Современные тенденции развития дошкольного образования в Республике Казахстан в контексте. Программа « Балапан»
Современные тенденции развития дошкольного образования в Республике Казахстан в контексте. Программа « Балапан»
На современном этапе развития в Республике Казахстан происходят глубокие социальноэкономические преобразования, которые требуют новых подходов в системе дошкольноного образования и поиска новых эффективных форм организации учебного процесса. Это своевременно нашло отражение в стратегической программе "Казахстан -2030", Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные тенденции развития дошкольного образования в Республике Казахстан в контексте. Программа « Балапан»»
Современные тенденции развития дошкольного образования в Республике Казахстан в контексте. Программа « Балапан»
На современном этапе развития в Республике Казахстан происходят глубокие социальноэкономические преобразования, которые требуют новых подходов к системе дошкольного образования и поиска новых эффективных форм организации учебного процесса. Это своевременно нашло отражение в Стратегической программе «Казахстан-2030» , Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. , Законе РК «Об образовании» , Программе по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 годы. Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения РК-1.001- 2001 и других основополагающих нормативных документах и подзаконных актах. В представленных государственных документах заложены концептуальные основы модернизации системы дошкольного образования в Республике Казахстан. Но прежде чем перейти к их рассмотрению, считаем целесообразным обратиться к анализу существующих научных подходов в понимании термина «дошкольное образование».
В «Словаре русского языка» прилагательное «дошкольный» толкуется как «относящийся к возрасту, предшествующему поступлению в школу», а под образованием понимается «совокупность знаний, полученных специальным обучением» .
В Государственном общеобязательном стандарте предшкольной подготовки детей в возрасте от 5 до 6 лет под дошкольным образованием понимают совокупность взаимодействующих преемственных дошкольных образовательных программ (общеобразовательных и специальных) и сети их реализующих дошкольных организаций — дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домов ребенка, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях.
Дошкольное образование — это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка .
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Необходимы условия для развития функционально грамотной личности — человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), исполь зуя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит его переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
В системе дошкольного образования ребенок долгое время рассматривался как носитель набора знаний, умений и навыков. И педагогам, воспитателям тяжело перестроить свое мышление. Они зачастую не понимают, что дошкольное образование — это сопровождение ребенка в познании мира, поддержка и помощь в развитии.
Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования. Оно обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая к систематическому обучению. Осуществляется дошкольное образование до 6-7-летнего возраста в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях и в семье.
Основное направление дошкольного образования — это подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой, свободной личности, раскрытие способностей, воспитание тяги к учебе, к систематическому обучению.
Дошкольное образование, как составная часть системы общего образования Республики Казахстан, играет важную роль, так как в его рамках выявляются природосообразные качества и особенности ребенка, обеспечиваются условия их развития, осуществляется широкомасштабная программа готовности ребенка к школе. На современном этапе в мире готовность к школе понимается как совокупность двух составляющих: готовности учиться и готовности к школе.
Дошкольная организация — это организация образования, которая создается с целью удовлетворения запросов и потребностей семьи в уходе за детьми, их гармоничном развитии на основе общекультурных, национальных ценностей, в подготовке ребенка к начальной ступени среднего общего образования, в создании необходимых условий родителям для продолжения своей работы и учебы, активного участия в общественной жизни. Дошкольная организация осуществляет воспитание и обучение детей дошкольного возраста от одного года до шести (семи) лет, охрану и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития детей, нуждающихся в этом на основе общеобразовательных и (или) специальных программ (рис. 1).
Рисунок 1. Система дошкольного образования
Осуществляя единые функции и задачи дошкольные Организации Казахстана в зависимости от основных для них услуг, различаются по назначению — коррекционные (ясли-сад, детский сад для детей с ограниченными возможностями в физическом и психическом развитии (с тяжелыми и более легкими нарушениями речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательных функций, часто и длительно болеющих детей, задержкой психического развития, с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза, часто и длительно болеющих простудными заболеваниями и др.). В дошкольных организациях коррекционного типа наполняемость групп устанавливается в зависимости от нарушений физического и психического развития детей и их возраста и составляет от 8 до 20 детей. Основные виды услуг в дошкольных организациях коррекционного вида — медицинские, с обязательной коррекцией физического развития, и развивающие, с обязательной коррекцией психического развития. Формы коррекционной работы с детьми: индивидуальная и малыми группами); комбинированные — ясли-сад, детский сад, совмещающий функции общеразвивающего и коррекционного характера.
В дошкольных организациях комбинированного типа функционируют группы в разном сочетании: например, группы общеразвивающие и коррекционые; группы по уходу, присмотру, оздоровлению и общеразвивающие; по количеству возрастных групп и по длительности пребывания детей в организации: детские ясли, детские сады, ясли-сады, которые могут быть дневными, круглосуточными, с гибким временем работы.Основным видом является ясли-сад, работающий 9-10 часов и имеющий группы, соответствующие делению детей на возрастные периоды: группа детей раннего возраста — от 1 года до 2 лет; первая младшая группа — от 2 до 3 лет; вторая младшая группа — от 3 до 4 лет; средняя — от 4 до 5 лет; предшкольная группа для детей — от 5 до 6 лет; подготовительная к школе — от 6 до 7 лет. В настоящее время большинство дошкольных организаций сельской местности республики существуют с меньшим количеством групп и смешанным по возрасту составом детей: одногрупповые, двухгрупповые, трехгрупповые. В городах функционируют детские сады с количеством групп от 4 до 14, в некоторых детских садах имеются параллельные возрастные группы.По поводу предшкольного образования было много дискуссий, и со стороны могло показаться, что дошкольного образования в Казахстане не будет. Но оно отстояло свои позиции, не исключая возможности предшкольной подготовки детей, по тем или иным причинам не посещавших детский сад.Готовность учиться есть врожденная способность человеческого интеллекта усваивать знания и овладевать навыками и умениями . Готовность учиться у всех людей разная, и она усиливается многими факторами: хорошее здоровье и доступ к медицинским учреждениям, хорошее питание, экономические возможности родителей и наличие у них работы, поддерживающая семья, наличие услуг и политики поддержки. Готовность к школе — это совокупность определенных знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок с целью оптимизации школьного опыта: физические и моторные, социальные и эмоциональные навыки, склонность к учебе, речь и познавательные навыки.В большей степени психологическая подготовка ребенка к школьному обучению и актуализация уровня развития его личностных качеств происходят на этапе реализации дошкольного образования детей 5-6 лет.Готовность к школе — это не только состояние ребенка, но и условия школы, семьи, среды. Чтобы лучше понять и определить эти условия, необходимы стандарты старшего дошкольного детства.Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан- 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели .Для решения задач нашего исследования следует рассмотреть концептуальные положения «Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы» . Ее разработка продиктована необходимостью модернизации образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества.Программой предусматривается формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны, переход на 12летнюю модель обучения.Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 годы. Важным этапом модернизации отечественной системы дошкольного образования является принятие Программы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 20102014 годы. Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни в целом.Одной из целей данной программы является обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе.Для реализации поставленной цели необходимо увеличить сеть дошкольных организаций, обновить содержание, обеспечить кадрами. Законом РК «Об образовании» введена обязательная предшкольная подготовка пяти-шести- летних детей .К 2015 г. в рамках Программы «Балапан» будет развита сеть государственных и частных детских садов, обеспечивающая 70 % охвата дошкольным воспитанием и обучением. Количество мест в дошкольных организациях будет увеличиваться в рамках Программы «Балапан» .Основным документом системы дошкольного образования является Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК , в котором реализованы нормы Конвенции о правах ребенка , Закона Республики Казахстан «Об образовании» .Дошкольное воспитание и обучение — первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.Право детей на дошкольное воспитание и обучение обеспечивается сетью дошкольных организаций, дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предшкольных классах, дошкольных группах во внешкольных организациях. Основными целями дошкольного воспитания и обучения являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни; гармоничное развитие личности ребенка, удовлетворение его интересов и развитие способностей на основе приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование социально-духовных качеств личности, позволяющих ребенку жить и плодотворно действовать в общественно-социальной, природной среде; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности; формирование потребности в получении знаний; развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.Осуществление этих целей требует единого подхода к определению обязательного минимума содержания дошкольных образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки воспитанников организаций дошкольного воспитания и требований к уровню развития детей дошкольного возраста, что обеспечивается государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения.
В Республике Казахстан устанавливается следующая возрастная периодизация, отражающая особенности физического и психического развития ребенка, показанная на рисунке 2.
Внедрение Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения предусматривает достижение следующих целей: регламентация требований к содержанию, уровню и качеству учебно-воспитательной работы, максимальному объему учебной нагрузки воспитанников, системе контроля за эффективностью работы организаций дошкольного воспитания, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях; создание условий для получения каждым ребенком обязательного минимума содержания дошкольного воспитания и обучения, обеспечивающего эквивалентность и единый стартовый уровень подготовки детей к школьному обучению на всей территории республики; совершенствование методики аттестации организаций дошкольного воспитания, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях; повышение профессиональной компетентности специалистов дошкольного воспитания и обучения, основанной в первую очередь на личностно-ориентированном взаимодействии их с детьми, организации развивающей среды; ориентация содержания дошкольного воспитания и обучения на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления его самостоятельности, инициативности, творческих возможностей в различных видах деятельности.Представленный выше аналитический обзор нормативных документов, регулирующих реформирование системы дошкольного образования в Республике Казахстан, позволяет сделать вывод, что они в целом предусматривают решение следующих стратегических задач:
повышение доступности, качества, открытости сферы образования; внедрение принципов корпоративного управления;
обеспечение on-line доступа учащихся ко всем мировым образовательным информационным ресурсам;
создание системы инклюзивного обучения, обеспечивающей соответствующий уровень дошкольного воспитания и обучения, школьного и профессионального образования для детей и взрослых с ограниченными возможностями в развитии;
внедрение вариативных форм дошкольного воспитания и обучения, формирование высокой готовности детей к обучению в школе, обеспечение их ранней позитивной социализации;
обеспечение нормативно-правовой базой, регулирующей обновление содержания образования, непрерывность и динамичность образовательных услуг;
решение социальных вопросов.
Список литературы
1 Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» // Казахстанская правда. — 1997. — 11 окт. — 32 с.
2 Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы // — 2010. — 21 дек. — С. 5-10.
3 Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319 // Казахстанская правда. — 2007. — № 127 (25372). — 11 с.
4 Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 годы bala-kkk.kz
5 Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК-1.001-2001. — Астана, 2001.— 16 с.
6 Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Рус. яз., 1986. — С. 327-350.
7 Государственный общеобязательный стандарт предшкольной подготовки детей в возрасте от 5 до 6 лет (основные положения). — Астана, 2006. — 17 с.
8 Программа «Дети Казахстана» на 2007-2011 годы от 21 декабря 2007 года № 1245// invalid.kz
9 Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. — Астана, 2006. — 21 с.
10 Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы // Казахстанская правда. — 2008. — № 157. — 6 с.
11 Конвенция о правах ребенка // ayalyalakansko.kz
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО»
СРС Тема: «Современные тенденции развития дошкольного образования в Республике Казахстан в контексте.