Просмотр содержимого документа
«Социальный образовательный проект «Семейная арт-студия МАСТЕРИЛКИН И КОМПАНИЯ».»
МБОУ «Калининская общеобразовательная школа»
структурное подразделение для детей дошкольного возраста
Социальный образовательный проект
«Семейная арт-студия МАСТЕРИЛКИН И КОМПАНИЯ»
Автор проекта: педагог дополнительного образования
Миронова Людмила Александровна
«…Как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А.Сухомлинский.
Проблема, на решение которой направлен проект.
Современному российскому обществу, развивающемуся в логике рыночных отношений, сегодня необходимы самостоятельные, свободные, творческие люди, поскольку именно они могут быть двигателями общественного прогресса во всех сферах жизнедеятельности. Понимая это, все большее число родителей определяют в качестве своего социального заказа не только и не столько интеллектуальное развитие ребенка, но и его личностное развитие, которое обеспечит не просто хорошую учебу на последующих ступенях образования, но и заложит основу его личностного роста и жизненного успеха человека.
Очевидно, что оптимальные возможности для личностного развития и роста ребенка создаются в процессе продуктивного взаимодействия и сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
«Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного, делового контакта между семьей и детским садом. В ходе, которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе» - именно таким образом обозначены ключевые позиции взаимодействия семьи и детского сада в «Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе».
Многие исследования и наблюдения показывают, что в процессе подготовки детей к школе традиционно большее внимание и родители, и детский сад уделяют интеллектуальному развитию ребенка, при этом гораздо в меньшей степени концентрируясь на личностном развитии и раскрытии творческого потенциала.
Роль личностного развития и творчества в современных условиях чрезвычайно значима. Но, при этом, традиционные формы, средства, технологии образовательной деятельности, неотъемлемой частью которой является взаимодействие с семьей, не всегда могут обеспечить для этого качественные условия. В том числе, это обусловлено и тем, что недостаточно выстроен тот самый доверительный, деловой контакт между семьей и детским садом в вопросах личностного развития как значимого компонента предшкольной подготовки.
Сегодня явно назрела необходимость пересмотра содержания, форм, средств, технологий взаимодействия образовательных учреждений и семьи, обогащения условий для личностного развития детей в контексте проблем предшкольной подготовки.
Исходя из обозначенных позиций, основные проблемы на решение, которых будет направлен проект следующие:
укрепление партнерского взаимодействия с семьей в процессе предшкольной подготовки;
коррекция дисбаланса между интеллектуальным и личностным развитием в процессе предшкольной подготовки.
Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат.
Одной из перспективных форм, в рамках которой возможно эффективное решение названных выше проблем, может стать семейная арт-студия.
Что такое «арт»? Это творчество. Умение смотреть на мир нестандартно, видеть то, что не видят другие. Это креативное, то есть не связанное законами и условностями мышление.
В современном мире достижение успеха в любой деятельности в большей степени зависит не от знаний и скорости работы с ними, а от способности находить новое: видение новых путей решения задачи, изобретательство. А, как известно, творчество должно быть свободным и самоценным. Создание арт - студии даст возможность свободного выбора средств самовыражения и реализации творческих идей, а также способов их воплощения.
Многие известные исследователи (Л.А Венгер, О.М.Дьяченко, Т.С. Комарова и др.) подчеркивают необходимость развития свободы мышления, способности нестандартно мыслить, развития творческой активности.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из эффектных методов является экспериментальная деятельность.
В основе творческого экспериментирования дошкольников лежит понятие творчества как пространства свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)).
Таким образом, можно отметить высокую степень значимости совместной художественно - экспериментальной деятельности для развития личности ребенка, его творческих способностей, укрепления детско-родительских отношений.
Наша задача заключается в том, чтобы помочь семье в воспитании саморазвивающейся личности, способной быть успешной в семье и деловой жизни.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА - создание благоприятных условий для успешного художественно-эстетического развития детей в процессе взаимодействия с семьей.
ЗАДАЧИ:
Образовательные
Сформировать мотивацию к участию в деятельности арт-студии и интереса к реализации проекта.
Разработать и апробировать новую модель взаимодействия семьи и ДОУ.
Организовать деятельность семейной арт-студии, как инновационной формы взаимодействия семьи и детского сада.
Способствовать развитию наглядно-образного, логического, креативного мышления.
Воспитательные
Воспитывать интерес к художественной и экспериментальной деятельности.
Способствовать созданию игровых ситуаций.
Воспитывать навыки самостоятельности.
В ходе реализации проекта использованы две основные группы критериев, которыми будут измеряться результаты.
1 группа - показатели личностного развития детей.
2 группа - отношение родителей к деятельности студии.
3. Критерии оценки, которыми измеряются результаты.
Показатели личностного развития детей
Краткосрочный период
Долгосрочный период
Показатели
Способы оценки
Показатели
Способы оценки
Эмоциональность
Внешние проявления
Уровень произвольности поведения
Карта развития ребенка
Инициативность
Творческий замысел
Уметь работать в группе
Наблюдение
Активность
Участие в мастер-классах, занятных делах, семинарах-практикумах, творческих вечерах.
Руководствоваться установленными правилами
Соблюдение правил
Самостоятельность
Наблюдение в различных ситуациях
Формирование индивидуальной творческой позиции.
Диагностика
Отношение родителей к проекту можно отследить на примере проявления желания участвовать в деятельности студии, по проценту участия в мастер-классах, занятных делах, семинарах-практикумах, творческих досугах, динамике развития детско - родительских отношений.
4. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных задач.
Проект «Семейная Арт – студия МАСТЕРИЛКИН И КОМПАНИЯ» реализуется в три этапа.
Основной стратегией проекта является поэтапное вовлечение родителей в совместное сотворчество семьи и детского сада.
№
Задачи
Способы решения задач
Сроки
Ответственные
Подготовительный этап.
Главным на подготовительном этапе будет механизм мотивации и механизм психологической поддержки родителей.
1.
Формирование мотивации.
Анкетирование
Сентябрь
Педагог доп. образования
Миронова Л.А.
Обработка данных
2.
Подбор пакета методических материалов для диагностики.
Анализ существующих методик.
Сентябрь
Сентябрь-апрель
Педагог доп. образования
Миронова Л.А.
Диагностика
Консультации
3.
Разработка проекта
Планирование работы
Сентябрь
Май
Педагог доп. образования
Миронова Л.А.
Прогнозирование результата
Основной этап
Ключевой механизм - включение детей и родителей в совместную деятельность.
4.
Вовлечение детей в художественно-экспериментальную деятельность.
Моделирование игровых ситуаций.
Октябрь-май
Педагог доп. образования
Миронова Л.А.
Игры-эксперименты:
«Разноцветная вода»
«Пескография»
«Что за чудо – пузыри»
«Волшебное тесто»
5.
Создание возможностей для совместного детско-родительского творчества.
Разработка сценариев
Сентябрь-май
Педагог доп. образования
Миронова Л.А.
Апробация новых творческих событий.
6.
Организация деятельности арт-студии
Вовлечение родителей в творческую деятельность
Сентябрь-май
Педагог доп. образования
Миронова Л.А.
Художественно-экспериментальная деятельность детей.
7.
Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей.
Анкетирование родителей.
Апрель
Декабрь
Октябрь-апрель
Педагог доп. образования
Миронова Л.А.
Организация открытых просмотров для родителей
Оформление папок-передвижек
Сайт
Заключительный этап.
Ключевой механизм – рефлексивный анализ и интерпретация данных.
8.
Подведение итогов
Открытое совместное обсуждение проекта.
Октябрь.
Декабрь.
Творческие группы родителей
Педагог доп. образования Миронова Л.А.
Планирование дальнейшей работы студии.
Стимулирование наиболее активных участников проекта.
5. План-график работ
Наименование
этапов работ
Мероприятия
Сроки
Результат
Ответственные
Подготовительный
Презентация проекта для педагогов и родителей
«Семейная арт-студия мастерилкин и компания»
1-15 сентября
Обсуждение проекта
Педагог доп. образования Миронова Л.А.
Анкетирование родителей
Сентябрь
Обработка анкет
Педагог доп. образования
Миронова Л.А.
Диагностика детей
Сентябрь
Обработка анкет
Педагог доп. образования Миронова Л.А.
Диагностика детско-родительских отношений
Август
Обработка анкет
Педагог доп. образования Миронова Л.А.
Консультация «Предшкольная подготовка – новый взгляд».
Возможность клиентоориентированного подхода к каждой семье.
Тиражирование опыта и возможность использования разработанного проекта.
Родители
Повышение психолого-педагогической компетентности.
Информированность о жизнедеятельности ДОУ.
Возможность сотворчества и проведения семейного досуга.
Структурное подразделение для детей дошкольного возраста
Расширение возможностей для совместного детско-родительского творчества.
Рост психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов, участвующих в проекте.
Рост лояльности к деятельности дошкольного учреждения, как эффект внутреннего маркетинга.
Список литературы
1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования Дошкольное образование. – 2010. - №18.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М.: Издательство «Скрипторий 2003, 2013.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
4. ДыбинаО. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
5. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144
6. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 80 с.
7. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. - М., 1999. - 232 с.
8. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.