«Содержание образовательной области «Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
• развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд);
• развитие детского творчества;
• приобщение к изобразительному искусству».
Рабочая программа по художественному творчеству для детей подготовительной к школе группы (с 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая_программа_по_художественному_творчеству_детей_6-7_лет_»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Уметская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова
Оржевский филиал
Рассмотрено и рекомендовано к Утверждена приказом
утверждению МС школы образовательного учреждения
Протокол № 5 от
7 июня 2013г. № 330 от 23 августа 2013 г.
Рабочая программа
по художественно-эстетическому направлению
Образовательная область: художественное творчество
Вид непосредственной образовательной деятельности:рисование , лепка, аппликация.
Возрастная группа: 6 - 7 лет
2018 - 2019 учебный год
Пояснительная записка
«Содержание образовательной области «Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
• развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд);
• развитие детского творчества;
• приобщение к изобразительному искусству».
Рабочая программа по художественному творчеству для детей подготовительной к школе группы (с 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика_ Синтез, 2005_2010.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика_Синтез, |К_2010.
Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика_Синтез, Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.
Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. _ М, 2005.
Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика_Синтез, 2005_2010.
Чалеэова Н. Б.
. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М. Б. Зацепиной . М., 2005.
Наглядно_дидактические пособия
Серия «Мир в картинках»
Филимоновская народная игрушка. — М.: Мозаика_Синтез, 2005_2010.
Городецкая роспись по дереву. — М,: Мозаика_Синтез, 2005_2010.
Полхов_Майдан. _ М.: Мозаика_Синтез, 2005_2010. :i
Простые узоры и орнаменты. — М.: Мозаика_Синтез, 2005_2010.
Сказочная Гжель. —M.: Мозаика_Синтез, 2005_2010,
Тайны бумажного листа. — М.: Мозаика_Синтез, 2005—2010.
Секреты бумажного листа. — М.: Мозаика_Синтез, 2005_2010
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год
Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю
Длительность непосредственно образовательной ситуации
Форма организации образовательного процесса
Рисование 72
Лепка (аппликация ) 36
2 раза в неделю
Чередуется (1 раз в неделю)
30 минут
групповая
Цель программы: формировать у детей устойчивый интерес к художественному творчеству, обогащать сенсорный опыт, развивать образное эстетическое восприятие, формировать эстетические суждения; воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
Задачи обучения по направлению программы:
Развитие продуктивной деятельности
Рисование
Предметное рисование. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.).
Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разные способы создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания гневного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения.
Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линии, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др. Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки. Постепенно подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (желто_зеленый, серо_голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое—в пасмурный), Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка. Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно_зеленые только что появившиеся листочки, бледно_зеленые стебли одуванчиков и их темно_зеленые листья и т. п.).
Сюжетное рисование.
Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа —передний план или дальше от него—задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.
Декоративное рисование.
Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др,). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.
Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Лепка
Развивать творчество детей. Формировать умение свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция).
Развивать умение создавать скульптурные группы из двух ,трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
Декоративная лепка.
Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.
Аппликация
Совершенствовать умение создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).
Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по собственному замыслу и по мотивам народного искусства.
Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой.
При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема); учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества.
Развитие детского творчества
Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету.
Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
Совершенствовать умение рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета.
Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.
Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их: вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
Приобщение к изобразительному искусству
Формировать основы художественной культуры. Продолжать развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей., о видах искусства (декоративно_прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк). Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи; И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март» «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри». «Иван=_царевич на Сером волке») и др. Расширять представление о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форма, пропорции, цвет, характерные детали, поза, движения и др.). Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврика, Е. Чарушин и др.).
Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.
Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).
Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Учить выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей.
Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т.д. Знакомить с архитектурой, опираясь на региональные особенности местности, в которой они живут. Рассказать детям, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники «Золотого кольца» и другие — в разных городах свои.
Развивать умение передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).
Расширять знания детей о творческой деятельности, ее особенностях; учить называть виды художественной деятельности, профессию деятеля искусства (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т. п).
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Объяснять детям значение органов чувств человека для художественной деятельности, учить соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают,стихи читают и слушают и т.д.).
Познакомить детей с историей и видами искусства; учить различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями).
Формировать положительное отношение к искусству.
Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес
к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
Эстетическая развивающая среда. Продолжать расширять представления детей об окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера).
Развивать стремление любоваться красотой объектов окружающей среды: изделиями
народных промыслов, природой, архитектурными сооружениями.
Учить детей выделять радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель, оформление участка и т.п.).
Привлекать детей к оформлению выставок в группе, детском саду, к организации игровых уголков, расположению материалов для самостоятельной творческой деятельности и т.п.
Формировать у детей умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:
Образовательная область «Художественное творчество»
Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-_прикладное и народное искусство.
Называет основные выразительные средства произведений искусства.
Рисование. Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
Использует разные материалы и способы создания изображения.
Лепка. Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создает сюжетные композиции из 2_3 и более изображений.
Выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа. Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
Аппликация. Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания.
Создает сюжетные и декоративные композиции.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год.
К концу года дети могут
По ознакомлению с искусством
- выделять виды изоискусства
- выделять жанры изоискусства
- «читать» произведения искусства
По ознакомлению с народнымдекоративно-прикладнымискусством
- Знать характерных особенностей народных промыслов
- Уметь рисовать орнамент
- Уметь лепить глиняные игрушки
- Уметь расписывать глиняные игрушки
Лепка
-.Владеть техническими навыками работы с глиной
- создавать скульптурные группы
- передавать выразительность образа
Рисование
- Знать цвет , форму/пропорции, создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений, использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения
Аппликация
Владение приемами вырезывания, сгибания бумаги. Объемная аппликация. Мозаика
Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности
Тема занятий
Программные задачи
Дополнительное методическое обеспечение
1
2
3
4
5
6
1
сентябрь
Лепка «Магазин «Овощи – фрукты»
Учить лепить из соленого теста овощи и фрукты. Закреплять навыки лепки фигурок из составных частей. Формировать умение работать стекой.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.142. Г.С.Швайко, стр.16
Беседы о том, что осенью в садах собирают урожай фруктов. Рассматривание разных овощей и фруктов.
2
сентябрь
Аппликация «Ваза для осеннего букета»
Учить самостоятельно выбирать средства для создания задуманных изделий; основам дизайнерского искусства; получать красивые цветосочетания. Формировать умение замечать и исправлять недостатки своих работ.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.143. Г.С.Швайко, стр.21.
Беседа о натютморте по репродукциям картин художников. Рассматривание ваз с цветами, ветками.
3
4
сентябрь
Лепка
Аппликация
Мониторинг
Заполнение персональных карт развития детей
5
октябрь
Лепка «Кисть рябины»
Развивать навыки разминания и размазывания по картону для создания необходимого фона композиции; раскатывания для создания ягод; примазывания для прикрепления элементов композиции к картону.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.142
Наблюдение осенних явлений в природе, рассматривание кустов, деревьев, расцвеченных осенью
6
октябрь
Аппликация «Разноцветные автомобили»
Учить воплощать свой замысел с помощью имеющихся материалов, украшать работу вырезанными картинками. Совершенствовать навыки работы с ножницами и клеем.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.139. Г.С.Швайко, стр.96
Чтение книг, рассказов, знакомство с транспортом, трудом взрослых, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов.
7
октябрь
Лепка по замыслу по мотивам дымковской игрушки
Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Упражнять в лепке игрушки по замыслу по типу народных глиняных игрушек из целого куска глины.
О.А.Соломенникова «Радость творчества», стр.25
Знакомство с образцами народной лепки.
8
октябрь
Аппликация «Новый район города»
Создавать несложную композицию, подбирать цвет изображений, дополнять композицию характерными деталями. Закреплять умение по - разному располагать в пространстве листа изображения зданий. Упражнять в аккуратном вырезании и наклеивании.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.169. Г.С.Швайко, стр. 104
Предложить родителям понаблюдать картину вечернего города с детьми. Подобрать и рассмотреть с детьми иллюстрации.
9
ноябрь
Лепка по замыслу
Определять содержание своей работы. Использовать знакомые приемы лепки. Развивать умение выбирать лучшие работы, творческие способности.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.145, 151
Беседы с детьми , разговоры о любимых игрушках, животных, о том, что интересного они видят вокруг.
10
ноябрь
Аппликация «Моя родословная – образ моей семьи. Панно «Моя родословная»
Закреплять представление о семье. Формировать элементарное представление о родословной. Развивать изобразительное творчество. Воспитывать любовь к своей семье.
Учить лепить животных , используя форму (шар, овал), соединять части методом примазывания: длинные уши, короткий хвост. Формировать желание доводить работу до конца.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.158
Знакомство с искусством керамики.
12
ноябрь
Аппликация «Украшение платка»
Закреплять навыки создания узора на квадрате с использованием известных элементов народных росписей, геометрических, растительных орнаментов. Учить самостоятельно придумывать композицию, узор, выбор цвета, заполнять орнаментом весь лист.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.140
Наблюдения на прогулках, экскурсиях, рассматривание декоративных изделий с осенней расцветкой (платки, ткани).
13
декабрь
Лепка «Стрекоза и муравей»
Обогащать знания о стрекозах и муравьях. Развивать навыки лепки из целого куска пластилина; фигурки из составных частей методом примазывания. Учить создавать единую композицию, использовать дополнительный бросовый материал для дополнения композиции яркими деталями.
Развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания, создание мозаики узора, интерес к методу обрывания. Упражнять в подборе разных оттенков синего и голубого цвета при изображении воды.
Чтение книг, рассматривание иллюстраций о животных севера нашей страны, просмотр диафильмов.
15
декабрь
Лепка по замыслу
Закреплять умение самостоятельно выбирать содержание для своей работы. Использовать знакомые приемы лепки. Формировать умение оценивать работы, развивать творчество.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.151
16
декабрь
Аппликация «Царство золотой рыбки»
Формировать умение создавать сказочные объекты и сюжеты. Упражнять в использовании разных приемов вырезания. Развивать воображение, умение придумывать необычный образ . учить подбирать нужный цвет для создания фона и композиции.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.150
Наблюдения в уголке природы, уход за рыбками, рассматривание иллюстраций.
17
январь
Лепка «Зимние узоры Деда Мороза»
Развивать навыки лепки барельефа – изображения из пластилина на плоской пластине; создания выпуклого изображения из пластилина. Совершенствовать приемы примазывания для скрепления частей изображения. Развивать творческое изображение.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.163 («Завиток»)
Рассматривание образцов народного творчества в изделиях и репродукциях
18
январь
Аппликация «Бусы на елку»
Развивать фантазию и творческое воображение. Совершенствовать навыки аппликации. Учить выбирать лучшие изделия.
Подготовка к новогоднему празднику, разучивание песен, стихов, танцев. Рассматривание открыток.
19
январь
Лепка «Декоративные пластины»
Создавать декоративные рисунки на глиняных пластинах, пользуясь новой техникой работы, поворачивать создаваемое в лепке изделие , чтобы рассмотреть фигурку то с одной, то с другой стороны. Закреплять умение работать стекой.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.169
Рассматривание декоративных изделий из глины
20
январь
Аппликация «Матрешка в хороводе»
Формировать умение вырезать фигуры по контуру. Создавать сложную плавную конструкцию. Развивать навыки симметричного вырезывания силуэта матрешки из листа бумаги, сложенной в двое, чувство цвета и композиции. Учить органично размещать свою бумажную фигурку в общей композиции.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.170
21
февраль
Лепка «Гжельский чайник»
Продолжать знакомить с гжельскими изделиями. Упражнять в лепке изделия из составных частей, примазывания к корпусу ручки и носика чайника. Упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания для выполнения отдельных деталей.
О.А.Соломенникова «Радость творчества», стр.75
Рассматривание изделий народных промыслов, иллюстраций, открыток.
22
февраль
Аппликация «Поздравительная открытка для папы»
Закреплять представления о семье. Уважительное отношение к своим родным и близким. Развивать изобразительное творчество. Учить доводить начатую работу до конца.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.166
Подготовка к празднику, разучивание песен, стихов, беседы о папе, его труде.
23
февраль
Лепка «Животные жарких стран»
Развивать навыки лепки, составляя предмет из отдельных частей, которые соединяются с помощью примазывания, передача движения фигуры. Использовать ножницы для придания эффекта «растрепанности».
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.173
чтение книг, рассматривание иллюстраций о животных жарких стран, диафильмов.
24
март
Аппликация «Розы в подарок маме»
Закреплять умение симметричного вырезания из бумаги; навыки коллективной работы. Развивать навыки выполнения аппликации – мозаики, выполненной методом обрывания. Учить сочетать обрывание с вырезанием для получения выразительного образа.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.166
Подготовка к празднику 8 Марта, разучивание песен, стихов, беседа о труде мамы.
25
март
Лепка «Цветы для бабушки»
Расширять и закреплять представления о родственных отношениях. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Развивать навыки разминания и равномерного размазывания пластилина по картону, основные приемы лепки; чувство композиции; умение гармонично размещать изображение на поверхности основы.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.173 (декор.рис.)
Рассматривание альбомов, открыток.
26
март
Лепка «В гости к дедушке и бабушке»
Учить создавать образ сказочного героя, изготавливать подарок для дедушки и бабушки. Воспитывать любовь к своим родным, семье.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.172. Г.С.Швайко, стр.114
Экскурсия в парк, наблюдения за грачами, весенними изменениями в природе и на участке детского сада, рассматривание весенних пейзажей.
29
апрель
Аппликация «Петрушки на празднике»
Закреплять знания о теплых, холодных цветах. Учить использовать в костюмах контрастные сочетания. Знакомить с оттенками. Развивать восприятие цвета и побуждать к поискам более точных оттенков цвета изображаемого предмета.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.170
30
апрель
Лепка «Чайный сервиз для куклы Кати»
Учить расписывать вылепленные модели по мотивам народного искусства; лепить различные предметы посуды, передавая их формы, пропорции.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.132
Рассматривание посуды для кукол, сервизов для детей, игры в игровом уголке.
31
апрель
Лепка «Царевна – лягушка»
Учить создавать панорамную картину по сказке. Лепить фигуры животных и людей из целого куска, намечая сначала общую форму, а затем детали. Формировать умение проводить основную работу движениями пальцев, иногда кистями обеих рук.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.168
Чтение и рассказывание сказки
32
май
Аппликация по замыслу
Учить определять содержание своей работы. Выбирать знакомые приемы аппликации. Развивать умение видеть лучшие работы.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.173
33
май
Мониторинг
34
май
Лепка
«Утка с утятами на пруду»
Формировать умения передавать в поделке характерные движения животных, создавать выразительные образы.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Рассматривание сюжетных картинок.
35
май
Аппликация «Вырезание разноцветных флажков»
Развивать творческое воображение, совершенствовать умение создавать предметные изображения с натуры и по представлению; продолжать развивать чувства цвета, колорита, композиции.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Подвижная игра «Краски».
36
май
Лепка персонажа любимой сказки
Развивать творческое воображение; продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф)
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности
Тема занятий
Программные задачи
Дополнительное методическое обеспечение
1
2
3
4
5
6
1
сентябрь
Родная улица моя
Совершенствовать навыки изображения высотных домов, различных видов транспорта. Развивать навыки рисования пастельными и восковыми мелками.
2-3
сентябрь
«Натюрморт. Дары осени»
Закрепить знание о жанре живописи – натюрморт. Дать представлении о композиции. Показать роль цветового фона для натюрморта. Совершенствовать технику рисования с натуры, добиваться более точной передачи строения, формы, пропорции. Обратить внимание на положение предметов относительно центра композиции, друг друга.
Чтение рассказа В.Катаева «Грибы». Рассматривание иллюстраций, репродукций картин художников с изображением натюрморта
4
сентябрь
О чем расскажет наша книга
Расширить представление о видах изобразительного искусства. Познакомить с приемом оформления книги: иллюстрацией.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
5
сентябрь
Мониторинг
6
сентябрь
«Роспись доски городецким узором»
Углубить и закрепить знания о городецкой росписи. Закрепить умение пользоваться приобретенными приемами рисования. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме.
О.А.Соломенникова «Радость творчества», стр.50
7
сентябрь
Цветы гжели
(коллективная работа)
Углубить и закрепить знание о гжельской росписи. Закрепить понятие «колорит».
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
8
сентябрь
Пейзажи И.И. Левитана
Продолжить знакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Учить замечать красивое в природе и пейзажной живописи.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Познакомить с творчеством и.И. Левитана, составление рассказов о картинах художника.
9
октябрь
Здравствуй,
это я !
Упражнять в умении делать наброски. Закреплять умение передавать характерные особенности, специфические черты, отражать их в рисунке.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
10-11
октябрь
Рисование «Знакомство с хохломской росписью»
Расширять знания о видах декоративно – прикладного искусства. Учить видеть особенности хохломской росписи.
О.А.Соломенникова «Радость творчества», стр.85
Рассматривание народных узоров. Рисование комнатных цветов.
12
октябрь
«Мы едем, едем, едем…»
(предметное рисование)
Учить рисовать цветными восковыми мелками с последующей заливкой черной тушью. Совершенствовать навыки подбора нужного цвета и составления оттенков. Развивать чувство цвета и композиции.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
13
октябрь
Что за чудо – эта книга»
Расширить представление о приемах оформления книги. Познакомить с оформлением обложки.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
14
октябрь
Образ моей семьи.
Формировать элементарные представления о родословной как об истории и образе своей семьи.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
15
октябрь
Комнатные цветы. Папоротник.
Совершенствовать технику рисования с натуры. Добиваться более точной передачи строения, формы, пропорции. Учить размещать изображение на листе.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
16
октябрь
Знакомство с картинами И. Шишкина
Познакомить с творчеством И. Шишкина. Учить рассматривать картины «Рожь», «Утро в сосновом бору», замечать красивое в природе, рассказывать о бережном отношении к ней.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Знакомство с творчеством художника И. Шишкина.
17
ноябрь
Рисование по замыслу.
Развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Продолжить учить изображать предметы, объекты с помощью приемов рисования.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
18-19
ноябрь
Рисование «Знакомство с жостовской росписью»
Расширять представления о видах народного декоративно – прикладного искусства. Познакомить с жостовской росписью. Продолжать закреплять навыки кистевой росписи. Закреплять понятие «колорит».
О.А.Соломенникова «Радость творчества», стр.95
Рассматривание изделий народных промыслов, художественных открыток с изображением букетов цветов, выделение узоров , колорита.
20
ноябрь
Рисование «Портрет «Красавица Осень»
Знакомить с новым жанром живописи – портретом. Учить рисовать женское лицо, соблюдая пропорции, соотношение его размерам частей лица. Закреплять умение делать набросок рисунка карандашом и потом закрашивать его красками, смешивая цвета на палитре.
Расширять представления о художниках-иллюстраторах детской книги. Учить видеть разнообразие в рисунках, соотносить характеры героев с их изображением.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Познакомить с творчеством Ю. Васнецова, Е. Чарушина
22
ноябрь
Конек-Горбунок ( по сказке П. Ершова.
Учить передавать в рисунке содержание эпизода знакомой сказки. Закреплять умение располагать рисунок на листе в соответствии с содержанием.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
23
Ноябрь
Осенний букет в вазе.
Учить передавать в рисунке цветовые сочетания, характерные для поздней осени, изменять настроение картины, применяя нужные оттенки.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
24
ноябрь
Рисование по замыслу
Продолжать развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца; учить рисовать акварелью.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
25
декабрь
Волшебный мир сказок В.М. Васнецова.
Прививать интерес к творчеству художника В.М. Васнецова. Обратить внимание на творческую манеру, специфику средств выразительности.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
26-27
декабрь
Коняшки гуляют.
Продолжать учить рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора. Упражнять в способе рисования фигуры слитной линией.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
28
декабрь
«Белая береза под моим окном…»
Учить выделять особенности изображения деревьев различной породы, любоваться зимним пейзажем.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
29
декабрь
Снежная королева (создание обложки).
Закреплять знания о роли и особенностях обложки для книги. Совершенствовать стремление создавать в рисунке образы сказочных героев, используя определенную цветовую гамму.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
30
декабрь
Аленький цветочек ( по сказке С.Т. Аксакова)
Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество детей.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
31
декабрь
Рисование «…Идет волшебница зима»
Обобщить и уточнить знания о различных свойствах красок (гуашь, акварель). Воспитывать умение пользоваться знаниями свойств изобразительных средств для достижения цели в работе. Развивать эстетическое восприятие. Совершенствовать владение различными приемами рисования.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.156
Чтение рассказов и сказок о зиме. Рассматривание иллюстраций, разучивание песен и стихов.
32
декабрь
Рисование «Новогодняя открытка»
Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание поздравительной открытки, осуществлять замысел, используя приобретенные умения и навыки. Развивать чувство цвета и творческие способности.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.157. Г.С.Швайко, стр.62.
Подготовка к новогоднему празднику, разучивание песен, стихов, танцев. Рассматривание открыток.
33
январь
Откуда хлеб на стол приходит.
Расширять знания о художниках. Закреплять умения изображать людей, машины.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Познакомить с репродукциями картин И. Шишкина «Рожь», И, Машкова «Снедь московская: хлебы».
34
январь
Звери, птицы – небылицы.
Расширять представление о скульптурах малых форм, выделяя образные средства выразительности ( форма, пропорции, цвет, характерные детали), поза, движения.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
35
январь
Серая Шейка ( по сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка).
Формировать умение выбирать сюжет. Учить создавать образы природы леса, лесной поляны, реки, птиц, лисы, зайца, Серой Шейки.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Слушание сказки и рассматривание иллюстраций к ней.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
38
январь
Бокал и ветка ели (рисование с натуры)
Совершенствовать технику рисования с натуры. Добиваться более точной передачи строения, формы и пропорции.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
39
январь
Рисование «Зимние забавы»
Учить передавать движение. Развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Продолжать учить рисовать с использованием всех известных приемов рисования.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.160
Игры на прогулке, наблюдения за движениями детей, рассматривание иллюстраций.
40
январь
Боярышни
Развивать умение составлять узор на юбке боярышни из знакомых элементов.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Рассматривание игрушки.
41
февраль
За чашкой чая
Учить использовать изобразительные средства для получения выразительного образа, гармонично размещать элементы рисунка на листе бумаги.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Рассматривание игрушек и иллюстраций, изображающих чаепитие, участие в беседе о традиции чаепития в семье.
42
февраль
Знакомство с храмовой архитектурой
Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, арматурный полог по периметру здания, круглая часть над куполом.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Рассматривание иллюстраций.
43
февраль
Играем в подвижную игру «Волк во рву» (сюжетное рисование)
Учить передавать в рисунке движение, использовать различные виды изобразительного материалы.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
44
февраль
Экскурсия в зимний парк (рисование с натуры)
Закреплять умение изображать группу предметов(деревья и кустарник, находящиеся рядом). Учить способу изображения нескольких предметов с натуры в простейшем плоскостном выражении.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Любование зимней природой, диалоги об увиденном.
45
февраль
Рассматривание репродукции картины И. Грабаря «Февральская лазурь»
Формировать представления о пейзажной живописи. Воспитывать интерес к пейзажной живописи. Учить выделять средства выразительности: колорит, композицию, линию.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Знакомство с творчеством И. Грабаря и особенностями его пейзажной живописи.
46
февраль
Рисование «Лучший в мире папа» .
Учить передавать в рисунке основные детали костюма папы, рисовать фигуру человека, соблюдая пропорции строения тела.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.144
Наблюдения во время экскурсий, прогулок.
47
февраль
Рисование по замыслу.
Продолжать развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца ; учить рисовать акварелью.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,
Рассматривание иллюстраций.
48
март
Палех. Искусство лаковой миниатюры.
Познакомить с художественными особенностями палехской росписи.
Развивать навыки рисования акварелью «по сырому», чувство цвета и композиции, учить изображать корабль с поднятыми парусами.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Рассматривание и анализ картин, изображающих корабли.
49
март
Картина А.Саврасова «Грачи прилетели»
Учить понимать основную мысль произведения, видеть изобразительные средства, которыми пользуется художник для передачи своих впечатлений и чувств.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Знакомство с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели».
50
март
Кот в сапогах (по сказке Ш. Перро)
Учить передавать в рисунке содержание эпизода знакомой сказки. Закреплять умение располагать рисунок на листе в соответствии с содержанием эпизода.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Краткий пересказ знакомой сказки Ш.Перро «Кот в сапогах»
51
март
Рисование «Портрет моей мамы»
Учить передавать в рисунке основные детали костюма мамы; рисовать фигуру человека, соблюдая пропорции строения тела человека. Воспитывать эмоциональное отношение к образу.
А.А.Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», стр.135
Организовать выставку портрета.
52
Март
Сирень в вазе (рисование с натуры)
Учить понимать жанровые особенности натюрморта и пейзажа; рассматривать картину, передавать характерные особенности цветов сирени, используя прием накладывания краски нескольким слоями.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Рассматривание картин.
53
март
Что такое планетарий?
Расширять представления об окружающем мире. Учить изображать здания круглой формы с куполообразной крышей.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Рассматривание иллюстрированного альбома о планетариях.
54
март
Рисование по замыслу на тему «Весна на улице»
Развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Наблюдения за изменениями на улице весной.
55
апрель
Группа предметов в беседке
Учить сравнивать предметы разной величины и формы, располагать их на листе бумаги.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
56
апрель
Искусство русской глиняной игрушки.
Формировать умение замечать выразительность цвета. Закрепить знания об особенностях росписи дымковской и филимоновской игрушек.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
57
апрель
В синем небе голосок, будто крошечный звонок…
Учить рисовать жаворонка, выстраивая изображение из составных частей, воспроизводить на рисунке птицу в движении.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Учить использовать различные виды изобразительного материала. Закреплять умение изображать фигуры человека и животных в движении.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Участие в подвижной игре, наблюдения за фигурой человека в движении.
59
апрель
Лимон и апельсин
(рисование с натуры)
Закреплять знания о натюрморте, развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Участие в дидактической и развивающей игре на закрепление представления о разнообразии цветов и оттенков.
60
апрель
Рассматривание картин П. Кончаловского «Сирень», В. Ван Гога «Белая сирень»
Расширять знания об изобразительном искусстве. Знакомить с новыми произведениями живописи.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Рассматривание и сравнение картин П. Кончаловского и В. Ван Гога.
61
апрель
Рисуем диких животных.
Закреплять навыки рисования животных, выполнять набросок карандашом задуманного рисунка.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Рассматривание иллюстраций диких животных.
62
апрель
Путешествие на космическом корабле.
Развивать
Творческую фантазию, образное мышление. Учить рисовать цветными восковыми мелками с последующим покрытием тушью или гуашью.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Рассматривание иллюстраций космических кораблей.
63
май
Морские пейзажи И. Айвазовского
Расширять знания о жанрах живописи. Дать определение «морской пейзаж».
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Знакомство с творчеством художника-мариниста И. Айвазовского.
64
май
Круглый год. (сюжетное рисование)
Продолжать учить создавать пейзажные рисунки на заданную тему. Уточнять представления о природе.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
65
66
май
Моя любимая сказка (рисование по выбору)
Продолжать развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Формировать умение рассматривать свой рисунок и оценивать его.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
67
май
Мониторинг.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
68
май
На арене цирка
Продолжить знакомить с анималистическим жанром.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
69
май
Лето красное
Совершенствовать умение изображать предметы с натуры; продолжать развивать свободу и одновременно точность движений рук под контролем зрения, их плавность , ритмичность; развивать представления о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
70
май
Пчелка на цветке черемухи.
Формировать умение строить композицию рисунка; передавать колорит весенней природы; развивать воображение; воспитывать интерес к явлениям природы.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
71
май
Цвета радуги.
Закреплять умения рисовать по собственному замыслу, самостоятельно продумывать содержание, композицию рисунка, материал для рисования; воспитывать любовь к Родине.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
72
май
Сказочный дворец
Закреплять знание об архитектуре, теплых и холодных странах;учить самостоятельно и умело использовать знания,приобретенные ранее.
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала
Образовательная область «Художественное творчество»
Изобразительная деятельность
№ задания
Ребенок показывает:
Методика проведения
Оборудование
Задание 1
Различает виды изобразительного искусства
Ребенку предлагается сгруппировать картинки в соответствии с жанрами.
Вопросы:
- По какому признаку ты их объединил?
- Назови жанры живописи?
Дидактическая игра «Виды искусства»
Репродукции картин.
Задание 2
Использует разнообразные способы создания изображения
Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности.
Задание 3
Умеет смешивать краски для получения новых цветов и оттенков
Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности.
Задание 4
Знает особенности изобразительных материалов
Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности.
Владеет композиционными умениями: располагает изображение на листе с учетом его пропорций
Воспитатель читает сказку Тайц «Под грибком» и предлагает нарисовать один из эпизодов.
Альбом, краски.
Задание 4
Умеет рисовать по замыслу
Ребенку предлагается нарисовать рисунок на свободную тему.
Краски, альбом, кисточка
Задание 5
Наличие знаний о различных декоративных росписях
Дидактическая игра «Узнай узоры».
Оценка результатов:
5 баллов - ребенок владеет способами графического изображения: знает и умеет рисовать пейзаж; передает различия в величине изображаемых объектов (дерево высокое, цветок ниже дерева); размещает изображение на листе в соответствии с реальным изображением (передний и задний план); передает движения людей, прорисовывает мелкие детали, характерные особенности для передачи выразительных образов животных, растений; проявляет самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения; использует разные материалы, аккуратно закрашивает; самостоятельно использует все элементы росписи, правильно передаёт цветовую гамму; доводит работу до конца.
4 балла – ребенок владеет способами графического изображения; знает тип росписей; допущенные ошибки исправляет при незначительной помощи воспитателя.
3 балла – ребенок относительно владеет способами графического изображения: знает, что такое пейзаж, но испытывает затруднения в его передаче; присутствует незаконченность сюжета; изображение по всему листу, есть неточности в передаче переднего и заднего плана рисунка; при помощи взрослого определяет тип росписи, подбирает цветовую гамму, техника выполнения слабая.
2 балла – планирует результат изобразительной деятельности с помощью взрослого; содержание и выразительные средства однообразны; допускает ошибки в определении вида росписи.
1 балл – технические навыки освоены очень слабо; не знает элементов росписи; не приступает к работе без помощи взрослого.
Аппликация
Задание 1
Вырезание несложных форм
Ребенку предлагаются листы квадратной и прямоугольной формы. Необходимо показать, какими приемами вырезания он владеет.
- Что нужно сделать, чтобы получилось несколько одинаковых фигур?
Листы бумаги квадратной и прямоугольной формы, ножницы.
Задание 2
Вырезание сложных форм
Задание 3-4
Умение наклеивать и составлять композицию.
Предлагается ребенку сделать аппликацию «Ваза с цветами» (цветы объемные).
Трафареты разных форм ваз, квадратики и прямоугольники цветной бумаги, клей.
Критерии оценки:
5 баллов – ребенок активно использует приемы аппликации, владеет техническими навыками; вырезает нужные детали (из квадрата – круг, из прямоугольника – лист для цветочка); применяет различные способы вырезывания; передает пропорцию, изображение располагает по всему листу; аккуратно приклеивает детали; может передать объем;
4 балла – ребенок владеет техническими навыками, различными способами вырезывания, передает пропорции; допущенные ошибки исправляет сам или при небольшой помощи взрослого;
3 балла – справляется с работой с незначительной помощью взрослого; основные технические навыки сформированы достаточно хорошо; проявляет творчество;
2 балла – работу выполняет без творчества; полностью копирует образец.
1 балл – ребенок не выполняет задание даже при непосредственной помощи педагога.
Лепка
Задание 1
Умеет лепить с натуры и по представлению
Ребенку предлагается создать сюжетную композицию по своему желанию – «Кто живет в лесу» или «Моя любимая игрушка». Обратить внимание на пропорции, характерные особенности, передачу динамики объекта.
Пластилин, стека.
Задание 2
Передавать характерные особенности предметов
Задание 3
Умеет лепить мелкие детали, стекой наносить рисунок (глаза, шерсть,
чешуйки рыбы, перышки птиц и т.д)
Оценка результата:
5 баллов – ребёнок легко справляется с заданием, использует знакомые приёмы лепки, передаёт пропорции и характерные особенности, пользуется стекой.
4 балла – ребенок справляется с заданием, все недочеты в пропорциях и признаках животного, исправляет сам или при небольшой помощи взрослого;
3 балла - лепит из отдельных частей; несоответствие пропорций; отсутствует динамика и сюжет;
2 балла – ребёнок лепит с помощью взрослого, демонстрирует невысокий уровень творческой активности;
1 балл – ребенок не выполняет задание даже при непосредственной помощи педагога.
Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Художественное творчество»
№
п/п
Фамилия, имя ребенка
Рисование
Аппликация
Лепка
Баллы
Средний балл
Уровень развития
Различает виды изобразительного ис-ва
Использует разнообразные способы создания изображения
Умеет смешивать краски для получения новых цветов и оттенков
Знает особенности изобразительных мат-лов
Владеет композиционными умениями: располагает изображение на листе с учетом его пропорций
умеет рисовать по замыслу
Наличие знаний о различных декоративных росписях;
Вырезание несложных форм
Вырезание сложных форм
Составление композиций по образцу
Составление композиций по замыслу
Умеет лепить с натуры и по представлению
Передавать характерные особенности предметов
Умеет лепить мелкие детали, стекой наносить рисунок