kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация программы Социокультурные истоки в МБОУ "Ушьиская СОШ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Интеграция программы Социокультурные истоки. Воспитание любви к России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация программы Социокультурные истоки в МБОУ "Ушьиская СОШ"»

Интеграция программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования в различные образовательные области


«Социокультурные истоки» - комплексная интегрированная программа, которая развивает духовно – нравственную стержневую основу образования через введение учебного курса «Истоки» и реализацию программы «Воспитание на социокультурном опыте» (авторы И.А.Кузьмин и А.В.Камкин). Данное направление соединяет дошкольное образование, начальную и основную школу в единый образовательный процесс с приоритетом духовно – нравственных ценностей, объединяет образовательное учреждение и семью в активном воспитании. Истоковедение осуществляет духовно – нравственное развитие на основе отечественных традиций (духовность понимается как служение Отечеству в широком смысле этого слова). Следует отметить, что интеграция духовно – нравственного воспитания – это, прежде всего, развитие внутреннего мира ребенка на основе социокультурных и духовно – нравственных категорий и ценностей.

Новое направление в образовании - Истоковедение, объединяет различные учебные дисциплины в школе и образовательные области в дошкольном учреждении в целостный образовательный процесс.

Интеграция образовательных областей в программе осуществляется на основе единой системы социокультурных категорий и ценностей, образующих стержневую основу содержания воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Это позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития детей, что является одной из наиболее сложных проблем современного дошкольного образования.

Логика освоения основных категорий курса «Истоки» выглядит следующим образом:

  • в младшей группе (3 – 4 года) осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;

  • в средней группе (4 – 5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека;

  • в старшей группе (5 – 6 лет) обращается внимание детей на ценности внутреннего мира человека;

  • в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление детей с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

В дошкольных учреждениях, реализующих программу «Социокультурные истоки, разработаны планы интеграции деятельности педагогов, детей и их родителей с включением основной осваиваемой категории во все образовательные области.

План интеграции деятельности педагогов и специалистов разработан на 4 года развития детей на основе выше указанных осваиваемых категорий курса «Истоки» и помесячного тематического планирования. Воспитатели, родители и педагоги-специалисты в течение месяца содержательно наполняют тему, прорабатывают ее через разные виды деятельности, эмоции и чувства детей. Такая интеграция позволяет создать атмосферу сотрудничества и поиска, побуждает к широкому диалогу, развитию коммуникативных навыков и духовному общению, способствует формированию нравственного мышления. Интеграция предусматривает объединение возможностей и усилий воспитателей, педагогов-специалистов, родителей воспитанников в продвижении личности по пути нравственного восхождения. (Самостоятельное духовное восхождение удаётся далеко не всегда и не всем в силу ряда причин: отсутствия необходимых условий, знаний, убеждений).

«Сегодня всего больше и больше людей понимает, что для духовного возрождения личности недостаточно только знаний, получаемых в результате традиционного образования. Нравственность нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования. Никакая сумма знаний не в состоянии заменить Веру, Надежду, Любовь, Мудрость, Доброту, Сострадание. Для духовно – нравственного восхождения личности постижение знаний не является главным и единственным условием. Развитие духовности – это проблема обретения смысла. «Духовность есть показатель существования иерархии ценностей, целей и смыслов». Такое понимание духовности предполагает необходимость концептуальных изменений процесса образования, в котором наряду с передачей готовых знаний существенное внимание будет уделяться исследовательской модели обучения, позволяющей развивать самостоятельное мышление, направленное на создание, структурирование своего внутреннего мира, развитие своего культурного внутреннего поля.

Исследовательский подход в обучении оказывается наиболее эффективным в условиях, когда на каждого из нас ежедневно обрушивается безграничный поток информации, открывается множество возможностей, и мы рискуем запутаться в противоречиях окружающего мира. Сегодня на первый план выступает не количество усваиваемой информации, а методологическая хватка- обретение навыков исследования информации, свободного оперирования ею, самостоятельной оценки. Традиционное образование тренирует в детях сравнительно – ограниченный набор навыков общения и рассуждения. Это так называемые «базовые» навыки, необходимые для чтения, письма, математических операций, общения» (Отечественное образование, том 1, Издательский Дом «Истоки», Москва, 2007, стр. 19 – 20).

Интегративный подход к образованию развивает в детях способность мыслить образно, критично, аргументировано, творчески, диалогично, логично. Истоковедение позволяет ввести в образование воспитательный потенциал средств обучения. Образовательный процесс в Истоках направлен не на поглощение детьми большого количества информации, а на постижение внутренних отношений исследуемого предмета, на обучение воспитанников учиться самостоятельно, с некоторой помощью взрослых добывать информацию, умение мыслить самостоятельно, рефлексивно. Одна из важнейших образовательных задач программы «Социокультурные истоки» - соединение интеллектуального и нравственного начала, формирование основ духовности мышления, нравственности и интеллекта. В интегративном методе в процессе организации образовательной деятельности с дошкольниками предпочтение отдаётся не знаниевому, а исследовательскому подходу. В результате деятельности сотворчества взрослого с ребёнком достигается восприятие целостности окружающего мира, его нераздельности, гармонии и разумности.

Опыт разработки и реализации социокультурных, нравственно-патриотических, духовно-нравственных исследовательских проектов на основе системообразующих категорий – ценностей Истоков представлен в учебно-методическом пособии «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте Истоковедения» («Истоковедение», том 11, Издательский дом «Истоки», г. Москва, 2009 год).

Содержание книг для развития детей 3 -7 лет по программе «Социокультурные истоки» также носит интегрированный характер. Книги для развития актуализируют знания детей по игровой деятельности, развитию речи, познавательному развитию, изобразительной и музыкальной деятельности, художественно – ручному труду. Вместе с тем содержание книг для развития выводит эти знания на новый мировоззренческий уровень. Важно, чтобы с дошкольного возраста ребенок активно осваивал духовно - нравственный опыт предшествующих поколений. Интегрированный характер книг продиктован, прежде всего, социокультурным системным подходом, лежащим в основе всего комплекса «Истоки».

Универсальность книг для развития детей заключается в том, что они с успехом интегрируются с Азбукой Истоков «Золотое сердечко», а также могут быть интегрированы в различные программы для дошкольного образования.

Таким образом, интеграция программы «Социокультурные истоки» в различные образовательные области позволяет:

  • познавать окружающий мир в многообразии и единстве, содействует становлению духовно – нравственной культуры в процессе формирования целостного миропонимания;

  • формировать нравственные понятия добра, справедливости, сострадания, любви, совести не только на уровне теоретических знаний, но и на уровне собственного чувственно – духовного опыта;

  • активно познавать окружающую действительность, находить причинно-следственные связи, развивает мышление, речь и творческие способности ребёнка, побуждает его мыслить самостоятельно, рефлексивно в межкультурном пространстве (поле знаний);

  • побуждать и мотивировать стремление к самопознанию, самосовершенствованию (духовно – нравственному, физическому, интеллектуальному, художественно – эстетическому) и саморазвитию (развитию своего творческого потенциала), самоуправлению с целью гармонизации отношений с людьми и природой;

  • воспитывать потребность к свободному самоопределению и ответственность за свой выбор;

  • способствовать познанию истоков своей культурной традиции, нравственных и духовных основ общечеловеческих ценностей;

  • воспитывать бережное отношение к природе, памятникам культуры, любовь к родному краю;

  • формировать социальную толерантность.

Интегративный подход в образовании позволяет за период дошкольного детства заложить основы личности, стремящейся к целостному восприятию мира, способной самостоятельно принимать решение, понимающей, в чём заключается служение Отечеству, способной сохранить и передать следующему поколению отечественные традиции.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Реализация программы Социокультурные истоки в МБОУ "Ушьиская СОШ"

Автор: Хомякова Галина Викторовна

Дата: 17.01.2019

Номер свидетельства: 495722


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства