kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Школа Гнома-эконома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружковая работа по ознакомлению дошкольников с простейшими основами экономики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Школа Гнома-эконома"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Белоярский детский сад «Огонек»




Принято: Утверждаю: И.о. заведующий

Педагогическом совете МБДОУ Белоярский

протокол № ___ __________ детский сад «Огонёк»

от __________ ____2021г. Омельченко Н.Н.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Арт - студии

«Школа Гнома Эконома»


Подготовительная комбинированная группа ( 6 - 7 лет)

Срок реализации программы 2021-2022 уч.гг.














Составитель: Морозова И.В.


Белый Яр, 2021г.


Пояснительная записка

Время не стоит на месте, меняющиеся социально-экономические условия определяют необходимость подготовки растущего поколения к предстоящей трудовой деятельности, при этом возрастает значимость навыков и умений ориентироваться в новых жизненных ситуациях, быстро приспосабливаться к ним и принимать решения.

Современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Он знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.

Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена — «детского бартера»: ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком самого факта нечестного обмена. В этом случае первые опыты экономической деятельности ребенка оказываются вне нравственного поля.

Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания в дошкольном детстве.

Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет другого, воровство и т. п.). Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др.), когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи. Задача взрослых — объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.

В связи с этим, экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, ведь именно в это время дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
















Актуальность

Арт - студия «Школа Гнома Эконома» (далее - Программа) разработана в целях финансового просвещения детей подготовительной к школе группы детского сада.
Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных
социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.



Новизна программы

Данная программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

2.Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СанПин для детских садов с изменениями 2021 года

3. «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.

Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее —ФГОС ДО): полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй; приобщение детей к социокультурным нормам; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования.


Цели:

- формирование первичных экономических представлений и компетенций;

развитие экономического мышления дошкольников;

- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.



Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- сформировать у детей правильное отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

- сформировать умения у детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)



Основные принципы работы:

  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

  • Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

  • Комплексный подход при разработке занятий,

  • Вариативность содержания и форм проведения занятий;

  • Систематичность и последовательность занятий;

  • Наглядность;

  • Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

  • Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;




Ожидаемые результаты

В конце реализации программы планирую сформировать у детей следующие понятия и представления:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

  • Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

  • Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

  • Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

  • Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

  • Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

  • Финансы – это интересно и увлекательно.






















Тематический план работы


Дата

Тема

Педагогические средства

Оборудование

09.09.21 г.







16.09.21 г.










23.09.21 г.







29.09.21 г.





07.10.21 г.




14.10.21 г.








21.10.21 г.






28.10.21 г.





11.11.21 г.





18.11.21 г.






25.11.21 г.





02.12.21 г.



09.12.21 г.






16.12.21 г.




23.12.21 г.







13.01.22 г.





20.01.22 г.





27.01.22 г.








03.02.22 г.












10.02.22 г.





17.02.22 г.












24.02.22 г.







03.03.22 г.







10.03.22 г.















17.03.22 г.











24.03.22 г.












30.03.22 г.







07.04.22 г.





14.04.22 г.





21.04. 22 г.





28.04.22 г.






05.05.22 г.




12.05.22 г.









19.05.22 г.






30.05.22 г.

Что такое потребности?






Что необходимо человеку?









Потребности семьи.






Что мне нужно?





Как Гном Эконом лень преодолел.



Как Гном Эконом решил дом построить.






Почему все взрослые работают?




Путешествие в страну профессий.




Всякому делу учиться надо.




Как Гном Эконом узнал, что такое товар.




Что такое стоимость товара?




Обмен и покупка товаров.


Что такое цена?






Ярмарка.




Что такое деньги?







Деньги. Монета.





Дом, где живут деньги.





Как правильно тратить деньги?






Жители кошелька.












Как поступать с деньгами?




Путешествие денег в разные страны.










Как правильно делать покупки?






Как Гном Эконом в магазин ходил.






Гном Эконом идет в банк.














Центральный банк.










Профессии работников банка.











Семейный бюджет.






Семейные расходы.




Как распределить бюджет семьи.




Как стать экономным.




Сбережения.






Копилка.




Кошелёк.









Идём в магазин.






Карманные деньги.



Путешествие по Финансовой азбуке.

Д/И «Заветные желания», демонстрация м/ф «Телефон»,

беседа, загадки, чтение и анализ сказки.



Д/И «Кому что нужно?»,

демонстрация м/ф «Уроки тётушки совы», беседа, упражнение.







Д/И «Потребности семьи», демонстрация м/ф «Ох и Ах идут в поход», беседа.




Беседа, изобразительная деятельность.




Беседа, чтение художественной литературы, упражнение.


Беседа, чтение художественной литературы, игровые упражнения, демонстрация мультфильмов, ситуативный разговор.


Беседа, соревнование, д/и.





Сюжетно- ролевая игра, беседа, отгадывание загадок.



Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков.



Беседа.






Беседа.





Беседа.



Беседа, чтение художественной литературы.




Беседа, чтение художественной литературы.


Беседа, рассказ.







Беседа, д/и, изобразительная деятельность.



Заочная экскурсия, просмотр мультфильма.





Беседа, просмотр м/ф.







Сюжетно- ролевая игра с подвижными элементами.










Беседа, дидактическая игра, подвижная игра.




Подвижная игра, беседа- рассуждение, творческая изобразительная деятельность.









Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра.






Рассказ, дидактическая игра.






Беседа, дидактическая игра, виртуальная экскурсия.











Рассказ, дидактическая игра, беседа, театрализованная игра.









Сюжетно- ролевая игра, рассказ,

дидактическая игра, подвижная игра, беседа.









Просмотр мультфильма, обсуждение, проблемный диалог, анализ игровой ситуации, дидактическая игра.


Сюжетно- ролевая игра, изобразительная деятельность.



Чтение художественной литературы, обсуждение, проблемный диалог, дидактическая игра.


Просмотр м/ф., обсуждение, проблемный диалог, дидактическая игра.


Беседа, анализ игровой ситуации, подвижная игра, выставка.




Объяснение, закрепление знаний посредством практических действий, выставка.

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическая игра, сюрпризный момент, показ, чтение художественной литературы.


Сюжетно- ролевая игра.






Просмотр м./ф., беседа, дидактическая игра, проблемный диалог.


Экономическая игра.

Компьютер, фрагмент м/ф по сказке К.И. Чуковского «Телефон», лото «Заветные желания».




Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф «Уроки тётушки совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов



Компьютер, фрагмент м/ф «Ох и Ах идут в поход» (1 серия), лото «Кому что нужно?».




Картинка с изображением Гнома Эконома, цветные карандаши.



Цветные карандаши.




Компьютер, м/ф «Самый главный», картинка- коллаж с изображением людей разных профессий.





Картинки- путаницы с изображением людей разных профессий, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (6 серия).


Картинки- коллажи с изображением людей разных профессий.



Компьютер, м/ф «Незнайка учится» по сценарию Николая Носова.


Карточки с изображением профессий и результатов труда, монеты для ролевой игры «Покупка мороженого».


Картинки для д/и «Составь рассказ», карточки с примерами товаров.


Лото «Бартер», игра «Обмен и покупка».


Компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (2 серия), загадки, картинки товаров с ценниками.



Товары для игрового упражнения «На ярмарке».


Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (1 серия)


Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши.


Изображение здания и внутреннего помещения банка, компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (10 серия).


Картинки с изображением товаров, которые покупает семья; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (11 серия).


Макет банкноты с указанием номинала на каждого ребёнка;

«товары» для магазина, «товары» для дома; таблички с ценами на все товары; две пластиковые карты; таблички с изображением кошелька с монетами и банкнотами.



Изображение дома для каждого ребёнка, набор картонных монет, копилка или сундучок для монет.


Круги жёлтого, синего, красного цветов для размещения на полу; изображения банкнот со знаками доллара США, евро, йены, рубля; плакат со схематичным изображением элементов защиты рублей; изображение банкнот разных стран.


Муляжи продуктов, «ценники», муляжи денег, плакат с изображением пар товаров, магнитная доска, магниты, фломастер.


Картинки с изображением пар товаров, муляжи или изображение мешочков разного размера (для изображения стоимости товаров).


Плакат с изображением внутреннего устройства банка; таблички «магазин» и «банк»; изображение Гнома Эконома с пакетом покупок и кошельком с монетами и банкнотами; изображение Ёжика с облаком мыслей о покупках и деньгах, компьютер, фрагмент м/ф. «Уроки тётушки совы» (10 серия).


Таблички с изображением дракона, гнома и короля; атрибутика короля; листы с нарисованными эмблемами разных банков, весы с двумя чашами; два предмета одинакового веса с наклеенным изображением монет.


Иллюстрации с изображением людей разных профессий, изображения монет, договоры, чековая лента, таблички для детей с надписями «Кассир», «Операционист», «Консультант», «Кредитный специалист», мяч.


Компьютер,

м/ф «Уроки тетушки совы. 3 серия», карточки с картинками.




Бумага, цветные карандаши, компьютер,

м/ф. «Барбоскины. 78 серия».


Картинки с изображением Гнома Эконома, монетки.




Компьютер,

м/ф. «Уроки тетушки совы. 5 серия», карточки с картинками.


Картинка с изображением банка и банки из под варенья, краски, цветные карандаши, альбомы, кисти.


Ножницы, клей, кисточки для клея, салфетки, коробочки маленькие, цветной картон, ножницы.

Заготовки квадратов разного цвета и размера на каждого ребёнка, картинка с изображением Гнома Эконома.





Разнообразный ассортимент товаров, касса, чеки, деньги, корзины, целлофановые пакеты.


Компьютер,

м/ф. «Уроки тетушки совы. 4 серия», мяч.


Дидактические игры.



























Список литературы

1.​ Беседы об экономике: методическое пособие/авт.- сост. Т.А. Шорыгина.- М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.

2.​ Введение в мир экономики, или мы играем в экономику/авт.- сост. А.А. Смоленцева. – Спб., 2001.

3.​ Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории/ авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.

4. Дидактические игры/авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.​ Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников/авт.-сост. М.М. Воронина.- Волгоград: Учитель, 2008.

6.​ Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.-М.,2002.

7.​ Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.- сост. А.Д. Шатова. – М.: Ювента, 2003.

8.​ Протасова, Е.Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Школа Гнома-эконома"

Автор: Ирина Викторовна Морозова

Дата: 20.09.2021

Номер свидетельства: 587050


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства