kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Целью программы является построение системы работы в группе кратковременного пребывания для детей с ОВЗ, имеющих тяжелыенарушениям речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей планированиеработы во всех пяти образовательных областях, учитывая особенностиречевого и общего развития детей. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизическогоразвития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ОВЗ»

28



-







Рабочая образовательная программа

учителя – логопеда Нестерович А.В.

для детей с ограниченными возможностями здоровья группы кратковременного пребывания

муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад № 38»

на 2020 – 2021 учебный год



























г. Артём

2020 г.



Содержание


Раздел I. Целевой раздел. Пояснительная записка_______________________________3

1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность

МБДОУ_____________________________________________________________________3

1.2. Цель, задачи, принципы коррекционного обучения_____________________________4

1.3. Речевая характеристика воспитанников группы________________________________6

1.4. Оценка индивидуального речевого развития детей______________________________7

Раздел II. Содержательный раздел_____________________________________________8

2.1. Содержание коррекционной работы в соответствии с образовательными областями. Образовательная область «Речевое развитие»______________________________________8

2.3. Формы и направления взаимодействия со специалистами, семьями

воспитанников________________________________________________________________9

Раздел III. Организационный раздел__________________________________________13

3.1.Предметно-методический комплекс образовательного процесса__________________13

3.2.Организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды__14

Приложение

Приложение 1. Комплексно - тематическое планирование работы учителя-логопеда.___17

Приложение 2. Паспорт кабинета учителя-логопеда_______________________________19
































I. Целевой раздел.

Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие

деятельность МБДОУ

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения.

Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда составляют:

Международные:

1.Конвенция ООН о правах ребенка.

Федеральные:

1. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы дошкольных образовательных организаций"

5. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"

6. Типовое положение о специальном (коррекционном)

образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 №288, в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 № 212);

7. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997г. № 1204, с изменениями, утвержденными постановлением от 23 декабря 2002 г. № 919;

8. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191"О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы

за ставку заработной платы) педагогических работников" (с изменениями от

1 февраля 2005 г., 9 июня 2007 г., 18 августа 2008 г.);

9. Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).

10. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 (ред. От 13.07.2012)"О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы".

1.2. Цель, задачи, принципы коррекционного обучения

Целью программы является построение системы работы в группе кратковременного пребывания для детей с ОВЗ , имеющих тяжелые нарушениям речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей планирование работы во всех пяти образовательных областях, учитывая особенности речевого и общего развития детей. Комплексность педагогического

воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Задачи программы:

- дифференциация речевых нарушений,

- установление эмоционального контакта с ребенком;

- активизация речевой деятельности;

- формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;

- развитие речи в обучающей ситуации.

Реализуемая программа построена на принципе личностно развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Срок реализации программы 1 год.

Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с нарушением речи:

1. Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального воздействия одновременно на всю систему, а не последовательно-изолированно на каждый ее элемент. Принцип системного изучения всех психических характеристик конкретного индивидуума лежит в основе концепции Л. С. Выготского о структуре дефекта. Именно эта концепция позволяет системно проанализировать то или иное нарушение и организовать коррекционно-педагогическую работу с учетом структуры речевого дефекта. Наиболее полно этот принцип раскрывается в рамках деятельностной психологии, согласно которой человек всесторонне проявляет себя в процессе деятельности: предметно - манипулятивной, игровой, учебной или трудовой.

2. Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий

Основные принципы

Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с нарушением речи:

1. Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального воздействия одновременно на всю систему, а не последовательно-изолированно на каждый ее элемент. Принцип системного изучения всех психических характеристик конкретного индивидуума лежит в основе концепции Л. С. Выготского о структуре дефекта. Именно эта концепция позволяет системно проанализировать то или иное нарушение и организовать коррекционно-педагогическую работу с учетом структуры речевого дефекта. Наиболее полно этот принцип раскрывается в рамках деятельностной психологии, согласно которой человек всесторонне проявляет себя в процессе деятельности: предметно - манипулятивной, игровой, учебной или трудовой.

2. Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.

3. Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.

4. Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам — концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники должны уметь общаться в пределах этой темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями. Отбор языкового материала в рамках концентра осуществляется в соответствии с разными видами речевой деятельности. В пределах концентров выделяются микроконцентры, имеющие конкретную цель. Характерные признаки микроконцентров — ограниченность пределами одного вида упражнений, простая структура операций, небольшое количество, относительная непродолжительность, получение результатов сразу же после окончания работы.

Цикличность в учебном процессе чрезвычайно важна для закрепления освоенного материала. Это имеет особенно большое значение для детей со сниженной мнемической деятельностью и недостаточным контролем поведения. Соблюдение данного принципа обусловливает:

1) высокую мотивированность речевого общения;

2) доступность материала, который располагается в соответствии с общедидактическим требованием «от легкого к трудному», от уже усвоенного к новому. Монотемная работа над лексикой способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях.

5. Принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному.

В коррекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделяются два последовательных этапа (подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам

программы.

На подготовительном этапе формируются общефункциональные механизмы речевой и других видов деятельности (слуховое, зрительное восприятие, внимание и пр.). На основном этапе предусматривается формирование специфических механизмов речевой деятельности в соответствии образовательными задачами по другим направлениям коррекционно-развивающего процесса (произношение, лексика, грамматический строй и пр.).

6. Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.

7. Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.

8. Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.

9. Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.

10. Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений.

11. Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.

12. Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.

Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что

позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации.

1.3. Характеристика особенностей речевого развития детей с РАС

Группа воспитанников неоднородна и включает в себя различные речевые нарушения в совокупности с различными уровнями интеллектуального развития.

Рассмотрим, чем характеризуются речевые нарушения, имеющиеся у воспитанников группы.

Речевые расстройства, при аутизме (недоразвитие средств языка на фоне нарушения коммуникативной функции речи): многообразны и отличаются степенью выраженности: от почти совсем утраченной речи (остаются вокализации без обращений, бормотание, иногда - в состоянии аффекта - прорываются отдельные "слова - эхо", отражающие слышанную ребенком речь), до способности использовать в общении самостоятельную речь. Основные симптомы задержки и искажения речевого развития различаются в зависимости от степени аутизма.

Общие, специфичные особенности проявления: нарушение коммуникативной функции речи (избегание общения, что приводит к ухудшению возможности своего речевого развития). Речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Позднее появление в речи местоимения "Я" и других личных местоимений в первом лице. Выраженная стереотипность речи различной степени; часта склонность к "неологизмам". Почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий, частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.

При общем нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи возможно увлечение отдельными речевыми формами, постоянная игра звуками, слогами и словами, рифмование, пение, коверканье слов, декламация стихов наизусть "километрами". Но для общения с другими используется только скудный набор речевых штампов. Отсутствует активное словотворчество, свободная игра с речевыми формами. Развиваются речевые стереотипии (однообразные действия), позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатления, слова, фразы. У всех детей с разными вариантами проявления речевых нарушений встречается недостаточность понимания, осмысления речи.

Дети с интеллектуальной недостаточностью.

Развитие умственно отсталых детей дошкольного возраста характеризуется как «социальнонеблагополучный и характерен для детей с тяжелой умственной отсталостью и с множественными нарушениями в развитии. Это дети, которые ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а невербальные средства общения используют фрагментарно при целенаправленном длительном формировании в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.

Активная речь у этих детей примитивна, на уровне отдельных звуков и звуковых комплексов в виде мычания, произнесения слогов. При систематическом эмоционально- положительном взаимодействии со взрослым дети этого варианта развития дают значимую качественную положительную динамику в эмоциональных проявлениях: у них появляется чувствительность к голосу знакомого взрослого через появление мимических изменений губ рта, его широкое открытие, поднятие бровей, порой наблюдается подобие улыбки и артикуляционных кладов, типа – УУ, ИИ, МА.

У данной группы детей обращает на себя внимание сочетание умственной отсталости с грубой незрелостью эмоционально-волевой сферы, часто наблюдается эйфория с выраженными нарушениями регуляторной деятельности.

1.4. Оценка индивидуального речевого развития детей

Целевые ориентиры на этапе завершения обучения:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры

в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.











II. Содержательный раздел

2.1. Содержание коррекционной работы в соответствии с образовательными областями:

Образовательная область «Речевое развитие»

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с РАС, отсутствует или слабо выражена потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности; наблюдается несформированность языковых средств и/или недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную психологическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие речевых механизмов.

Цель речевого развития – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе общения и социального взаимодействия.

Примерная программа представлена следующими разделами: развитие потребности в общении, развитие понимания речи, и развитие экспрессивной речи.

1) Развитие потребности в общении:

− формировать аффективно-личностные связи у ребенка с взрослыми как основу возникновения интереса к общению;

− развивать эмоциональные средства общения ребенка с взрослыми;

− формировать умение принимать контакт;

− формировать умения откликаться на свое имя;

− формировать потребность в речевых высказываниях с целью общения с взрослыми и сверстниками;

− формировать понимание жестовой инструкции взрослого с речевым сопровождением, используя элементарные жесты во взаимодействии с педагогом;

− учить использовать доступные средства коммуникации с взрослым (жесты, слова: «привет, пока, на, дай»);

− стимулировать речевые проявления и инициативу детей: обращения, просьбы, требования;

− стимулировать речевые реакции в процессе общения с взрослым.

2) Развитие понимания речи:

− стимулировать внимание ребёнка к звучащей речи взрослого, интонации, голосу, зрительному восприятию ребенком говорящего, дополняя речь естественными жестами, мимикой, указаниями на предметы;

− активизировать восприятие речи на слух, называя новые звуки, слоги, слова, связанные с предметом, игрушкой, которая привлекает ребенка, на которую он направляет свой взгляд;

− создавать условия для развития слухового восприятия при использовании различных игр с музыкальными игрушками;

− формировать умение находить близко расположенный предмет, который называет взрослый;

− учить по просьбе находить и приносить игрушку, которая расположена далеко от ребенка;

− создавать условия для восприятия различных интонаций речевых высказываний (побуждающих, одобрительных, строгих, запрещающих), подкрепляя интонацию соответствующей мимикой лица и естественными жестами;

− учить выполнять запрет: «Нельзя!», «Стоп!»;

− формировать взаимосвязь между движением и его словесным обозначением, комментируя действия ребенка и собственные движения речью;

− учить выполнять просьбы, подкрепленные жестом: «Дай!»;

− учить выполнять простые инструкции сопровождаемые, соответствующим жестом: «иди ко мне», «сядь» и т.д.;

− учить выполнять простые инструкции, предъявляемые без жеста;

− учить детей слушать песенки, стихи;

− активизировать речевые реакции детей, совместно рассматривая предметы, игрушки, картинки и т.д.;

− учить показывать по просьбе знакомые предметы и их изображения.

3) развитие экспрессивной речи, в том числе средствами невербальной коммуникации:

− стимулировать использование жеста, указывающего на желаемый объект, что бы выразить просьбу;

− учить выражать просьбу с помощью вокализации, которая может сопровождаться взглядом и/или жестом, указывающим на желаемый предмет;

− учить выражать просьбу о помощи, протягивая предмет взрослому;

− стимулировать произнесение звуков/слогов/слов по очереди со взрослым;

− учить выражать отказ социально адекватными средствами (например, движением головы или кисти);

− учить указывать пальцем на близко (до 1м) расположенный желаемый предмет;

− учить делать выбор, показывая пальцем на один из 2-х предложенных предметов;

− стимулировать использование вокализации/звука/слога/слова и взгляда для выражения просьбы;

− учить детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой и глазами;

− учить детей подражать действиям губ взрослого в русле простой артикуляционной гимнастики;

− побуждать к звукоподражанию;

− создавать условия для активизации детей к речевым высказываниям в результате действий с игрушками;

− учить детей отвечать на вопросы: «Хочешь пить?» – «Да! Нет!», выражать свои потребности словом: «Дай пить», «Хочу сок», «Хочу спать» (в дальнейшем – с обращением).


2.2. Формы и направления взаимодействия со специалистами, семьями воспитанников.

Взаимодействие учителя – логопеда с воспитателем группы в реализации коррекционных мероприятий.

Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных на создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у них адекватных способов взаимодействия с окружающими и обеспечение в этом процессе ребёнка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. При этом основной целью

дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование позитивных личностных качеств. В группе осуществляется тесное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы. Рекомендации учителя-логопеда воспитателю группы по осуществлению коррекционно - образовательных мероприятий по развитию речи у детей фиксируются в тетради взаимосвязи. В тетрадь учитель-логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми.






Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя

Задачи, стоящие

перед учителем-логопедом


Задачи, стоящие

перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

3. Заполнение речевой карты изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

1. Создание обстановки

эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы

3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого -педагогической характеристики группы в целом

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

6. Расширение кругозора детей


7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7. Уточнение имеющегося словаря

детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация полексико-тематическим циклам

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

8. Развитие представлений детей о

времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей


10. Развитие фонематического

восприятия детей


10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда

11. Обучение детей процессам

звуко-слогового анализа и синтеза

слов, анализа предложений

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова


12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

13. Формирование навыков

словообразования и словоизменения

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок


15. Подготовка к овладению, а

затем и овладение диалогической

формой общения

15. Развитие диалогической речи

детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по

картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для

закрепления его работы

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении



Формы работы с родителями по реализации образовательной

области «Речевое развитие».

С целью повышения эффективности коррекционной работы по развитию речи у воспитанников групп компенсирующей направленности учитель- логопед вносит задания в тетрадь для индивидуальной коррекционной логопедической работы. Тетрадь оформляется для каждого ребенка, учитель- логопед записывает дату проведения индивидуальной коррекционной логопедической работы, примерное содержание. Тетрадь отдают родителям для выполнения рекомендаций учителя-логопеда.

План взаимодействия учителя-логопеда с родителями

Цель: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений у ребенка; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.


Организационная форма

Цель

Темы:


Педагогические

беседы

(индивидуальные

беседы с родителями,

совместные

индивидуальные

занятия с ребенком)

Познакомить родителей с задачами и содержанием коррекционной

работы. Наметить дальнейший путь

развития речевых процессов у детей.

«Особенности

развития речи детей дошкольного возраста»


Практикумы

Познакомить родителей со статистическими и динамическими упражнениями для

развития мышц

артикуляционного аппарата. Дать общее представление о логопедическом массаже, его необходимости и важности.

Обучение приёмов развития фонематического слуха у детей.

Обсуждение методов и

приемов развития связной речи

Папка-передвижка

«Артикуляционная гимнастика»

«Технология массажа

в работе с детьми, имеющими нарушения речи»

«Развитие фонематического слуха у дошкольников»

«Развитие связной

речи посредством общения»


Тематические

консультации

Рекомендации по

Проведению дыхатель-ной гимнастики.

Рассказать о необходимости развития грамматического строя речи.

Дать рекомендации по

Дальнейшей автоматизации поставленных звуков.

Ознакомительные

буклеты для родителей

Стенд «Развитие

речевого дыхания у детей с нарушением речи»

«Игры на формирование словоизменения»

«Ребенок зарычал,

засвистел, зашипел» (очная)

Проектная

деятельность


Вовлечение родителей в

совместную речевую деятельность

«Придумаем загадку

вместе»

«Давай придумаем

сказку»

«Нарисуй и расскажи

сюжет любимой сказки»








































III. Организационный раздел


3.1. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности

Игровые технологии

Концептуальные идеи и принципы:

- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;

- игровые методы и приемы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;

- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает

активность действий;

- игра как социально-культурное явление реализуется в общении.

Через общение она передается, общением она организуется, в общении она

функционирует;

- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;

- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат

прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;

- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные

потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции,

самореализации.

Технологии проблемного обучения

Концептуальные идеи и принципы:

- создание проблемных ситуаций под руководством педагога и

активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в

результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих

способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;

- целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;

- проблемное обучение основано на создании проблемной

мотивации;

- проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;

- проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Здоровьесберегающие технологии.

  • артикуляционную гимнастику (развитие органов артикуляционного аппарата);

  • мимическую гимнастику (способствует коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощённости;

  • дыхательную гимнастику (стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, координация ротового и носового дыхания, выработка нижнерёберного дыхания при активном участии диафрагмы);

  • пальчиковую гимнастику, кинезиологические упражнения, Су-джок терапия (развитие мелкой моторики, активизация различных отделов ГМ, коррекция проблем в различных областях личности);

  • массаж и самомассаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи;

  • зрительную гимнастику (снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации);

  • релаксацию (снимает физическое и эмоциональное напряжение);

  • физминутки (развивают двигательный аппарат ребёнка, укрепляет мускулатуру, активизирует сердечную деятельность, воспитывают ловкость и решительность, несут коррекционную речевую направленность, способствуют развитию психических процессов и личности в целом);

  • игровые упражнения (развитие слухового внимания, речевого, фонематического слуха и восприятия, творческого воображения, учат детей слушать и слышать, способствуют формированию активной познавательной позиции);

  • крупотерапия, песочная терапия (развитие мелкой моторики рук, развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи);

  • мнемотехника (расширение словарного запаса;
    появление интереса к заучиванию стихов, придумыванию историй;
    увеличение знаний об окружающем мире).

Психолого-педагогические технологии.

Концептуальные идеи и принципы:

- обеспечение эмоционального комфорта и позитивногопсихологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;

- обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья;

- создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья;

- в данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.

Организационно-педагогические технологии

Концептуальные идеи и принципы:

- определение структуры учебного процесса, частично

регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов;

3.2. Организация и содержание развивающей предметно - пространственной среды.

Образовательный процесс, организованный в соответствии с рабочей программой «Речевое развитие», начинается с создания безопасной развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольной образовательной организации.

Пространство группы организуется в виде разграниченных зон («центров»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

Речевая развивающая среда дошкольного образовательного учреждения раскрывается как фактор, сдерживающий или наоборот активизирующий процесс речевого развития ребенка, поэтому, создавая развивающую среду, важно учитывать возрастные особенности детей конкретной возрастной группы, а также уровень их речевого развития, интересы, способности и многое другое.

На основе анализа существующих психолого-педагогических исследований, в качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения мы выделяем следующие:

- речь педагога дошкольного образовательного учреждения;

- методы и приемы руководства речевым развитием разных сторон речи

детей дошкольного возраста;

- специальное оборудование каждой возрастной группы.

Одной из первых и самых важных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения является грамотная речь педагога. И это не случайно, поскольку речь педагога дошкольного учреждения основывается на том, что он закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, оказывает огромное влияние на все стороны речи ребенка. Речь педагога дошкольного образовательного учреждения характеризуется тем, что:

- имеет обучающую и воспитывающую направленность;

- главным является качество ее языкового содержания, обеспечивающее

высокие результаты труда;

- речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей

интеллектуального и духовного развития его личности;

- речь педагога – важная часть профессиональной культуры, которая

является культурой общечеловеческой.

Следующие составляющие речевой развивающей среды дошкольного учреждения – методы и приемы руководства речевым развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста, а также специальное оборудование каждой возрастной группы. Подбор данных составляющих напрямую зависит от возрастных особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.

Определяющим моментом организации речевой развивающей среды в каждой возрастной группе дошкольного образовательного учреждения является педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

В современных исследованиях содержательная линия речевого развития дошкольника определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства. Под речевой компетенцией понимается умение ребенка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя с этой целью речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция ребенка предусматривает следующие составляющие: лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую.

Лексическая компетенция предполагает наличие определенного запаса слов в пределах возрастного периода, способность адекватно использовать лексемы, уместно употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Ее содержательную линию составляют: пассивный и активный словарь в пределах возраста - синонимы, омонимы, антонимы; родственные и многозначные слова; основное и переносное значение слова; однокоренные слова; образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты. По количественной и качественной характеристике словарь ребенка достигает такого уровня, который позволяет ему легко и непринужденно общаться с взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах понимания ребенка.

Грамматическая компетенция предполагает приобретение навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Ее содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы; синтаксис и словообразование. При формировании грамматического строя речи у детей

закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.

Фонетическая компетенция предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.

Диалогическая компетенция предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение ребенка с окружающими людьми. Содержательная сторона диалогической компетенции - диалог между взрослым и ребенком, между двумя детьми; разговорная речь.

Монологическая компетенция предполагает сформированность умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.


3.3. Программно-методический комплекс образовательного процесса


- Е.А.Стребелевой, Е.А.Екжановой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

- К.С. Лебединская, О.С. Никольская. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1991.

- О. С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребенок: пути помощи. М., 2007.

- Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. — М.: Теревинф, 2006.

- Е.А.Стребелева «Коррекционно - развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» - М.; Гуманит, изд.центр ВЛАДОС, 2008

- Морозова С.С. «Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии»































Приложение


Приложение 1. Комплексно - тематическое планирование работы

учителя-логопеда.

Детский сад.

Знакомить с д/с как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников; предметное окружение, правила поведения в д/с, взаимоотношения со сверстниками. Знакомить детей друг с другом в ходе игр.

03.10-14.10

Овощи.

Дать детям представление о некоторых овощах, развивать умение отличать по внешнему виду овощи (огурец, помидор, морковь, репа), где и как растут овощи .

17.10-28.10

Фрукты.

Дать детям представление о некоторых фруктах, развивать умение отличать и называть по внешнему виду фрукты (яблоко, груша).

31.10-11.11

Осень.

Расширять знания детей об осени. Формировать обобщенное представление об осени как времени года. Приспособленности растений и животных к изменениям в природе.

14.11-25.11

Домашние животные и их детеныши

Расширять представления о домашних животных, их повадках, в зависимости от человека.

28.11-09.12

Дикие животные. Условия их обитания.

Расширять знания о диких животных. Знакомить с некоторыми особенностями поведения и питания. Где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке.

12.12-23.12

Зима в природе

Продолжать знакомить детей с зимой как временем года. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы, о безопасном поведении зимой.

26.12-30.12

Новогодний праздник

Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогодних праздников. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Вызывать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.

09.01-20.01

Профессии

Знакомить детей с трудом людей.

23.01-03.02

Мебель

Продолжать обогащать представление детей о мире предметов, рассказать о предметах облегчающих труд человека в быту. Закреплять умения правила обращения с этими предметами.

06.02-17.02

Деревья

Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе и дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревья.

20.02-24.02

Одежда

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением. Формировать умение квалифицировать хорошо знакомые предметы. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде, и устранять его при небольшой помощи взрослого.

27.02-03.03

Мамин праздник

Организовать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Расширять гендерные представления, воспитывать в мальчиках представления о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относится к женщинам.

06.03-10.03

Домашние птицы

Расширять знания о птицах. Продолжать знакомить с особенностями поведения и питания птиц. Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни птиц.

13.03-24.03

Транспорт

Расширять представления о видах транспорта и его назначении (водный и воздушный). Закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте.

27.03-07.04

Весна в природе.

Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. О весенних изменениях в природе.

10.04-21.04

Посуда

Знакомить с предметами домашнего обихода.Формировать умение группировать хорошо знакомые предметы.

24.04-05.05

Цветы в саду.

Расширять представления детей о цветах.

08.05-19.05

День семьи

Формировать знания о том, где работают родители, какважен для общества их труд. Воспитывать стремление радовать старших хорошими поступками

22.05-02.06

Мониторинг детского развития

Определение степени освоения детьми образовательной программы
















Приложение 2. Кабинет учителя – логопеда

Кабинет учителя-логопеда – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Освещение в кабинете осуществляется при помощи ламп дневного света и соответствует нормам СанПина. Над доской и рядом с зеркалом находятся дополнительные светильники. Площадь помещения освещена равномерно.

Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают в себя основные направления работы учителя- логопеда:

-диагностическую зону;

-коррекционно-развивающую зону;

-консультативную зону;

-методическую зону (пособия, программы, монографии и документация специалиста).

Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению логопедического обследования воспитанников.

Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал для развития и коррекции речевой деятельности воспитанников. Также включает в себя зону для индивидуальных и подгрупповых занятий.

Консультативная зона предусматривает создание рабочего места для проведения консультаций.

Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями

книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию логопеда.

Краткое описание использования кабинета

Работа учителя-логопеда ведется по следующим направлениям:

1. Диагностическая деятельность включает в себя комплексное

изучение особенностей речевого и психического развития ребёнка, что

предполагает выявление внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения.

2. Коррекционно-развивающее направление способствует формированию способов усвоения социального опыта у детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие компенсаторных механизмов становления речи ребёнка с проблемами в развитии;

преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование у воспитанников способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое применение, зрительная

ориентировка).

Развитие необходимого уровня психофизических функций.

3. Консультативная деятельность направлена на оказание

педагогической помощи воспитанникам, их родителям, педагогическим

работникам, администрации в вопросах развития, воспитания и обучения;

обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим

эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его возможности

4. Методическое направление включает в себя подбор научной и

практической литературы для разработки развивающих и коррекционных

программ и отвечает задачам организационно-планирующей деятельности

специалиста.

Кабинет учителя-логопеда можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия педагога с детьми разного возраста, их родителями и воспитателями.

3. Перечень основного оборудования

  • Стол педагога 1 шт.

  • Стул взрослый 2 шт.

  • Стол детский 2 шт.

  • Стул детский 6 шт.

  • Стеллаж 1 шт.

  • Зеркало с дополнительным источником освещения 1 шт.

  • Доска магнитная с дополнительной 1 шт.

Перечень методических средств кабинета

Диагностические комплекты:

1.Коваленко В.В., Конаваленко С.В. Экспресс-обследование

звукопроизношения у детей дошкольного возраста: М «Гном-Пресс», 2000

2.Володина В.С. Альбом по развитию речи М: РОСМЭН, 2010

Оснащение среды кабинета:

Центры развития

«Сенсорное

развитие»

Разрезные картинки из двух-шести частей.

Пирамидка (6 колец)

Матрешка (5-7)

Доски-вкладыши со сложными составными формами

Сортировочный ящик с прорезями

Набор картинок для группировки и обобщения

Серии из 4 – 6 картинок раз тем.

Сюжетные картинки крупного и мелкого формата

Набор кубиков с буквами и цифрами

Формирование крупной и мелкой моторике рук

«Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (фасолью,

горохом, чечевицей, мелкими морскими камешками).

Игрушки-шнуровки, игрушки- застежки.

Речевое развитие

Материал для работы над вуковой

культурой речи

Формирование фонетической стороны речи

Набор пособий для работы над речевым дыханием:

- оборудование для проведения дидактических игр (рамки, султанчики, вертушки);

- мыльные пузыри;

- дудочки;

- стеклянные пузырьки

- картинки-символы для выработки фонационного выдоха.

Пособия для работы над ритмической стороной речи.

- барабаны;

- набор речевых игр «Речь + движение».

Пособия для формирования фонематического слуха.

- звучащие игрушки

- картинки-символы звуков (демонстрационный и раздаточный материал)

Картотека наглядного материала для автоматизации и дифференциации звуков

Комплексы артикуляционной гимнастики.

Картинный и речевой материал для работы над звуко-слоговой структурой и звуконаполняемостью.

Игра «Договори словечко».

Материал для работы над словарем.

Обогащение активного и пассивного словаря

Демонстрационные игрушки

Демонстрационные картинки по лексическим темам.

Игры для закрепления обобщающих понятий («Четвертый лишний»,

«Назови одним словом», «Подбери картинку»).

Игры для названия частей целого предмета («Целое и часть»).

Опорные картинки: «Части растений», «Что нужно растениям».

Материал для работы над грамматическим строем.

Материал для усвоения категории числа («Один - много»)

Материал для усвоения предложно-падежных конструкций.

Картинки-схемы предлогов.

Материал для согласования числительных с существительными («Сосчитай»)

Материал для формирования связной речи

Серии сюжетных картин.

Опорные картинки для составления сюжетных рассказов.

Сюжетные картинки с проблемным сюжетом.

Сюжетные картинки для пересказа

Схемы для составления описательных рассказов.

Материал для обучения грамоте.

Разрезная азбука (демонстрационный материал для

усвоения букв).

Касса букв и слогов.

Демонстрационный материал для усвоения звуко-слогового анализа.

Демонстрационный материал для работы над предложением.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ОВЗ

Автор: Нестерович Александра Валентиновна

Дата: 17.11.2020

Номер свидетельства: 563574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства