Просмотр содержимого документа
«Реализация программы Социокультурные истоки в МБОУ "Ушьиская СОШ"»
Интеграция программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования в различные образовательные области
«Социокультурные истоки» - комплексная интегрированная программа, которая развивает духовно – нравственную стержневую основу образования через введение учебного курса «Истоки» и реализацию программы «Воспитание на социокультурном опыте» (авторы И.А.Кузьмин и А.В.Камкин). Данное направление соединяет дошкольное образование, начальную и основную школу в единый образовательный процесс с приоритетом духовно – нравственных ценностей, объединяет образовательное учреждение и семью в активном воспитании. Истоковедение осуществляет духовно – нравственное развитие на основе отечественных традиций (духовность понимается как служение Отечеству в широком смысле этого слова). Следует отметить, что интеграция духовно – нравственного воспитания – это, прежде всего, развитие внутреннего мира ребенка на основе социокультурных и духовно – нравственных категорий и ценностей.
Новое направление в образовании - Истоковедение, объединяет различные учебные дисциплины в школе и образовательные области в дошкольном учреждении в целостный образовательный процесс.
Интеграция образовательных областей в программе осуществляется на основе единой системы социокультурных категорий и ценностей, образующих стержневую основу содержания воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Это позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития детей, что является одной из наиболее сложных проблем современного дошкольного образования.
Логика освоения основных категорий курса «Истоки» выглядит следующим образом:
в младшей группе (3 – 4 года) осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;
в средней группе (4 – 5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека;
в старшей группе (5 – 6 лет) обращается внимание детей на ценности внутреннего мира человека;
в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление детей с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
В дошкольных учреждениях, реализующих программу «Социокультурные истоки, разработаны планы интеграции деятельности педагогов, детей и их родителей с включением основной осваиваемой категории во все образовательные области.
План интеграции деятельности педагогов и специалистов разработан на 4 года развития детей на основе выше указанных осваиваемых категорий курса «Истоки» и помесячного тематического планирования. Воспитатели, родители и педагоги-специалисты в течение месяца содержательно наполняют тему, прорабатывают ее через разные виды деятельности, эмоции и чувства детей. Такая интеграция позволяет создать атмосферу сотрудничества и поиска, побуждает к широкому диалогу, развитию коммуникативных навыков и духовному общению, способствует формированию нравственного мышления. Интеграция предусматривает объединение возможностей и усилий воспитателей, педагогов-специалистов, родителей воспитанников в продвижении личности по пути нравственного восхождения. (Самостоятельное духовное восхождение удаётся далеко не всегда и не всем в силу ряда причин: отсутствия необходимых условий, знаний, убеждений).
«Сегодня всего больше и больше людей понимает, что для духовного возрождения личности недостаточно только знаний, получаемых в результате традиционного образования. Нравственность нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования. Никакая сумма знаний не в состоянии заменить Веру, Надежду, Любовь, Мудрость, Доброту, Сострадание. Для духовно – нравственного восхождения личности постижение знаний не является главным и единственным условием. Развитие духовности – это проблема обретения смысла. «Духовность есть показатель существования иерархии ценностей, целей и смыслов». Такое понимание духовности предполагает необходимость концептуальных изменений процесса образования, в котором наряду с передачей готовых знаний существенное внимание будет уделяться исследовательской модели обучения, позволяющей развивать самостоятельное мышление, направленное на создание, структурирование своего внутреннего мира, развитие своего культурного внутреннего поля.
Исследовательский подход в обучении оказывается наиболее эффективным в условиях, когда на каждого из нас ежедневно обрушивается безграничный поток информации, открывается множество возможностей, и мы рискуем запутаться в противоречиях окружающего мира. Сегодня на первый план выступает не количество усваиваемой информации, а методологическая хватка- обретение навыков исследования информации, свободного оперирования ею, самостоятельной оценки. Традиционное образование тренирует в детях сравнительно – ограниченный набор навыков общения и рассуждения. Это так называемые «базовые» навыки, необходимые для чтения, письма, математических операций, общения» (Отечественное образование, том 1, Издательский Дом «Истоки», Москва, 2007, стр. 19 – 20).
Интегративный подход к образованию развивает в детях способность мыслить образно, критично, аргументировано, творчески, диалогично, логично. Истоковедение позволяет ввести в образование воспитательный потенциал средств обучения. Образовательный процесс в Истоках направлен не на поглощение детьми большого количества информации, а на постижение внутренних отношений исследуемого предмета, на обучение воспитанников учиться самостоятельно, с некоторой помощью взрослых добывать информацию, умение мыслить самостоятельно, рефлексивно. Одна из важнейших образовательных задач программы «Социокультурные истоки» - соединение интеллектуального и нравственного начала, формирование основ духовности мышления, нравственности и интеллекта. В интегративном методе в процессе организации образовательной деятельности с дошкольниками предпочтение отдаётся не знаниевому, а исследовательскому подходу. В результате деятельности сотворчества взрослого с ребёнком достигается восприятие целостности окружающего мира, его нераздельности, гармонии и разумности.
Опыт разработки и реализации социокультурных, нравственно-патриотических, духовно-нравственных исследовательских проектов на основе системообразующих категорий – ценностей Истоков представлен в учебно-методическом пособии «Духовно-нравственное воспитание дошкольниковв контексте Истоковедения» («Истоковедение», том 11, Издательский дом «Истоки», г. Москва, 2009 год).
Содержание книг для развития детей 3 -7 лет по программе «Социокультурные истоки» также носит интегрированный характер. Книги для развития актуализируют знания детей по игровой деятельности, развитию речи, познавательному развитию, изобразительной и музыкальной деятельности, художественно – ручному труду. Вместе с тем содержание книг для развития выводит эти знанияна новый мировоззренческий уровень. Важно, чтобы с дошкольного возраста ребенок активно осваивал духовно - нравственный опыт предшествующих поколений. Интегрированный характер книг продиктован, прежде всего, социокультурным системным подходом, лежащим в основе всего комплекса «Истоки».
Универсальность книг для развития детей заключается в том, что они с успехом интегрируются с Азбукой Истоков «Золотое сердечко», а также могут быть интегрированы в различные программы для дошкольного образования.
Таким образом, интеграция программы «Социокультурные истоки» в различные образовательные области позволяет:
познавать окружающий мир в многообразии и единстве, содействует становлению духовно – нравственной культуры в процессе формирования целостного миропонимания;
формировать нравственные понятия добра, справедливости, сострадания, любви, совести не только на уровне теоретических знаний, но и на уровне собственного чувственно – духовного опыта;
активно познавать окружающую действительность, находить причинно-следственные связи, развивает мышление, речь и творческие способности ребёнка, побуждает его мыслить самостоятельно, рефлексивно в межкультурном пространстве (поле знаний);
побуждать и мотивировать стремление к самопознанию, самосовершенствованию (духовно – нравственному, физическому, интеллектуальному, художественно – эстетическому) и саморазвитию (развитию своего творческого потенциала), самоуправлению с целью гармонизации отношений с людьми и природой;
воспитывать потребность к свободному самоопределению и ответственность за свой выбор;
способствовать познанию истоков своей культурной традиции, нравственных и духовных основ общечеловеческих ценностей;
воспитывать бережное отношение к природе, памятникам культуры, любовь к родному краю;
формировать социальную толерантность.
Интегративный подход в образовании позволяет за период дошкольного детства заложить основы личности, стремящейся к целостному восприятию мира, способной самостоятельно принимать решение, понимающей, в чём заключается служение Отечеству, способной сохранить и передать следующему поколению отечественные традиции.