Цель занятия: учить детей анализировать литературное произведение
Задачи занятия:
Образовательные: формировать умение отвечать на вопросы по стихотворению Михалкова С.В. «Дядя Стёпа»;
Воспитательные: продолжать развивать интерес детей к художественной литературе; учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения; воспитывать желание детей совершать добрые поступки, быть чуткими и внимательными к окружающим.
Развивающие: развивать связную речь; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворений
Планируемые результаты: Дети подбирают синонимичные выражения; проявляют интерес к новому слову каланча; понимают переносное значение метафор, фразеологизмов; проявляют интерес к художественной литературе, внимательно и заинтересованно слушают стихотворение, замечают особенности поэтического строя, языка стихотворений; отвечают на вопросы по стихотворению Михалкова С.В. «Дядя Стёпа»; проявляют желание совершать добрые поступки, быть чуткими и внимательными к окружающим.
Подготовительная работа: знакомство с произведениями Михалкова С.В. «Дядя Стёпа», «Мой щенок», рассматривание книг, иллюстрацию к произведениям Михалкова С.В.
Материалы и оборудование: иллюстрации к стихотворению.
№
Этапы, продолжительность
Задачи этапа
Деятельность педагога
Методы, формы, приемы
Предполагаемая деятельность детей
Планируемые результаты
1.
Организационно-мотивационный этап
Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия
−Ребята, давайте поиграем в игру «Скажи по- другому».
− Как вы понимаете выражение «Как снег на голову»? Аналогичные вопросы задаются по поводу следующих выражений: «не по дням, а по часам», «как с гуся вода», «ахнуть не успел», «летит как угорелый».
Дети отвечают «неожиданно», «быстро»; «говорят , когда ничто не волнует», «быстро».
Дети подбирают синонимичные выражения.
2.
Основной этап
2.1.
Этап постановки проблемы
Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме
Вопрос детям: −Что бывает низким? А высоким?
−О высоком человеке говорят каланча. Раньше каланчой называли пожарную вышку, которая была самой высокой в любом городе. А потом так в шутку стали называть высоких людей.
Дети отвечают, слушают рассказ воспитателя.
Проявляют интерес к новому слову каланча; понимают переносное значение метафор, фразеологизмов
2.2.
Этап ознакомления с материалом
Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о…
−Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Дядя Стёпа». Это необычное стихотворение, а рассказ в стихах. Обратите внимание, как говорится о том, каким огромным был Дядя Стёпа.
Воспитатель читает стихотворение
Дети слушают воспитателя
Проявляют интерес к художественной литературе, внимательно и заинтересованно слушают стихотворение, замечают особенности поэтического строя, языка стихотворений
2.3.
Этап практического решения проблемы
Овладение действиями, способами решения проблемы
−Каким вы себе представляете дядю Стёпу? Как он выглядел? Как в стихотворении говорится о том, какой он был большой? Как вы понимаете слова «вся портновская работа разъезжается по швам»? Как можно сказать по-другому?
Воспитатель беседует с детьми
Дети беседуют с воспитателем.
Отвечают на вопросы по стихотворению Михалкова С.В. «Дядя Стёпа»,
понимают переносное значение метафор, фразеологизмов.
3
Заключительный этап
Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки
−Вы сказали, что дядя Стёпа добрый. В чём это выражается?
Воспитатель выборочно читает наиболее понравившиеся детям места. Придумайте другие приключения дяди Стёпы. Какие ещё добрые дела он мог совершить?
Дети выполняют, отвечают.
Проявляют желание совершать добрые поступки, быть чуткими и внимательными к окружающим.