Просмотр содержимого документа
«Социально-нравственное воспитание»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД №354 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Проект
„Организация работы дошкольного учреждения по социально-нравственному воспитанию детей»
Руководитель проекта
Старший воспитатель
ДОО № 354
Митченко Л.А.
Донецк
Организация работы дошкольного образовательного учреждения
по социально-нравственному воспитанию детей
Именно в деятельности создаются возможности для
преодоления формализма в знаниях детей о
моральных нормах, формируется нравственная культура
личности.
А.В.Запорожец.
Проект
1. Регистрационная карточка проекта.
Название: организация работы дошкольного образовательного учреждения по социально-нравственному воспитанию детей
Автор проекта: Л.А. Митченко – старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад №354 г. Донецка»
Участники проекта: воспитанники, педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Характеристика проекта:
вид проектной деятельности - нормативный;
по содержанию – интегрированный;
по количеству участников - коллективный;
по конечному результату – практический;
по длительности – долгосрочный;
по характеру контактов – внутренний;
ресурсы: - человеческие – руководитель проекта, педагоги,
- информационные – периодические издания, методическая литература
2. Аннотация
Проект направлен на реализацию проблемы формирования нравственного потенциала
личности дошкольника, создание условий для овладения педагогами технологии проектирования, системного преобразования учебного и воспитательного процесса.
Развитие личности происходит по двум направлениям: социализации ( усвоение общественного опыта) и индивидуализации ( развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности).
Именно на гармонию этих двух линий развития ребенка должна быть направлена деятельность дошкольного учреждения. Успешное решение этой важной задачи возможно при условии повышения компетентности педагогов и родителей, стимулирования их интереса к указанной проблеме с практическим применением приобретенных знаний.
3. Описание проекта
Проблемы социально-нравственного воспитания дошкольников находятся в центре внимания отечественной педагогики.
В настоящее время особо острое значение приобретают вопросы социального становления личности дошкольника. Государственные документы в области образования, созданные за последнее время, определяют как одну из важных задач - развитие духовности молодого поколения и воспитание моральности. Эта проблема была и остается одной из самых важных и острых. И начинать решать ее следует с дошкольного возраста, потому что основы духовности и моральности закладываются в детстве, и хорошее, и плохое в душу человека засевается в первые годы его жизни, а все, что происходит с ним позже, лишь корректирует результаты посеянного.
Подход к решению задач формирования морального облика ребенка требует изменения направленности воздействия взрослого, разработки средств и методов, позволяющих представить дошкольнику моральные нормы через его личностное восприятие. Нравственность, в отличие от морали - это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение человека.
Методы нравственного воспитания должны быть направлены не на передачу моральных норм с целью формирования соответствующего практического опыта, а на то, чтобы поставить ребенка в условия, при которых поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно значимым.
Моральные нормы – это обобщенные понятия. Они заключают в себе не содержание конкретных поступков, а общий тип поведения, образ поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к самому себе, к природе.
Схема социально-нравственных качеств и ценностей
Доброжелательность
Справедливость
Честность
Нравственные ценности, нормы взаимоотношений
между людьми
Ответственность
Уважение
Сочувствие
Толерантность
Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребенком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того, как его воспитывают, от социальной среды, в которой он живет.
Трудности в формировании у дошкольников поступков, соответствующих моральным нормам, заключаются в том, что в силу незначительного жизненного опыта дети не всегда могут понять суть возникшей ситуации.
Актуальной становится задача разработки таких методов формирования представлений о нормах морали, которые бы обеспечили дошкольнику овладение способами саморегуляции поведения и деятельности
В отечественой педагогике и психологии утвержден ведущий принцип воспитания и обучения в деятельности. Духовность и моральность ребенка проявляется только в его деятельности. Результатом духовно-нравственного воспитания должны стать внутренние изменения. Такая задача может быть решена только при организации разнообразной деятельности детей.
Средства социально-нравственного воспитания:
организация совместной деятельности – совместные игры, труд;
Итак, будет ли ребенок нравственным, в значительной мере зависит от того, какие взрослые сопровождают процесс его развития. Только компетентная личность может воспитать в ребенке необходимые нравственные качества.
С целью совершенствования профессиональной компетентности педагогов в проекте было предусмотрено проведение консультаций «Использование педагогической технологии «Погружение в сказку» для формирования у детей нравственных норм», «Семья – первая ступень нравственного воспитания»; семинара «Использование проектной деятельности для обогащения нравственного опыта детей»; просмотр открытых занятий.
Данный проект позволяет удовлетворить запросы педагогов, обеспечить функционирование целостной системы дидактических способов и содержания, методов и приемов для модернизации образовательного процесса. Он развивает познавательные навыки участников, формирует умения самостоятельно конструировать собственную деятельность, ориентироваться в информационном пространстве, использовать на практике приобретенные знания. В проекте определены методические формы работы по повышению профессионального уровня педагогов по обозначенной проблеме, предусмотрено накопление и обобщение практического материала, дальнейшее его использование в учебно-воспитательной работе с дошкольниками.
Цель проекта:
повысить психолого-педагогическую компктентность педагогов в вопросах социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
пополнить знания педагогов о приемах и методах социально-нравственного воспитания детей;
повысить мотивацию для осуществления системы работы по развитию этических представлений детей;
формировать духовно-нравственные ценности, ориентиры, убеждения дошкольников, их нравственную активность.
Задачи проекта:
создание условий для обеспечения качества нравственного воспитания дошкольников с учетом требований ГОС дошкольного образования;
моделирование деятельности педагогов по реализации задач социально-нравственного развития личности детей дошкольного возраста;
овладение способами проектирования социально-нравственного развития дошкольников;
разработать цикл интегрированных занятий по вопросу нравственного воспитания детей;
разработать методические рекомендации по реализации задач социально-нравственного развития детей.
4. Этапы реализации проекта
І Организационный этап
№
Мероприятия
Срок
Ответственный
Предполагаемые результаты
1.
Изучить методическую литературу по указанной проблеме.
сентябрь
Воспитатели
Изучение, обсуждение
2.
Ознакомление с нормативно-правовыми документами: ГОС ДО, Типовая программа «Растим личность»
сентябрь- октябрь
Старший воспитатель, воспитатели
Анкетирование
«Знатоки программы»
3.
Создание творческой группы.
Разработка диагностических анкет для определения уровня готовности педагогов к работе по социально-нравственному воспитанию детей.
сентябрь
Старший воспитатель
Проведение анкетирование педагогов.
3
Составление картотеки психолого-педагогической литературы по указанной проблеме.
сентябрь
Старший воспитатель
Создание банка педагогических научных источников.
4
Анкетирование педагогов с целью определения уровня их информированности по вопросу социально-нравственного воспитания детей.
октябрь
Старший воспитатель
Анализ результатов анкетирования, планирование индивидуальной работы.
4
Составления плана реализации проекта.
сентябрь
Старший воспитатель, члены творческой группы
План даст возможность целенаправленно и систематически реализовать задачи проекта.
ІІ Практический этап
№
Мероприятия
Срок
Ответственный
Предполагаемые результаты
1.
Внедрение проекта «Организация работы дошкольного образовательно-го учреждения по социально-нравственному воспитанию детей»
В течение 2018-2019 уч. года
Старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель
Организация комплексной работы по обозначенной проблеме
2.
Консультация « Предметно-развивающая среда как средство социально-нравственного воспитания детей»
октябрь
Члены творческой группы
Актуализация вопроса создания предметно –развивающего пространства.
3.
Проблемный семинар «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по социально-нравственному воспитанию дошкольников»
ноябрь
Старший воспитатель
Повышение уровня знаний педагогов о средствах нравст-венного воспитания дошкольников
4.
Консультация для родителей
«Семья – первая ступень нравственного воспитания дошкольника»
ноябрь
Воспитатели старших групп
Повышение педагогической культуры родителей
5.
Педагогический день. Представление новых методических разработок по социально-нравственному воспитанию
декабрь
Старший воспитатель
Обсуждение проблемы, обмен опытом
6.
Теоретическая консультация «Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки детей к школе»
декабрь
Заведующий
Старший воспитатель
Расширение знаний педагогов о нравственном развитии дошкольников
7.
Методическая неделя. «Нравственное воспитание детей в детском саду».
Открытые просмотры образовательной деятельности.
Презентация перспективных планов по социально-нравственному воспитанию детей.
январь
Воспитатели дошкольных групп
Использование полученных знаний в практической деятельности
ІІІ Заключительный этап
№
Мероприятия
Срок
Ответственный
Предполагаемые результаты
1.
Анализ работы по нравственному воспитанию в ДОУ.
апрель
Старший воспитатель
Самооценка деятельности
2.
Конкурс педагогического мастерства. Презентация методических наработок.
апрель
Старший воспитатель
Творческий обмен опытом
5. Ожидаемые результаты
мотивация коллектива на вхождение в инновационную деятельность: внедрение проектной технологии в образовательный процесс;
создание благоприятного микроклимата в коллективе;
организация последовательной и продуманной системы работы по нравственному воспитанию детей;
повышение уровня компетентности педагогов, их творческого самовыражения;
обогащение опыта детей по установлению доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.
6. Результативность проекта
1. Создано научно-методическое обеспечение:
разработаны педагогические проекты по разным проблемам развития детей;
составлено перспективное планирование по развитию нравственной культуры дошкольников;
пополнена предметно-развивающая среда;
оформлены подборки игр нравственной тематики.
2. Налажена системность в методической работе с педагогами по повышению их профессиональных навыков и умений.
3 .Сформированы представления детей о духовных ценностях человека. Большинство детей научились не только различать такие понятия как: «доброжелательность», «чуткость», «справедливость», но и соблюдать нормы эмоционального общения во время совместной деятельност
3. Педагоги стали более продуманно и творчески подходить к подбору содержания занятий по формированию нравственной культуры детей.
4. Повысилась информированность родителей о направлениях работы дошкольного учреждения.
Оганизация работы дошкольного учреждения
по социально-нравственному
воспитанию детей
ЛИТЕРАТУРА
Буре Р.С. Педагогические условия реализации задач нравственого воспитания дошкольников в деятельности. // Дошкольная педагогика. – СПб., 2007.- №8
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М., 2011.
Бридько Г.Ф. Откроем в сердце дверь. Методическое пособие. ДонРИДПО., 2016.
Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников.-К., 1988
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, -М., «Просвещение», 1986
Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.- М., «Просвещение»., 1989
Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М., «Просвещение»., 1987
Колесникова Т.А. Этическая беседа в нравственном воспитании старших дошкольников //Нравственное воспитание на современном этапе. Материалы науч.-практич. конф. – М., 2001