Основной принцип организации работы – оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевое нарушения.
В настоящее время необходимым условием реализации ФГОС становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.
Цель работы: коррекция и развитие образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка; своевременное выявление детей с нарушениями речи и связанными с ними психологическими проблемами, определение сторон развития, которые требуют особого внимания.
Задачи: оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно – логопедической помощи.
Задачи работы логопеда | Задачи работы психолога |
Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. | Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. |
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами | Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств Активизация отработанной лексики |
Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды | Повышение психологической культуры родителей и педагогов. |
Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми | Снятие тревожности у детей при негативном настроении на логопедических занятиях. |
Основные направления программы. |
Вид деятельности / Функциональные обязанности логопеда. | Вид деятельности / Функциональные обязанности психолога |
Диагностика | Диагностика |
Углубленное логопедическое обследование детей зачисленных в логопедическую группу. Диагностика результативности коррекционно – педагогического (логопедического) процесса. Обработка результатов. Работа с диагностической информацией: 1. информирование по итогам диагностики; 2. представление логопедических рекомендаций; 3. применение рекомендаций в собственной деятельности; 4. разработка коррекционной работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики. | Углубленное психологическое обследование детей.Подбор психодиагностических программ. Планирование и проведение психодиагностических мероприятий. Обработка результатов. Работа с диагностической информацией: 1. информирование по итогам диагностики; 2. представление психолого – педагогических рекомендаций; 3. применение рекомендаций в собственной деятельности; 4. разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики. |
Организационная работа. |
Составление сетки занятий и графика работы. Составление перспективных планов индивидуальной, фронтальной и подгрупповой работы. Изучение медицинских карт. | Комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений. Составление сетки занятий и графика работы, согласование их с логопедом. Составление перспективных планов индивидуальной и подгрупповой работы. Изучение медицинских карт. |
Коррекционно – развивающая работа |
Коррекционно – развивающие занятия по развитию разных сторон речи. Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков. | Постановка задач коррекционно - развивающей работы. Разработка программы работы. Планирование работы, организация условий для ее проведения. Коррекционно – развивающие занятия по развитию познавательной, личностно – эмоциональной сфер. Проведение мониторинга эффективности проделанной работы. |
Работа с родителями и педагогами. |
Составление плана просветительской работы с родителями. Использование ТРИЗ технологий в работе с родителями по коррекции и развитию речи детей логопедической группы. Проведение консультаций, практикумов. Оформление информационно - методических выставок и уголков. Посещение открытых занятий. Предоставление рекомендаций родителям в индивидуальных тетрадях. | Постановка задач работы. Прием родителей по их запросу. Проведение консультаций, тренингов. Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ. Оформление информационных выставок и уголков для родителей. Предоставление рекомендаций родителям. |
Этап | Основное содержание | Результат |
Организацион- ный (сентябрь - октябрь) | Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями. Заполнение индивидуальных карт развития ребенка. Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми. | Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи. Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми. Проектирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей. |
Основной (ноябрь - февраль) | Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах. Осуществление логопедического и психологического мониторинга. Создание и реализация проектной деятельности. Психолого-педагогическое просвещение родителей. | Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии. Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей. |
Заключительный (март - май) | Оценка результативности коррекционной работы с детьми. Корректировка индивидуальных и групповых программ. Отчет по проделанной работе за 2020-2021 уч.г. | Проектирование коррекционно-развивающей программы для детей старшей логопедической группы. |