kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: " Детские книжки- познавательные и увлекательные малышки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа позволит развить в детях интерес к художественной литеоатуре

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: " Детские книжки- познавательные и увлекательные малышки"»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12» Радуга»



"Согласовано" "Утверждено" старший воспитатель МДОУ №12» Радуга» заведующий МДОУ №12 » Радуга» __________________Устинова Л.А ____________________ Кожина Е.С.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ:

" Детские книжки- познавательные и увлекательные малышки"



Разработчик: Курдюкова Марина Борисовна- воспитатель





п.им. Цюрупы

2017-2018 год.

Пояснительная записка.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12» Радуга» осуществляет приоритетное художественно- эстетическое направление с обновлением содержания образования дошкольников, расширяя и углубляя знания, умения и навыки детей в этой области. Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом, книгой.. Книга — это и возможность общения детей со взрослыми. Через их речь, интонацию воспринимаются сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенными от злого и страшного. Наверное, есть немало других причин, объясняющих любовь малышей к чуду, имя которому — детская книга. Ее тайна остается с человеком на всю жизнь. И в любом возрасте при встрече с книжкой своего детства нас охватывает радостное, трепетное чувство.

Работа кружка по познавательному и речевому развитию: «Юный  книголюб» направлена на:

  • Развитие у детей литературного интереса, творческих способностей, фантазии, воображения, мышления, любознательности и развитию речевой среды, привитие привычки и любви к книге.

  • Формирование контроля и оценки собственной деятельности.

  • Воспитание любви к миру прекрасного, интерес окружающему миру , природе, через художественную литературу.

План кружка составлен в соответствии с максимальной нагрузкой на детей среднего дошкольного возраста в организованных формах обучения ( Письмо министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г. За №65/23-16 СанПин 2.4.111249-03), и на основании комплексной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Реализацию плана осуществляет воспитатель средней группы Курдюкова Марина Борисовна.

Основной формой работы кружка является непосредственная образовательная деятельность.

План составлен исходя из пятидневной рабочей недели, 32 рабочих недель в год, с учетом праздничных и каникулярных дней. первая неделя сентября и последняя неделя мая осуществляется индивидуальное диагностическое обследование детей с целью выявления знаний, умений и навыков.

Кружковая деятельность проводится во второй половине дня в четверг в 15час.30мин., с детьми старшей группы, в количестве -10 человек.

Количество в неделю - 1. Продолжительность - 25 минут. Работа кружка рассчитана на - 1 год.

Работа кружка осуществляется бесплатно, за рамками основной образовательной деятельности.























































Цель:

- Развитие у детей интереса к художественной литературе и повышения интереса к стремлению получать знания через книгу.

Задачи:

1. Развитие речевой активности детей.

2. Приобщение детей к миру художественной литературы. Привитие привычки, интереса и любви к книге.

3. Формирование духовного мировоззрения и всестороннего развития личности каждого ребенка.

4. Развитие описательной, комментирующей функции речи, умению обобщать и противопоставлять, рассуждать об увиденном и услышанном в книгах.

5. Развитие познавательных способностей детей и приобщению к художественному слову и литературе, через различные виды совместной деятельности.

































Тематический план.



№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество НОД

1

Изучение литературы по теме кружка.

1

2

«Путешествие в прошлое книги»

1

3

" Книга -наш лучший друг"

1

4

Заучивание стихотворения Д. Хармса «Кораблик»

1

5

"Стихи русских поэтов об осени".

2

6

В. Чаплин «Питомцы зоопарка»

1

7

«Эти чудесные профессии» Сочинение рассказов о профессии родителей.

1

8

«Любимые стихи Агнии Барто"

1

9

Приобщение дошкольников к художественной литературе через творчество Е. И. Чарушина

2

10

Знакомство с произведением Н. Носова «На горке»

1

11

Русская народная сказка: «Морозко».

1

12

«Зима в стихах русских поэтов»

1

13

«Путешествие по произведениям К. И. Чуковского»

2

14

"Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова"

2

15

"Праздник книги Маршака"

1

16

«Русские былины и сказания»

1

17

«Русские народные сказки»

2

18

« Произведения о Защитниках Отечества»

1

19

«Стихи о маме»

1

20

«Стихи и загадки о весне»

1

21

Художник-иллюстратор"В. Лебедев

1

22

«Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»

1

23

«Сказки Г-Х Андерсена»

2

24

«Сочиняем сказку про фантастическое животное »

1

25

Художник-иллюстратор М.И. Рачев

1

26

«Читаем детям о войне»

1

27

Итоговая ООД по пройденным темам. Сбор книг в библиотеку.

1

28

Мониторинг

2


Всего ООД

36



 

































Перспективный план.

 

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ИСТОЧНИК


СЕНТЯБРЬ

Изучение литературы по теме кружка.


Познакомиться с литературой и новыми художественными произведениями.


- О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»  -Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя»

2. «Путешествие в прошлое книги»

Познакомить детей с процессом написания художественного произведения. Люди каких профессий принимают участие в том, чтобы книга попала в руки читателя.

Книги, фото, иллюстрации с изображением печатных станков, набор картинок от прошлого к настоящему книги

 -Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.С. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»

3. " Книга -наш лучший друг"

Познакомить детей с новыми книгами; уточнение знаний детей о предназначении книг. Уточнять и расширять словарный запас по этой теме.

Книги, фото, иллюстрации

-Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»

4. Заучивание стихотворения Д. Хармса «Кораблик»

Познакомить детей с поэтическим творчеством поэта. Заучивание наизусть стихотворения Развитие внимание и памяти через воспроизведение стихотворения

Книги, фото, иллюстрации, фото поэтов

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»


ОКТЯБРЬ

1. Стихи русских поэтов об осени. (А.С.Пушкин, С.Есенин, А.Плещеев) №1

Знакомство детей с произведениями поэтов об осени. Показать, как они по-разному передают нам свое отношение к этому времени года. Познакомить детей с понятием «рифма». Заучивание наизусть стихов об осени.

Книги, фото, иллюстрации, фото поэтов

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»

2. . Стихи русских поэтов об осени. (А.С.Пушкин, С.Есенин, А.Плещеев) №2


Знакомство детей с произведениями поэтов об осени. Показать, как они по-разному передают нам свое отношение к этому времени года. Познакомить детей с понятием «рифма». Заучивание наизусть стихов об осени.

Книги, фото, иллюстрации, фото поэтов

Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»

3. В. Чаплин «Питомцы зоопарка»


Показать детям по-настоящему искреннее, заботливое отношение человека к животным; расширять представление детей о природоведческой литературе, познакомив их с новым писательским именем и новым разделом «Животные в неволе».

Книги, фото, иллюстрации фото животных

Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»

4. «Эти чудесные профессии»

Сочинение рассказов о профессии родителей

Закреплять в речи детей существительные с обобщающем понятием «профессии». Уточнять и расширять словарный запас по этой теме. Совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании прилагательных от существительных, согласование числительных с существительными),построения простого и сложного предложения.

Книги, фото, иллюстрации, картинки с изображением людей разных профессий


Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»


 

НОЯБРЬ

1. «Любимые стихи Агнии Барто»


Развивать воображение детей, учить составлять небольшие рассказы про игрушки ( книги). Познакомить детей с ранее не знакомыми произведениями А. Барто. Уточнять и расширять словарный запас по этой теме.

Книги А. Барто, фото игрушки, иллюстрации

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»

2. Приобщение дошкольников к художественной литературе через творчество Е. И. Чарушина №1 " Что за зверь?"

Развивать воображение детей, его творческую самостоятельность. Познакомить детей с ранее не знакомыми произведениями Чарушина. Уточнять и расширять словарный запас по этой теме.

Книги, игрушки, иллюстрации, картина «Зайцы» из серии «Дикие животные».

Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»

3 Творчество Е. И. Чарушина №2 «Пересказ рассказа Чарушина «Курочка»

Познакомить детей с ранее не знакомыми произведениями Чарушина. Уточнять и расширять словарный запас по этой теме.

Книги, игрушки, аудиозапись иллюстрации к русским народным сказкам

Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

4.Знакомство с произведением Н. Носова «На горке»


Знакомство с произведением с произведением Н. Носова, активизировать словарь по лексической теме «Зима. Зимние забавы» Уточнять и расширять словарный запас по этой теме.

Книги, иллюстрации

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».


ДЕКАБРЬ

1. Русская народная сказка: «Морозко».

Подвести детей к усвоению понятия «бродячий сюжет». Проанализировать сказку, обращая внимание на элементы содержания, которые помогут нам при их сопоставлении.

Книги, иллюстрации

Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

2. «Зима в стихах русских поэтов»


Познакомить детей с новыми поэтическими именами; показать особенности стиля разных поэтов, учить детей понимать красоту поэзии.

Книги, иллюстрации, фото писателей

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

3. «Путешествие по произведениям К. И. Чуковского»

Познакомить детей с гиперболой; учить распознавать гиперболу в художественном тексте. Чтение стихотворений К.И.Чуковского.

Книги, иллюстрации, фото писателя.

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

4. К..Чуковский «Елка», Н.Носов «Бенгальские огни», стихи русских поэтов о Рождестве

Создание новогоднего настроения у детей. Показать, что каждый автор по-разному изображает праздничную елку. Выяснить, какие чувства рождает у детей каждое произведение.

Книги, иллюстрации, фото писателей

Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

 

ЯНВАРЬ

1. Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова №1

Познакомить детей с произведениями, которые иллюстрировал Васнецов. Уточнять и расширять словарный запас по этой теме.

Книги, иллюстрации, фото

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».


 2. Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова №2

Продолжать знакомить детей с произведениями, которые иллюстрировал Васнецов. Уточнять и расширять словарный запас по этой теме.

Книги, иллюстрации, фото

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».


3. "Праздник книги Маршака"

Учить детей выявлять главную мысль произведения, извлекать уроки, основываясь на ошибках вымышленных персонажей.

Книги, иллюстрации, фото

Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя»

 

 ФЕВРАЛЬ

1. «Русские былины и сказания»


Познакомить детей с новым жанром литературы. Выяснить, в чем отличие былины от сказки.

Книги, иллюстрации, картина В. Васнецова Богатыри".

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

2. «"Русские народные сказки» Знакомство с новой русской народной сказкой «Лиса и журавль» №1

Познакомить детей с жанром русская народная сказка. Познакомить с новой сказкой «Лиса и журавль», учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи простые и сложные предложения, обогащать словарный запас детей.

Книги, иллюстрации к сказкам, серия картинок к сказке «Лиса и журавль».

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

3. «"Русские народные сказки» №2


Продолжать знакомить детей с жанром русская народная сказка, учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи простые и сложные предложения, обогащать словарный запас детей.

Книги, иллюстрации к сказкам

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

4. «Защитники Отечества»


Познакомить детей с патриотическими произведениями литературы (Е.Благинина, А.Митяев). Расширять словарный запас по этой теме.

Книги, иллюстрации, фото писателей

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

 

МАРТ

1. «Стихи о маме»


Познакомить детей со стихами о маме. Показать, что каждый писатель и поэт в своем творчестве обращается к этой теме. Расширять словарный запас по этой теме.

Книги, иллюстрации, фото

Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

2. «Стихи и загадки о весне»

Обобщить знания детей о весенних явлениях в жизни птиц, растений через поэзию . Расширять словарный запас по этой теме.

Книги, иллюстрации.

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

3. «Художники-иллюстраторы"

В. Лебедев

Побуждать находить отличительные особенности, характерные изобразительные приемы разных художников - иллюстраторов. Расширять словарный запас по этой теме.

Книги, иллюстрации, фото художников

Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

4 «Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»

.

Познакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова, с жанром «фантастика». Чем отличается от других ранее изученных жанров.

Книги, иллюстрации кукла Незнайка; сборник рассказов Н. Носова.

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

 

АПРЕЛЬ

1. «Сказки Г-Х Андерсена» №1


Подробно познакомить детей с биографией сказочника. Показать детям взаимосвязи, взаимопроникновения в художественном творчестве. Чтение «Пятеро из одного стручка».

Книги, иллюстрации, фото писателя

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

2. «Сказки Г-Х Андерсена» №2

Познакомить детей с особенностями зарубежной авторской сказки, ее отличиями от русской народной сказки.

Книги, иллюстрации, фото писателей

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

3. «Сочиняем сказку про фантастическое животное »


Продолжать знакомить детей с жанром «фантастика». Чем отличается от других ранее изученных жанров. Совершенствовать навыки построения рассуждений, сочинять небольшие фантастические истории.

Книги, иллюстрации, книга с необычными героями сказок.

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

4. Художник-иллюстратор М.И. Рачев

Познакомить детей с произведениями, которые иллюстрировал художник, их особенности

Книги, иллюстрации, фото

Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя»

 

МАЙ

1. «Читаем детям о войне»


Познакомить детей с творчеством поэтов и писателей. Учить самостоятельно, без наводящих вопросов, анализировать произведение.

Книги, иллюстрации, фото писателей

Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

2. Итоговая НОД по пройденным темам. Сбор книг в библиотеку.

Вспомнить вместе с детьми, чему мы научились за год. С какими жанрами литературы познакомились. К произведениям каких поэтов и писателей чаще всего обращались. Выяснить литературные предпочтения каждого ребенка.

Книги, иллюстрации, фото

Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина «Воспитание будущего читателя» О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».



 





















Требование к уровню подготовки воспитанников.

- уметь называть и различать художественные произведения,

- уметь договаривать слова, фразы, читать стихи наизусть,

- уметь называть художников иллюстраторов и узнавать их иллюстрации.







Используемая литература:

1. О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш: «Знакомим дошкольников с литературой». Москва, 2008

2 . Е.Н. Кузьменкова Г.О. Рысина: «Воспитание будущего читателя» Москва, 2010г

3. Л. Г. Шадрина, Т. И. Штапакова, В. А. Маненькова: «Учимся рассуждать». Программа развития речи-рассуждения детей дошкольного возраста. Тольятти, 2005г.



























ЭТО ИНТНРЕСНО ЗНАТЬ.

Значение книги в развитии детей



« Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться»  А.А.Блок

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество. Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию. Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.

Зачем читать детям книги? Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время. Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью И совместное чтение дает такую возможность.

Аспекты развития ребенка затрагивающиеся в процессе совместного чтения?

Удовлетворение потребности в безопасности. Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

Чувство ценности и значимости своего «Я» .Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).

Формирование ценностей .Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

Значимые переживания. Книга – это и средство переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.

Обучение новым или необходимым моделям поведения. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Курдюкова Марина Борисовна

Дата: 13.03.2019

Номер свидетельства: 502882


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства