обморок я упаду.
Божья коровка
Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Летит – кричит;
Сядет – молчит;
Кто его убьёт,
Свою кровь прольёт.
Комар
С неба в гости прилетела. На цветочек мамин села. Крылышки в горошек. Шесть прекрасных ножек. Черная головка.
Кто это?
Божья коровка
Летом в открытые наши окошки
С писком влетают кусачие крошки.
Больно-пребольно кусаются,
Даже на взрослых бросаются.
Комары
Пищит над ухом он всю ночь
И укусить тебя не прочь.
Ну и зануда, вот кошмар!
Писклявый, маленький…
комар
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
Кузнечик
А вот малюсенький малыш,
На плечах – соломинка.
Его в очках не разглядишь,
А он сильнее слоника.
Муравей
Он зелёный, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет.
Кузнечик
Целый день в траве скакал, Скрипку где-то потерял. И теперь грустит у речки Наш зелёненький …
кузнечик
С ветки на тропинку,
С травки на былинку Прыгает пружинка – Зеленая спинка. Кузнечик
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Бабочка
Нет, не птица, но летает. Высоко она порхает. На цветочке посидит, И раскраской всех манит. Вся такая лапочка, Маленькая...
бабочка
Расту червяком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю.
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу.
Весной оживаю,
Свой дом покидаю,
На лугу порхаю.
Бабочка
На ромашку у ворот Опустился вертолет. Золотистые глаза. Кто же это?
Стрекоза
Ей не сидится на цветке,
Ей нравится летать,
На «насекомом» языке
С подружкой стрекотать.
Стрекоза
Что за чудо вертолёт Совершает свой полёт? Сел на листочек, Отдохнул чуточек, Зашуршал, загудел И над речкой полетел. Стрекоза
Прилетели к нам с помоек
И на стол полезли!
Сами лап своих не моют,
А у нас – болезни!
Мухи
Одежды не шьёт,
Но ткань всегда ткёт.
Паук
Модница крылатая, Платье полосатое, Ростом хоть и кроха, Укусит – будет плохо. Оса
Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Встать всё равно не может.
Гусеница
Как повадилась из леса
Шерстяная колбаса!
Что не попадя жуёт –
Вот прожорливый народ.
Гусеница
Его поймал я на цветке, Зажал, как следует в руке.
Жужжит он:
«Попрошу без рук, Я – ж- ж – не ж - железный,
Я – ж – ж- же …
жук
Если ночью кому-то встретится
Этот крошечный червячок –
Червячок на пеньке засветится,
Как в тумбочке ночничок.
Светлячок
Стихи
Хитрая бабочка
Варвара Бардадым
Я за бабочкой летал,
Шапку на неё кидал.
Дразнит бабочка меня:
- Не попал! Не попал!
Я споткнулся и упал.
А она юлит, хитрит,
Села на ромашку
И как будто говорит:
- Снова дал промашку!
Посидела, помолчала,
Говорит:
- Начнём сначала!
Антошка и комар
Любовь Мирошникова
- Эй, крылатый шприц с ногами!
Надоел ты мне и маме!
Подучился бы немножко-
Был бы ты бесценной мошкой:
Прививал бы всем вакцины,
Жил для пользы медицины.
А пока ты кто? Пират!
И никто тебе не рад.
Рассердился тут Антошка,
Размахнулся и ладошкой
Комаришку- хлоп!
Не кусался чтоб!
***
- Комары, комары,!
Вы уж будьте так добры:
Не кусайте вы меня
Столько раз средь бела дня.
Отвечали комары:
- Мы и так к тебе добры.
Ведь кусаем мы тебя,
Хоть до крови, но любя.
Осы
В. Степанов
Осы к осени желтее,
Полосатее и злее.
Видно, бабушкин компот
Им покоя не даёт.
И варенье, и повидло
Есть у нас,
А им – обидно!
Паучок
В. Нестеренко
Днём всё реже
Солнце светит,
Молчит сверчок.
- Собирать
Пора мне сети,-
Тихо шепчет паучок.
- А чего тебе
Бояться,-
Пропищал
Комарик вдруг,
- Подожди-ка
Собираться,
Ты наловишь
Белых мух.
Муравей нашел былинку
З. Александрова
Муравей нашел былинку Много было с ней хлопот. Как бревно, взвалив на спинку, Он домой ее несет… Он сгибается под ношей, Он ползет уже с трудом. Но зато какой хороший Муравьи возводят дом.
Скоро ведь зима придет. Будет пчелкам, чем питаться.
Летом надо им стараться.
Дети руками обрисовывают перед собой круг. Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.
Ритмично взмахивают руками-крылышками. Совершают круговые движения ладонью по животу.
Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклоняются.
«Раскрывают» перед собой все пальцы. Обрисовывают в воздухе треугольник. Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед. Топают ногами. Ежатся. Имитируют движения ложкой. Имитируют накладывание меда в соты.
Игровой массаж «Паучок»
Паучок ползет, ползет, Паутинку он плетет.
Паутинка рвется,
Паучок смеется.
Пальцы обеих рук «шагают» по спине снизу вверх.
Пальцы скользят по спине сверху вниз.
Щекотят спину.
Физкультминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Сидят на корточках, встают.
Повороты влево, вправо, потянуться. Плавное движение рук в стороны.
Кружатся на месте.
Физкультминутка «Стрекоза»
Вот какая стрекоза –
Очень круглые глаза
Вертится как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед.
Руки в стороны.
Круговые движения кулачков на уровне глаз.
Руки в стороны, движения вокруг своей оси. Руки на пояс, наклоны.
Физкультминутка «Жук»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки
Божьей коровки папа идёт, Следом за папой мама идёт, За мамой следом детишки идут, Вслед за ними малышки бредут. Красные юбочки носят они,
Юбочки с точками чёрненькими.
На солнышко они похожи, Встречают дружно новый день. А если будет жарко им, То спрячутся все вместе.
«Шагают» пальчиками по столу.
Поджать ладони, пальцы плотно прижаты.
Постучать указательными пальцами по столу.
Изобразить пальцами солнышко.
Спрятать пальцы обеих рук в кулачки.
Пальчиковая гимнастика «Паучок»
Пау – пау – паучок, Паутиновый бочок. Паучок всё вверх ползёт, Паутинку он плетёт. Паутинка хоть тонка – Крепко держит мотылька.
Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы обеих рук в замок. Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками.
Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк.
Два жука и стрекоза –
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
Дети машут ладошками.
Загибают пальчики.
Делают кружочки из пальцев и подносят к глазам.
Машут ладошками.
«Роняют» руки.
Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Дружно пальчики считаем –
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь?
Сжимают и разжимают пальцы.
Вращают мизинцем, как хоботком.
Прячут руки за спиной.
Я начну, а вы продолжите
Жук большой, а комар……..(маленький). Бабочка летает, а гусеница……(ползает). Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….(в муравейнике). У птиц две лапки, а у насекомых……(шесть). Божья коровка маленькая, а улитка …(большая). Пчёлы из нектара делают…(мёд).
Найди свой домик
Дети в шапочках «насекомых» под музыку двигаются по площадке. По ее окончанию прячутся в домиках-обручах соответствующего цвета.
Божья коровка – в красный обруч, кузнечик – зеленый, стрекоза – в жёлтый обруч, жук – коричневый.
Паук и мухи
В одном углу площадки обозначается домик паука. Остальные дети изображают мух. По сигналу педагога, играющие разбегаются по всей площадке – «мухи летают и крыльями машут». Паук находится в домике. По сигналу «паук» мухи замирают и останавливаются в том месте, где застал сигнал. Паук выходит, смотрит. Кто пошевелится, паук отводит в свой домик. Подсчитываются проигравшие, выбирается другой водящий, и игра повторяется снова.
Волшебные превращения
Ведущий: «Раз, два, три, четыре, пять – начинаю колдовать. Я превращу вас волшебной палочкой в насекомых».
Звучит музыка. Ведущий называет различных насекомых. Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з», пчеле («ж-ж-ж»), мухе («з-з-з»), шмелю («ж-ж-ж»).
Кузнечики и бабочки
Ведущий предлагает девочкам превратиться в бабочек, а мальчикам в кузнечиков. Когда звучит музыка «Бабочки» Ф. Куперен, на полянку вылетают девочки, под музыку «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева на полянке прыгают мальчики-кузнечики.