2015 г.
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
3. Информационно-методическое обеспечение
навыками звукобуквенного анализа.
А.Р. Лурия
Десятилетиями накапливались проблемы во всех важнейших сферах жизни детей. Их решение зависит не только от усилий семьи, но и от деятельности многих других социальных институтов, участвующих в процессе социализации, воспитании и образовании детей. Детство – это процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. В широком понимании все дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Перед дошкольником откроются двери школы, он вступит в «Эру восхождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). Если ребенок, ушедший в школу, в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознает, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т.д., то естественно у него возникают трудности. Ребенок уже не хочет учиться в школе. Львиная доля учебных трудностей ребенка в 1-2 классах является следствием «хвостов» в дошкольном возрасте, а следовательно и родительских упущений. Необходимо помнить, что обучение рассматривается как двусторонний процесс, в котором педагог носитель знаний и опыта и как организатор обучения считается доминирующей фигурой.
В программе данного кружка так же используются частично логопедические методики и технологии для детей дошкольного возраста.
Программа рассчитана на 2 года, для детей 5-7 лет. Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность – 25 минут для старшей группы, 30 минут – для подготовительной группы. Работа проводится фронтально. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления, памяти. Программа развивает интерес и способности к чтению.
- Формирование интереса к чтению.
- Развитие психических процессов.
1. Формирование интереса к процессу обучения.
2. Развитие звуковой культуры речи.
3. Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по
звуковому составу.
4. Развитие умений говорить и слушать других людей.
5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи
окружающих.
6. Обогащение словарного запаса детей.
7. Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.
Для усвоения многих правил орфографии требуется сформированность фонематического компонента языковой способности (умения дифференцировать гласные – согласные, твердые – мягкие и звонкие – глухие согласные фонемы, безударные и ударные гласные).
Поэтому в системе данного курса по подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:
Согласные звонкие и глухие.
Ударение.
Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Выделять слова в предложении, определять их место.
Составлять предложение с заданным словом.
Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
Составлять слова из готовых слогов.
Знать, что в слове один слог – главный, ударный.
Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
Проводить звуковой анализ слов из 3 – 5-ти звуков.
Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
Читать простые по звукобуквенному составу слова.
Период | Грамота. Программное содержание | Развитие зрительного внимания | Развитие мелкой моторики. Артикуляционная гимнастика. Графо-моторные навыки | Примечание |
Сентябрь, 1 неделя | Ознакомление со звучащим словом, самостоятельное называние слов детьми, подбор прилагательных к существительным | Дидактическая игра (Д/и)«Четвёртый лишний» (см. картотеку) | Пальчиковая гимнастика (П/г) «Дождик» (см. картотеку). Артикуляционная гимнастика (А/г) «Хоботок», «Улыбка» (см. картотеку) Прописи | Занятие №1 Л.Е. Журова |
Закрепление знаний детей о слове, развитие умения слышать и слушать произносимые слова, ознакомление с термином «Звук» | Д/и «Четвёртый лишний» | П/г «Овощи» А/г «Домик открывается», чередование «Хоботок-Улыбка-Домик открывается» Прописи | Занятие №2 Л.Е. Журова |
Сентябрь, 2 неделя | Учить детей: находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук. | Д/и «Лабиринт» | П/г «Новые кроссовки» А/г «Любопытный язычок» Прописи | Занятие №3 Л.Е. Журова |
Учить детей: находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук. | Д/и «Что перепутал художник?» | П/г «Пирог» А/г «Лягушка» Прописи | Занятие №4 Л.Е. Журова |
Сентябрь, 3 неделя | Учить детей: находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук; находить место звука в слове (первый, в середине, последний). | Д/и «Дорисуй» | П/г «Бурёнушка» А/г «Зайчик» Прописи | Занятие №5 Л.Е. Журова |
Закрепить у детей умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове. | Д/и «Зачеркни» | П/г «На елке» А/г «Окошко» Прописи | Занятие №6 Л.Е. Журова |
Сентябрь, 4 неделя | Познакомить детей со схемой звукового состава слова; научить6 произносить слово медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме; произносить слово в соответствии с движением указки по схеме. | Д/и «Трафареты» | П/г «Наша группа» А/г «Язык здоровается с подбородком» Прописи | Занятие №7 Л.Е. Журова |
Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова. Учить детей производить звуковой анализ слова мак. Закреплять у детей умение называть слова с определенным, заданным логопедом звуком. | Д/и «Найди 2 одинаковых предмета» | П/г «Рыбка» А/г «Язык здоровается с верхней губой» Прописи | Занятие№8 Л.Е. Журова |
Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова. Учить детей производить звуковой анализ слова дом. Определять место звука в разобранном слове вразбивку. | Д/и «Зашумленные картинки» | П/г «Каша» А/г «Обезьянка» Прописи | Занятие №9 Л.Е. Журова |
Октябрь, 1 неделя | Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова; звуковой анализ слова дым. Учить детей находить в словах одинаковые звуки, учить детей называть слова с определенным звуком в заданном месте. | Д/и «Что перепутал художник?» | П/г «Напёрсток» А/г «Бульдог» Прописи | Занятие №10 Л.Е. Журова |
Звуковой анализ слова сыр, учить сравнивать по звуковому составу слова сыр и дым. | Д/и «Трафареты» | П/г «Котята» А/г «Прятки» Прописи | Занятие №11 Л.Е. Журова |
Октябрь, 2 неделя | Звуковой анализ слов жук и лук. Учить детей находить сходство и различие слов по их звуковому составу. Учить детей называть слова по заданию логопеда с определенным звуковым составом. | Д/и «Дорисуй» | П/г «Кролик» А/г «Хомячок» Прописи | Занятие №12 Л.Е. Журова |
Звуковой анализ слов кот и кит, обратить внимание детей на мягкость звука к в слове кит, добиваться правильного произнесения этого звука. Учить детей сравнивать слова по звуковому составу. Учить детей называть слова по заданию логопеда с определенным звуковым составом. | Д/и «Зачеркни» | П/г «Домик» А/г «Кружок» Прописи | Занятие №13 Л.Е. Журова |
Октябрь, 3 неделя | Познакомить детей с понятиями «гласный звук» и «согласный звук». Звуковой анализ слова шар с определением гласных и согласных звуков | Д/и «Четвертый лишний» | П/г «Дом» А/г «Толстячки-Худышки» Прописи | Занятие №14 Л.Е. Журова |
Повторение правила о гласных и согласных звуках. Звуковой анализ слов рак и роза. Обратить внимание детей на разницу в звуковой структуре этих слов | Д/и «Трафареты» | П/г «Пальчики» А/г «Шарики» Прописи | Занятие №15 Л.Е. Журова |
Октябрь, 4 неделя | Звуковой анализ слов луна и рыба. Учить детей ориентироваться в заданиях на звуки: знать все о каждом звуке. Учить детей подбирать слова определенной звуковой структуры | Д/и «Лабиринт» | П/г «Пальчики» А/г «Самовар» Прописи | Занятие №16 Л.Е. Журова |
Звуковой анализ слов лиса и сани. Учить детей: ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; искать в словах одинаковые звуки; подбирать слова определенной звуковой структуры | Д/и «Дорисуй» | П/г «Мартышки и книжки» А/г «Наказать непослушный язычок» Графический диктант | Занятие №17 Л.Е. Журова |
Ноябрь, 1 неделя | Звуковой анализ слов рука и бусы. Учить детей: ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука, искать в словах одинаковые звуки, подбирать слова определенной звуковой структуры | Д/и «Что перепутал художник?» | П/г «Я перчатки надеваю» А/г «Чашечка» Графический диктант | Занятие №18 Л.Е. Журова |
Звуковой анализ слов пила и паук. Учить детей: ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; искать в словах одинаковые звуки; подбирать слова определенной звуковой структуры | Д/и «Зашумленные картинки» | П/г «Магазин» А/г «Вкусное варенье» Графический диктант | Занятие №19 Л.Е. Журова |
Ноябрь, 2 неделя | Звуковой анализ слов аист и гуси. Учить детей: ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; искать в словах одинаковые звуки; подбирать слова определенной звуковой структуры | Д/и «Трафареты» | П/г «Апельсин» А/г «Ступеньки» Графический диктант | Занятие №20 Л.Е. Журова |
Звуковой анализ слов игла, утки. Учить детей: ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; искать в словах одинаковые звуки; подбирать слова определенной звуковой структуры | Д/и «Найди 2 одинаковых предмета» | П/г «Мышка» А/г «Фокус» Графический диктант | Занятие №21 Л.Е. Журова |
Ноябрь, 3 неделя | Звуковой анализ слов лист и волк. Учить детей: давать полную характеристику звука; искать одинаковые звуки в словах; подбирать слова определенной звуковой структуры. | Д/и «Чего не стало» | П/г «Как у нас семья большая» А/г «Не разбей чашечку» Графический диктант | Занятие №22 Л.Е. Журова |
Введение различения понятий «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов лиса, луна, сани. Учить детей: искать одинаковые звуки в словах; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука. | Д/и «Дорисуй» | П/г «Зелёный попугай» А/г «Чистим зубки» Графический диктант | Занятие №23 Л.Е. Журова |
Ноябрь, 4 неделя | Закрепление знаний о звуках: гласных, твёрдых и мягких согласных. Звуковой анализ слов лист, гуси, утки. Учить детей: сравнивать слова по моделям; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука. | Д/и «Зачеркни» | П/г «Дудочка» А/г «Покусаем язычок» Графический диктант | Занятие №24 Л.Е. Журова |
Закрепление знаний о звуках. Звуковой анализ слов слон, зонт. Учить детей: сравнивать слова по моделям и по звукам; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука | Д/и «Трафареты» | П/г «Ласточка» А/г «Кусаем боковые края языка» Графический диктант | Занятие №25 Л.Е. Журова |
Декабрь, 1 неделя | Закрепление понятия о мягких и твердых согласных. Звуковой анализ слов стол, волк. Учить детей: сравнивать слова по моделям и звукам; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; подбирать слова по модели. | Д/и «Четвертый лишний» | П/г «Где обедал воробей?» А/г «Чистим зубы снаружи» Графический диктант | Занятие №26 Л.Е. Журова |
Закрепление знаний о звуках. Звуковой анализ слов нога, ноги, тигр. Учить детей: сравнивать слова по моделям и звукам; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука. | Д/и «Что перепутал художник» | П/г «В Саванне» А/г «Загоним мяч в ворота» Графический диктант | Занятие №27 Л.Е. Журова |
Декабрь, 2 неделя | Закрепление знаний о звуках. Звуковой анализ слов стул и вишни. Учить детей: сравнивать слова по модели и звукам; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука. | Д/и «Зашумленные картинки» | П/г «Ёжик» А/г «Лопаточка» Графический диктант | Занятие №28 Л.Е. Журова |
Звуковой анализ слов шуба, диван. Учить детей ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука | Д/и «Лабиринты» | П/г «Жил да был один налим» А/г «Накажем непослушный язычок» Графический диктант | Занятие №29 Л.Е. Журова |
Декабрь, 3 неделя | Закрепление знаний о звуках, звуковой анализ слов сахар и миска. Учить детей ориентировке в заданиях, требующих полной характеристики звука. | Д/и «Что перепутал художник» | П/г «Снежинка» А/г «Расческа» Графический диктант | Занятие №30 Л.Е. Журова |
Звуковой анализ слов муха и диван. Учить детей: работать без схем слова; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; сравнивать слова по звуковому составу | Д/и «Трафареты» | П/г «Ёлочка» А/г «Дуем на лопаточку» Графический диктант | Занятие №31 Л.Е. Журова |
Декабрь, 4 неделя | Закрепление знаний о звуках. Звуковой анализ слов мышка и мишка. Учить детей: сравнивать слова по звуковому составу; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; подбирать слова определенной звуковой структуры. | Д/и «Кто быстрее» | П/г «Подарки» А/г «Горка» Графический диктант | Занятие №32 Л.Е. Журова |
Познакомить детей с буквой а. Учить детей: правильному употреблению букв а и А, звуковому анализу слов кран, луна, лампа, Алёна, подбирать слова определенной звуковой структуры. | Д/и «Найди отличия» | П/г «Люблю по городу гулять» А/г «Ветерок дует с горки» Печатание буквы А, выкладывание из счетных палочек, пуговиц, шнурков | Занятие №33 Л.Е. Журова |
Январь, 3 неделя | Закрепление буквы а, знакомство с буквой я и правилом о том, когда она пишется | Д/и «Кто спрятался?» | П/г «Рано-рано по утру» А/г «Мостик построим-Мостик разрушим» Печатание буквы Я, выкладывание из счетных палочек, пуговиц | Занятие №34 Л.Е. Журова |
Закрепление букв а и я и правила написания этих букв в слове. Отработка умения ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука | Д/и «Дорисуй по клеточкам» | П/г «Рыбки» А/г «Чистим нижние зубки» | Занятие №35 Л.Е. Журова |
Январь, 4 неделя | Знакомство с буквой о. Работа с буквами а, я | Д/и «Трафареты» | П/г «Кормушка» А/г «Катушка» Печатание буквы О, выкладывание буквы пуговицами | Занятие №36 Л.Е. Журова |
Знакомство с буквой ё. Работа с буквами а, о, я | Д/и «Зашумленные картинки» | П/г «Птички» А/г «Маляр» Печатание буквы Ё, выкладывание из счетных палочек, пуговиц. | Занятие №37 Л.Е. Журова |
Февраль, 1 неделя | Работа с буквами а, я, о, ё. Закрепление правила о написании гласных после мягких согласных. | Д/и «Что перепутал художник?» | П/г «Жадина» А/г «Грибочек» | Занятие №38 Л.Е. Журова |
Знакомство с буквой ы. Работа с буквами а, я, о, ё. Закрепление правила написания гласных после мягких согласных звуков. | Д/и «Сделай как у меня» | П/г «Сидит белка на тележке» А/г «Гармошка» Печатание буквы Ы, выкладывание из счетных палочек, пуговиц, шнурков. | Занятие №39 Л.Е. Журова |
Февраль, 2 неделя | Знакомство с буквой и. Работа с ранее изученными буквами | Д/и «Расставь как было» | П/г «Кто же это?» А/г «Лошадка» Печатание буквы И, выкладывание из счетных палочек. | Занятие №40 Л.Е. Журова |
Работа со всеми пройденными буквами. Закрепление знаний о звуках. Звуковой анализ слов различной сложности | Д/и «Дорисуй» | П/г «Что принес нам почтальон?» А/г «Барабанщик» | Занятие №41 Л.Е. Журова |
Февраль, 3 неделя | Знакомство с буквой у. Закреплять у детей умение подбирать слова определенной звуковой структуры. | Д/и «Четвертый лишний» | П/г «Кап-кап» А/г «Качели» Печатание буквы У, выкладывание из счетных палочек, пуговиц. | Занятие №42 Л.Е. Журова |
Знакомство с буквой ю. Работа с буквой у. | Д/и «Найди пару» | П/г «Дрозд-дроздок» А/г «Кучер» Печатание буквы Ю, выкладывание буквы пуговицами. | Занятие №43 Л.Е. Журова |
Февраль, 4 неделя | Работа со всеми пройденными буквами. Звуковой анализ слов различной сложности. Учить детей подбирать слова определенного звукового состава. | Д/и «Зачеркни» | П/г «Машина каша» А/г «Парус» | Занятие №44 Л.Е. Журова |
Знакомство с буквой э. Работа с пройденными буквами.
| Д/и «Найди отличия» | П/г «Помощники» А/г «Иголочка» Печатание буквы Э, выкладывание буквы пуговицами. | Занятие №45 Л.Е. Журова |
Март, 1 неделя | Знакомство с буквой е. | Д/и «Лабиринт» | П/г «Наперсток» А/г «Маятник» Печатание буквы Е, выкладывание из счетных палочек, пуговиц. | Занятие №46 Л.Е. Журова |
Звуковой анализ слов различной сложности. Учить детей подбирать слова определенного звукового состава. | Д/и «Чего не стало?» | П/г «Есть у каждого свой дом» А/г «Змейка» Печатание слогов. | Занятие №47 Л.Е. Журова |
Март, 2 неделя | Работа со всеми пройденными буквами. Звуковой анализ слов различной сложности. Учить детей подбирать слова определенного звукового состава. | Д/и «Кто спрятался?» | П/г «Повар» А/г «Индюк» Печатание слогов. | Занятие №48 Л.Е. Журова |
Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. | Д/и «Зачеркни» | П/г «За ягодами» А/г «Пароход гудит» Печатание слогов. | Занятие №49 Н.С. Варенцова |
Март, 3 неделя | Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. | Д/и «Сделай как у меня» | П/г «Мы во двор пошли гулять» А/г «Лошадка» Печатание слогов. | Занятие №50 Н.С. Варенцова |
Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. | Д/и «Чего не стало?» | П/г «Я перчатку надеваю» А/г «Комплекс упражнений для шипящих звуков» Печатание слогов. | Занятие №51 Н.С. Варенцова |
Март, 4 неделя | Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. | Д/и «Найди отличия» | П/г «Ах если бы слоны...» А/г «Комплекс упражнений для шипящих звуков» Печатание слогов. | Занятие №52 Н.С. Варенцова |
Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3-4 звуков, с заданными схемами. | Д/и «Лабиринт» | П/г «Сколько обуви у нас» А/г «Комплекс упражнений для шипящих звуков» Печатание слогов. | Занятие №53 Н.С. Варенцова |
Апрель, 1 неделя | Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3-4 звуков, с заданными схемами. | Д/и «Кто спрятался?» | П/г «Ботинки» А/г «Комплекс упражнений для шипящих звуков» Печатание слогов. | Занятие №54 Н.С. Варенцова |
Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3-4 звуков, с заданными схемами. Обучение умению проводить графические линии. | Д/и «Зачеркни» | П/г «Наша квартира» А/г «Комплекс упражнений для свистящих звуков» Печатание слогов. | Занятие №55 Н.С. Варенцова |
Апрель, 2 неделя | Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Обучение умению проводить графические линии. | Д/и «Лабиринт» | П/г «Много мебели в квартире» А/г «Комплекс упражнений для свистящих звуков» Печатание слогов. | Занятие №56 Н.С. Варенцова |
Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Обучение умению проводить графические линии. | Д/и «Чего не стало?» | П/г «Наша семья» А/г «Комплекс упражнений для свистящих звуков» Печатание слогов. | Занятие №57 Н.С. Варенцова |
Апрель, 3 неделя | Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Обучение умению проводить графические линии. | Д/и «Найди отличия» | П/г «Кольца» А/г «Комплекс упражнений для свистящих звуков» Печатание слогов. | Занятие №58 Н.С. Варенцова |
Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоения умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о протяженности слов. Обучение умению проводить графические линии. | Д/и «Кто спрятался?» | П/г «Вышел дождик на прогулку» А/г «Комплекс упражнений для свистящих звуков» Печатание слогов. | Занятие №59 Н.С. Варенцова |
Апрель, 4 неделя | Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоения умения выделять ударный звук в слове. Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения. Обучение умению проводить графические линии. | Д/и «Зачеркни» | П/г «Апельсин» А/г «Комплекс упражнений для свистящих звуков» Печатание слогов. | Занятие №60 Н.С. Варенцова |
Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии. | Д/и «Лабиринт» | П/г «Корзина с овощами» А/г «Комплекс упражнений для сонорных звуков» звуков» Печатание слогов. | Занятие №61 Н.С. Варенцова |
Май, 1 неделя | Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3-5 звуков, с заданными схемами. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Обучение умению проводить графические линии. | Д/и «Чего не стало?» | П/г «В магазине» А/г «Комплекс упражнений для сонорных звуков» звуков» Печатание слогов. | Занятие №62 Н.С. Варенцова |
Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3-5 звуков, с заданными схемами. | Д/и «Сделай как у меня» | П/г «Гномики-прачки» А/г «Комплекс упражнений для сонорных звуков» звуков» Печатание слогов. | Занятие №63 Н.С. Варенцова |
Май, 2 неделя | Повторение всего пройденного материала. Учить детей выбирать материал (фишки, буквы) для выкладывания слова | Д/и «Кто спрятался?» | П/г «Аленка-маленка» А/г «Комплекс упражнений для сонорных звуков» звуков» Печатание слогов. | Занятие №64 Л.Е. Журова |
Повторение всего пройденного материала. Учить детей выбирать материал для выкладывания слова. | Д/и «Зачеркни» | П/г «Мышка» А/г «Комплекс упражнений для сонорных звуков» звуков» Печатание слогов. | Занятие №65 Л.Е. Журова |
Май, 3 неделя | Закрепление пройденного материала. Учить детей выбирать материал для выкладывания слова. | Д/и «Найди отличия» | П/г «Пальчики» А/г «Комплекс упражнений для сонорных звуков» звуков» Печатание слогов. | Занятие №66 Л.Е. Журова |
| Закрепление пройденного материала. | Д/и «Лабиринт» | П/г «Наша семья» А/г «Комплекс упражнений для сонорных звуков» звуков» Печатание слогов. | Занятие №67 |
Май, 4 неделя | Закрепление пройденного материала. | Д/и «Чего не стало?» | П/г «Дождик» А/г «Комплекс упражнений для сонорных звуков» звуков» Печатание слогов. | Занятие №68 |
Период | Грамота. Программное содержание | Развитие зрительного внимания | Развитие мелкой моторики. Артикуляционная гимнастика | Примечание |
Сентябрь, 1 неделя | Повторение правила написания гласных букв. Закрепление действия звукового анализа. | Дидактическая игра (Д/и)«Четвёртый лишний» (см. картотеку) | Пальчиковая гимнастика (П/г) «Дождик» (см. картотеку). Артикуляционная гимнастика (А/г) «Хоботок», «Улыбка» (см. картотеку) Прописи | Занятие №1 Л.Е. Журова |
Закрепить правила написания гласных букв. Закрепить действие звукового анализа. | Д/и «Четвёртый лишний» | П/г «Овощи» А/г «Домик открывается», чередование «Хоботок-Улыбка-Домик открывается» Прописи | Занятие №2 Л.Е. Журова |
Сентябрь, 2 неделя | Повторение и закрепление пройденного. | Д/и «Лабиринт» | П/г «Новые кроссовки» А/г «Любопытный язычок» Прописи | Занятие №3 Л.Е. Журова |
Закрепить действия звукового анализа. Повторить правила написания гласных букв. Познакомить детей с действием словоизменения на примере слов, состоящих из трех звуков. Учить детей при отгадывании слова по схеме задавать вопросы логопеду, которые бы подвели к отгадке. | Д/и «Что перепутал художник?» | П/г «Пирог» А/г «Лягушка» Прописи | Занятие №4 Л.Е. Журова |
Сентябрь, 3 неделя | Повторение правил написания гласных букв. Закрепление действий звукового анализа и словоизменения. | Д/и «Дорисуй» | П/г «Бурёнушка» А/г «Зайчик» Прописи | Занятие №5 Л.Е. Журова |
Закрепление пройденного материала | Д/и «Зачеркни» | П/г «На елке» А/г «Окошко» Прописи | Занятие №6 Л.Е. Журова |
Сентябрь, 4 неделя | Повторение пройденного материала | Д/и «Трафареты» | П/г «Наша группа» А/г «Язык здоровается с подбородком» Прописи | Занятие №7 Л.Е. Журова |
Закрепление пройденного материала | Д/и «Зашумленные картинки» | П/г «Пирог» А/г «Лягушка» Прописи | Занятие№8 Л.Е. Журова |
Октябрь, 1 неделя | Повторить пройденный материал. Учить детей производить действие словоизменения на четырех звуковых словах | Д/и «Найди 2 одинаковых предмета» | П/г «Рыбка» А/г «Язык здоровается с верхней губой» Прописи | Занятие №9 Л.Е. Журова |
Повторить правила написания заглавных букв. Закрепить правило о звуке ш. Закрепить действие звукового анализа. Учить детей производить словоизменение в пяти звуковых словах. | Д/и «Зашумленные картинки» | П/г «Каша» А/г «Обезьянка» Печатание буквы Ш, прямые и обратные слоги | Занятие №10 Л.Е. Журова |
Октябрь, 2 неделя | Закрепление действия звукового анализа и правил написания заглавных букв. Закрепление действия словоизменения на пятизвуковых словах. | Д/и «Что перепутал художник?» | П/г «Напёрсток» А/г «Бульдог» Прописи | Занятие №11 Л.Е. Журова |
Познакомить детей с буквой м. Учить пользоваться «окошечком». Учить пользоваться кассой букв. Учить слоговому чтению прямых открытых слогов и слов с открытыми слогами. | Д/и «Трафареты» | П/г «Котята» А/г «Прятки» Печатание буквы М, прямые и обратные слоги | Занятие №12 Л.Е. Журова |
Октябрь, 3 неделя | Познакомить детей с буквой н. Чтение прямых открытых слогов и слов с буквой н, состоящих из двух прямых слогов. Повторить чтение слогов с буквой м. Тренировка в самостоятельном выкладывании слов с буквами м и а.
| Д/и «Дорисуй» | П/г «Кролик» А/г «Хомячок» Печатание буквы Н, прямые и обратные слоги | Занятие №13 Л.Е. Журова |
Знакомство с буквой р. Проверка домашнего задания. Выкладывание слова с буквами м, н, р. | Д/и «Зачеркни» | П/г «Домик» А/г «Кружок» Печатание буквы Р, прямые и обратные слоги | Занятие №14 Л.Е. Журова |
Октябрь, 4 неделя | Знакомство с буквой л. Выкладывание слов с буквой л. Называние слов, которые начинаются со звука л. | Д/и «Четвертый лишний» | П/г «Дом» А/г «Толстячки-Худышки» Печатание буквы Л, прямые и обратные слоги | Занятие №15 Л.Е. Журова |
Повторение и закрепление пройденного материала. Проверка домашнего задания. | Д/и «Трафареты» | П/г «Пальчики» А/г «Шарики» Прописи | Занятие №16 Л.Е. Журова |
Ноябрь, 1 неделя | Знакомство с буквой г. Придумывание слов со звуком г и по заданной модели.
| Д/и «Лабиринт» | П/г «Пальчики» А/г «Самовар» Печатание буквы Г, прямые и обратные слоги | Занятие №17 Л.Е. Журова |
Знакомство с буквой к. Придумывание слов со звуком к. Учить детей подробно повторять домашнее задание. | Д/и «Дорисуй» | П/г «Мартышки и книжки» А/г «Наказать непослушный язычок» Печатание буквы К, прямые и обратные слоги | Занятие №18 Л.Е. Журова |
Ноябрь, 2 неделя | Закрепление пройденного материала. Проверка домашнего задания. | Д/и «Что перепутал художник?» | П/г «Я перчатки надеваю» А/г «Чашечка» Графический диктант | Занятие №19 Л.Е. Журова |
Знакомство с буквой с. Повторение пройденного материала. | Д/и «Зашумленные картинки» | П/г «Магазин» А/г «Вкусное варенье» Печатание буквы С, прямые и обратные слоги | Занятие №20 Л.Е. Журова |
Ноябрь, 3 неделя | Знакомство с буквой з. Учить детей выкладывать предложение, состоящее из двух слов, соблюдать интервал между словами, называть первое, второе слово в предложении. | Д/и «Трафареты» | П/г «Апельсин» А/г «Ступеньки» Печатание буквы З, прямые и обратные слоги | Занятие №21 Л.Е. Журова |
Повторить пройденный материал. Научить детей новой игре в цепочку слов. | Д/и «Найди 2 одинаковых предмета» | П/г «Мышка» А/г «Фокус» Графический диктант | Занятие №22 Л.Е. Журова |
Ноябрь, 4 неделя | Знакомство с буквой ж. Дать детям правила о правописании жи и ши.
| Д/и «Чего не стало» | П/г «Как у нас семья большая» А/г «Не разбей чашечку» Печатание буквы Ж, прямые и обратные слоги | Занятие №23 Л.Е. Журова |
Повторение пройденных букв и правил о жи и ши.
| Д/и «Дорисуй» | П/г «Зелёный попугай» А/г «Чистим зубки» Графический диктант | Занятие №24 Л.Е. Журова |
Декабрь, 1 неделя | Знакомство с буквой д. Учить детей составлять слово с заданной частью слова, озаглавливать прочитанный рассказ.
| Д/и «Зачеркни» | П/г «Дудочка» А/г «Покусаем язычок» Печатание буквы Д, прямые и обратные слоги | Занятие №25 Л.Е. Журова |
Знакомство с буквой т. Продолжать учить детей придумывать и складывать слова по отдельной части слова. | Д/и «Трафареты» | П/г «Ласточка» А/г «Кусаем боковые края языка» Печатание буквы Т, прямые и обратные слоги | Занятие №26 Л.Е. Журова |
Декабрь, 2 неделя | Закрепление пройденного материала и правила о звуке ч. | Д/и «Четвертый лишний» | П/г «Где обедал воробей?» А/г «Чистим зубы снаружи» Печатание буквы Ч, прямые и обратные слоги | Занятие №27 Л.Е. Журова |
Знакомство с буквой ь. | Д/и «Что перепутал художник» | П/г «В Саванне» А/г «Загоним мяч в ворота» Печатание буквы Ь | Занятие №28 Л.Е. Журова |
Декабрь, 3 неделя | Работа с буквой ь. | Д/и «Зашумленные картинки» | П/г «Ёжик» А/г «Лопаточка» Графический диктант | Занятие №29 Л.Е. Журова |
Знакомство с буквой п. | Д/и «Лабиринты» | П/г «Жил да был один налим» А/г «Накажем непослушный язычок» Печатание буквы П, прямые и обратные слоги | Занятие №30 Л.Е. Журова |
Декабрь, 4 неделя | Знакомство с буквой б. | Д/и «Что перепутал художник» | П/г «Снежинка» А/г «Расческа» Печатание буквы Б, прямые и обратные слоги | Занятие №31 Л.Е. Журова |
Закрепление правил написания мягких согласных в разных вариантах. | Д/и «Трафареты» | П/г «Ёлочка» А/г «Дуем на лопаточку» Графический диктант | Занятие №32 Л.Е. Журова |
Январь, 3 неделя | Знакомство с буквой в. Закрепление умения писать слова с мягкими согласными звуками.
| Д/и «Кто быстрее» | П/г «Подарки» А/г «Горка» Печатание буквы В, прямые и обратные слоги | Занятие №33 Л.Е. Журова |
Знакомство с буквой ф. Дать детям знание о слоге, слове.
| Д/и «Найди отличия» | П/г «Люблю по городу гулять» А/г «Ветерок дует с горки» Печатание буквы Ф, прямые и обратные слоги | Занятие №34 Л.Е. Журова |
Январь, 4 неделя | Закрепление пройденного материала. | Д/и «Кто спрятался?» | П/г «Рано-рано по утру» А/г «Мостик построим-Мостик разрушим» Графический диктант | Занятие №35 Л.Е. Журова |
Знакомство с буквой и. | Д/и «Дорисуй по клеточкам» | П/г «Рыбки» А/г «Чистим нижние зубки» Печатание буквы И, прямые и обратные слоги | Занятие №36 Л.Е. Журова |
Февраль, 1 неделя | Закрепление пройденного материала. | Д/и «Трафареты» | П/г «Кормушка» А/г «Катушка» Печатание буквы О, выкладывание буквы пуговицами | Занятие №37 Л.Е. Журова |
Знакомство с буквой ч. | Д/и «Зашумленные картинки» | П/г «Птички» А/г «Маляр» Печатание буквы Ч, прямые и обратные слоги | Занятие №38 Л.Е. Журова |
Февраль, 2 неделя | Знакомство с буквой щ. | Д/и «Что перепутал художник?» | П/г «Жадина» А/г «Грибочек» Печатание буквы Щ, прямые и обратные слоги | Занятие №39 Л.Е. Журова |
Повторение пройденного. | Д/и «Сделай как у меня» | П/г «Сидит белка на тележке» А/г «Гармошка» Графический диктант | Занятие №40 Л.Е. Журова |
Февраль, 3 неделя | Знакомство с буквой ц. | Д/и «Расставь как было» | П/г «Кто же это?» А/г «Лошадка» Печатание буквы Ц, прямые и обратные слоги | Занятие №41 Л.Е. Журова |
Повторение пройденного материала. | Д/и «Дорисуй» | П/г «Что принес нам почтальон?» А/г «Барабанщик» Графический диктант | Занятие №42 Л.Е. Журова |
Февраль, 4 неделя | Знакомство с буквой х. | Д/и «Четвертый лишний» | П/г «Кап-кап» А/г «Качели» Печатание буквы Х, прямые и обратные слоги | Занятие №43 Л.Е. Журова |
Знакомствос разделительным ь. | Д/и «Найди пару» | П/г «Дрозд-дроздок» А/г «Кучер» Печатание буквы Ь, | Занятие №44 Л.Е. Журова |
Март, 1 неделя | Повторение разделительного ь. Учить детей составлять рассказ на заданную тему. | Д/и «Зачеркни» | П/г «Машина каша» А/г «Парус» Графический диктант | Занятие №45 Л.Е. Журова |
Знакомство с буквой ъ.
| Д/и «Найди отличия» | П/г «Помощники» А/г «Иголочка» Печатание буквы Ъ | Занятие №46 Л.Е. Журова |
Март, 2 неделя | Повторение пройденного материала. | Д/и «Лабиринт» | П/г «Наперсток» А/г «Маятник» Печатание слогов | Занятие №47 |
Повторение пройденных букв. Совершенствование умения анализировать предложение. Повторение пройденных грамматических правил. | Д/и «Чего не стало?» | П/г «Есть у каждого свой дом» А/г «Змейка» Печатание слогов. | Занятие №48 Н.С. Варенцова |
Март, 3 неделя | Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его графическое изображение. Освоение слогового способа чтения. | Д/и «Кто спрятался?» | П/г «Повар» А/г «Индюк» Печатание слогов. | Занятие №49 Н.С. Варенцова |
Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его графическое изображение. Освоение слогового способа чтения. | Д/и «Зачеркни» | П/г «За ягодами» А/г «Пароход гудит» Печатание слогов. | Занятие №50 Н.С. Варенцова |
Март, 4 неделя | Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его графическое изображение. Освоение слогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова на заданный слог. | Д/и «Сделай как у меня» | П/г «Мы во двор пошли гулять» А/г «Лошадка» Печатание слогов. | Занятие №51 Н.С. Варенцова |
Освоение слогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова на заданный слог. | Д/и «Чего не стало?» | П/г «Я перчатку надеваю» А/г «Комплекс упражнений для шипящих звуков» Печатание слов. | Занятие №52 Н.С. Варенцова |
Апрель, 1 неделя | Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его графическое изображение. Освоение послогового способа чтения. | Д/и «Найди отличия» | П/г «Ах если бы слоны...» А/г «Комплекс упражнений для шипящих звуков» Печатание слов. | Занятие №53 Н.С. Варенцова |
Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его графическое изображение. Освоение послогового способа чтения. | Д/и «Лабиринт» | П/г «Сколько обуви у нас» А/г «Комплекс упражнений для шипящих звуков» Печатание слов. | Занятие №54 Н.С. Варенцова |
Апрель, 2 неделя | Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его графическое изображение. Освоение послогового способа чтения. | Д/и «Кто спрятался?» | П/г «Ботинки» А/г «Комплекс упражнений для шипящих звуков» Печатание слов. | Занятие №55 Н.С. Варенцова |
Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его графическое изображение. Освоение послогового способа чтения. | Д/и «Зачеркни» | П/г «Наша квартира» А/г «Комплекс упражнений для свистящих звуков» Печатание слов. | Занятие №56 Н.С. Варенцова |
Апрель, 3 неделя | Совершенствование умения анализировать предложение. Развитие послогового и слитного способов чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели. | Д/и «Лабиринт» | П/г «Много мебели в квартире» А/г «Комплекс упражнений для свистящих звуков» Печатание слов. | Занятие №57 Н.С. Варенцова |
Совершенствование умения анализировать предложение. Развитие послогового и слитного способов чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели. | Д/и «Чего не стало?» | П/г «Наша семья» А/г «Комплекс упражнений для свистящих звуков» Печатание слов. | Занятие №58 Н.С. Варенцова |
Апрель, 4 неделя | Совершенствование умения анализировать предложение. Развитие послогового и слитного способов чтения. Развитие способности подбирать слова к пятизвуковой модели. | Д/и «Найди отличия» | П/г «Кольца» А/г «Комплекс упражнений для свистящих звуков» Печатание слов. | Занятие №59 Н.С. Варенцова |
Совершенствование умения анализировать предложение. Развитие послогового и слитного способов чтения. Развитие способности подбирать слова к пятизвуковой модели. | Д/и «Кто спрятался?» | П/г «Вышел дождик на прогулку» А/г «Комплекс упражнений для свистящих звуков» Печатание слов. | Занятие №60 Н.С. Варенцова |
Май, 1 неделя | Совершенствование умения анализировать предложение. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение грамматических правил. Развитие способности подбирать слова на заданный слог. | Д/и «Зачеркни» | П/г «Апельсин» А/г «Комплекс упражнений для свистящих звуков» Печатание слов. | Занятие №61 Н.С. Варенцова |
Совершенствование умения анализировать предложение. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение грамматических правил. Развитие способности подбирать слова на заданный слог. | Д/и «Лабиринт» | П/г «Корзина с овощами» А/г «Комплекс упражнений для сонорных звуков» звуков» Печатание слов. | Занятие №62 Н.С. Варенцова |
Май, 2 неделя | Совершенствование умения анализировать предложение. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение грамматических правил. | Д/и «Чего не стало?» | П/г «В магазине» А/г «Комплекс упражнений для сонорных звуков» звуков» Печатание слов. | Занятие №63 Н.С. Варенцова |
Совершенствование умения анализировать предложение. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение грамматических правил. | Д/и «Сделай как у меня» | П/г «Гномики-прачки» А/г «Комплекс упражнений для сонорных звуков» звуков» Печатание слов. | Занятие №64 Н.С. Варенцова |
Май, 3 неделя | Закрепление пройденного материала. Учить детей пересказывать прочитанный рассказ. | Д/и «Кто спрятался?» | П/г «Аленка-маленка» А/г «Комплекс упражнений для сонорных звуков» звуков» Печатание слов. | Занятие №65 |
Закрепление пройденного материала. Учить детей пересказывать прочитанный рассказ. | Д/и «Зачеркни» | П/г «Мышка» А/г «Комплекс упражнений для сонорных звуков» звуков» Печатание слов. | Занятие №66 |
Май, 4 неделя | Закрепление пройденного материала. Тренировка детей в беглом чтении рассказа. | Д/и «Найди отличия» | П/г «Пальчики» А/г «Комплекс упражнений для сонорных звуков» звуков» Печатание слов. | Занятие №67 |
Закрепление пройденного материала. Тренировка детей в беглом чтении рассказа.
| Д/и «Лабиринт» | П/г «Наша семья» А/г «Комплекс упражнений для сонорных звуков» звуков» Печатание слов. | Занятие №68 |
1. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.:«Школьная пресса», 2001.
2. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
3. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
4. Журова Л.Е «Обучение грамоте в детском саду». М.: «Педагогика», 1978г.
5. Картотека «Пальчиковые игры»
6. Картотека «Артикуляционная гимнастика»
7. Картотека «Дидактические игры для развития зрительного внимания»
8. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985.
9. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издательство Школа 2000.
10. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
11. Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999
12. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
13. Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
14. Магнитная доска (мольберт), фишки.
15. Набор трафаретов (дикие и домашние животные, овощи, фрукты, геометрические фигуры, животные жарких стран)
16. Разрезная азбука.
17. Раздаточный индивидуальный материал, карандаши цветные и простые.
18. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
19. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
20. С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.