Тема по самообразованию "Роль загадки в жизни дошкольника"
Тема по самообразованию "Роль загадки в жизни дошкольника"
В работе представлена тема по самообразованию в средней группе "Роль загадки в жизни дошкольника". Раскрыта актуальность вопроса, а также примерное планирование работы с дошкольниками и родителями по указанной теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема по самообразованию "Роль загадки в жизни дошкольника"»
Тема по самообразованию на 2018-2019 учебный год
«Роль загадки в развитии дошкольника» (средняя группа)
Подготовил воспитатель
МДОУ «Детский сад №50», г. Ярославль
Грибанова Татьяна Васильевна
Актуальность темы
Загадки – неотъемлемая часть детства. На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности. Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В. А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «… добраться в a каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.
Цель работы: выяснить педагогические возможности загадки в воспитании и развитии детей среднего дошкольного возраста, объединить усилия педагога и родителей по воспитанию детей с помощью загадки.
Задачи:
подобрать и проанализировать методическую литературу по данной теме;
развивать память, мышление и воображение детей при помощи загадки;
организовать взаимодействие в триаде воспитатель-ребенок-родитель в творческой деятельности (придумывание загадок);
провести консультирование родителей в заявленной теме.
Примерное перспективное планирование на 2018-2019 учебный год
Сроки
Содержание и формы работы с детьми
Работа с родителями
Сентябрь
Загадки по теме «Золотая осень» (загадки об осени, признаках осени)
Д/и « Времена года», «Когда это бывает?», «С какого дерева листочек», «Собираемся на прогулку»
Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка».
Октябрь
Загадки по теме «Дары осени» (фрукты, овощи, грибы, ягоды).
Ответ, на понравившуюся или запомнившуюся загадку лепить из пластилина.
Д/и « Дары природы», «Корзинки», «Продуктовый магазин», «На лесной тропинке», «Карлсон в гостях у малыша», «Назови одним словом»