Просмотр содержимого документа
«"Степная аптека на службе человека" конспект нод»
Конспект НОД для детей старшей группы «Степная аптека на службе человека»
Степная аптека на службе человека
Программное содержание:
- приобщать дошкольников к культуре донского края;
- расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом;
- учить видеть красоту донских степей;
- закреплять названия о казачьей кухне, правильном рациональном питании;
- развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта: рубель, скалка, лекарственными травами; чабрец, донник, активизировать в речи детей слова; курень, казаки, станица.
- прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к малой Родине.
Материалы и оборудование:
Видеоматериал о донской степи, иллюстрации с изображением степных трав и цветов, мини-экспозиция «Казачья горница», (прялка, русская печь, ухват, рубель, скалка, рушник, икона, самовар, чугунок, глиняный горшок, казан)
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки:
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, передадим с теплом своих рук хорошее настроение.
- Скажите, как называется город в котором мы живем? (Зверево)
- Как называется наша область? (Ростовская область)
- А как ещё называют наш край? (Донской край)
- Почему донской край? (потому что мы живем на берегах большой реки Дон)
- Кто раньше населял донские земли? (казаки)
- А кто такие казаки? (войны, вольные люди)
Молодцы! Как много вы знаете.
А сейчас давайте немного поиграем.
Психогимнастика «Васильки»
Утром солнышко проснулось
Улыбнулось, потянулось.
Раскрывают лепестки
Голубые васильки
Ветер в поле прилетел
Закружился, засвистел.
Закачались васильки.
Голубые лепестки.
Дождь на облаке приплыл
Все вокруг он намочил
Пьют водичку васильки
Голубые лепестки.
Вот и вечер пришел
Солнце с неба увел
Закрывают лепестки
Голубые васильки.
Воспитатель: -Ребята, скажите, где растут васильки? (в степи)
- А что же такое степь? (степь-это равнина)
- Как называется наш донской край? (степной край)
- Почему? (потому что мы живем в степи)
- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по донской степи.
-Как же нам туда попасть? (произнести волшебные слова)
- А вот и степь раздольная, ковыльная. Подышим ребята свежим степным воздухом, полюбуемся нашей степью.
Просмотр видео материала «Степь»
Так что же растет в степи? (цветы, травы)
- Посмотрите ребята сколько много цветов растет в степи.
-Давайте выберем степные цветы и повесим на один мольберт, а другие на другой мольберт.
- Перечисляем названия тех и других цветов.
- А что же еще кроме цветов растет в степи? (травы)
- А какие вы знаете степные травы? (полынь, ковыль, подорожник, донник, зверобой)
- Какие травы полезны? (можно ими лечиться)
- Как можно по другому назвать (лекарственные, лечебные)
Молодцы! Как вы много знаете про травы. Сможете ли, вы их собрать.
Налетел вольный степной ветерок и разнес наши травы. Вам нужно собрать из частей одну целую картинку травы (на столах приготовлены разрезные картинки
различных трав, дети собирают и комментируют – какие травы они собрали)
- Для чего собирали эти травы казачки (дети перечисляют лекарственные свойства трав).
-предлагаю дальше прогуляться по степи (без музыки, молча идут по группе). Скажите, казаки раньше вот так ходили и молчали в дороге? (нет). Что же они делали? (пели песни)Вы знаете казачьи песни? (да). Так давайте споем, чтобы путь наш был веселее!
Песня «Пчелочка злотая»
- Ой, ребята смотрите, с песнями и плясками мы пришли куда-то!
(демонстрируется эпизод мультфильма «Жил-был Пес»
- Это что за поселенье? (казачья станица). Как называются эти строения (хаты, курени)предлагаю пройти в казачий курень. Вместе зовем хозяев. Нет никого.
- Где же могут быть хозяева? (ответы детей). Присядем и подождем их. Где же можно присесть? (сундук, лавка). Как здесь интересно! Что это ребята? (печь)
Для чего она нужна? (ответы детей).
Рассматриваем с детьми предметы быта казаков (чугунок, казан, глиняный горшок, самовар, стол и т. д.)
Ребята, наверно казачке-хозяюшке некогда было на стол накрывать, поможем ей (с маленького стола выбираем посуду и говорим для чего она нужна)
Физминутка: казачья подвижная игра «Платочек»
Посмотрите, что осталось? (баночки с травой сушеной). Откроем и понюхаем, там за травы находятся (дети определяются по запаху, последний – чабрец)
Знакомый запах? Вы знаете что это за трава? Показать картинку и сушеную траву чабреца. Вместе с детьми произнести название травы. Рассмотреть засушенную траву и вдыхаем её аромат. Беседа о пользе чабреца.
Легенда о чабреце. (воспитатель рассказывает казачью легенду о чабреце и одновременно инсценируя куклами все действия героев)
-Понравилась вам легенда? О чем в ней говорится (самостоятельные высказывания детей о прослушанной легенде) .
- Ой, загутарились мы с вами, пора и чай пить с гостями, да травы наши полезные заваривать.
Игра: «Самовар кипит»
Угощение гостей чаем, выпечкой.
Пора и домой путь-дорожку держать. Возвращаемся в детский сад.
Подведение итогов: где мы с вами ребята побывали? Что нового узнали? Что понравилось?