kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речевых и интеллектуально-творческих способностей у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал по формированию интеллектуально-речевых навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Рекомендовано педагогам дошкольных организаций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речевых и интеллектуально-творческих способностей у дошкольников»

Развитие речевых и интеллектуально-творческих способностей у детей с ОНР

Актуальность

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. Именно поэтому необходимо обеспечивать развитие речевых и умственных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи.

Творческое начало в человеке, его потребность в созидании возникают и начинают развиваться в дошкольном детстве. В этой связи развивать творчество у детей с общим недоразвитием речи необходимо как можно раньше. Развитие словесного творчества значительно увеличивает возможности ребёнка, изменяет его отношение с окружающими. Речь, являясь средством общения, помогает ребёнку усвоить формы сотрудничества с окружающей социальной средой, тем самым актуализировать процесс его личностного развития.

Цель:

Развитие речевых способностей у дошкольников и формирование у них потребности в создании новых оригинальных образов собственного детского творчества.



Задачи:

  1. Активизация словарного запаса.

  2. Формирование познавательных процессов

  3. Развитие творческих способностей детей.

  4. Развитие связной речи.





Теоретическая значимость:

- создание образных характеристик объектов.

- составление рифмованных текстов.

Практическая значимость заключается в том, что:

Творческая речевая деятельность детей укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых успехов. Занимаясь творчеством, ребёнок развивает у себя такое качество, как одухотворённость. Становясь автором загадки, пословицы, стихотворения, он начинает проявлять себя в литературно-художественном творчестве.

Предполагаемый результат:

У детей совершенствуется ассоциативное мышление, обогащается и активизируется словарный запас, развивается связная речь. Формируется творческая и познавательная активность.

Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение составлять разнообразные загадки (второй этап). И только потом дети 6-7 лет вполне справляются с составлением метафор (метафора- это перенесение свойства одного предмета на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов).

Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Для того, чтобы научить детей составлять загадки, необходимо сформировать у них умение описывать предметы и явления, находить наиболее существенные качества, признаки и свойства.

В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. В практике работы с детьми дошкольного возраста можно использовать три основные модели составления загадок:

Модель 1 ( самовар)

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Монета (начищенная)

шипящий

Вулкан (проснувшийся)

круглый

Арбуз (спелый)





Модель 2 ( ёжик)

Что делает?

Что (кто) делает также?

пыхтит

Новенький паровозик

собирает

Хорошая хозяйка

семенит

Старый дедушка





Модель 3 (гриб)

Особенностью освоения этой модели является то, что ребёнок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

На мужичка

Нет бороды

На дом

Без окон

На зонт

Толстая ножка





Игры и творческие задания для развития выразительности речи

Название игры, цель

Методические рекомендации

«Цепочка». Формировать у детей умение определять признаки объектов

Ведущий показывает ребёнку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передаётся другому ребёнку. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.


«Угадай по описанию». Развивать у детей умение определять объект по описанию

Ведущий показывает картинку с изображённым объектом только одному из детей. Ребёнок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чём идёт речь.


«Я назову признак, а вы перечислите его значение». Формировать у детей умение подбирать разные значения к одному признаку

Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака. В старшем дошкольном возрасте ведущий называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак.


«Что (кто) делает так же?». Развивать у детей умение выявлять признаки объекта (функция, части). Формировать умение составлять загадки по моделям.

Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. Из предложенных вариантов

составляется текст загадки:


«Выбери признак, который есть у других объектов». Развивать у детей умение определять характерные и специфичные значения признаков объекта

Ведущий называет объект. Дети называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные).




Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов

Название игры, цель

Содержание и методические рекомендации

«Складные картинки». Развивать у детей умение подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются

Ведущий раскладывает картинки, названия которых рифмуются. Игру начинают с 5 пар картинок, затем увеличивая количество до 20-25 пар.



«Подбери рифмованное слово». Формировать у детей умение самостоятельно подбирать рифмованные слова

Ведущий называет какое-либо слово, дети подбирают к нему рифмовки




«Доскажи словечко». Развивать у детей умение подбирать рифмованные слова

Ведущий читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Дети называют последнее слово.



«Чистоговорки». Формировать у детей умение подбирать рифму к звукосочетанию

Ведущий произносит определённое звукосочетание, а дети .сочиняют двустишие с ним. (Са-са-са…..



«Сочини дальше». Развивать у детей умение подбирать рифму к заданному слову

Ведущий произносит одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют строчку дальше. (В море плавает тюлень…. Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы» (В море плавает олень, на лугу лежит тюлень)


КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В подготовительной ГРУППЕ

Тема: «Путешествие в страну слов»

Цели: Коррекционно-образовательные:

- закреплять у детей понятие «слово»;

-формировать умение составлять загадки путём перечисления признаков предмета, а также используя приёмы сравнения.

Коррекционно-развивающие:

- формировать навыки фонематического восприятия.

- активизировать и расширять словарный запас.

-развивать навыки звукового синтеза;

-совершенствовать навыки составления слов из разрезной азбуки;

-развивать мелкую моторику рук;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать вежливое и доброжелательное отношение к окружающим;

-развивать у детей творческие способности.

Оборудование: Предметные парные картинки (уточка-дудочка, тачка-дачка, почки-бочки, коса-коза, трава-дрова, мишка-миска и др.), буквы, сказочные герои Буратино, Карлсон, Незнайка, сюжетная картина «Буратино в сказочном городе».

План-конспект
  1. Организационный момент.

Игра «Четвёртый лишний» Логопед: Ребята, назовите, пожалуйста, «лишнее» слово в ряду слов:

Груша, апельсин, помидор, яблоко.

Белка, кошка, волк, лиса.

Аист, журавль, ласточка, голубь.

Объясните, почему эти слова «лишние».

Изучение нового материала.

Логопед: «Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами».

Логопед: Ребята, скажите, что же такое слово?

(ответы детей).

Логопед: Словом обозначаются живые существа, предметы, действия-, всё, что нас окружает. Сегодня мы отправимся в «СТРАНУ СЛОВ», волшебную, загадочную, интересную.

Игра «Назови слово по звукам»

- Вот встречает нас Незнайка,

Что случилось с ним, узнай-ка?

Слово спряталось куда-то.

Слово спряталось и ждёт.

Пусть найдут его ребята.

Ну-ка, кто его найдёт?



М –А –К, С –О –К, Д- О – М, Л – У – К, Н – О – С, Р – А – К и т. д.

Игра «Подбери пару»

Логопед: Карлсон нарисовал картинки, но не может подобрать парные картинки, обозначающие слова, близкие по звучанию.

Вот у девочки коса

В поле бегает … .

Спит в берлоге бурый мишка.

На столе с салатом … .

На дворе растет трава,

На траве лежат … . и т. д.

Физкультминутка:

Логопед: Буратино нас встречает,

Ручки вверх он поднимает.

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик , видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо руки вверх поднять.



Игра « Подбери признак»

Логопед: Ребята, посмотрите. Какое солнышко нас встречает! Подберите красивые слова для солнышка. Солнце, оно какое?

( Ясное, яркое, теплое, лучисто, золотистое, жаркое. ласковое, радостное, весёлое, жёлтое и т. д. )

Игра «Составь загадку»

Логопед: Ребята, сейчас мы с вами составим загадку о солнышке.

Начнём загадку со слов ясное и яркое.

К этим словам мы подберём рифму (весёлое и жаркое).

Логопед: Ребята, скажите, на что похоже солнышко?

( шар, лампочка, мяч, цветок и т. д. )

Расскажем всю загадку:

Ясное и яркое, весёлое и жаркое.

Как лампа золотистое,

Тёплое, лучистое. ( Солнце)

(Загадка заучивается наизусть).

Игра «Солнышко в ладошках»

Логопед: Ребята, скажите, из каких частей состоит солнце ( круг и лучики). Сейчас мы с вами сделаем солнышко из наших ладошек. Вам необходимо обвести свою ладошку на листе цветной бумаги и вырезать её с помощью ножниц. Готовые ладошки мы приклеим к нашему кругу. Вот и получилось НАШЕ солнышко.

Игра « Составь слово»

Логопед: Ребята, послушайте стихотворение и скажите, что же согревает солнышко?

Ясным рассветом добрым приветом

В Мир разноцветный двери открой.

Солнечным светом нежно согретый

Мир бесконечный рядом с тобой.

Логопед: Что же такое Мир?

( ответы детей)

Мир - это всё, что мы видим вокруг, всё, что нас окружает. Этот мир, также как и мир слов, волшебный, загадочный, интересный, можно изучать, познавать и беречь.

Логопед: Ребята, помогите Буратино составить слово МИР из букв разрезной азбуки.

Игра «Вежливые слова»

Логопед: Поблагодарите, пожалуйста, наших сказочных героев. (Спасибо - вежливое слово).

Какие ещё вежливые слова вы знаете?

( ответы детей)

  1. Итог занятия.

Логопед: Наше путешествие заканчивается. Ребята, скажите, что же могут обозначать слова? (предметы, признаки, действия и т. д. )

Буратино приготовил для вас сюрприз. Он дарит каждому из вас маленькое солнышко, чтобы оно всегда радовало вас и дарило хорошее настроение.



Библиография:
  1. Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов». Москва 2002г.

  2. Г. А. Тумакова «Ознакомление дошкольников со звучащим словом». Москва 1991 г.

  3. Н. В. Новоторцева «Развитие речи детей». Ярославль 1998 г.

  4. Т. В. Волосовец «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». Москва 2002 г.

  5. В. Д. Прокопьева « Учимся сочинять стихи и загадки». Ростов-на-Дону 2011 г.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие речевых и интеллектуально-творческих способностей у дошкольников

Автор: Меркулова Татьяна Анатольевна

Дата: 20.01.2023

Номер свидетельства: 623655


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства