Если хорошенько посмотреть вокруг.
Вот этими умелыми руками.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей старшего дошкольного возраста.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
3. Развивать внимание, воображение и творческие способности.
4. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.
№ | Дата | Тема | Цели |
1. | Сентябрь | «Весёлая гусеница» | Учить вырезать несколько геометрических фигур, путём складывания бумаги. Развивать фантазию. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать навыки работы с ножницами. |
2. | | Поделки из природного материала. «Сказочные герои» | Предложить детям изготовить зверушек из природного материала. Учить детей самостоятельно составлять зверей: туловище-шишка, голова-каштан и подобное. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин. Развивать мелкую моторику рук. |
3. | | Пластилинография «Осенний листочек» | Создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. Развивать мелкую моторику рук. |
4. | | Роспись на камне | Рисование Цель: знакомить с нетрадиционными техниками рисования; развивать фантазию, творческое воображение, образное мышление, чувство композиции, художественный вкус. Развивать мелкую моторику рук. |
5. | | Аппликация с использованием резанных цветных ниток. «Бабочки» | Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок цветной ниткой соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. Развивать мелкую моторику рук. |
6. | | Мозаичная аппликация из бросового материала. «Золотая осень» | Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом. Развивать мелкую моторику рук. |
7. | | «Веточка рябины»- мятая бумага. | Развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Повторить названия деревьев и кустарников. |
8. | | Рисование пеной для бритья | Монотипия познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования- монотипия, ее особенностями и выразительными возможностями. Развивать мелкую моторику рук. |
1. | Октябрь | «Что нам осень принесла» аппликация с элементами рисования | Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, бумага шуршит, легко мнется. Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на основу, закреплять знакомые приемы наклеивания, развивать воображение, творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. |
2. | | «Елочка» Оригами | Учить складывать квадраты пополам, совмещая противоположные углы, проглаживать линию сгиба, воспитывать усидчивость, аккуратность. Учить детей складывать бумагу гармошкой, изготавливать объемные поделки. Продолжать учить пользоваться шаблонами. Развивать мелкую моторику рук. |
3. | | Нитки «Осенняя веточка» | Учить пользоваться новыми приемами – сгибание проволоки пополам, наматывание ниток на заготовку. Познакомить с техникой безопасности при работе с проволокой. Развивать творческие способности детей. Развивать мелкую моторику рук. |
4. | | «Закладка для книг» Аппликация | Продолжать учить складывать лист пополам, с угла на угол. Учить округлять углы у заготовки. Украшать поделку. Развивать мелкую моторику рук. |
5. | | Ассамбляж. | Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных материалов. Способствовать формированию образного мышления, творческого воображения. Развивать мелкую моторику рук. |
6. | | Ассамбляж. | Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных материалов. Способствовать формированию образного мышления, творческого воображения. Развивать мелкую моторику рук. |
7. | | Поделки из ватных дисков «Букет каллы» | Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из ватных дисков. Развивать мелкую моторику рук. |
8. | | Айрис фолдинг (радужное складывание) «Цветы» | Познакомить с понятием «айрисфолдинг» Научить правильно и аккуратно складывать композицию. Подбирать цветовые оттенки для оформления поделок; декорированию дополнительными деталями. Цветной картон, шаблоны , цветные полоски, ножницы, цветные ленты, конфетные обёртки, скотч, клей. Развивать мелкую моторику рук. |
1. | Ноябрь | Айрис фолдинг (радужное складывание) «Цветы» | Познакомить с понятием «айрисфолдинг» Научить правильно и аккуратно складывать композицию. Подбирать цветовые оттенки для оформления поделок; декорированию дополнительными деталями. Цветной картон, шаблоны , цветные полоски, ножницы, цветные ленты, конфетные обёртки, скотч, клей. Развивать мелкую моторику рук. |
2. | | Работа с семенами и крупой «Кошка» | Создать условия для развития творческих способностей детей, умений составлять различные виды композиций, художественного вкуса. Формировать умения планировать свою деятельность самостоятельно, умения контролировать и оценивать собственную деятельность. Развивать мелкую моторику рук. |
3. | | Работа с семенами и крупой «Кошка» | Создать условия для развития творческих способностей детей, умений составлять различные виды композиций, художественного вкуса. Формировать умения планировать свою деятельность самостоятельно, умения контролировать и оценивать собственную деятельность. Развивать мелкую моторику рук. |
4. | | «Веселый зоопарк» | Учить детей работать с разным материалом (гречка, пшено) Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику рук. |
5. | | «Цветок для мамы» | Совершенствовать умение детей выполнять поделку путем складывания бумаги. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. |
6. | | «Цветок для мамы» продолжение | Совершенствовать умение детей выполнять поделку путем складывания бумаги. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. |
7. | | Аппликации из салфеток. «Бабочка» | Развитие творческого мышления и воображения детей на основе знакомства с технологией изготовления аппликации из бумажных салфеток. Учить составлять сюжетную композицию; развивать мелкую моторику рук; воспитывать терпение и усидчивость. |
8. | | Аппликации из салфеток. «Бабочка» подолжение | Развитие творческого мышления и воображения детей на основе знакомства с технологией изготовления аппликации из бумажных салфеток. Учить составлять сюжетную композицию; развивать мелкую моторику рук; воспитывать терпение и усидчивость. |
1. | Декабрь | «Снеговик». | Учить делать поделку, используя носок. Закреплять умение пользоваться ножницами. Воспитывать желание делать красивую поделку Носок, крупа, нитки, тесьма, пуговицы. Развивать мелкую моторику рук. |
2. | | «Снеговик». продолжение | Учить делать поделку, используя носок. Закреплять умение пользоваться ножницами. Воспитывать желание делать красивую поделку Носок, крупа, нитки, тесьма, пуговицы. Развивать мелкую моторику рук. |
3. | | «Елочка пожеланий». | Формировать умение работать в коллективе. Закрепить умение детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. |
4. | | Пластилинография «Новогодние шары так прекрасны и важны» | Создавать лепную картину с выпуклым изображением, побуждать. Развивать мелкую моторику рук. |
5. | | «Елочные игрушки» Из бросового материала (по замыслу) | Продолжать упражнять в умении вырезать полукруг, закругляя углы прямоугольника. Учить вырезать круг из квадрата. Закреплять полученные знания и конструкторские навыки. Способствовать развитию памяти, творческой инициативы, самостоятельности. Учить реализовывать свой замысел. Развивать мелкую моторику рук. |
6. | | «Елочные игрушки» Из бросового материала (продолжение) | Способствовать развитию памяти, творческой инициативы, самостоятельности. Учить реализовывать свой замысел. Развивать мелкую моторику рук. |
7. | | «Новогодняя открытка» | Продолжать развивать умения вырезать различные элементы, наклеивать. Развивать чувство цвета. Учить планировать свою трудовую деятельность. Развивать мелкую моторику рук. |
8. | | «Новогодняя открытка» продолжение | Продолжать развивать умения вырезать различные элементы, наклеивать. Развивать чувство цвета. Учить планировать свою трудовую деятельность. Развивать мелкую моторику рук. |
1. | Январь | «Птичка - синичка» Горох, гречка | Продолжать закреплять умения работать с пластилином. Развивать эстетический вкус. Воспитывать любовь к природе. Работа с шаблоном, продолжать учить детей работать с выкройками. Вызвать интерес к поделке из природного материала. |
2. | | Бумажная пластика «Забавные зайчата» | Цель: познакомить с новым способом склеивания игрушки из колец разной величины. Развивать мелкую моторику рук. |
3. | | Рисование пеной для бритья | Монотипия познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - монотипия, ее особенностями и выразительными возможностями. Развивать мелкую моторику рук. |
4. | | Фоторамка из пазл | Учить делать поделку из бросового материала. Развивать чувства формы, цвета и композиции, творческое воображение. плотный картон, старые пазлы, клей |
5. | | Обрывная аппликация «Зимушка-зима» | Учить создавать композицию зимы, используя небольшие кусочки цветной бумаги. Развивать мелкую моторику рук. |
6. | | «Подкова для дома» | Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками. Развивать мелкую моторику рук. |
1. | Февраль | «Подкова для дома» продолжение | Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками. Развивать мелкую моторику рук. |
2. | | «Валентинки» - рисование ватными палочками, пальчиками. | Учить вырезать по контуру, совершенствовать навыки рисования пальчиками и ватными палочками. Развивать фантазию, умение составлять узор. Развивать мелкую моторику рук. |
3. | | «Самолёт»- объёмная аппликация. | Учить делать объёмную аппликацию. Обобщить знания детей об Армии. Закреплять навыки работы с ножницами и клеем. Развивать мелкую моторику рук. |
4. | | «Флаг России» | Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. |
5. | | «Подарок для папы». | Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность. |
6. | | «Подарок для папы». продолжение | Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность. Развивать мелкую моторику рук. |
7. | | «Открытка с сюрпризом» Медаль, аппликация с элементами рисования | Поделка ко Дню Защитника Отечества. Продолжать работу с шаблонами, учить вырезать по контуру, аккуратно наклеивать. Развивать мелкую моторику рук. |
8. | | «Монотипия» «Волшебные рыбки» | Учить создавать образ рыбки гуашью, используя графические средства выразительности: пятно, линию; Развивать мелкую моторику рук. |
1. | Март | «Кораблик» | Упражнять детей в умении изготавливать поделки техникой оригами. Развивать мелкую моторику рук. |
2. | | «Открытка для мамы»- объёмная аппликация. Ватные диски. | Учить создавать цветы из ватных дисков, путём вырезания. Развивать мелкую моторику рук. |
3. | | «Открытка для мамы»- продолжение | Учить составлять композицию из подготовленных материалов. Развивать мелкую моторику рук. |
4. | | «Куколка из носового платка» | Формировать умение детей сооружать куклу из носового платка. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность. Развивать моторику рук. |
5. | | «Белые медведи» | Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования. - учить детей использовать свои познания и представления об особенностях внешнего вида белого медведя; - учить создавать изображения с использованием соли; - закреплять умение работы с клеем и губкой; Развивать мелкую моторику рук. |
6. | | Кляксография с трубочкой. Тема: «Девчушка-Веселушка» | Учить рисовать портрет девочки, используя нетрадиционную технику рисования (кляксография с трубочкой) - учить нетрадиционной технике «кляксография с трубочкой»; - развивать творческое воображение, активность; - воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. |
7. | | «Дерево радости» | Развитие воображения и творческих способностей через соприкосновение с рабочим материалом создание позитивной эмоциональной установки на предстоящую работу, усиление эффекта занятия за счет возможностей музыки; подготовка мелкой моторики к деятельности; |
8. | | «Цветы в вазе» — ниткография | Развивать мелкую моторику рук. |
1. | Апрель | Тема: «Аленький цветочек» | Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования ” рисование по жидкому тесту“. Развивать у детей творческое воображение, фантазию, мышление. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в изо-деятельности, подводить их к осознанию выразительного образа. |
2. | | Рельефная лепка. «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» | Развивать мелкую моторику рук. Упражнять в создании образа. |
3. | | «Тучка и дождик» | Упражнять в создании образа тучки и капелек дождя, используя рис. Развивать мелкую моторику рук. |
4. | | "Радужные бабочки" | Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. |
5. | | «Пасхальные яйца» - различные техники. | Познакомить с историей возникновения росписи яиц. Учить расписывать пасхальное яйцо по своему замыслу различными техниками (тычок, пальчики, оттиск). |
6. | | «Овечка» | Учить правилам безопасной работы с клеем, бросовым материалом. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки своими руками. |
7. | | Пасхальная открытка «Цыпленок» | Продолжать учить делать из рваной бумаги, воспитывать аккуратность, усидчивость. Развивать мелкую моторику рук. |
8. | | «Божья коровка» | Упражнять в создании образа божьей коровки из природного камня, используя гуашь и картон. Развивать мелкую моторику рук. |
1. | Май | «Сверкающее солнышко» | Развивать у детей фантазию, эстетический вкус, воображение, мелкую моторику рук, навыки работы с клеем и красками. Развивать мелкую моторику рук. |
2. | | Рельефная лепка. «Облако»- аппликация из манки. | Повторить название весенних месяцев, признаки весны. Развивать мелкую моторику рук. |
3. | | «Подсолнух»- аппликация из пластилина и крупы. | Учить выполнять работу, используя пластилин и крупу. Воспитывать усидчивость. Развивать чувство ритма, композиции Развивать мелкую моторику рук. |
4. | | «Подсолнух»- аппликация из пластилина и крупы. продолжение | Учить выполнять работу, используя пластилин и крупу. Воспитывать усидчивость. Развивать чувство ритма, композиции Развивать мелкую моторику рук. |
5. | | «Радуга-дуга»-пластилинография | Закрепить знание основных цветов радуги. Разучить стихотворение о радуге. Закреплять навыки работы с пластилином. |
6. | | «Причёски»- объёмная аппликация | Учить из бумажных полос создавать причёски, путём накручивания полос на зубочистку и палочку от кисточки. Развивать мелкую моторику рук. |
7. | | «Вкусное мороженое»- аппликация из геометрических фигур. | Учить складывать бумагу, вырезать геометрические фигуры. Воспитывать аккуратность. Развивать мелкую моторику рук. |
3.1. Организация занятий
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира;
на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдается пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога - психолога и детей
Программа предполагает проведение два занятия в неделю в режиме дня, восемь занятий в месяц. Продолжительность занятия 20-25 минут старшие дети, 25-30 минут дети подготовительной группы. Программа разработана на 1 год обучения для детей 5-7 лет.
Помощь родителей в подготовке дополнительных материалов для занятий, организация и проведение выставок.
• Краски – гуашь, акварель; тушь.
• Ножницы, клей, пластилин, кисти, подставки под кисти, стаканы для воды; Свеча, мелки восковые.
• Палочки или старые стержни для торцевания.
• Бумага писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики.
• Ткань, вата, ватные диски, пряжа.
• Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера,
• Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки; самоклеющаяся пленка разных цветов.
• Бросовый материал: коробки картонные, пластиковые стаканчики, стеклянные бутылки, кусочки поролона, кожи, ткани, проволока, спички.
• Клей ПВА и «Кристалл», клей карандаш, клеевой пистолет.
• Ножницы, кисточки, линейки, и пр.
• Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для росписи игрушек.