Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Озорные казачата"»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Звёздочка»
Рассмотрено
и рекомендовано к утверждению
протокол педсовета № 1 от 30.08. 2019 г
Утверждаю:
Приказ №____ от 30.08.2019г.
заведующий МБДОУ
детского сада №8 «Звёздочка»
____________О.И.Кольчикова
Рабочая программа
кружка «Озорные казачата»
на 2019-2020 уч. год
Разработчик программы:
воспитатель Науменко Н.В.
Ростовская область
ст. Егорлыкская
Содержание
Пояснительная записка
Цели и задачи кружка
Планируемые результаты
Содержательный раздел
Общие положения
Возрастные особенности детей
Описание образовательной деятельности кружка
описание циклов образовательной деятельности кружка
Описание форм, способов, методов и средств реализации содержания работы кружка.
Взаимодействие взрослых с детьми
Взаимодействие с семьями воспитанников
3.Организационный раздел
3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.2 Материально- техническое обеспечение
3.3 Учебно-методическое обеспечение
3.4 Планирование образовательной деятельности кружка.
3.5 Организация режима работы кружка
4. Результаты реализации программы
5. Использованная литература
Приложения
Перспективно - тематическое планирование содержания кружковых занятий
2. Мониторинг динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности
Пояснительная записка
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.
Будущее любой страны всегда зависит от того, как будет расти и развиваться ее культурный, нравственный, интеллектуальный потенциал – дети. А будущее детей находится в прямой зависимости от социальной и экономической структуры общества.
Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка 21 века к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет: «Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите».
Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что через него формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, свой край, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой.
Действенным средством воспитания патриотизма, на наш взгляд, является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества. Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни.
О необычайной жизненности казачества, свидетельствует его современное возрождение. В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его хутора, станицы, войска, само историческое предназначение казачества. А весь уклад жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики. В традициях казачьей педагогики заложено воспитание чувства собственного достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне.
Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.
Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка - дошкольника, так как в этом возрасте ребенок начинает познавать мир. И если педагог живет вместе с детьми в условиях народных традиций, в русле родной культуры, он имеет больше возможности для формирования этических и эстетических идеалов.
Через введение в народную культуру, ее осмысление и познание педагоги развивают не только духовно-нравственную сферу ребенка, но и его творческие способности.
Работа кружка направлена на воспитание детей на идеях патриотизма, духовности, народности (уклад жизни, традиции и пр.), обращения к истокам (кто мы такие, какие мы, чем интересны).
Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
1.1 Цели и задачи
Цель: создание благоприятных условий для воспитания гражданина и патриота своей малой Родины, путём привития интереса к истории и культуре казачества, его обычаям и традициям.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.
Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Введение ребенка в мир национальной и общенациональной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностных ориентаций.
Создание условий по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа.
Обеспечение условий и форм освоения ребенком способов самостоятельного практического применения народной мудрости в различных видах деятельности ДОУ, семье.
Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка со сверстниками и окружающим миром в реальных жизненных ситуациях на основе гуманного деятельного отношения.
Поставленные задачи программы решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Планируемые результаты
Конечным результатом реализации программы кружка «Озорные казачата» должны стать положительная динамика роста патриотизма в дошкольной среде, обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъёма у дошкольников и их родителей.
К концу реализации программы дети должны
знать:
об истории переселения казаков в Ростовскую область;
особенности жизни и быта казаков;
повседневную жизнь казаков;
4-5 казачьих песен, 3-4 частушки;
5-6 старинных казачьих игр;
элементы казачьей одежды;
особенности православных праздников – Покрова, Рождество, Масленица, Пасха;
10 заповедей казачества;
диалектную лексику.
уметь:
играть в старинные казачьи игры;
исполнить 4-5 казачьих песен, 3-4 частушки
различать и называть некоторые предметы быта;
называть основные православные праздники
Содержательный раздел
2.1.Общие положения
Содержание работы кружка «Озорные казачата» раскрыто в рабочей программе «Лазоревые искорки», которая способствует реализации регионального компонента образования, соответствующего ФГОС ДО в части реализации образовательных областей – «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие»», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие» и знакомит дошкольников с историей и культурой Донского края.В основе программы лежит региональная программа дошкольного образования «Родники Дона» Р.М. Чумичевой, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохиной. Цель программы: развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края, создание условий для открытия ребёнком ценностей и смыслов, определяющих характер социокультурной и творческой деятельности.
В содержание программы заложены основы развития каждого ребёнка системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей «малой Родины».
Кружковые занятия проводятся в игровой и диалоговой форме с элементами ручного художественного и декоративно-прикладного труда, рисования, конструирования, слушания музыки, чтения художественной литературы, театрализации, знакомства с календарными народными праздниками, использовании словесных, подвижных и хороводных игр, игр-забав, оформлении тематических выставок детского творчества и уголков для детей и семей воспитанников.
Гармоничное сочетание индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм организации непрерывно образовательной и совместной деятельности обеспечивает их инновационность и целостность.
2.2.Возрастные особенности детей 6-7 лет
В физическом развитии ребенка происходят существенные изменения. Масса тела его увеличивается примерно на 200 г в месяц, длина тела — на 0,5 см. К 6 годам его рост достигает в среднем 116 см, масса тела — 21,5 кг; окружность грудной клетки — 56—57 см.
Ребенок, воспитывающийся по Программе «Детский сад — Дом радости», отличается более высоким темпом прироста длины тела в пятилетнем возрасте по сравнению с собственными показателями четырехлетнего возраста. У мальчика за год увеличивается длина тела на 14,1,а у девочки на 15,0 см. Прирост длины тела с 4 до 6 лет увеличивается у мальчика на 19,4 см, ау девочки — на 18,8 см. У сверстников, воспитывающихся по другим программам показатели прироста длины тела фиксируются ниже (14,7 и 14,5 см). Прирост массы тела с 4 до 6 лет по данным физиологов составляет 7 и 6,6 кг, а в группах с другими программами лишь соответственно 3,6 и 4,0 кг. К 6 годам мальчик увеличивает физическую работоспособность в 2,4 раза, а девочка 2,2. Данные факты свидетельствуют, что разнонаправленная реакция детей одного возраста по массе тела связана с уровнем совершенствования адаптационных механизмов при изменившихся условиях образовательной среды (Г.Н. Галаухова, Ж.Ж. Рапопорт).
В регуляции поведения пятилетнего воспитанника возрастает роль коры головного мозга. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Шестой год жизни — это возраст, когда основной функцией высших отделов нервной системы человека является создании системы внутренних ходов, которые обобщают впечатления ребенка и создают возможность абстрагировать его поведение от случайных влияний и подчинить его внутренне сформированным планам и программам, делая мозг пятилетнего дошкольника «органом свободы» (А.Р. Лурия, Е.В. Субботский). Значительно увеличивается подвижность ребенка, он успешно овладевает основными движениями. Функциональные возможности организма ребенка данного возраста создают базис для формирования и возрастания физической и умственной трудоспособности.
Происходят изменения и в органах внутренней секреции. С активизацией работы щитовидной железы связываются характерные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения. В этом возрасте отмечается прямая связь между уровнем гармоничности физического развития и здоровьем, трудоспособностью и функциональным состоянием организма. Шестой год жизни ребенка очень важен для развития его воли, выдержки, осознания ответственности за результаты как индивидуальных, так и совместных действий, развитию, благодаря самостоятельности, дружеских, коллективных взаимоотношений в процессе разнообразных видов физической культуры. К концу пребывания в старшей группе ребенок должен обладать крепким здоровьем, гармоническим физическим развитием, хорошей двигательной подготовленностью. Наш воспитанник отличается низким уровнем заболеваемости (даже в период эпидемий). Он, как правило, организован, его внимание устойчиво и продолжительно. Для него характерны двигательная уравновешенность, дисциплинированность. У него в этом возрасте возникает желание быть красивым, здоровым. Он начинает осознавать факторы, воздействующие на его здоровье. Важные изменения происходят и в структуре самосознания старшего дошкольника. Развивается осознание своего социального «Я». Ребенок становится более чувствительным к системе межличностных отношений, возникающих как в семье, так и в детском саду, все чаще сравнивает он себя со сверстниками; он уже может дифференцировать личностные качества других и самого себя и дать им оценку. В оценках доминирует тенденция в положительную сторону. При этом оценочные статусы девочек выше, чем мальчиков. Появляется самокритичность, которая в ряде случаев может сыграть важную роль в развитии стремления к самосовершенствованию.
Ребенок овладевает адекватной самооценкой полученного им результата в разных видах деятельности, особенно в трудовой, конструктивной. Однако в новых видах деятельности (игровая, художественная и др.) и в системе межличностных отношений для него характерна тенденция к завышению самооценки (у отдельных детей сохраняется тенденция к занижению). Вместе с тем на основе опыта ранее освоенных и новых видов деятельности, эмоционального и оценочного отношения окружающих (родителей, педагогов, сверстников) развивается осознание ценности своего «Я», своих достоинств. Ребенок начинает осознавать себя во времени, складывается первоначальное представление о своем будущем («Когда я вырасту большой...»). Овладев разными видами деятельности, воспитанник старшей группы открывает в себе одаренность к определенным видам, осознает себя как неповторимая индивидуальность. Именно в них он нередко проявляет креативность, своеобразное нестандартное видение мира: оригинальность образов в рисунках, поделках, в сервировке стола, выразительность движений, изобретательность в конструировании, в словотворчестве, драматизации, музыкальной деятельности. Но в то же время ребенок шестого года жизни уже понимает границы своих возможностей для такого же успешного результата, как у сверстника. Осознание собственной одаренности и признание в сверстнике его неординарности — основа для овладения умением признавать и уважать достижения другого человека, и в то же время предупреждения развития в нем зависти к успехам других. Углубляются возникшие в средней группе мотивы поведения: мотив самоутверждения через качественное и оригинальное выполнение деятельности, мотив признания сверстниками на основе представления о том, кого называют «другом». Ребенок старшей группы овладевает основами эстетического и художественного восприятия окружающего мира природы и социальной действительности. Он проявляет устойчивый интерес к произведениям искусства, чувствует и понимает их характер, настроение, взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов, различает средства выразительности, жанры и виды произведений искусств. Наиболее понравившиеся произведения узнает, запоминает имена авторов. У воспитанника данного возраста развиваются художественно-творческие способности: поэтический и музыкальный слух; чувство цвета, ритма, формы и композиции; навыки импровизации в инсценировках, музыкальной деятельности, творческого рассказывания. У него проявляется устойчивый интерес к разным видам художественной деятельности, стремление активно участвовать в пении, танцах, рисовании, лепке, оформительской работе, выразительном чтении и рассказывании, драматизации. Наш воспитанник способен адекватно представить себе полоролевую структуру своей личности. Он не только хорошо знает о своей принадлежности к мужскому или женскому полу, но и понимает, что это уже необратимо, навсегда, стремится самоутвердиться как представитель конкретного пола, активно усваивает поло ролевые стереотипы и формы поведения.
У него формируется чувство тождественности с другими представителями пола. Углубляется личностное развитие, ибо он начинает разбираться в системах социальных отношений —родственных (дочка — внучка — сестра), со сверстниками. Он осознает, что окружающие люди — разные, отличаются возрастом, внешним видом, полом, характером, поведением, и начинает ориентироваться в этнических различиях. Продолжается развитие национального самосознания, осознания себя жителем определенного города (поселка), жителем России, что позволяет определять его как интегральную индивидуальность (В.С. Мерлин). Он открывает некоторые национальные праздники, национальные ритуалы народности, к которой он принадлежит (русский, башкир, татарин, удмурт, и т.д.). Ему открываются многообразные Миры (природы родного края, труда людей разных профессий, создающих богатство данного региона, предметов быта, созданных народными умельцами, музыка и фольклор и т.д.), что создает базу для патриотического воспитания.
Ребенок из старшей группы «Детского сада — Дома радости» отличается открытостью, искренностью, впечатлительностью, оптимистичным и мажорным настроением, избирательностью отношений, но в то же время еще неустойчивостью эмоциональных состояний. Он испытывает гамму чувств (чувство самоценности, самоуважения; чувство гордости, возникающее теперь не столько по поводу овладения конкретным действием, сколько в связи с качеством его выполнения); зарождаются и появляются эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства. Ему свойственны: инициативность, стремление самостоятельно решать проблемы, возникающие в деятельности и общении — в играх, в рассуждениях, в конструировании и экспериментировании, в поиске способов действия.
Он постепенно овладевает непосредственными эмоциями, возникающими под влиянием конкретной ситуации, начинает сдерживать чувства и пользоваться общепринятыми формами их выражения (жест, поза, движение, взгляд, мимика, интонация и т.п.). У него проявляется эмоциональный интерес к себе и окружающим людям, их внутреннему миру. Развивается осознание себя как субъекта деятельности, как ранее освоенных, так и новых ее видов. Ребенок осознает возможность различных результатов собственной деятельности, нацеливает сам себя на разные уровни достижений, преимущественно высокий («накрою на стол на красный кружок», «построю театр, как настоящий», «много запомню»). Появляется способность к осмыслению чувств своих и других людей; развивается умение понимать мотивы поступков взрослых и сверстников (в реальной жизни и в художественном произведении). Есть понимание половых отношений и представление о поведении человека в определенной роли (наиболее выражение проявляются в сюжетной, режиссерской игре). Развивается психологическая наблюдательность, некоторые социально-перцептивные умения: описывать эмоциональное состояние окружающих, «читать» чувства взрослых, сверстников по внешним проявлениям: мимике, пантомимике, позе, голосовой интонации (радость, гнев). Все сказанное выше позволяет говорить о развитии у него психологической культуры. Ребенок приобретает ряд коммуникативных умений, значимых для взаимодействия в определенной микросреде: устанавливать межличностные контакты с окружающими людьми; располагать к себе, вызывать понимание окружающих людей, проявлять доброжелательное отношение к окружающим; он делает самостоятельные попытки выразить свою привязанность, любовь к близким, используя как средства детской субкультуры, так и усвоенные в общении с взрослыми; ребенок имеет представление о нормах поведения человека, овладел (частично) культурой поведения (в детском саду, на улице, в транспорте); владеет некоторыми умениями делового и «ролевого» общения (в игре); приобретает первоначальный опыт регулирования своего поведения в соответствии с ситуацией общения, половозрастными особенностями его участников. Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы детской деятельности, поскольку,во-первых, многие из них он осознает как систему взаимосвязанных компонентов (замысел, материал, инструменты, действия, результат), а во-вторых, научился выполнять их на уровне самостоятельности (по своей инициативе, независимо от взрослого, умея адекватно оценить полученный результата) и творчества. Системное знание о деятельности ребенок осваивает на уровне графической модели, что позволяет ему превратить его (знание) из предмета познания в средство самообразования, самовоспитания, саморазвития личности. В сюжетно-ролевых играх наш воспитанник шестого года жизни отображает труд взрослых, события общественной жизни, часто далеко выходящие за рамки их личного опыта (животноводы, полеводы, кондитеры, сотрудники театра и т.д.). В совместных играх формируется система коллективных взаимоотношений между детьми. Продолжают развиваться продуктивные виды деятельности как формы самодеятельности, в которых ребенок воплощает свои замыслы, доводит их до конца. Возникают устойчивые, сложные и расчлененные композиции. В «Детском саду — Доме радости» на основе целенаправленного педагогического процесса у воспитанника данного возраста значительно обогащается развитие волевой сферы, существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением: для него становится возможным ограничение своих желаний, постановка определенных целей, преодоление препятствий, стоящих на пути достижения этих целей, адекватная самооценка результатов собственных действий каждого участвующего в общей деятельности; в то же время он становится более критичными в оценке сверстников. Это положительно отражается на всех сторонах его развития. Особое значение имеет управление своим поведением для образования предпосылок учебной деятельности. Воспитанник шестого года жизни понимает смысл задачи, поставленной воспитателем, самостоятельно выполняет указания, направленные на способ выполнения задания. На этой основе шире становятся возможности обучения. Впервые в этом возрасте существенную роль начинают играть такие виды деятельности, как труд (все его виды) и учение (уже не только погруженное в продуктивные виды деятельности, но и в речевую, математическую и др. деятельности). Ребенок способен систематически выполнять разные виды труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд ручной) в разных формах (труд рядом, поручение, дежурство). Более значимыми становятся общественные мотивы труда, которые выражаются в стремлении сделать полезное для других, позаботиться о них. Умение управлять своим поведением оказывает воздействие на внимание, память, мышление ребенка. Внимание становится более устойчивым, возникает способность произвольного запоминания. Заучивая стихи, тексты, считалки, дети намеренно их повторяют. Развитию произвольного запоминания способствует значимость материала для практической деятельности (запомнить что-либо для игры, для передачи поручения воспитателя, для выполнения требований взрослого и т.п.).
Под влиянием наблюдений за окружающим и направленного сенсорного воспитания происходит совершенствование восприятия. Ребенок может оценивать не только свойства предметов, но и разновидности этих свойств: чувствует характер, настроение произведений литературы, музыки и изобразительного искусства, различает их жанровые особенности, форму, выразительно-изобразительные средства (выразительность интонации, образные слова и выражения, темп, ритм, динамику, тембр, композицию, цвет). Существенные сдвиги происходят в умении ориентироваться в пространстве. Наш воспитанник уверенно определяет направление в пространстве, взаимное расположение предметов в обозримых пространственных ситуациях; замечает изменения в оформлении и оборудовании помещений. Им усваиваются представления о времени суток («вчера», «сегодня», «завтра»), о последовательности времен года. Восприятие приобретает более целенаправленный характер: он может рассматривать предмет, изображение, последовательно обращая внимание на те стороны, которые выделяет воспитатель. У ребенка интенсивно развиваются высшие формы наглядно-образного мышления, на основе которых становится возможным формирование обобщенных представлений, соответствующих науке — системные и систематизированные знания, которые он усваивает с помощью разного вида моделирования (предметного, схематизированного, графического). Он начинает не только выделять общие свойства предметов и явлений, но и устанавливать зависимости и закономерности между ними (например, связи функционирования и функциональные между компонентами деятельности, взаимоотношения последовательности явлений во времени, равенства и неравенства совокупностей, взаимного расположения предметов в пространстве, отношение части и целого и т.д.). Содержание познания оказывает влияние на развитие интереса к речи-доказательству, к рассуждениям о наблюдаемых фактах, к овладению умением строить элементарные умозаключения. Вот почему метод беседы становится в этом возрасте ведущим.
У воспитанника продолжают совершенствоваться все виды (повествование, описание, доказательство, объяснение) и стороны речи: чище становится произношение (большинство из детей правильно произносят все звуки родного языка), более развернутыми становятся фразы; ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно, расширяя словарный запас, в который включаются метафоры, речевые обороты, свойственные родному языку. Высказывания его приобретают связный характер, оформленный в соответствии с видом речи. Ребенок с удовольствием сочиняет на основе модели последовательности рассказа короткие сюжетные и описательные тексты.
Преобладающей формой общения ребенка с взрослыми становится личностное общение, направленное на достижение взаимопонимания, получение от взрослого оценки свойств и качеств собственной личности. На основе более сложных форм общения с взрослыми, участия в различных видах совместной деятельности, взаимопомощи в играх и занятиях, выполнения простейших обязанностей у него происходит дальнейшее развитие чувств, волевых и
моральных качеств. Взаимоотношения ребенка с другими детьми основываются на более прочных взаимных
привязанностях, характеризуются большей устойчивостью; типично возникновение небольших групп детей (2—5 человек), испытывающих друг к другу симпатию и постоянно участвующих вместе в разных видах деятельности (играющих, конструирующих, занимающихся трудом и т.д.); возникает привязанность друг к другу, к своей группе, складываются простейшие формы групповой солидарности.
Программа старшей группы «Детского сада — Дома радости» предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями.
Воспитание — содействие амплификации развития и саморазвития ребенка как неповторимой индивидуальности — осуществляется в разных видах активной детской самодеятельности (продуктивных, игры, труда, речи, общения, познания мира общества и природы). Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, поддерживая у них мажорное настроение, детский сад стремится сделать радостным детство каждого ребенка. Общество сверстников создает возможность для успешного развития социальных чувств, коллективных взаимоотношений детей, в которых создаются наилучшие возможности для развития индивидуальных способностей и мальчика, и девочки. Организатором и режиссером педагогического процесса в дошкольных учреждениях является воспитатель, который строит воспитательно-образовательный процесс разностороннего воспитания ребенка, коллектива воспитанников и собственную деятельность как инновационную. Все это позволяет определить содержание воспитательно-образовательной работы таким образом, чтобы школа могла опереться на достаточно высокий уровень общего развития, достигнутый ребенком.
2.3 Описание образовательной деятельности кружка
2.3.1 Описание циклов образовательной деятельности
Цель и задачи
Содержание образовательной области
Создание благоприятных условий для воспитания гражданина и патриота своей малой Родины, путём привития интереса к истории и культуре казачества, его обычаям и традициям.
Региональная программа «Родники Дона» Р.В Чумичева, О.Л Ведмедь, Н.А Платохина
Методическое обеспечение к региональной программе «Родники Дона» Р.В Чумичева, О.Л Ведмедь, Н.А Платохина
Для успешного усвоения детьми материала, предлагаемого для нравственного, речевого, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и физического развития, закрепления полученных знаний, причастности к культуре казачества следует:
- Учитывать возрастные особенности детей. Воспитание и обучение проводить поэтапно, от простого к сложному. Вся жизнь ребенка должна быть пропитана духом казачества, его культуры, традиций.
- необходимо проводить занятия в форме игры, показа инсценировки, рассказа воспитателя;
- обучающий процесс проводить с учетом индивидуализации, объединяя детей в микрогруппы;
- использовать элементы казачьего фольклора в режимных моментах, на прогулке, во время наблюдений, во время занятий, организации игры;
- проводить дидактические игры типа «У бабушки Загадушки», « Укрась костюм казачки», « Узнай, откуда гости» и др.
- привлекать детей к самостоятельной деятельности;
- использовать такие формы работы как игра-драматизация, инсценировка казачьих легенд, песен, участие в фольклорных праздниках;
- побуждать детей к созданию образов героев любимых сказок, легенд;
- на занятиях по ИЗО самостоятельно изображать предметы казачьего быта, расписывать костюмы элементами символики, изготовлять игрушки (лепка, конструирование);
- работать в тесной связи с музыкальным руководителем:
исполнение казачьих песен, частушек
разучивание хороводов, танцев
импровизированные исполнения на народных музыкальных инструментах
участие в фольклорных праздниках
поддерживать связь с родителями, приобщая их к работе:
встречи с бабушками и дедушками, их рассказы о прошлом, о традициях казачества
экскурсии в музей
изготовление родителями казачьих костюмов
2.3.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации содержания работы кружка.
Для реализации программы используются следующие методы:
- методы, в основе которых лежит способ организации занятия: Наглядный метод используется во время:
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
сообщение дополнительного материала воспитателем;
загадывание загадок;
рассматривание наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
разбор житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров, фольклорных праздников.
Практический метод используется, когда необходимо:
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (сюжетно-ролевые, дидактические, инсценировки казачьих легенд и др.);
организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
- Формы организации деятельности детей на занятии:
Групповая;
Индивидуальная;
Индивидуально-групповая.
В реализации Программы важна взаимосвязь семьи и детского сада. Нужно, чтобы родители понимали важность нравственно-патриотического воспитания дошкольников на основе традиций казачества, необходимость и в семье заниматься воспитанием маленьких граждан и патриотов своей малой родины.
2.4. Взаимодействие взрослых с детьми
С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.
В процессе приобретения общих культурных умений взрослый выступает в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения взрослого и ребенка являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.
Личностно-ориентированное взаимодействиестроитсяна принятии ребенка таким, какой он есть, и вере в его способности. Общение с ребёнком строится с ориентацией на его достоинства и индивидуальные особенности, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Сопереживая ребенку в радости и огорчениях, оказывая поддержку при затруднениях, участвуя его в играх и занятиях, мы стараемся избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
Личностно-ориентированное взаимодействие способствует формированию у ребенка различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как отношение ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих взрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослые предоставляют ребенку самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.
Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм.
Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослый везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор.
Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.
Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.
Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей.
2.5 Взаимодействие с семьями воспитанников:
В основе взаимодействия педагогического коллектива и семьи лежит сотрудничество.
Принципы работы с родителями
целенаправленность, систематичность, плановость;
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи.
регулярное анкетирование для выявления родительских запросов, мнения родителей об условиях и организации
образовательной работы с детьми по музыкальному воспитанию
стенгазет, фоторепортажей.
разнообразные мероприятия (выставки, конкурсы, музыкальные салоны, праздники, развлечения, досуги.)
ознакомление с планом работы и подготовки к мероприятиям, организованным для детей
Сотрудничество характеризуют следующие показатели:
Понимание педагогами и родителями общих целей взаимодействия, общность и единство задач, эмоциональная готовность к совместной деятельности; взаимоподдержка и одобрение.
Знание особенностей семей в воспитании детей, воспитательных возможностей семьи позволяет осуществлять индивидуальную работу с ней с учетом дифференцированного подхода к каждому родителю.
Анализ социального статуса семей воспитанников посещающихся кружок «Ручеек», показал:
-Всего семей 15
полных (13)
неполных (2)
многодетных (3) семей.
- Сведения об образовании родителей:
высшее (10 чел.)
среднее профессиональное (11 чел),
без образования – (7 чел).
- Информация по национальному составу детей:
15чел. – русские
Перспективный план работы с родителями на 2019-2020 учебный год
Дата
Форма работы. Тема
Сентябрь
Фотопланшет «Донские казачата»
Праздник ко Дню матери «День матери-казачки»
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Консультация «Приобщение детей к Донским традициям через казачьи игры»
Родительское собрание «Я-семья-род-народ»
Январь
Февраль
Март
Папка – передвижка «Светлое Христово Воскресение»
Консультация для родителей «Народные игры – путь к творчеству»
Апрель
Май
План- график проведения праздников и развлечений
Название мероприятия
дата
Казачьи посиделки «Покрова Пресвятой Богородицы на Дону».
октябрь
Фольклорный праздник «День матери казачки»
декабрь
Казачий праздник «Широкая масленица»
февраль
Развлечение «Казачьи забавы»
май
3.Организационный раздел
3.1.Организация развивающей предметно-пространственной среды
Для осуществления данной работы разработано содержание пространственно-эстетической среды на основе инновационных принципов В.И.Петровского, А.С.Клариной, Л.А.Смывной, Р.М.Чумичевой.
Каждый элемент предметно-пространственной среды включается в процессе деятельности в качестве цели и средства освоения ее личностью, что позволит каждому ребенку в определенных границах утверждать свою индивидуальность.
В группе имеются :
- иллюстрации к рассказам о казаках, картины художника А.П.Ляха о казачестве; предметные картинки
- картотека казачьих игр;
- казачьи сказки
- плоскостные фигурки людей и животных;
- настольный, кукольный театры;
- игрушки фабричные и самоделки, имитирующие предметы быта казачества ( ведра-казаны, коромысло, деревянные ложки, чугунки и т. д. );
- предметы домашнего обихода : мебель – лавки, стол, божница с лампадой, оружие, сбруя, русская печь;
- салфетки, скатерти, рушники;
- глиняная посуда местного (донского) изготовления: кубышки, махотки, макитры, кувшины и др.;
- предметы костюма казаков-донцов и украшения к ним;
- музыкальные инструменты казаков (ложки, бубен);
- макет казачьего куреня, подворья.
-Нетрадиционные игровые зоны, например «Семья» (мебель, посуда донских казаков, куклы в казачьих костюмах)
3.2.Материально-техническое обеспечение
магнитофон
музыкальный центр
СD диск « Старинные казачьи песни»
видеопроектор
ноутбук
3.3.Учебно-методическое обеспечение
Е.И.Демешина, К.А.Хмелевский « История донского края»
С.А Долгополов «Заповедная краса Дона»
В.С.Левченко, Б.В.Чеботарев « История донского края»
Ю.Сухарев « Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории
Краткий очерк истории войска Донского « Картины былого Тихого Дона»
Р.М Чумичева, Н.А Платохина, О.Л Ведмедь Рабочие тетради для старших дошкольников, педагогов и родителей «Кто мы и откуда?»
В.В Черников «Казачество в истории России»
Хрестоматия для чтения «Край родной»
Альбом, худ. А.Г.Нечаева « История костюма в истории Донского края»
Альбом «Моя станица Егорлыкская»
Учебно-наглядные пособия:
дидактические пособия;
Настольно-печатные музыкально-дидактические игры;
Атрибуты для игр-плясок
Кукольный театр;
Репродукции картин, иллюстрации к литературным произведениям;
«Казачий дворик» на игровой площадке
Мини музей «Край родной казачий»
3.4.Планирование образовательной деятельности кружка
Планирование деятельности кружка опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для приобщения дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности. Проектирование образовательного процесса кружка «Озорные казачата » строится с учетом
принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
принципа единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
принципа личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
принципа культуросообразности, предусматривающего освоение богатейшего опыта казачества, как систему культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка.
Принципа природосообразности, предполагающего не только учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей ребенка, но и национально-специфических его склонностей и стереотипов поведения, обусловленных этическими семейно-бытовыми традициями и обычаями.
Принципа гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социально-этические нормы поведения, уважение достоинства и прав человека, заботы о родных и близких, проявление миролюбия, доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям, независимо от национальности и личных свойств.
Принципа комплексно-тематического построения образовательного процесса – предполагающего подачу изучаемого материала по тематическим блокам;
принципа наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
принципа последовательности – предполагающего планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе);
принципа занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
принцип семейно – центрированности, направленный на тесное сотрудничество педагогов и родителей.
Планирование осуществляется на основе перспективно-тематического планирования на год, календарно – тематического на месяц.
Перспективный план образовательной работы кружка, позволяет продумать и заранее создать необходимые условия (изменение и дополнение предметно-игровой среды), организовать работу с родителями.
Планирование осуществляется через воспроизведение годового цикла праздников, сюжетно-ролевых, специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок), через формирование представлений о формах традиционного семейного уклада. Образовательная деятельность осуществляется в ходе интеграции духовно-нравственного содержания , художественно-эстетического, познавательно-речевого.
(См.Приложение №1 Перспективно - тематическое планирование содержания работы кружка)
3.5.Организация режима работы кружка
В рамках совместной кружковой деятельности, 2 раза в неделю, во второй половине дня, по скользящему графику, вне основного времени работы педагога, проводятся кружковые занятия:
№
Формы работы
Направление деятельности
Методическое обеспечение
Количество обучающихся/возраст
Ответственные
1
Кружок
«Озорные казачата»
духовно-нравственное
воспитание
Рабочая программа педагога
12-15 чел
(5-7 лет)
Воспитатель
Науменко Н.В.
Количество (72 занятия в год), время проведения (с сентября по май), продолжительность периода дополнительной образовательной деятельности (для детей возраста 5-7 лет не более 20-30 минут) соответствуют требованиям Сан Пин 2.4.1.304913. В холодное время года занятия проводятся в музыкальном зале или групповом помещении. В теплое время года занятия кружка организуются на открытом воздухе.
Кружковые занятия проводятся в игровой и диалоговой форме с элементами ручного художественного и декоративно-прикладного труда, рисования, , слушания музыки, чтения художественной литературы, театрализации, знакомства с календарными народными праздниками, использовании словесных, подвижных и хороводных игр, игр-забав, оформлении тематических выставок детского творчества и уголков для детей и семей воспитанников.
Гармоничное сочетание индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм организации кружковой деятельности обеспечивает их инновационность и целостность.
Рациональный режим организации совместной кружковой деятельности способствует охране здоровья и воспитания детей, регулированию базовых физиологических потребностей ребенка, стабильности поведения, приучают его к организованности, активности, помогает сохранять устойчивую работоспособность.
4. Результаты реализации программы
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности, динамики его образовательных достижений - оценка индивидуального развития детей.
Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Содержание, механизм проведения, критерии и показатели оценки индивидуального развития детей, позволяют в процессе непрерывного (включённого) наблюдения за ребёнком, анализа продуктов его творческой и исполнительской деятельности, игровых тестовых заданий, бесед, анкетирования родителей, анализа документации и хронометража режима дня, оценить уровень индивидуального развития каждого ребёнка.
Сравнительные результаты мониторинга динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности на середину и конец учебного года, раскрывают динамику индивидуального развития детей. В основу разработки критериев и показателей мониторинга (педагогической диагностики), положены содержательные линии дошкольного образования, представленные следующими направлениями развития ребенка: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Для изучения нравственно-патриотических качеств дошкольников используется наблюдение; анализ продуктивной деятельности; организация досугов, развлечений, КВН и т.д
(см. Приложение №2 Мониторинг динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности)
Использованная литература
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13.01.1996 № 12-ФЗ; от 16.11.1997 № 144-ФЗ; от 20.07.2000 № 102-ФЗ; от 07.08.2000 № 122-ФЗ
Национальная доктрина образования в Российской Федерации № 751 от 04.10.2000
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ (Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001)
Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 № 51-ФЗ)
Региональная программа «Родники Дона» Р.М.Чумичева О.Л Ведмедь, Н.А Платохина
Методическое обеспечение к региональной программе «Родники Дона» Р.В Чумичева, О.Л Ведмедь, Н.А Платохина
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда?» к региональной программе «Родники Дона» Р.В Чумичева, О.Л Ведмедь, Н.А Платохина
Ю.Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории
Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона»
Иллюстрированный журнал «Столица донского казачества – Новочеркасск»
Альбом, худ. А.Г.Нечаева «История костюма в истории Донского края»
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОСЕЩАЮЩИМИ КРУЖОК
ТЕМА
ЗАДАЧИ
ЛИТЕРАТУРА,
МАТЕРИАЛ
ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ
КАК У НАС -ТО БЫЛО НА ТИХОМ ДОНУ
СЕНТЯБРЬ
« Путешествие в прошлое нашей родной земли»
Познакомить детей с понятием «племя». Рассказать о том, какие племена жили на донской земле (киммерийцы, скифы, сарматы).Способствовать развитию у детей коммуникативных умений; расширять представление о родном крае.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»
С 8-10
« Кто такие амазонки»
Содействовать развитию интереса детей к прошлому нашей Родины. Рассказать о воинственном народе, состоявшем исключительно из женщин – амазонках. Познакомить с их одеждой, оружием, причёсками, чертами характера.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с.11-13
Легенда о Танаисе
Познакомить детей с древним городом-крепостью Танаис, с его достопримечательностями и легендой возникновения. Упражнять в подборе слов –определений к слову «Танаис».
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с14-17
Сокровища Танаиса
Содействовать развитию интереса детей к прошлому донской земли. Познакомить с предметами посуды, используемой в древние времена. Предложить поиграть в игру «Кто быстрее соберёт амфору»
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» С18-19
Откуда на Дон пришли казаки?
Познакомить детей с одной из версий о происхождении казачества на Дону. Вспомнить, что обозначает слово «казак». Вызвать интерес к прослушиванию отрывка из стихотворения Н. Дика «Удалые казаки». Ответить на вопросы по содержанию
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»
С 20-22
Оружие казака
расширять знания детей об оружии, которым пользовались казаки. Содействовать формированию умения узнавать и различать саблю, шашку, пику, кинжал и т.д
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с 23-24, картинки с изображением оружия, сюжетные картины с изображением вооружённых казаков
Легенда о бравом казаке Данилке
Познакомить детей с легендой. Содействовать развитию способности к целостному восприятию произведения такого жанра, эмоциональной отзывчивости на его содержание.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с25,с109-112
ТЕМА
ЗАДАЧИ
ЛИТЕРАТУРА,
МАТЕРИАЛ
ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ
ОКТЯБРЬ
« Покров – первое зазимье»
Приобщать детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям. Познакомить с праздником Покрова, с приметами этого дня, традициями, обрядами.
Фольклорный праздник
«Покрова Пресвятой богородицы»
Содействовать приобщению детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям, формированию внутреннего мира детей на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного театральным представлением. Воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году.
Конь –верный друг казака
Познакомить детей со значимостью коня для казака, рассказать, как казаки ухаживали и заботились о лошадях, воспевали в своих песнях. Познакомить с пословицами и поговорками о коне. Расширить и обогащать знания детей о жизни и быте донских казаков.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с26-27
Лепка «Конь»
Содействовать формированию у детей умения создавать изображение по мотивам донских умельцев. Учить лепить фигуру коня из целого куска, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания. Развивать эстетическое восприятие, воспитывать уважение к казачьему народному творчеству.
Пластилин, дощечки, стеки.
Что мы знаем о прошлом родной земли
Обобщить и систематизировать знания детей по первому блоку. Дать понятие о том, что Ростовская область многонациональна, о том, что у представителей каждого народа свой язык, своя культура, традиции, обычаи, но всех жителей объединяет одно – земля Донская.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с.28-29
КАЗАЧЬИ ЗНАКИ И СИМВОЛЫ
Символы Ростовской области
Познакомить детей с символами Ростовской области (герб, флаг, знамя). Объяснить, почему использованы такие формы и цвета. Почему использованы те или иные изображения на гербе. Что они обозначают.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с30-32
Герб моей семьи
Предложить детям придумать и нарисовать герб своей семьи, используя разнообразные изобразительные материалы: цветные карандаши, фломастеры, краски. Привлечь родителей созданию герба.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с 33, каранда ши, краски, фломастеры
Гимн Ростовской области и Войска Донского
Познакомить детей с Гимном Ростовской области и главной песней донских казаков – Гимном Всевеликого Войска Донского. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой народ. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой народ.
методическое обеспечение к программе «Родники Дона» с 25, тетрадь с 34-35
ТЕМА
ЗАДАЧИ
ЛИТЕРАТУРА,
МАТЕРИАЛ
ОТМЕТКА О ВЫПОЛН
НОЯБРЬ
Аппликация Флаг Всевеликого Войска Донского
Продолжать знакомить детей с казачьей символикой. Способствовать расширению знаний о значении сочетания цветных полос на флаге. Предложить изготовить флаг из цветной бумаги, закрепить навыки аппликации.
Цветная бумага, альб.лист, ножницы, клей, кисти,
Знаменитые атаманы Войска Донского
Предложить детям вспомнить, кого называют атаман. Познакомить со знаменитыми атаманами Войска Донского. Содействовать формированию умения подбирать слова-определения к слову «атаман».
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с36-37
Казачьи заповеди
Продолжать знакомить детей с заповедями казаков, их содержанием. Закрепить понятие «заповедь». Содействовать воспитанию любви к родной земле, смелости, трудолюбия, уважения к своей семье.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с 38-39
Посиделки
«Зашифрованные слова»
Упражнять детей в составлении слов СИМВОЛЫ, ГЕРБ,АТАМАН, КАЗАЧИЙ КРУГ, ЗАПОВЕДЬ. Содействовать обобщению и систематизации, полученных ранее знаний.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с40-42
«Сердце матери лучше солнца греет»
Этическая беседа об отношении казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок. Содействовать обогащению развития словаря и активизации его в связной речи; побуждать использовать разные типы предложений, строить достаточно сложные синтаксические конструкции. Воспитывать любовь к матери, умение слушать друг друга.
метод обеспечение к программе «Родники Дона»
Казачий фольклор: пословицы, поговорки о матери «Родной друг- матушка»
Продолжать знакомить детей с поговорками и пословицами о матери, учить понимать их смысл. Дать детям понятие о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре. Формировать понятие, что они часть великого Донского края.
Хрестоматия для чтения с8
Аппликация. Коромысло.
Расширить знания детей о быте донских казаков, о значимости воды и методах ее доставки в дом: показать, что такое коромысло, рассказать, как им пользовались для переноски воды. Развивать умение украшать орнаментом по мотивам донского творчества, закрепить умение синхронного вырезывания, вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой.
Содействовать формированию у детей осознанного отношения к семье, семейным отношениям, уважения и почитания к женщине, девочке.
Укреплять взаимопонимание между родителями и детьми,
Приобщать детей к традициям Донского казачества.
ТЕМА
ЗАДАЧИ
ЛИТЕРАТУРА,
МАТЕРИАЛ
ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕН
ДЕКАБРЬ
ДОНСКИЕ КАЗАЧЬИ СТАНИЦЫ
Ознакомление с окр.+ Аппликация «Казачий курень»
Углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем. Учить детей в аппликации передавать основные особенности жилища казаков с помощью формы, цвета, линий, дополнительных деталей. Совершенствовать технические навыки, умение творчески подходить к выбору способов вырезывания из бумаги.
Метод.обеспечение к программе «Родники Дона» с138, раб.тетр с43-45
Конструирование
"Что нам стоит дом построить"
Закреплять умение анализировать сходные объекты (выделять в них общее и различное) и на этой основе формировать обобщенные представления о них: правильно употреблять такие слова как длинный, высокий, задняя, передняя, боковая стенки. Формировать умение делать двойное перекрытие. При строительстве использовать разные конструктивные детали. Побуждать обыгрывать постройки в различных видах деятельности.
метод обеспечение к программе «Родники Дона»
Интерьер казачьей горницы
Познакомить детей с понятием «интерьер». Рассмотреть интерьер казачьей горницы. Рассказать детям о том, какие предметы и детали делают комнату красивой, нарядной. Побуждать детей использовать в речи диалектную лексику.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с 46-48
Вещи рассказывают о прошлом
Продолжать знакомить детей с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода. Развивать познавательный интерес.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» 48-49
Кухонная посуда наших предков
Познакомить детей с кухонной утварью казаков. Содействовать формированию умения рисовать кухонные принадлежности, создавать несложную композицию. Расширять словарный запас. Воспитывать художественно-эстетический вкус
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» 50-51
Ручной труд «Солонница»
Обогащать знания детей о значении солонницы на обеденном казачьем столе, о том, что вместе с караваем хлеба соль в солоннице участвовала во всех торжественных ритуалах. Показать прием плетения солонницы из тонких «ветвей»
Солёное тесто
Печка - матушка
Познакомить детей с интересными сведениями об интерьере казачьей кухни. Способствовать пониманию того, что печь –очень важный элемент быта казаков. Познакомить с пословицами и поговорками о печи. Систематизировать знания детей о печи и приспособлениях для нее: ухват, кочерга, лопата, полено.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»
С.51-53
Посиделки. Донские казачьи станицы
Дать понятие «станица». Содействовать развитию интереса к прошлому и настоящему Донской земли; развитию чувства патриотизма — любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»
С.53-54
ТЕМА
ЗАДАЧИ
ЛИТЕРАТУРА,
МАТЕРИАЛ
ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕН
ЯНВАРЬ
« Рождество Христово» -
Содействовать формированию у детей целостного отношения к народным праздникам и обрядовым мероприятиям, представления о православии, как части русской культуры, его богатстве, красоте праздников.
метод обеспечение к программе «Родники Дона»
Святки
Раскрыть нравственные основы казачьей культуры как культуры русской национальной. Способствовать формированию представлений о ее богатстве, красоте праздников.
Игра-инсценировка «Колядки»
обогащать знания детей о проведении казачьих обрядов, формировать интерес к истории донских казаков, развивать память детей, заучивая тексты колядок.
« Крещение»
Продолжать знакомить детей с народными праздниками. Способствовать формированию у детей целостного представления о православии. Вызвать желание воплощать обрядовые мероприятия в своих детских видах деятельности.
«Живет в народе песня»
Познакомить детей с новой казачьей песней «Как за Доном», учить видеть красоту донских напевов. Содействовать углублению любви к музыке, желания и умения слушать музыкальные произведения, способности понимать их смысл и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения;
методическое обеспечение к программе «Родники Дона»
Казачий фольклор: пословицы, поговорки о казачьей дружбе
Познакомить детей с поговорками и пословицами о казачьей дружбе, учить понимать их смысл. Дать детям понятие о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре. Формировать понятие, что они часть великого Донского края.
Хрестоматия для чтения с 7
«Степные рыцари»
Познакомить детей с военной жизнью казаков, значимостью казачьих дружин, умением охранять свои границы от врагов, способами ведения боя и организацией военных походов.
методическое обеспечение к программе «Родники Дона»
Лепка «Казачий струг»
расширить знания детей о передвижении казаков по Дону. Показать приемы лепки лодки из пластилина в сочетании с природным материалом, развивать умение оснащать поделку дополнительными деталями.
Пластилин, дощечки, стеки
ТЕМА
ЗАДАЧИ
ЛИТЕРАТУРА,
МАТЕРИАЛ
ОТМЕТКА О ВЫПОЛН
ТРУД ЛЮДЕЙ РОДНОЙ ЗЕМЛИ
ФЕВРАЛЬ
Казаки-коневоды
Познакомить детей с профессией - коневод. Обобщить и систематизировать знания о том, что казаки - отличные коневоды. Рассмотреть иллюстрации с изображением лошадей различных пород. развивать познавательный интерес.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с 71-74
Казачий фольклор: пословицы, поговорки о коне
Познакомить детей с поговорками и пословицами о коне, учить понимать их смысл. Закреплять понятие о народном фольклоре, приобщать детей к народной культуре. Формировать понятие, что они часть великого Донского края.
Хрестоматия для чтения с 6
«Идет кузнец из кузницы»
Содействовать ознакомлению детей с профессией кузнеца, его трудовыми действиями и оборудованием кузницы (горн, молот, наковальня) Продолжить знакомство с материалом – металл, и изделиями из него – серп, коса, утюг, рукомойник. Воспитывать уважение к людям труда
методическое обеспечение к программе «Родники Дона»
«Живет в народе песня» - заучивание песни «Во кузнице»
Продолжать знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов. Содействовать углублению любви к музыке, желания и умения слушать музыкальные произведения, способности понимать их смысл и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения;
методическое обеспечение к программе «Родники Дона»
«На героя и слава бежит»
Беседа о героях-казаках, старинном оружии. Содействовать обогащению развития разговорной и монологической речи ребенка образным языком детской литературы и фольклора
метод обеспечение к программе «Родники Дона»
«Рыцарская жизнь казаков»
Дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами. Воспитывать у детей умение слышать колорит речи донских казаков.
метод обеспечение к программе «Родники Дона»
«Казачий круг»
Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями правления среди казаков, объяснить смысл сбора в круг, расширить знания о правительстве в казачестве.
метод обеспечение к программе «Родники Дона»
Праздник 23 февраля «Воины лихие — казаки удалые»
Создать у детей радостное настроение. Формировать нравственно-патриотические чувства и духовность у дошкольников. Способствовать решению задач творческого развития личности.
ТЕМА
ЗАДАЧИ
ЛИТЕРАТУРА,
МАТЕРИАЛ
ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕН
МАРТ
«Масленица пришла – радость принесла»
закреплять умение передавать характеристики определенного образа в инсценировках по мотивам донского казачьего фольклора, пробуждать интерес к казачьей культуре и традициям. Формировать психологически комфортное эмоциональное состояние ребенка при общении в праздничной атмосфере.
Ручной труд «Масленичка» (кукла-девочка).
Содействовать расширению знаний детей об обычаях донских казаков дарить Масленичку, желая хозяевам здоровья, богатства и всего хорошего. Показать прием изготовления Масленички. Вызвать желание изготовить Масленичку в подарок друзьям.
Лоскутки ткани, вата, синтепон, нитки
Комбайнер, тракторист
Познакомить детей с профессиями комбайнера и тракториста их трудовыми действиями. Содействовать обогащению развития чувства уважения к трудовой деятельности человека любой профессии, чувства признательности за проявленную заботу; бережного отношения к результатам труда; — амплификации развития желания ребенка самому в будущем получить интересную и нужную профессию, заняться созидательным трудом на благо людей, своей Родины, своей семьи.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»
С 60-63
Рыболовство на Дону
Продолжить знакомство детей с донскими промыслами. Рассказать о рыболовстве на Дону. Содействовать формированию умения узнавать и называть рыбу, которая водится в Дону. Упражнять в составлении предложений о рыболовстве, используя, предложенные воспитателем слова.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»
С.64-66
Рыболовный промысел
Познакомить детей с тем, что рыбная ловля носила промысловый характер. Дать понятие «промысел». Способствовать ознакомлению детей с казачьей кухней её традиционными блюдами (ухой). Упражнять в подборе слов-определений к слову «уха» Способствовать формированию знаний о правильном рациональном питании.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с67-68
Огородничество на Дону
Познакомить детей ещё с одним занятием казаков. Способствовать закреплению знаний детей о том, какие овощи растут на Дону, чем они полезны. Предложить составить красивый натюрморт из овощей. Воспитывать чувство уважения к трудовой деятельности человека.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с.69-71
Жаворонки (изготовление жаворонков из сдобного теста)
Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков. Закрепить умение лепить из теста жаворонков, аккуратно раскладывать их на противне, сажать для выпекания в печь.
ТЕМА
ЗАДАЧИ
ЛИТЕРАТУРА,
МАТЕРИАЛ
ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕН
АПРЕЛЬ
С нами чудо из чудес – благовещенье с небес
Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков
Ремесла и промыслы казаков. Виноградарство
Продолжать знакомить детей с занятиями казаков. Познакомить с возникновением виноградарства на родной земле. Рассказать о «Донской войсковой школе виноградарства и виноделия»
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда» с75-77
Лозоплетение
Познакомить детей с ремеслом лозоплетением. Рассмотреть изделия, изготовленные из лозы. Содействовать обогащению развития чувства уважения к трудовой деятельности человека любой профессии, чувства признательности за проявленную заботу; бережного отношения к результатам труда.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»
С.77-79, плетёные изделия.
Гончарное ремесло
Познакомить детей с интересными фактами о гончарном промысле, о станицах, в которых занимались казаки гончарным производством. Рассказать о процессе изготовления гончарных изделий. Вызвать интерес к данной профессии.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»
С.80-82
Лепка из глины.
Квасник
Обогащать знания детей о посуде казаков, знакомить с предметами народного творчества. Учить, пользуясь натурой, лепить декоративный сосуд – квасник, анализировать форму, вычленяя ее основные части и детали: форма в виде кольца с высоким горлышком, с крышками, красиво изогнуты ручки, носик, налепы в виде птиц и шариков. Развивать умение самостоятельно выбирать способы лепки для наиболее выразительной передачи образа.
Глина, образец
Фермерство на Дону
Познакомить детей с содержанием донской казачьей усадьбы, с трудовой деятельностью казаков по содержанию домашних животных и уходу за ними. Дать понятие «фермерское хозяйство». Воспитывать уважение к людям труда.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»
83-87
Пасха, Красная горка
Познакомить детей с самым ярким праздником весеннего цикла – пасхой, ее ритуалами и традициями.
Напомнить о том, как в казачьих семьях готовились к этому празднику. Вызвать желание принять участие в подготовке к Светлому Христову Воскресенью.
ТЕМА
ЗАДАЧИ
ЛИТЕРАТУРА,
МАТЕРИАЛ
ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕН
ЗНАМЕНИТЫЕ ЖИТЕЛИ ДОНСКОГО КРАЯ
МАЙ
Все профессии нужны, все профессии важны
Содействовать овладению системными знаниями о разнообразии человеческих профессий; формированию у детей знаний о том, что труд – основа жизни каждого человека. И чтобы стать умелым, необходимо много учиться.
Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда»
С 88-89
День Победы - Всенародный праздник
Закрепить знания детей о Дне Победы, воспитывать гордость за своих прадедов, победивших в Великой Отечественной Войне.
Мы склонились низко, низко у подножья обелиска
Рассказать детям о выдающихся людях, защищавших свою малую Родину в годы Великой Отечественной Войны. Воспитывать уважение к воинам освободителям, интерес к различным видам войск.
Наш земляк Михаил Александрович Шолохов
Познакомить детей со знаменитым писателем М. Шолоховым, его биографией. Рассказать о том, чем он прославил Донскую землю, почему мы помним о нём. Вызвать желание познакомиться с произведениями писателя.
Хрестоматия для чтения с 215
Чтение рассказа М Шолохова «Нахалёнок»
Познакомить детей с произведением М. Шолохова. Содействовать развитию способности понимать нравственный смысл изображаемых событий; овладению умением оценить поступки героев художественного произведения; усвоению представлений о подвиге, смелости, справедливости и честности.
Хрестоматия для чтения с.223
Греков Митрофан Павлович – художник-баталист
Познакомить детей со знаменитым земляком и его известными работами «Тачанка», «Бой под Егорлыкской». Объяснить детям, почему некоторых художников называют баталисты. Содействовать расширению кругозора, воспитанию гордости за земляков.
Расширить знания детей об экологии родного края. Учить передавать в рисунке окружающую природу. Содействовать развитию наблюдательность, эстетическое восприятие, обращать внимание на цветовые сочетания при изображении весны, уметь располагать сюжет на всем листе бумаги
Альбомные листы, кисти, краски, стаканы с водой
Семейная викторина Мы — казаки Донского края
Выявить уровень сформированности у детей знаний о казачестве, закрепить и обобщить знания детей о жизни и быте, традициях, фольклоре казаков; способствовать развитию интереса дошкольников к истории и культуре Донского края; прививать желание следовать славным традициям наших предков.