Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум " Логические блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста"»
Семинар – практикум для педагогов на тему
«Логические блоки Дьенеша в логико-математическом развитии
детей дошкольного возраста»
Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки педагогов, через совершенствование и применение практических навыков, необходимых в работе с детьми по данной теме.
Задачи:
• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логических блоков Дьенеша с детьми дошкольного возраста;
• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данную технологию;
• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Оборудование: блоки Дьенеша, жетоны, карточки с символами.
Ход семинара-практикума:
Теоретическая часть.
Введение в тему.
Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем Вас поучаствовать в семинаре-практикуме.
Отгадайте загадку: «Без чего нет и не может быть полноценного умственного развития?» (Ответы коллег)
Конечно же, это игра. Известно, что игра - это основной вид деятельности детей. Именно игра способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, находчивости и сообразительности.
Предлагаем вам несколько интересных вопросов!
- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)
- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)
- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)
- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)
-Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (Ответы коллег)
-Конечно это сообразительность, креативность, внимание и такие приемы: сравнение, анализ, обобщение. А это и есть приемы логического мышления.
2. Проблемная ситуация:
+ Как вы думаете, зачем логика маленькому ребенку- дошкольнику? (Ответы педагогов)
Совершенно верно, и нам взрослым, и детям логика нужна всегда. Она
А) Развивает внимание.
Б) Учит мыслить ясно и четко.
В) И, конечно же, служит фундаментом для получения знаний, развития способностей при дальнейшем обучении в школе.
3. Постановка темы.
+ С помощью какой игровой технологии мы развиваем у детей логическое мышление? (блоки Дьенеша)
+ Назовите тему нашего семинара-практикума
+ Итак, тема нашего семинара- практикума «Логические блоки Дьенеша в логико-математическом развитии детей дошкольного возраста».
4. Актуализация знаний.
Давайте вспомним Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и основные задачи, на которые направлен Стандарт. Перечислите пожалуйста.
Ответы педагогов
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Да, соглашусь с вами. Сегодня нам важно акцентировать внимание на решение таких задач как создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Нам как педагогам очень важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми. Тем самым способствуя развитию их логического мышления.
Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико – математические игры и упражнения.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.
В своей работе используем игровую технологию «Логические блоки Дьенеша», которые являются средством интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными и математическими умениями В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у ребят развиваются элементарные математические представления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие и развивают логическое мышление.
Практическая часть.
Сейчас мы предлагаем вам вместе с нами поиграть.
Игра-физминутка для педагогов (можно из гимнастики мозга)
Для этого вам нужно разделиться на 2 команды. (жетоны: красные и желтые)
Правила
Представьте себе, что каждая из вас хочет создать красивый город своей мечты. Сегодня мы предлагаем отправимся в чудный город под названием «Город N», где с помощью логических блоков Дьенеша выполним все задания.
Тренировочная игра «Познакомимся».
Ваша задача: Один человек из команды зрительно выберет блок, и расскажет о его свойствах (например: я - синий, круглый, большой и толстый), а вторая команда отгадывает и показывает блок, обладающий этим свойствами. Затем тоже самое другая команда. За каждый правильный ответ – жетон.
2. В нашем городе есть домики, но жители города — блоки — никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы у каждого жильца был свой уголок. Заселять по обозначениям. (картинки для каждой команды).
3. Но вот беда, дом закрыт. Необходимо найти подходящую кнопку на замке.
(На замке 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, но одна – лишняя). Догадайтесь, какая лишняя и почему?
4. Как здорово, что блоки живут в своих домиках. Они очень хотят, чтобы их город был красивым. Давайте посадим красивые цветы на клумбах. Каждая команда- «садовник», выбирает себе клумбу- большой цветной круг и по очереди подсаживает логические блоки.
Команда 1: На клумбе у него будут расти: 3 больших, красных, не круглых цветка.
Команда 2: На клумбе у него будут расти: 3 желтых, маленьких, не квадратных и не треугольных цветка. (задания на карточках)
5. На ваши цветочки прилетели стрекозы и бабочки (1 команда выкладывает стрекозу, другая- бабочку по схеме). Кто быстрее и точнее выполнит задание.
6. Но как же проехать в наш город. Необходимо проложить правильно дорогу. Задание «Выкладываем дорожки по схеме».
- Здорово! Молодцы! Теперь в город могут проехать машины, можно построить новые дома и заселить жильцами
Давайте похлопаем друг другу, мы молодцы, отлично поработали сегодня!!!
Вывод: Таким образом, при использовании логических блоков Дьенеша в логико-математических играх в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
Уважаемые коллеги, предлагаем вам ответить на два вопроса.
+Был ли вам полезен наш семинар-практикум. Если да, то какие знания вы получили, а может освежили в памяти? Поделитесь с нами. Возможен ресурсный круг, передавать что-то (клубок)
+ Как вы можете использовать полученные сегодня знания?
А мы в свою очередь в помощь вам в работе с детьми предлагаем памятки «Практические рекомендации по использованию в работе с детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша»