Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности дошкольного учреждения в работе с детьми от 2-х до 7-ми лет и родителями воспитанников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа педагога-психолога»
Рабочая программа педагога-психолога
Талыгиной А.Ю.
Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в процессе развития психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
Взрослые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, так же выступают в роли источника многообразной информации. Происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, игру и начальные формы труда. Что в свою очередь во многом определяет своеобразие и сложность психического развития дошкольника, на всех его уровнях и в различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.
Цели, задачи реализации программы
Цель рабочей программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, социально-личностная адаптация в обществе и к обучению в школе.
Рабочая программа реализуется:
• в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, где ребенок осваивает, закрепляет и апробирует полученные умения;
• в самостоятельной деятельности детей, где ребенок может выбрать деятельность по интересам, взаимодействовать со сверстниками на равноправных позициях, решать проблемные ситуации и др.
• во взаимодействии с семьями детей.
Срок реализации Программы – 1 учебный год
Задачи программы
психологический анализ социальной ситуации развития ребенка в ДО, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения;
содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе;
создание оптимальных условий для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников, укрепление здоровья и эмоционального благополучия;
профилактика и преодоление трудностей в развитии, социальном и психическом здоровье воспитанников;
участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
составление индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
Концептуальная основа и принципы психолого-педагогического сопровождения
Содержание программы строится с учетом возрастных особенностей детей и зоны ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через реализацию различных видов детской деятельности. Принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвилли) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности развития каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Основные принципы построения и реализации рабочей программы педагога-психолога, строятся на основных положениях возрастной дошкольной педагогики и психологии:
1) Рабочая программа представляет собой целостную систему, в которой все ступени дошкольного образования, начиная с младшего дошкольного возраста и заканчивая старшим, взаимосвязаны между собой. В итоге к концу дошкольного детства обеспечивается такой уровень развития каждого ребенка, который позволяет ему быть успешным при обучении в начальной школе.
2) Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
3) В процессе реализации программы педагог-психолог создаёт условия для развития личности каждого ребёнка через осознание своих потребностей, возможностей и способностей; формирует познавательные интересы ребенка, поддерживает инициативы детей в различных видах деятельности.
4) Реализация программы подразумевает сотрудничество детей и взрослых, а также, взрослых между собой (взаимодействие со специалистами и родителями) с учётом этнокультурной ситуации развития детей, а также, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Соблюдение перечисленных принципов обеспечивает возможности, как для удовлетворения возрастных потребностей ребенка, так и для сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, что и позволяет, реализовать права и свободу подрастающей личности.
Формы, методы, и средства организации деятельности педагога-психолога.
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса реализуется через такие направления работы как:
Диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного детства, выявление его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии;
Развивающая и коррекционная работа - воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка, развитие способностей и склонностей;
Консультирование педагогов, специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам развития, обучения и воспитания;
Профилактика - формирование у педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей) потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности;
Психологическое просвещение - это приобщение окружающих ребенка взрослых к психологическим знаниям;
Экспертиза - работа педагога-психолога в психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк).
Так же, в содержание деятельности педагога-психолога входит организационно-методическая работа: ведение обязательной рабочей документации (план работы, журналы учёта рабочего времени, журнал проведения консультаций и др.), составление аналитических справок и психолого-педагогических заключений; подготовку к консультациям, образовательной деятельности с детьми; участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах, в конкурсах различного уровня.
В компетенцию педагога-психолога входит взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами, специалистами, администрацией ДО, родителями (законными представителями) детей.
Формы работы педагога-психолога:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Психолого-педагогические условия сопровождения:
- дифференцированные условия (оптимальный режим нагрузок на детей);
- психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность воспитательно-образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима);
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях);
- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья).
Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми проводятся педагогом-психологом в соответствии с циклограммой деятельности, в часы, свободные от мероприятий по основной программе ДО.
Организация образовательной деятельности педагога психолога:
на непосредственную работу с участниками образовательного процесса отводится 50% (18 часов) рабочего времени, остальное время (18 часов), приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, подготовку к экспертно-консультативной работе с педагогами и родителями, организационно методическую и аналитическую деятельность.
Образовательная нагрузка в совместной образовательной деятельности педагога-психолога с детьми соответствует нормам СанПиН 2, 4.1.3049-13:
Возрастная группа
Продолжительность образовательной деятельности
ГКП
не более 10 минут
Младшие группы
не более 15 минут
Средние группы
не более 20 минут
Старшие группы 5-6 лет
не более 25 минут
Подготовительные группы 6 - 7 лет
не более 30 минут
Игровые занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов детской деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого построено в форме игры. Для поддержания интереса детей в образовательный процесс включается музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности: упражнения и беседы сменяются подвижными играми и динамическими паузами.
Периодичность работы педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса с учётом распределения рабочего времени отражена в циклограмме деятельности.
Возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста
Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет (первая младшая группа)
Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.
Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет (вторая младшая группа)
Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. Дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дети способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Начинает развиваться воображение.
Дети скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также половая идентификация.
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет (средняя группа)
Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Начинает складываться произвольное внимание.
Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку доступна сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет (старшая группа)
Дети могут распределять роли до начала игры и вести себя в соответствии с ролью. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых.
Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и оттенков; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.
Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возрастные особенности детей от 6 до 7 (8) лет (подготовительная к школе группа)
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия между людьми. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
Развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок должен обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы
Диагностическое направление:
- осуществление диагностических процедур;
-составление заключений и разработка рекомендаций для успешной социализации и развития ребенка в условиях ДО;
-определение детей, нуждающихся в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении.
Коррекционно-развивающее направление:
Результатом работы с детьми является:
-снижение эмоциональной напряженности, снижении индекса тревожности, агрессивности и др. эмоционально-личностных проблем;
- развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала детей;
-повышение уровня познавательных процессов, познавательной активности;
- обеспечение психологической готовности детей к школьному обучению. Консультативное направление:
-привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов, специалистов ДО и родителей;
-гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников, повышение уровня родительской компетентности;
- повышение психологической компетентности педагогов;
- информирование специалистов и родителей о возрастных особенностях детей.
Профилактическое и просветительское направление:
-повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса;
- профилактика поведенческих и личностных нарушений воспитанников;
- профилактика дезадаптации воспитанников;
- профилактика профессионального выгорания педагогов;
- профилактика детско-родительских отношений;
- нормализация психологического климата ДО.
Организация системы взаимодействия с педагогами ГБОУ
В работе по таким образовательным областям, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, воспитателя по физической культуре) педагог-психолог выступает в роли консультанта и помощника. Он может помочь педагогам выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Таким образом, целостность развивающей и коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов, воспитателей и родителей дошкольников.
Родители
Педагог-психолог
Музыкальный руководитель
Руководитель физ. воспитания
Учитель-логопед
Воспитатели
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДО по основным направлениям – познавательному, социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому и физическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества».
Деятельность педагога-психолога в реализации данной области направлено на реализацию следующих задач:
группа
Задачи
Младшая группа
развивать интерес к различным видам игр;
в процессе игр развивать интерес к окружающему миру;
формировать доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков
Средняя группа
развивать интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игр, побуждать к активной деятельности;
формировать умение соблюдать в процессе игры правила поведения;
развивать умение свободного общения с детьми и взрослыми;
Старшая группа
формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему;
формировать активную жизненную позицию через участие в совместной деятельности;
формировать волевые усилия в достижении конечного результата (усидчивость, настойчивость, целеустремленность);
формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности;
продолжать развивать умение понимать поставленную задачу, способы ее достижения.
Подготовительная
группа
формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость;
развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;
формировать умение спокойно отстаивать свое мнение;
формировать интерес к учебной деятельности;
формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива через участие в коллективной деятельности;
формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать взрослого, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).
Психологическое сопровождение образовательной области «Познавательное развитие»
«Познавательное развитие направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира».
Деятельность педагога-психолога в реализации данной области направлено на реализацию следующих задач:
группа
Задачи
Младшая группа
развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной и т.д.;
развивать умение понимать обобщающие слова;
развивать умение составлять из двух-трех частей целое
Средняя группа
расширять представление детей об окружающем мире;
развивать умение сравнивать и группировать предметы по определенным признакам
Старшая группа
развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие,
развитие любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира;
развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать,
выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
формировать первичные представления о многообразии предметного окружения;
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром;
Психологическое сопровождение образовательной области «Физическое развитие»
«Физическое развитие способствует приобретению опыта в двигательной деятельности детей; в выполнении упражнений, направленных на развитие координации и гибкости, правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнением основных движений».
Деятельность педагога-психолога в реализации данной области направлено на реализацию следующих задач:
группа
Задачи
Младшая группа
формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве;
развивать разнообразные виды движений, совершенствовать основные движения;
вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений
Средняя группа
развивать умение действовать по сигналу;
развивать активность детей в подвижных играх;
развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их
в самостоятельной двигательной деятельности;
развивать умение выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры
Старшая группа
формировать у детей представление о здоровом образе жизни;
сохранение, укрепление и охрана психологического здоровья детей;
повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;
обеспечение гармоничного физического развития;
развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю,
самооценке при выполнении движений;
развитие интереса к подвижным играм и физическим упражнениям, активности в самостоятельной
двигательной деятельности.
Подготовительная
группа
формирование у детей представлений о здоровом образе жизни;
сохранение, укрепление и охрана психологического здоровья детей;
повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;
обеспечение гармоничного физического развития;
развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю,
самооценке при выполнении движений;
развитие интереса к подвижным играм и физическим упражнениям, активности в самостоятельной
двигательной деятельности.
Психологическое сопровождение образовательной области «Речевое развитие»
«Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Деятельность педагога-психолога в реализации данной области направлено на реализацию следующих задач:
группа
Задачи
Младшая группа
на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный
запас детей; развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов;
развивать умение понимать обобщающие слова
Средняя группа
Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении;
продолжать развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их
Старшая группа
развивать речь как средство общения;
развивать умение поддерживать беседу; совершенствовать диалогическую форму речи; поощрять попытки высказывать
свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища;
развивать монологическую форму речи;
развивать умение составлять рассказы по сюжетным картинкам, придумывать свои концовки к сказкам;
развивать интерес к художественной литературе;
способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;
побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
Подготовительная
группа
совершенствовать речь как средство общения;
уточнять высказывания детей, помогать более точно характеризовать объект, ситуацию;
учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;
продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения;
приучать детей к самостоятельности суждений;
совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
формировать умение вести диалог между взрослым и ребенком, между детьми; умение быть доброжелательным и корректным собеседником, воспитывать культуру речевого общения;
активизировать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок
с последовательно развивающимся действием;
продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Психологическое сопровождение образовательной области «Художественно-эстетическое»
«Художественно-эстетическое развитие направлено на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности».
Деятельность педагога-психолога в реализации данной области направлено на реализацию следующих задач:
группа
Задачи
Младшая группа
развивать эстетическое восприятие, обращать внимание детей на красоту окружающих предметов, объектов природы;
включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками и т.д.;
развивать интерес к произведениям искусства, к литературе
учить аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком,
так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения
к работам товарищей;
развивать коллективное творчество, стремление действовать согласованно;
развивать чувство ритма, умение определять характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.
учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить
от умеренного к быстрому или медленному темпу.
Направления психолого-педагогического сопровождения
В работе педагога-психолога выделяют следующие направления деятельности:
- психологическая диагностика;
- развивающая и психокоррекционная работа;
- психологическое консультирование;
- психологическое просвещение и профилактика.
1.Направление «Психологическая диагностика»
Оценка индивидуального развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов, проводится по плану, а также по запросу педагогов и родителей (с согласия родителей (законных представителей)).
Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) используются для решения образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Цель психологической диагностики:
Получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития ребенка.
Диагностическое направление включает разделы:
- определение причин нарушений в обучении, поведении и в психическом развитии воспитанников;
- выявление индивидуальных психологических личностных особенностей (по запросу педагогов и родителей в течение года);
-определение степени психологической готовности воспитанников подготовительных групп к школьному обучению;
- оценка межличностных отношений дошкольников, дошкольников и педагогов, дошкольников и родителей (по запросу администрации, педагогов и родителей в течение года);
- анализ образовательной деятельности, совместная работа со специалистами ДО.
В качестве методов диагностики применяются: наблюдение; анкетирование; беседа; тесты; экспертная оценка.
Используемые психодиагностические комплекты
Перечень
программ, технологий
и
пособий
Джон Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация» Москва 2012 г.
Земцова О.Н. «Тесты для детей» (от 2-х до 6-ти лет) Москва 2007 г.
Марцинковская Т.Д. «Диагностика психического развития детей» Москва 1997 г.
Орехова О.А. «Цветовая диагностика эмоций. Типология развития» Санкт-Петербург 2008 г.
Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 2-3 лет»
Шевченко М. «Психологические рисуночные тесты для детей» АСТ-Москва 2009 г.
Варианты диагностического минимума педагога-психолога
Изучаемый параметр
Методика
Воображение, моторика
Тест «Дорисовывание»
Тест «Назови картинку»
Мышление
Тест «Нахождение недостающих деталей»
Тест «Самое непохожее»
Методика «Четвертый лишний»
Тест для оценки словесно-логического мышления
Тест Равена (карточки серии А, АВ)
Тест Когана
Методика «Последовательность картинок»
Речь
Тест «Назови слова»
Оценка состояния связной речи
Память
Тест «10 предметов»
Тест «10 слов»
Тест «Пиктограмма»
Внимание, восприятие
Методика «Разрезные картинки»
Методика «Эталоны»
Тесты «Что не дорисовано?», «Узнай кто это?»
Самооценка
Тест «Лесенка»
Тест «Несуществующее животное»
Статус в группе, коммуникативная компетентность,
исследование общения
Методика «Два домика»
Методика «Картинки»
Методика «Незаконченные предложения»
«Рисунок семьи»
Исследование уровня готовности к школе
Тест «Беседа о школе»
Тест «Керна-Йирасека»
Тест «Корректурная проба»
Методика «Схематизация»
Произвольность
Тест Гуткиной Н.И. «Домик»
Методика «Узор»
2. Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога направлена на изменения во внутренней психологической сфере воспитанников и рассматривается как развивающая.
Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков развития детей, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения ООП ДОУ, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
Данное направление реализуется посредством широкого применения разнообразных видов игр и методов, в том числе психотехнических, арттерапевтических раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной не директивной деятельности воспитанников. Ведущим методом реализации направления выступает игра (Л.С. Выготский).
Цель развивающей и психо-коррекционной работы: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития и поведения.
Форма: индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия, мини-тренинги, игры.
Принципы проведения занятий:
• системность подачи материала
• наглядность
• доступность
• развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Этапы занятия:
Организационный этап
•создание эмоционального настроя в группе;
•упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
Мотивационный этап
• сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
• выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
Практический этап
• подача новой информации на основе имеющихся данных;
• задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей;
Формировать умение переходить из роли в роль. Развитие эмпатии.
Развитие воображения, чувственного восприятия.
2
«Разозлился – поссорился»
Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие эмоционально-выразительных движений. Развитие воображения, чувственного восприятия.
1
«Помирились все»
Развитие эмоциональной произвольности в коммуникативной сфере.
Формирование чувствительности к невербальным средствам общения.
1
Апрель
Какие чувства живут в природе
«Природа умеет чувствовать»
Развитие эмоционально-выразительных движений.
Развитие воображения, внимания, слухового и тактильного восприятия.
Развитие эмпатии. Регуляция социальных отношений.
2
«Может ли плакать природа»
2
Май
«Радуюсь вместе с природой»
2
Итоговое
Развитие эмоциональной произвольности в коммуникативной сфере. Формирование самопринятия и принятия других людей. Развитие внимания, восприятия и др. психических процессов
2
Средние группы
Цель: создать условия для формирования личностного, эмоционального развития
Задачи:
- развивать способность к осознанию себя и своих возможностей;
«Каскад слов», «Я положил в мешок», «Я – фотоаппарат»; «Найди такой же»;
«Лабиринты», «Геометрические пазлы»
«Потрогай рукой, найди ногой»
Для развития общей и мелкой моторики:
«Уникуб», мозаика, «Волшебные прищепки»,
«Пуговичная терапия»,
«Одень куклу» и т.д.
Конструктивные игры:
«Забор из кубиков и кирпичиков», «Построим башню», «Спрячь матрёшку» и т.д.
Для формирования мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации:
«Времена года», «Кому что дать», «Кто где живёт», «Цветные коврики», «лото 3 предмета», «Что за чем», «Мал мала меньше»; и т.д.
3. Направление «Психологическое консультирование»
Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь участникам образовательных отношений в разрешении возникающих проблем.
В условиях ДО осуществляется возрастно-психологическое консультирование; консультирование по вопросам психического развития ребенка.
Задачи психологического консультирования родителей (законных представителей) и педагогов решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития. Такими задачами выступают:
-оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка;
-оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДО;
-обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;
-помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;
-формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.
Данное направление работы включает следующие разделы:
-консультирование по проблемам трудностей в обучении, развитии, воспитании;
-консультирование по проблемам детско-родительских взаимоотношений; -консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе;
- консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей;
- консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе.
4. Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»
Цель психопрофилактической работы состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер посредством создания благоприятных психогигиенических условий в образовательном пространстве.
Для достижения данной цели организовано взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательных отношений, направленное на содействие им в построении психологически безопасной образовательной среды в ДО, а именно:
- создание в ДО благоприятного психологического климата, предполагающего эмоциональный комфорт всех субъектов образовательных отношений;
- профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДО;
- развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте;
- психологический анализ образовательной и детской деятельности.
Психологическое просвещение направлено на формирование у родителей, педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии.
Таким образом, для реализации данного направления работы в течение года проводятся:
Психологическое просвещение педагогов в форме тренингов, консультаций и др. форм по темам:
• Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
• Закономерности развития детского коллектива.
• Особенности работы педагога с детьми с эмоционально-поведенческими проблемами.
• Стили педагогического общения.
• Психологические основы взаимодействия с семьей.
• Особенности построения воспитательно-образовательного процесса с учетом гендерных различий дошкольников.
Психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых вопросов для родителей по темам:
• Адаптация ребенка к ДО.
• Кризисы дошкольного возраста.
• Наиболее типичные ошибки семейного воспитания. Стили семейного воспитания.
• Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка.
• Психологическая готовность к обучению в школе.
• Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Каждое из названных направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, опирается на игровые технологии, методы и приемы.
Все направления психолого-педагогического сопровождения отражены в годовом плане педагога-психолога на 2016/2017 учебный год и реализуются через пять образовательных областей, в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ
В зону компетенции педагога-психолога входит психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Состояние их здоровья препятствует освоению ими всех или некоторых разделов основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Имеющиеся у детей проблемы, приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениями в становлении личности.
При построении психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута.
Для успешности сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
• определить оптимальный образовательный маршрут;
• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;
• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
• определить условия воспитания и обучения ребенка;
• консультировать родителей ребенка.
Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке. Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута).
Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня актуального развития и состояния интеллекта детей. Психодиагностическое обследование ребенка является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:
• особенности контакта ребенка;
• эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
• реакция на одобрение;
• реакция на неудачи;
• эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
• эмоциональная подвижность;
• особенности общения;
• реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:
• наличие и стойкость интереса к заданию;
• понимание инструкции;
• самостоятельность выполнения задания;
• характер деятельности (целенаправленность и активность);
• темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
• работоспособность;
• организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:
• особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
• особенности моторной функции.
Перечисленные выше качественные показатели дают основание для разработки индивидуального образовательного маршрута (программы) сопровождения. Работа педагога - психолога в данном случае, направлена на развитие эмоционально-волевой сферы и мыслительных процессов, что способствует формированию социальной адаптации и обогащению опыта ребенка со сложными нарушениями в развитии. По результатам работы в первом полугодии и в конце учебного года проводится промежуточная и итоговая диагностика, обобщаются текущие наблюдения за динамикой развития, уточняется прогноз развития ребёнка, а также индивидуальный образовательный маршрут, и необходимость его корректировки.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
В пункте 3.3. ФГОС перечислены требования к развивающей предметно-пространственной среде: обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения, учета национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, доступна и безопасна.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы, в том числе с учётом гендерного аспекта.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
4) Вариативность среды предполагает наличие в кабинете разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, стимулирующую игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Материально-технические условия
Оснащение кабинета педагога-психолога. Оборудование кабинета является безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель соответствует росту и возрасту детей дошкольного возраста, игровой материал - обеспечивает максимальный развивающий эффект.
Пространство кабинета условно разделено следующими зонами: диагностической, коррекционно-развивающей, релаксационной и консультативной.
Развивающая предметно - пространственная среда отвечает требованиям ФГОС ДО и позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.
Зона для проведения диагностических, коррекционно - развивающих индивидуальных и групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:
• магнитная доска;
• столы детские;
• стулья детские;
• песочница;
• дидактические пособия и игры по возрастам;
• детская художественная и познавательная литература;
• набор диагностических методик, стимульный материал;
• канцелярские принадлежности.
Консультативная зона включает в себя:
• рабочий стол педагога - психолога;
• шкаф для хранения документации;
• нормативно - правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога;
• набор диагностических методик;
• психологическая литература для родителей и педагогов;
• стимульный материал для проведения диагностики.
Релаксационная зона представлена сенсорным оборудованием:
- воздушно-пузырьковая колонна;
- набор CD дисков для релаксации;
- магнитофон;
- кресло «Груша» с гранулами;
- ковровое покрытие и др. оборудование.
В кабинете педагога-психолога также имеются:
- игрушки, способствующие установлению эмоционального контакта с детьми;
- комплекты наглядных дидактических пособий и материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем развития в каждой возрастной группе.
Организационно - методическая работа
Организационно-методическая деятельность подразумевает ведение обязательной документации: плана работы, журналов учёта рабочего времени; составление и разработка коррекционных и развивающих комплексов и программ, аналитических справок и заключений; подготовку к консультациям, занятиям; участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах, конкурсах различных уровней; самообразование и самоанализ.
В организационно-методическую документацию педагога-психолога входят:
- годовой план работы педагога-психолога;
- график работы;
- циклограмма деятельности;
- программы коррекционно-развивающих занятий;
- альбом диагностических методик;
- аналитические справки по итогам мониторинга «Психологическая готовность к обучению в школе»;
- анализ работы за год;
- журналы учета видов работы по разделам: диагностика; консультирование; индивидуальная коррекционно-развивающая работа; групповая коррекционно - развивающая работа.
Список используемой литературы
Денисова Д. «Школа семи гномов»
Джон Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация» М.: Апрель Пресс, Психотерапия, 2012 г.
Земцова О.Н. «Тесты для детей» (от 2-х до 6-ти лет) М.: Махаон, Азбука-Атикус, 2012 г.
Земцова О.Н. «Умные книжки», М.: Махаон, Азбука-Атикус, 2007 г.
Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. «Развитие интеллекта и активности детей в условиях коллективной игры», М.: Новая школа 1996 г.
Князева О.Л. «Я-ты-мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников», М.: Мозаика-Синтез, 2003 г.
Комарова Т.С., Веракса Н.Е. основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
Марцинковская Т.Д. «Диагностика психического развития детей» М.: Линка-Пресс, 1997 г.
Орехова О.А. «Цветовая диагностика эмоций. Типология развития» СПб. Речь; М.: Сфера, 2008 г.
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. «Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания», М.: Линка-Пресс, 2004 г.
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. «Учимся видеть и называть. Методика развития и коррекции зрительно-вербальных функций», М.: Линка-Пресс, 2014 г.
Рябцева С.В., Спиридонова И.В. «Формирование психологической готовности к школе», М.: «Скрипторий 2003», 2011 г.
Сазонова Н.П., Новикова Н.В «Преодоление агрессивного поведения дошкольников в детском саду и семье», СПб. «Детство-Пресс», 2010 г.
Сертакова Н.М. «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста», СПб. «Детство-Пресс, 2012 г.
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. «Конфликтные дети», М.: Эксмо, 2009 г.
Фурманов И.А. «Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция», Мн.: Ильин В.П., 1996 г.
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему Я», М.: Генезис, 2005 г.
Шевченко М. «Психологические рисуночные тесты для детей», М.: АСТ-Москва, 2009 г.