Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12» Радуга»
"Согласовано" "Утверждено" старший воспитатель МДОУ №12» Радуга» заведующий МДОУ №12 » Радуга» __________________Устинова Л.А ____________________ Кожина Е.С.
п.им. Цюрупы
2017-2018 год.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12» Радуга» осуществляет приоритетное художественно- эстетическое направление с обновлением содержания образования дошкольников, расширяя и углубляя знания, умения и навыки детей в этой области. Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом, книгой.. Книга — это и возможность общения детей со взрослыми. Через их речь, интонацию воспринимаются сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенными от злого и страшного. Наверное, есть немало других причин, объясняющих любовь малышей к чуду, имя которому — детская книга. Ее тайна остается с человеком на всю жизнь. И в любом возрасте при встрече с книжкой своего детства нас охватывает радостное, трепетное чувство.
Работа кружка по познавательному и речевому развитию: «Юный книголюб» направлена на:
План кружка составлен в соответствии с максимальной нагрузкой на детей среднего дошкольного возраста в организованных формах обучения ( Письмо министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г. За №65/23-16 СанПин 2.4.111249-03), и на основании комплексной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Реализацию плана осуществляет воспитатель средней группы Курдюкова Марина Борисовна.
Основной формой работы кружка является непосредственная образовательная деятельность.
План составлен исходя из пятидневной рабочей недели, 32 рабочих недель в год, с учетом праздничных и каникулярных дней. первая неделя сентября и последняя неделя мая осуществляется индивидуальное диагностическое обследование детей с целью выявления знаний, умений и навыков.
Кружковая деятельность проводится во второй половине дня в четверг в 15час.30мин., с детьми старшей группы, в количестве -10 человек.
Количество в неделю - 1. Продолжительность - 25 минут. Работа кружка рассчитана на - 1 год.
Работа кружка осуществляется бесплатно, за рамками основной образовательной деятельности.
- Развитие у детей интереса к художественной литературе и повышения интереса к стремлению получать знания через книгу.
1. Развитие речевой активности детей.
2. Приобщение детей к миру художественной литературы. Привитие привычки, интереса и любви к книге.
3. Формирование духовного мировоззрения и всестороннего развития личности каждого ребенка.
4. Развитие описательной, комментирующей функции речи, умению обобщать и противопоставлять, рассуждать об увиденном и услышанном в книгах.
5. Развитие познавательных способностей детей и приобщению к художественному слову и литературе, через различные виды совместной деятельности.
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ | ИСТОЧНИК |
СЕНТЯБРЬ | Изучение литературы по теме кружка. | Познакомиться с литературой и новыми художественными произведениями. | | - О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» -Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» |
2. «Путешествие в прошлое книги» | Познакомить детей с процессом написания художественного произведения. Люди каких профессий принимают участие в том, чтобы книга попала в руки читателя. | Книги, фото, иллюстрации с изображением печатных станков, набор картинок от прошлого к настоящему книги | -Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.С. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» |
3. " Книга -наш лучший друг" | Познакомить детей с новыми книгами; уточнение знаний детей о предназначении книг. Уточнять и расширять словарный запас по этой теме. | Книги, фото, иллюстрации | -Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» |
4. Заучивание стихотворения Д. Хармса «Кораблик» | Познакомить детей с поэтическим творчеством поэта. Заучивание наизусть стихотворения Развитие внимание и памяти через воспроизведение стихотворения | Книги, фото, иллюстрации, фото поэтов | О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» |
ОКТЯБРЬ | 1. Стихи русских поэтов об осени. (А.С.Пушкин, С.Есенин, А.Плещеев) №1 | Знакомство детей с произведениями поэтов об осени. Показать, как они по-разному передают нам свое отношение к этому времени года. Познакомить детей с понятием «рифма». Заучивание наизусть стихов об осени. | Книги, фото, иллюстрации, фото поэтов | О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» |
2. . Стихи русских поэтов об осени. (А.С.Пушкин, С.Есенин, А.Плещеев) №2 | Знакомство детей с произведениями поэтов об осени. Показать, как они по-разному передают нам свое отношение к этому времени года. Познакомить детей с понятием «рифма». Заучивание наизусть стихов об осени. | Книги, фото, иллюстрации, фото поэтов | Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» |
3. В. Чаплин «Питомцы зоопарка» | Показать детям по-настоящему искреннее, заботливое отношение человека к животным; расширять представление детей о природоведческой литературе, познакомив их с новым писательским именем и новым разделом «Животные в неволе». | Книги, фото, иллюстрации фото животных | Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» |
4. «Эти чудесные профессии» Сочинение рассказов о профессии родителей | Закреплять в речи детей существительные с обобщающем понятием «профессии». Уточнять и расширять словарный запас по этой теме. Совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании прилагательных от существительных, согласование числительных с существительными),построения простого и сложного предложения. | Книги, фото, иллюстрации, картинки с изображением людей разных профессий | Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» |
НОЯБРЬ | 1. «Любимые стихи Агнии Барто» | Развивать воображение детей, учить составлять небольшие рассказы про игрушки ( книги). Познакомить детей с ранее не знакомыми произведениями А. Барто. Уточнять и расширять словарный запас по этой теме. | Книги А. Барто, фото игрушки, иллюстрации | О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» |
2. Приобщение дошкольников к художественной литературе через творчество Е. И. Чарушина №1 " Что за зверь?" | Развивать воображение детей, его творческую самостоятельность. Познакомить детей с ранее не знакомыми произведениями Чарушина. Уточнять и расширять словарный запас по этой теме. | Книги, игрушки, иллюстрации, картина «Зайцы» из серии «Дикие животные». | Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» |
3 Творчество Е. И. Чарушина №2 «Пересказ рассказа Чарушина «Курочка» | Познакомить детей с ранее не знакомыми произведениями Чарушина. Уточнять и расширять словарный запас по этой теме. | Книги, игрушки, аудиозапись иллюстрации к русским народным сказкам | Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
4.Знакомство с произведением Н. Носова «На горке» | Знакомство с произведением с произведением Н. Носова, активизировать словарь по лексической теме «Зима. Зимние забавы» Уточнять и расширять словарный запас по этой теме. | Книги, иллюстрации | О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
ДЕКАБРЬ | 1. Русская народная сказка: «Морозко». | Подвести детей к усвоению понятия «бродячий сюжет». Проанализировать сказку, обращая внимание на элементы содержания, которые помогут нам при их сопоставлении. | Книги, иллюстрации | Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
2. «Зима в стихах русских поэтов» | Познакомить детей с новыми поэтическими именами; показать особенности стиля разных поэтов, учить детей понимать красоту поэзии. | Книги, иллюстрации, фото писателей | О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
3. «Путешествие по произведениям К. И. Чуковского» | Познакомить детей с гиперболой; учить распознавать гиперболу в художественном тексте. Чтение стихотворений К.И.Чуковского. | Книги, иллюстрации, фото писателя. | О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
4. К..Чуковский «Елка», Н.Носов «Бенгальские огни», стихи русских поэтов о Рождестве | Создание новогоднего настроения у детей. Показать, что каждый автор по-разному изображает праздничную елку. Выяснить, какие чувства рождает у детей каждое произведение. | Книги, иллюстрации, фото писателей | Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
ЯНВАРЬ | 1. Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова №1 | Познакомить детей с произведениями, которые иллюстрировал Васнецов. Уточнять и расширять словарный запас по этой теме. | Книги, иллюстрации, фото | О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
| 2. Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова №2 | Продолжать знакомить детей с произведениями, которые иллюстрировал Васнецов. Уточнять и расширять словарный запас по этой теме. | Книги, иллюстрации, фото | О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
| 3. "Праздник книги Маршака" | Учить детей выявлять главную мысль произведения, извлекать уроки, основываясь на ошибках вымышленных персонажей. | Книги, иллюстрации, фото | Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» |
ФЕВРАЛЬ | 1. «Русские былины и сказания» | Познакомить детей с новым жанром литературы. Выяснить, в чем отличие былины от сказки. | Книги, иллюстрации, картина В. Васнецова Богатыри". | О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
2. «"Русские народные сказки» Знакомство с новой русской народной сказкой «Лиса и журавль» №1 | Познакомить детей с жанром русская народная сказка. Познакомить с новой сказкой «Лиса и журавль», учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи простые и сложные предложения, обогащать словарный запас детей. | Книги, иллюстрации к сказкам, серия картинок к сказке «Лиса и журавль». | О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
3. «"Русские народные сказки» №2 | Продолжать знакомить детей с жанром русская народная сказка, учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи простые и сложные предложения, обогащать словарный запас детей. | Книги, иллюстрации к сказкам | О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
4. «Защитники Отечества» | Познакомить детей с патриотическими произведениями литературы (Е.Благинина, А.Митяев). Расширять словарный запас по этой теме. | Книги, иллюстрации, фото писателей | О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
МАРТ | 1. «Стихи о маме» | Познакомить детей со стихами о маме. Показать, что каждый писатель и поэт в своем творчестве обращается к этой теме. Расширять словарный запас по этой теме. | Книги, иллюстрации, фото | Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
2. «Стихи и загадки о весне» | Обобщить знания детей о весенних явлениях в жизни птиц, растений через поэзию . Расширять словарный запас по этой теме. | Книги, иллюстрации. | О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
3. «Художники-иллюстраторы" В. Лебедев | Побуждать находить отличительные особенности, характерные изобразительные приемы разных художников - иллюстраторов. Расширять словарный запас по этой теме. | Книги, иллюстрации, фото художников | Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
4 «Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры» . | Познакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова, с жанром «фантастика». Чем отличается от других ранее изученных жанров. | Книги, иллюстрации кукла Незнайка; сборник рассказов Н. Носова. | О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
АПРЕЛЬ | 1. «Сказки Г-Х Андерсена» №1 | Подробно познакомить детей с биографией сказочника. Показать детям взаимосвязи, взаимопроникновения в художественном творчестве. Чтение «Пятеро из одного стручка». | Книги, иллюстрации, фото писателя | О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
2. «Сказки Г-Х Андерсена» №2 | Познакомить детей с особенностями зарубежной авторской сказки, ее отличиями от русской народной сказки. | Книги, иллюстрации, фото писателей | О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
3. «Сочиняем сказку про фантастическое животное » | Продолжать знакомить детей с жанром «фантастика». Чем отличается от других ранее изученных жанров. Совершенствовать навыки построения рассуждений, сочинять небольшие фантастические истории. | Книги, иллюстрации, книга с необычными героями сказок. | О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
4. Художник-иллюстратор М.И. Рачев | Познакомить детей с произведениями, которые иллюстрировал художник, их особенности | Книги, иллюстрации, фото | Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» |
МАЙ | 1. «Читаем детям о войне» | Познакомить детей с творчеством поэтов и писателей. Учить самостоятельно, без наводящих вопросов, анализировать произведение. | Книги, иллюстрации, фото писателей | Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
2. Итоговая НОД по пройденным темам. Сбор книг в библиотеку. | Вспомнить вместе с детьми, чему мы научились за год. С какими жанрами литературы познакомились. К произведениям каких поэтов и писателей чаще всего обращались. Выяснить литературные предпочтения каждого ребенка. | Книги, иллюстрации, фото | Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». |
Требование к уровню подготовки воспитанников.
- уметь называть художников иллюстраторов и узнавать их иллюстрации.
1. О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш: «Знакомим дошкольников с литературой». Москва, 2008
2 . Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина: «Воспитание будущего читателя» Москва, 2010г
3. Л. Г. Шадрина, Т. И. Штапакова, В. А. Маненькова: «Учимся рассуждать». Программа развития речи-рассуждения детей дошкольного возраста. Тольятти, 2005г.
ЭТО ИНТНРЕСНО ЗНАТЬ.
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество. Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию. Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.
Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.