629828 г. Ноябрьск, мкр. «Вынгапуровский», ул.70 лет Октября 14, тел. 37-31-50, тел./факс 37-41-50
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений образовательной области «Познавательное развитие»
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
Психологический настрой, 1 минута | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка | Воспитатель просит детей встать в круг. В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдём направо, А теперь пойдём налево, В центре круга соберёмся, И на место все вернёмся. Улыбнёмся, подмигнём, И опять играть начнём | Дети вместе с воспитателем становятся в круг и выполняют упражнения в соответствии с текстом Ребёнок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям | Игра-приветствие Дидактическая игра «Определи своё место» | Психологическая готовность |
Вводно-организационный 2 минуты | Организация направленного внимания | Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в королевство Математики на ковре-самолёте - Ну, что ж, в добрый путь! Но у меня убедительная к вам просьба: в дороге нужно быть предельно осторожным и внимательным! Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните пословицу: « Друга в беде не бросай, любое задание дружно выполняй!» - В путь, ребята! Со мной вы можете ничего не бояться, давайте скажем волшебные слова, которые помогут нам с вами попасть в королевство. Закрывайте глаза и повторяйте за мной: 1, 2, 3, 4, 5- будем глазки закрывать, Надо в сказку нам попасть. Впереди ждут чудеса, Нам опаздывать нельзя! - Открываем глаза…. И, вот мы с вами попали в математическое королевство. Ребята, давайте, вспомним, как нужно вести себя в гостях? Предлагает присесть на стульчики | Дети дают согласие и, сидя на ковре, попадают в королевство Дети проговаривают пословицу все вместе Не кричать и не баловаться, быть вежливыми Проходят, садятся на стулья | Игра-имитация полёта на ковре-самолёте Звучит волшебная мелодия | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
Мотиавационно-побудительный 2 минуты | Формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах | Мы попали с вами в королевство математики. Но кто живёт в этом королевстве? Давайте знакомиться. Вот первый домик жителей математического королевства. В этом доме живут Цифры. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место | Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Затем детям предлагается посчитать до десяти прямым и обратным счётом | Создание проблемной ситуации. Придание личной значимости предстоящей деятельности Дидактическая игра «Найди место в ряду» | Внутренняя мотивация на деятельность |
Практическая работа 10 минут | Применение знаний, навыков и умений на практике | А вот и ещё одно задание. Вам нужно подобрать соседей к числам Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Скажи наоборот» Воспитатель предлагает детям встать, кидает мяч ребёнку и называет одно из математических понятий Длинный – короткий; Большой – маленький; Высокий – низкий; Широкий – узкий; Толстый – худой; Далеко – близко; Вверху – внизу; Слева – справа; Вперёд – назад; Один – много; Снаружи – внутри; Лёгкий – тяжёлый В математическом королевстве случился беспорядок. Налетел ураган и снес все дома, мосты, дороги. Давайте поможем жителям королевства вернуть все на места. Воспитатель предлагает детям помочь расставить всё по местам, а именно разложить картинки с изображением дорожек от самой короткой к самой длинной, затем мостики через реку от самого узкого к самому широкому и заборы от самого низкого к самому высокому Вот второй домик математических жителей. Только кто живет в этом доме, я вам не скажу. Я хочу, чтобы вы сами их отгадали (показывает картинки с изображением геометрических фигур) Узнаёте? Да, это геометрические фигуры – большие озорники очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы согласны? Вот мы сейчас и посмотрим, кто из вас сможет правильно выложить геометрические бусы | Дети вставляют карточки с цифрами в пустые окошки Ребёнок кидает мяч обратно воспитателю и называет противоположность названному понятию Дети раскладывают картинки по величине Дети продолжают логическую цепочку из геометрических фигур (индивидуальная работа детей) | Дидактическая игра «Числа-соседи» (работа у доски) Дидактическая игра «Скажи наоборот» Игра проводится с мячом Дидактическая игра «Расставь по порядку» (работа у доски) Дидактическая игра «Бусы» | |
Динамическая пауза 2 минуты | Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости | Ребята, мы немного засиделись. Фигуры хотят с нами поиграть. Вот фигуры-непоседы, Любят в прятки поиграть. Так давайте их, ребята, Будем глазками искать. Будем глазками искать, К ним поближе подбегать. Дружно глянем все налево. Что там? Это же … квадрат. Не уйти тебе проказник, От пытливых глаз ребят. На четырёх углах квадрат Шагает, прямо как солдат. Теперь вправо посмотрите, Узнаёте? Это – … круг. И тебя мы отыскали. Нас встречай, любимый друг. Вокруг себя мы повернёмся И на место вмиг вернёмся. Кто так высоко забрался, Чуть до крыши не достал? Эта странная фигура Называется –… овал. Прыгай, руки поднимай, До овала доставай! Вниз глазами поведем, Треугольник там найдем. И на корточки присядем. Хорошо фигуры знаем! | Дети отыскивают геометрические фигуры и выполняют движения в соответствии с текстом. (Дети шагают на месте) (Дети кружатся на месте) (Дети прыгают с поднятыми вверх руками) (Дети приседают) | Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры» | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка |
Практическая работа 5 минут | | Садимся на стульчики и продолжаем выполнять задания. А теперь вам нужно подобрать предметы, похожие на фигуры Вот третий домик. В этом домике живут Логические задачки. Самые любимые, самые озорные. Их задания самые сложные. Они сейчас попробуют вас запутать, будьте особенно внимательны. Вам нужно найти лишний предмет. Воспитатель предлагает ответить на вопросы: -Сколько ушей у трёх мышей? -Сколько лап у двух медвежат? -Сколько хвостов у трёх котов? - Кто старше трёхлетний Петя или пятилетний Саша? -На сосне выросло 2 яблока, а на березе 3 груши. Сколько всего выросло фруктов? | Дети подбирают к геометрическим фигурам карточки с предметами похожей формы (работа в подгруппах) Дети должны найти лишний предмет из всех предложенных Дети думают и отвечают | Дидактическая игра «На что похожа геометрическая фигура» Дидактическая игра «Найди лишний предмет» Задачки на смекалку | |
Заключительный этап. Рефлексия 3 минуты | Подведение итогов НОД. Формирование эдементарных навыков самооценки | Ну вот, ребята, мы и справились со всеми заданиями. Вы умеете считать, решать задачки, отгадывать загадки, знаете геометрические фигуры. Я вас всех благодарю за участие в таком замечательном путешествии. А нам пора возвращаться в детский сад. Вернуться назад можно только пройдя лабиринт. Я приглашаю всех на ковер – самолет, чтобы совершить перелет в наш детский сад. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Королевство Математики. Вам понравилось путешествие? А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по флажку. | Дети карандашом «проходят» лабиринт. Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в детский сад. Дети делают свой выбор. | Графическое упражнение «Лабиринт» | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |