kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи старших дошкольников с ОВЗ с использованием серий сюжетных картинок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это одна из сложных задач в овладении программным материалом дошкольников с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи старших дошкольников с ОВЗ с использованием серий сюжетных картинок.»


Подготовила воспитатель


МБДОУ № 159 г. Ульяновска


Жарухина Светлана Юрьевна

Развитие речи старших дошкольников с ОВЗ с использованием серий сюжетных картинок.

Актуальность проблемы

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это объясняется рядом обстоятельств. Во – первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование грамматического строя речи, словаря, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Полноценное овладение связной речью рассматривается как стержень формирования личности ребенка-дошкольника. Оно предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. В формировании связной речи особенно отчетливо выступает связь развития речи и интеллекта. Связная речь – это речь содержательная, логичная, последовательная, организованная. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать. Отбирать основные признаки, устанавливать различные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связывать их различными способами связей.

Одним из средств развития связной речи является картина. Учить ребенка рассказывать по картинам – это значит, формировать его связную речь. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об окружающем, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. В старшем дошкольном возрасте ставится задача учить детей самостоятельно составлять повествовательный рассказ по содержанию картины, предполагается развитие умений необходимых для построения данного типа высказываний. Использование серий сюжетных картин, объединенных общим сюжетом, способствует формированию у детей умений развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец. Всеми этими умениям дети должны овладеть до поступления в школу.

Овладение родным языкам является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Поэтому развитию речи в ДОУ уделяется особое внимание. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует выявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литерной деятельности. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.

Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. Следовательно, ведущей задачей является развитие связной речи. Решение же остальных задач направлено на совершенствование связной речи, т.е. именно уровень ее сформированности выступает основным показателем уровня общеречевого развития ребенка.

Рассказывание по серии сюжетных картин является одним из компонентов развития связной речи. Элементы рассказывания по сюжетным картинам присутствуют в работе с детьми с младшего дошкольного возраста и совершенствуются в процессе овладевания навыками рассказывания вплоть до подготовительной группы.

Большое значение обучению рассказыванию по картине уделяли в своих трудах видные педагоги: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, М.М. Конина, А.М. Бородич, Э.П. Коротковой и др. Важное значение для методики обучения рассказывания по картине имеет знание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах Л.С. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной. Особенности методики обучения связной речи с использованием серий картин, объединенных общим сюжетом, нашли отражение в трудах О.С. Ушаковой, Е.А Смирновой, В.В. Гербовой, Т.А. Ткаченко.

В связи с тем, что овладение связной речью является одной из ключевых проблем развития речи дошкольников, тема рассказывания по серии сюжетных картин была и остается достаточно актуальной. Данной темой в разное время занимались такие ученые как Н.Н. Паддъяков, Ф.А. Сохина, О.С. Ушакова, Е.И. Тихеева, В. Гербова и другие.


СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК.

Подготовительная работа включает в себя прослушивание рассказа, читаемого детям. После прочтения рассказа предлагаю выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующе картинки. При этом важно помочь ребенку осмыслить взаимосвязь событий, их временную последовательность. Детям задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.

Упражнение с деформированными предложениями помогает детям отличить законченную мысль от беспорядочного набора слов, находить логические связи между 2-3 фразами. Первоначально дети должны придать правильную форму, а затем, опираясь на предложенную сюжетную картинку, составить рассказ.

Многообразие сюжетных картинок способствует активизации речи детей, развитию навыков самостоятельной речи и позволяет работать над восприятием и воспроизведением детьми текстов различной сложности.

Дети испытывают большие трудности в последовательном изложении речевого материала. Серии картинок, являясь как бы планом рассказа, помогают ребенку наглядно установить последовательность различных эпизодов, выделить основное в сюжете рассказа, не отклоняясь от его темы.

В начале занятий с помощью вопросов надо направить внимание детей на содержание рассказа. Затем детей приучают самостоятельно выделять те или иные моменты содержания картинки и выражать свое к ним отношение. Нужно обращать внимание на мимику, жесты персонажей, задавать вопросы аналитического характера, помогающие детям вскрывать причинно-следственные связи изображенных действий и явлений. Например: Зачем мальчик залез на дерево? Почему мальчик без шапки? Почему плачет?

Серии сюжетных картинок помогают продолжить работу над лексическим материалом. Новые слова уточняются, усваиваются уже не путем механического запоминания, а в процессе активного использования их в речи, в разных грамматических формах и связях.

Для речевого общения ребенок должен уметь пользоваться диалогом. При составлении рассказов по серии картинок детей нужно учить составлять реплики, диалоги к данной ситуации. Что спросила мама? Что ответил ей сын?

Серии картинок имеют также воспитательное и познавательное значение. Нужно, чтобы сюжеты картинок были близки и понятны детям, а картинки - просты по композиции, красочно оформлены. В зависимости от возраста и возможностей детей количество картинок для составления рассказа постоянно увеличивается от двух до шести и более.

Использование разнообразных приемов в работе с сериями сюжетных картинок способствует повышению речевой активности детей. Вот некоторые из этих приемов.

На столе раскладываются сюжетные картинки одной серии, и детям предлагается их рассмотреть. Затем детей знакомят с содержанием рассказа. Рассказ повторяется, а вызванный ребенок должен найти и показать соответствующую картинку. (Игра «Покажи нужную картинку).

Детям раздаются предметные картинки, а взрослый, показывая отдельные эпизоды из данной серии, сопровождает их рассказом. Дети подбирают к соответствующей серии предметные картинки, называя их, определяют их назначение.

Берутся картинки нескольких серий. Детям раздается по одной картинке из каждой серии. Остальные картинки перемешиваются и раскладываются стопкой на столе. Открывая по одной картинке, детей спрашивают: «Что здесь нарисовано?» (Например, на картинке изображен больной мальчик, лежащий на постели). «Кому дать эту карточку?» Ребенок смотрит на свою первую (начальную) картинку и определяет, подходит ли к ней картинка. Получив все картинки своей серии, каждый должен разложить их в нужном порядке и передать их содержание связным рассказом.

Взрослый читает рассказ и расставляет на наборном полотне картинки. Затем он снимает их и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и построить рассказ. В случае затруднений можно задавать наводящие вопросы.

На доске расставлены сюжетные картинки. Дети сами задают вопросы по их содержанию, помогая установить причинно-следственные связи.

Детям раздают картинки одной серии в любой последовательности. Затем дается план рассказа, по которому дети должны разложить их в нужном порядке. Вслед за этим детям предлагается составить рассказ.

Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Взрослый начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.

Дети получают по одной картинке, и каждый рассказывает, что нарисовано на его картинке. В заключение один ребенок составляет полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей.

Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача - подобрать в последовательном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой из них, составив целый рассказ.

Все картинки перемешиваются, каждому ребенку раздается по 2-3. Дети обмениваются картинками так, чтобы подобрать нужную серию.

Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.

Получив серию картинок, дети составляют рассказ. Затем они учатся задавать вопросы друг другу по содержанию картинок.

Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету. Составив рассказ по серии картинок, ребята придумывают к нему название, а также дополняют его описанием предыдущего или последующего события. После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети в лицах передают его содержание. Важно при этом учить детей строить не только повествовательные, но и описательные рассказы.

























































Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе

с использованием серии сюжетных картин.

N

Тема

Программные задачи

Материал и оборудование

Литература

сентябрь

Занятие по серии сюжетных картинок

«Шишка»


Образовательные. Учить детей передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки. Учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей. Составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Учить подбирать определение к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам.
Учить детей при согласовании слов ориентироваться на их окончания.

Развивающие. Развитие мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Воспитательные формирование навыков сотрудничества, взаимодействия. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности, эмоциональности.

серия сюжетных картинок

«Шишка»

О.С.Ушакова 
Развитие связной речи. Рассказы про зверят.

октябрь

«Спасли ежа»


Образовательные.
Обучать детей построению разных синтаксических конструкций, соблюдать логическую и временную последовательность. Включать в повествование элементы описания и рассуждения. Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам.

Развивающие. Развитие мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Воспитательные. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Серия картинок «Спасли ежа»


О.С.Ушакова 
Развитие связной речи. Рассказы про зверят.

ноябрь

«Пчелы»

Образовательные.

Учить детей составлять связное высказывание по серии сюжетных картинок, связывая его содержание с предыдущими сериями. Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам. Выполнять фонетические упражнения на изменение интонации.

Развивающие. Развитие мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Воспитательные. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Серия картинок «Пчелы»

О.С.Ушакова 
Развитие связной речи. Рассказы про зверят.

декабрь

«День рождения»


Образовательные. Развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей, формировать представление о композиции рассказа. Включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции. Подбирать определения, сравнения, синонимы, антонимы к заданным словам

Развивающие. Развитие мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности, эмоциональности.

серия сюжетных картинок

«День рождения»


О.С.Ушакова 
Развитие связной речи. Рассказы про зверят.

январь

«Находка»


Образовательные. Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима». Обучение составлению рассказа по серии картинок. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок.

Развивающие. Развитие связной речи. Слухового внимания. Фонематического восприятия, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, нравственно-эстетических чувств в общении с природой.

Предметные картинки с изображением признаков осени и зимы (дерево с желтыми листьями, туча идущим из нее дождем, снеговик, сугроб и т.п.), серия сюжетных картин И.Н. Ржевцовой «Находка», комочки ваты, белые меховые медвежата или картинки с их изображением (по числу детей)

Н.В. Нищева «Обучение дошкольников рассказыванию»

февраль

«Воришка»

Образовательные. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок.

Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок.

Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).

Совершенствование навыка ориентировки на плоскости.

Развивающие. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Воспитательные. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Магнитная доска, серия картинок «Воришка». Предметные картинки с изображением пресноводных рыб, карточки-шифровки, игра-пристежка «Рыбка»

Н.В. Нищева «Обучение дошкольников рассказыванию» 

 

март

«Лев и мяч»

Образовательные. Активизация словаря по теме занятия; совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок; формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок; совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).

Развивающие. Развитие связной речи, логического мышления; навыков звукового анализа слов.

Воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности, эмоциональности.


Дидактическая игра «Кто где живет», контейнеры от киндер-сюрпризов (по количеству детей), корки апельсинов, кроссворд по теме, листки для развития мелкой моторики с графическим изображением животных жарких стран, простой карандаш, картинки для игры « Чей? Чья? Чьи» (заклеенные самоклеющейся бумагой), серия сюжетных картинок    « Лев и мяч», контейнер с пенопластом с игрушками животных по теме занятия.

Н.В. Нищева «Обучение дошкольников рассказыванию» 


апрель

«Штанишки для мишки»


Образовательные.  Активация словаря по теме «Профессия. Швея». Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок.

Развивающие. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления,  тонкой моторики.

Воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности.


Доска, серия картинок П.Маклаковой «Штанишки для мишки», магнитофон и диск с записью музыкального сопровождения, выкройка штанишек из пластика и шнурки (по числу детей), карточки с наложенными изображениями швейных принадлежностей (по числу детей), подставки под карандаши.

Н.В. Нищева «Обучение дошкольников рассказыванию» 


май

«Подарок»


Образовательные. Уточнение и расширение словаря по теме «Лето. Цветы на лугу». Расширение естественнонаучных представлений, закрепление знания признаков лета. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).

Развивающие. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, речевой активности, общей, мелкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.




Литература:

Н.В. Нищева «Серии сюжетных картинок по обучению дошкольников рассказыванию», 2014, Издательство: Детство-Пресс.  

О. С. Ушакова Развитие речи дошкольников. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие речи старших дошкольников с ОВЗ с использованием серий сюжетных картинок.

Автор: Жарухина Светлана Юрьевна

Дата: 21.05.2017

Номер свидетельства: 417260


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства