Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для второй младшей группы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 70
Рассмотрена на заседании кафедры дошкольного образования
Протокол
от «__»___20__г. №
Заведующий кафедрой
_________/ Паршина А. В.
Согласовано:
Куратор НМР
_________/ Андреева Е.В.
Утверждена приказом от
«___ »___20___г.
№
Директора МБОУ СШ № 70
____________Прокопенко О.Р.
Рабочая программа
по
социально-коммуникативному развитию
( 2 младшая группа)
Воспитатели: Паршина А.В.
Башкирова Т.А.
Липецк-2017г.
I.Пояснительная записка
1.1. Нормативно – правовая база
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- «Федеральными государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.
- приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», основной образовательной программы МБОУ СШ №70 (дошкольные группы), Устава МБОУ СОШ №70.
1.2. Содержание образовательного процесса во второй младшей группе.
Содержание рабочей программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
При выборе методик обучения предпочтение отдаётся развивающим методикам, способствующим формированию познавательной сферы развития.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с образовательной программой ОУ МБОУ СШ №70. Отличительная особенность программы в том, что она направлена на развитие самостоятельности, познавательной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Рабочая программа второй младшей группы МБОУ СШ №70 г. Липецка обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлению: социально -коммуникативное развитие.
Задачи образовательной деятельности.
Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии.
Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.
Помогать детям, в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе
рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и пр.).
Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.
Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.). Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, как
результатам труда взрослых. Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание,
умывание), способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.
Развивать интерес к правилам безопасного поведения; Обогащать представления о правилах безопасного пользования предметами. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей четвёртого года жизни.
На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр просты и не развернуты. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
1.5.Сведения о воспитанниках.
Контингент воспитанников:
Всего во второй младшей группе «Звездочки» 24ребенка. Вторая младшая группа функционируют в режиме пятидневной рабочей недели с 12 – часовым пребыванием детей (с 7.00 до 19.00 часов).
Сведения о семьях воспитанников:
- 23 ребенка воспитываются в полных семьях;
- неполных семей одна;
- многодетных – две семьи;
- семей группы риска – нет.
1.6. Особенности осуществления образовательного процесса.
При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников (физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие).
В основу организации образовательного процесса положен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. В качестве адекватных форм работы с детьми дошкольного возраста используются: экспериментирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, игра и т.д. В образовательный процесс внедряется проектная деятельность. Образовательная деятельность, в зависимости от программного содержания, осуществляется фронтально, по подгруппам или индивидуально. Педагогам предоставляется право варьировать место осуществления непосредственно образовательной деятельности в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач, интереса детей.
Педагогам предоставляется право варьировать место осуществления непосредственно образовательной деятельности в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач, интереса детей. В дошкольных группах спортивный зал совмещён с музыкальным поэтому работа по физическому развитию детей при благоприятных погодных условиях, круглогодично осуществляется на спортивной площадке.
Образовательный процесс осуществляется по двум режимам в каждой возрастной группе, с учётом тёплого и холодного периода года.
В целях обеспечения выпускникам дошкольного учреждения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе в дошкольных группах соблюдаются следующие условия:
- выбор программ и технологий, методов и приёмов педагогической деятельности осуществляется на основе уровня развития детей группы;
- воспитатели и специалисты, работающие с детьми 3-4 лет, ознакомлены с особенностями организации образовательного процесса в школах, посещают уроки, приглашают учителей начальных классов в дошкольные группы, проводят совместные мероприятия в рамках реализации задач преемственности дошкольного и начального общего образования.
- организация прогулок для детей младшего дошкольного возраста предусматривает возможность оказания индивидуальной помощи ребёнку по физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому развитию;
- для родителей воспитанников организована система консультирования по основным направлениям развития ребёнка; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется с 7.00 до 8.30 и с 17.00 до 19.00.
1.7. Режим дня, структура ОД (расписание занятий, двигательный режим).
Организация режима пребывания детей во второй младшей группе (в холодное время года).
Время
Режимные моменты
Содержание
07.00 – 07.30
«Здравствуйте!»
Минутки игры. Индивидуальная работа с детьми.
Прием детей, осмотр.
Игровая деятельность.
07.30 – 08.00
Чтение потешек, встреча с природой.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы.
08.00 – 08.10
Минутки бодрости.
Утренняя гимнастика
08.10 – 08.20
«Моем с мылом чисто, чисто!»
Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков.
08.20 – 08.50
«Приятного аппетита!»
Завтрак: обучаем правильно пользоваться столовыми приборами, воспитание культуры еды.
08.50 – 09.10
«Наши любимые игры»
Игровая деятельность.
09.10 – 09.25
09.35 – 09.50
« Я познаю мир»
Непосредственно образовательная деятельность
09.50 – 11.50
«Гуляй, да присматривайся!»
Подготовка к прогулке. Прогулка.
11.50 – 12.00
Возвращение с прогулки.
Воспитание к.г.н.
Подготовка к обеду.
12.00 – 12.30
«Приятного аппетита!»
Обед. Обучаем правильно держать столовые приборы воспитание культуры еды.
12.30 – 15.00
«Тихо, тихо сон идет...»
Подготовка ко сну, дневной сон.
15.00 – 15.10
«Просыпаемся...
Постепенный подъем. Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна.
15.10 – 15.30
«Приятного аппетита!»
Подготовка к полднику. Полдник.
15.30– 16.30
«Играй, не зевай!»
Игры, досуги. Самостоятельная деятельность.
16.30 – 17.00
«Приятного аппетита!»
Подготовка к ужину. Ужин.
17.15 – 19.00
«Гуляй, да играй!
Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход домой.
Теплое время года
Прием детей на улице, игры, утренняя гимнастика на свежем воздухе, самостоятельная деятельность
Подготовка к завтраку, завтрак
Самостоятельная деятельность, игры, муз.занятия
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, труд, наблюдения), физкультурные занятия на свежем воздухе
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду
Обед
Подготовка ко сну, сон
Подъем, закаливающие мероприятия
Подготовка к полднику, полдник
Игры, самостоятельная деятельность, чтение художественной литературы (на прогулке)
Подготовка к ужину, ужин
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой
07.00 – 08.30
08.30 - 09.00
09.00 - 09.35
09.35- 11.45
11.45 – 12.00
12.00 – 12.30
12.30 – 15.00
15.00- 15.20
15.20 – 15.40
15.40 – 16.40
16.40 - 17.00
17.00 - 19.00
1.8. Организация предметно-пространственной среды.
Модель построения предметно-пространственной среды включает три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени. К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.
Пространственная организация.
Желательно предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных матов, легко передвигаемой мебели- трансформера, использования пространствообразующих материалов.
Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кроватка со стульчиком, полка в стеллаже. Для активизации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного "Я", развития рефлексии и самооценки следует обеспечить возможность демонстрации собственных детских успехов.
Важно создать в группе уютную естественную обстановку, гармоничную по цветовому и пространственному решению. Рекомендуется использовать светлые пастельные тона для оформления стен, подбирать мебель естественных оттенков. Желательно, чтобы предметы мебели гармонировали друг с другом, были оформлены в едином стиле.
Зона обучения должна быть хорошо освещена, в ней размещаются столы. Расположение столов не должно копировать школьный подход . Они располагаются по-разному: по кругу, буквой «П», «Т» т.е. так, чтобы педагог работал не «над», а «вместе» с детьми. За столами дети находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу. Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой «мертвую комбинацию» различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.
Изменение во времени.
В процессе проектирования среды важно продумать варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии:
времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение года);
освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);
стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности).
Особенности организации предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста.
Предметно-развивающая среда младшей группы организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Необходимо гибкое зонирование предметно-развивающей среды с учетом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия, игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей.
II. Объем образовательной нагрузки.
Календарный учебный график
Содержание
Группа
младшего дошкольного
возраста (с 3 до 4 лет)
Количество групп
1
Адаптационный
период
01.09.2017-
15.09.2018
Начало учебного года
18.09.2017
Окончание учебного года
31.05.2018
Период каникул
29.12.2017-
12.01.2018
Продолжительность
учебного года (неделя), всего, в том числе:
35 недель
1 полугодие
15 недель
2 полугодие
20 недель
Продолжительность учебной недели
5 дней
Количество ОД в неделю
10
Длительность ОД
15 мин.
Максимальный перерыв между ОД
10 мин.
Объем недельной образовательной нагрузки (ОД)
(без учета дополнительных образовательных услуг):
2ч. 30 мин
1 половина дня
2 часа 30 мин
2 половина дня
-
Летний оздоровительный период
с 01.06.2017 по 31.08.2017
Учебный план группы дошкольного возраста общеразвивающей направленности
с 3х до 4х лет
Образовательная деятельность
Длительность образовательной деятельности
Количество образовательной деятельности в неделю
Коммуникация
15 мин
1
Формирование элементарных математических представлений
15 мин
1
Формирование целостной картины мира
15 мин
1
Физическая культура
15 мин
3
Музыка
15 мин
2
Художественное творчество (рисование/лепка)
15 мин
1
Конструирование/аппликация
15 мин
1
Объем недельной образовательной нагрузки (ОД)(без учета дополнительных образовательных услуг):
2 ч 30 мин
10
Итого
2 ч 30 мин
10
III.Перспективно - тематическое планирование с итоговыми мероприятиями.
Тема
Подтема
Варианты итогового мероприятия
Взаимодействие с родителями
Сентябрь
3 неделя
«Наша группа»
1.Знакомство с группой
2.Вот какая наша группа.
3.Во что мы играем.
4.Моё любимое занятие.
5.Наша прогулка
«Где живёт Царица Знаний»
развлечение
Консультация для родителей
«Адаптация детей в
детском саду»
Сентябрь
4 неделя
«Наши игрушки»
1.Мои любимые игрушки
2.Во что мы играем.
3.Мой весёлый мяч.
4.Народные игрушки.
5.Игры и забавы.
Выставка любимых игрушек.
Консультация для родителей
«Игрушки наших детей»
Октябрь
1 неделя
«Осень золотая»
1.Что нам осень принесёт.
2.Осень,осень в гости просим.
3.Осень золотая.
4.Листопад.
5..Птицы осенью.
«Осень, осень в гости просим»
праздник
Помощь в организации развлечения.
Октябрь
2 неделя
1 неделя
«Фрукты»
1.Золотая пора
2.Фрукты в саду.
3.Яблоки на столе.
4.Сладкие и круглые.
5.Витамины.
Выставка «Подарки осени»
Рекомендации для родителей
«Витамины осенью»
Октябрь
3 неделя
«Овощи»
1.Витамины на столе.
2.Огурцы и помидоры.
3.Вершки и корешки.
4.Здоровое питание.
5.На огороде.
Развлечение
«Осенние подарки»
Помощь в организации развлечения.
Октябрь
4 неделя
«Мои друзья».
1.Мы –дружные ребята.
2.Мои друзья.
3.Нам всем очень хорошо.
4.Чем мы занимаемся в детском саду.
5.Мальчики и девочки
Игра «День рождения Мишутки»
Помощь в изготовлении атрибутов для игры
Ноябрь
1 неделя
Семь цветов радуги.
1. Путешествие в красную и желтую страну.
2. Путешествие в зелёную и голубую страну.
3. Путешествие в фиолетовую страну.
4.Путешествие оранжевую и синюю страну.
5. Семеро цветных братцев.
Развлечение
«Радужные краски»
Принять участие в музыкальном развлечении.
Ноябрь
2 неделя
«Дикие животные»
1.Кто живёт в лесу?
2.Жизнь диких зверей.
3.Чем они питаются.
4.Кого надо бояться.
5. Кто где живёт?
Игра-инсценировка «Волк и зайцы»
Принять участие в изготовлении атрибутов к игре.
Ноябрь
3 неделя
«Домашние животные
1.Наша ферма.
2.Кто даёт молоко?
3.Кто пасётся на лугу.
4.Кто как кричит?
5.Кто чей детёныш?
День матери
чаепитие
Принять участие в празднике и в чаепитии
Ноябрь
4 неделя
«Птицы».
1.Птицы нашего двора.
2.Чем они питаются.
3. Перелётные птицы.
4. Зимующие птицы.
5.Поможем птицам зимой.
Изготовление и вывешивание птичьих столовых.
Помощь в изготовлении
Кормушек для птиц.
Ноябрь
5 неделя
«Мой дом».
Моя улица.
Чем я люблю заниматься дома.
Как вести себя дома и в гостях.
Правила на всю жизнь.
5.День матери.
Выставка «Мои любимые игрушки».
Сюжетно-ролевая игра
«Семья»
Тематический вечер: «День матери»
Консультация для родителей
«Режим дня ребенка в выходные дни »
Помощь в подготовке тематического вечера: «День матери»
Декабрь
1 неделя
«Домашние обитатели»
1.Домашние животные в доме.
2.Наши верные друзья.
3.Птицы и рыбки у нас в доме.
4.Любимый котёнок.
5.Наша забота.
Выставка рисунков « Любимый питомец»
Консультация для родителей
« Дети и домашние животные».
Декабрь
2 неделя.
«Транспорт»
1.Мы едем, едем, едем,..
2.Высоко летим, далеко глядим.
3.Плыл по морю кораблик.
4.Кто нас перевозит.
5.Осторожно, дорога! (ОБЖ, ПДД)
Сюжетно-ролевая игра
«Едем, плывём, летим...»
Помочь в приобретение атрибутов к игре.
Декабрь
3 неделя
«Новый год на пороге».
1.Зимой и летом одним цветом.
2.Что принесла с собой зима.
3. Готовимся к встрече Нового года.
4. Новогодняя сказка.
5.Снег идёт.
Организация выставки
«Зимняя сказка»
Праздник
«Ёлочка, ёлочка зелёная иголочка»
Участие в празднике и в организации выставки.
Декабрь
4 неделя
«Дорожная безопасность»
1.Правила дорожного движения.
2.Как вести себя на дороге.
3.Виды транспорта.
4.Понятие «улица», «тротуар», «дорога».
5.Труд водителя.
Развлечение ПДД.
Принять участие в изготовлении атрибутов к игре.
Январь
2 неделя
«Труд повара»
1.Кто нас кормит?
2. Как мы кормили Хрюшу и Степашку.
3. Встречаем гостей.
4.Из чего мы кушаем.
5.Красивая посуда.
Игра – инсценировка
«Медвежонок у нас в гостях».
Помощь в изготовлении атрибутов к игре.
Январь
3 неделя
«Зима»
1.Зима – Белоснежная.
2. Чудесные снежинки.
3.Вот она – Зима какая!
4. Как котёнок радуется зиме.
5.Снег кружится, белая вся улица.
Зимние олимпийские игры
Принять участие в спортивном празднике.
Январь
4 неделя
«У кого какие шубки?»
1.У кого какие шубки?
2. Зачем людям одежда нужна?
3. Как спасаются звери от стужи зимой.
4. Кто сменил шубки?
5. Как зайка от лисы спрятался.
Создание стенгазеты
«Животные зимой».
Помощь в изготовлении
стенгазеты.
Февраль
1 неделя
«Труд врача»
1.Труд врача
2. Экскурсия в кабинет врача.
3.Если ты заболел…
4. Будь здоров!
5. Витамины.
Сюжетно-ролевая игра
«Больница»
Помощь в изготовлении атрибутов к игре.
Февраль
2 неделя
«Здоровье»
1.Таблетки растут на ветки.
2.Таблетки растут на грядке.
3.Наши куклы- врачи.
4.Лечим зайку.
5.Будем здоровы.
Инсценировка сказки
«Айболит»
Консультация для родителей
«Закаливание детей».
Февраль
3 неделя
«Труд помощника воспитателя»
Вот какая наша няня.
Чистота-залог здоровья!
Труд помощника воспитателя.
Помогаем няне.
Встречаем гостей
Сюжетно-ролевая игра
«Детский сад»
Консультация для родителей
«Гигиенические навыки»
Февраль
4 неделя
« Мой папа».
1.Мой папа.
2.Профессия моего папы.
3.Защитники нашей страны.
4.Кто прославил наш город.
5.Будущие солдаты.
Музыкальный – праздник
«Наши защитники»
.
Участие в празднике.
Март
1 неделя
« Мама»
1.Мамочка моя любимая.
2.Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.
3.Вместе с мамой хорошо.
4. Мама улыбается.
5. Бабушка милая, бабушка любимая.
Музыкальный праздник
«Мамин праздник».
Участие в празднике
Март
2 неделя
«Наши добрые дела»
1.Наши добрые дела.
2.От чего портится настроение.
3.Кто с закалкой дружит, никогда не тужит.
4.Будем улыбаться.
5.Какого цвета радость.
Игра – ситуация «Каждой вещи свое место»
Консультация на тему
«Здоровый образ жизни»
Март
3 неделя
«Семья»
1.Моя семья.
2.Взрослые и дети.
3.Рассказ о семье.
4. Мамы и папы.
5.Семейное древо.
Сюжетно-ролевая игра
« Семья»
Изготовление семейного древа.
Март
4 неделя
«Гости».
1.Наши верные друзья.
2. Мы пригласили гостей.
3. Готовим угощение.
4. Кукла Маша у нас в гостях.
5.Едем в гости к бабушке.
Игра-ситуация
« Маша у нас в гостях»
Помощь в изготовление атрибутов к игре.
Апрель
1 неделя
«Квартира».
1.Моя квартира.
2.Мебель.
3.Большая стирка.
4.Мамины помощники.
5.Квартира куклы Маши.
Встречаем весну
праздник
Помощь в изготовление атрибутов к празднику
Апрель
2 неделя
«Город»
1.Дом в котором мы живём.
2.Наш город.
3.Липецк –наш город.
4.Строим новый дом.
5.Наш красивый город.
Выставка рисунков
«Дом в котором я живу»
Помощь в оформлении выставки.
Апрель
3 неделя
« Пожарная безопасность»
1.Пожарная безопасность.
2. Осторожно спички!
3. Хрюша попал в беду.
4.Пожарная машина.
5. Осторожно пожар!
Сюжетно-ролевая игра
«Пожарные»
Изготовление атрибутов к игре.
Апрель
4 неделя
«Магазин»
1.Идем в магазин.
2.Покупаем продукты.
3.Что можно купить в магазине.
4.Овощи и фрукты.
5.Шоколадки.
Сюжетно-ролевая игра
«Магазин»
Изготовление атрибутов к игре.
Апрель
5 неделя
«Мое чудесное тело»
1.Наши ручки и ножки.
2.Мои глаза, уши, нос.
3.В гости к Зубной Щётке.
4.Мальчики и девочки.
5. Вредные и полезные продукты.
Спортивное развлечение
«Путешествие в страну здоровья»
Консультация для родителей
«Закаливание детей дома»
Май
1 неделя
Весна
1. Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
2.Растения на нашем участке.
3.Труд людей весной.
4.Мы помощники.
5.Весна - красна.
«Великой Победе посвящается»
Участие в празднике
Май
2 неделя
Водичка-водичка.
. 1. Что такое вода, знакомство с капелькой.
2.Капелька в гостях у огромной тучки.
3.Зачем нужна вода?
4.Кто живёт в воде?
5.Чудо водичка.
Игра-эксперимент
«Капелька-путешественница»
Консультация для родителей
«Значение игр
экспериментов для младших дошкольников»
Май
3 неделя
«Труд взрослых»
1.Профессии взрослых.
2.Труд дворника.
3.Работа воспитателя.
4.Мамы разные нужны.
5. Кем я буду.
Сюжетно-ролевая игра
«Профессии».
Изготовление атрибутов к игре.
Май
4 неделя
«Цветы»
1.Цветы
2.Ухаживаем за цветами.
3.Сажаем цветы.
4.Ах.чудесная лейка!
5.Поливаем цветы.
Развлечение
«Лето красное пришло!»
Совместная посадка цветов.
Содержание ОО «Социально -коммуникативное развитие».
1.Эмоции.
Понимание и различение отдельных ярко выраженных эмоциональных состояний людей (радость, веселье, слезы, гнев). Учет их в общении при поддержке, побуждении или показе взрослого: пожалеть, угостить, ласково обратиться.
2.Взаимоотношения.
Представление о действиях и поступках взрослых и детей, в которых проявляется доброе отношение и забота о людях, членах семьи, а также о животных, растениях. Освоение простых способов общения и взаимодействия: обращаться к детям по именам, договариваться о совместных действиях («Давай кормить кукол»), вступать в парное общение. Участие в совместных игровых и бытовых действиях с воспитателем, готовность отвечать на его вопросы, действовать согласовано, учитывать советы и предложения педагога.
3. Культура поведения, общения с взрослыми и сверстниками.
Представление об элементарных правилах культуры поведения, упражнение вих выполнении (здороваться, прощаться, благодарить). Понимание, что у всехдетей равные права на игрушки, что в детском саду мальчики и девочкиотносятся друг к другу доброжелательно, делятся игрушками, не обижают другдруга.
4.Семья.
Представление о семье, членах семьи, их отношениях (родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге). Отвечать на вопросы о своей семье, о радостных семейных событиях.
5.Труд взрослых.
Первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми (на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструментами). Например, шитье шапочки (платья) для куклы, поделка игрушек из бумаги или«бросового» материала. Совместно с взрослым устанавливать взаимосвязь «цель-результат» в труде. В процессе наблюдения формирование первоначальных представлений о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду; знакомство с действиями мытья посуды, пола, вытирания пыли, подметания дорожек.
6.Самообслуживание.
Освоение отдельных действий, затем процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи. Приучение к соблюдению порядка (не сорить, убирать игрушки и строительный материал на место, быть опрятным).
7.Безопасность.
Освоение представлений об элементарных правилах безопасного обращения с игрушками. За столом, во время одевания, в общении с детьми: не разговаривать с полным ртом, не размахивать вилкой, не брать в рот мелкие предметы, не засовывать их в нос или уши, не пугать других детей, не замахиваться палкой на сверстника, не толкаться, спускатьсяс лестницы держась за перила. В природе: не подходить к бездомным животным, не пугать их, не мять цветы, без разрешения старших не есть ягоды, листья растений и пр. Без разрешения воспитателя и родителей не покидать участок детского сада.
ОО «Социально -коммуникативное развитие».
Месяц (сентябрь)
№ п/п
Число
Тема
Задачи
Источник методической литературы
1
«Расскажи о любимых предметах»
Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; формировать умение описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал.
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.18
2
«Моя семья»
Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям- членам семьи
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.19
Месяц (октябрь)
№ п/п
Число
Тема
Задачи
Источник методической литературы
3
«Петрушка идет трудиться»
Учить детей группировать предметы по назначению, воспитывать желание помогать взрослым. Развивать умение группировать предметы по назначению; совершенствовать координацию и точность.
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.21
4
«Учимся здороваться»
Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Е. Баринова «Уроки вежливости и доброты», стр. 5
5
«Мои друзья»
Формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.24
6
«Моя мама»
Помочь детям осознать, что, семья, родители- самые близкие для них люди. Важно, чтобы ребенок понял, что в семье у каждого, в том числе и у него, есть свои права и обязанности.
В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками», стр.20
Месяц (ноябрь)
№ п/п
Число
Тема
Задачи
Источник методической литературы
7
«Петрушка идет рисовать»
Продолжать детей учить группировать предметы по назначению; развивать любознательность.
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.26
8
«Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь»
Уточнить знание детей о детском саде. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге. Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.27
9
«Вежливая просьба»
Напомнить детям правила вежливого обращения. Помочь детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому –либо с просьбой.
В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками», стр.14
10
«Извините меня , пожалуйста»
Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей (можно- нельзя, хорошо- плохо).
Е. Баринова «Уроки вежливости и доброты», стр. 34
Месяц (декабрь)
№ п/п
Число
Тема
Задачи
Источник методической литературы
11
«Петрушка- физкультурник»
Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования. Развивать наблюдательность.
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.28
12
«Целевая прогулка «Что такое улица»
Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знание о названии улицы, на которой находиться детский сад.
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.31
13
«Почему нужно уметь уступать»
Обобщить имеющиеся у детей представления о дружбе, помочь укрепить дружеские отношения, воспитать у дошкольников привычку дружно играть и трудиться сообща, формировать умение договариваться, помогать друг другу и т.д.
В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками», стр.26
14
«В чем проявляется доброта?»
Способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;
Е. Баринова «Уроки вежливости и доброты», стр. 76
Месяц (январь)
№ п/п
Число
Тема
Задачи
Источник методической литературы
15
«Узнай все о себе, воздушный шарик»
Познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования.
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.33
16
«Замечательный врач»
Дать детям представление о значимости труда врача и медсестры, их заботливом отношении к детям, людям. Отметить. Что результат труда достигается с помощью отношения к труду.
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.34
17
«Умей прощать и извиняться»
Способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;
Е.Баринова «Уроки вежливости и доброты» стр.93
Месяц (февраль)
№ п/п
Число
Тема
Задачи
Источник методической литературы
18
«В мире стекла»
Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность.
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.36
19
«Наша армия»
Дать детям представление о войнах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества». Познакомить детей с некоторыми военными профессиями.
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.37
20
«Правила дружной игры»
Учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом; объяснить детям, зачем нужны правила игры, учить решать спорные вопросы.
В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками», стр.27
21
«С кем хотел бы ты дружить?»
Учить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Е.Баринова «Уроки вежливости и доброты» стр.135
Месяц (март)
№ п/п
Число
Тема
Задачи
Источник методической литературы
22
«В мире пластмассы»
Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность.
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.37
23
«В гостях у музыкального руководителя
Познакомить детей с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Подвести к пониманию целостного образа музыкального руководителя; развивать эмоциональное доброжелательное отношение к нему.
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.41
24
«Зайчик , который всем помогал»
Объяснить детям, что настоящая помощь бескорыстна, что помощь другим может приносить радость тем, кто ее оказывает.
В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками», стр.40
25
«Зачем говорить « до свидания?»
Учить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Е.Баринова «Уроки вежливости и доброты» стр.52
Месяц (апрель)
№ п/п
Число
Тема
Задачи
Источник методической литературы
26
«Мой город»
Познакомить детей с названием родного города (поселка), познакомить с его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свой город.
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.46
27
«Почему нельзя дразниться»
Воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости, стараться объяснить дошкольникам, что тот, кто дразниться, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред ( с таким человеком никто не хочет дружить.)
В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками», стр.4
28
«Путешествие в прошлое кресла»
Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода ( табурет, стул, кресло) . Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма)
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.43
39
«Добрые дела»
Объяснять детям, что доброе дело доставляет радость тому , кто его сделал. Раскрыть детям смысл понятия «доброжелательность».
В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками», стр.44
30
«Чаепитие»
Познакомить детей с правилами поведения в гостях, формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей (можно- нельзя, хорошо- плохо).
Е.Баринова «Уроки вежливости и доброты» стр.194
Месяц (май)
№ п/п
Число
Тема
Задачи
Источник методической литературы
31
« Путешествие в прошлое одежды»
Знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды.
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.48
32
«Наш любимый плотник»
Продолжать знакомить детей с трудом сотрудников детского сада. Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду.
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.49
33
«Доброе дело- правду говорить смело»
Напомнить детям о том , что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых.
В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками», стр.49
34
«Не сиди сложа руки- так не будет и скуки»
Рассказать детям о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости; на конкретных примерах показать, что труд, даже самый простой, требует определенных усилий.
В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками», стр.56
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра
Месяц
Дата
Название игры
Сентябрь
«Семья»
«Магазин»
Месяц
Дата
Название игры
Октябрь
«Парикмахерская»
«Шоферы»
«Детский сад»
«Больница»
«Семья»
Месяц
Дата
Название игры
Ноябрь
«Больница»
«Строители»
«Детский сад»
«Магазин»
Месяц
Дата
Название игры
Декабрь
«Парикмахерская»
«Шоферы»
«Зоопарк»
«Драматизация»
Месяц
Дата
Название игры
Январь
«Семья»
«Строители»
«Детский сад»
Месяц
Дата
Название игры
Февраль
«Больница»
«Магазин»
«Шоферы»
«Парикмахерская»
Месяц
Дата
Название игры
Март
«Зоопарк»
«Драматизация»
«Семья»
«Больница»
Месяц
Дата
Название игры
Апрель
«Детский сад»
«Строители»
«Парикмахерская»
«Шоферы»
«Магазин»
Месяц
Дата
Название игры
Май
«Моряки»
«Маша обедает»
«Теремок»
«Зоопарк»
Дидактические игры
Цели и задачи:
Здоровье: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья;
Безопасность: формирование основы безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);
Культура поведения: приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Воспитание культуры поведения и общения;
Познание: развитие у детей познавательных интересов и интеллектуальное развитие детей;
Математика: развивать мышление, память, воображение, внимание, логику, способность к самоконтролю, сравнению, классификации;
Природа: расширять и уточнять знания о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формировать знания о зимующих и перелетных птицах;
Формирование целостной картины мира: расширять представление об окружающей действительности; закреплять знания о труде взрослых; уточнять представление о предметах и их признаках.
Речевое развитие: развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
уголки, убирать на место строительный материал, настольные игры оборудование и материал для труда. Проверять, все ли осталось в порядке перед уходом на занятие, прогулку: порядок складывания одежды в шкафах, на стульях. Расставлять стулья в определенном порядке. Наводить порядок в шкафах. Относить и приносить по просьбе взрослого предметы. Узнавать о чем-либо и сообщать воспитателю.
Отбирать игрушки и выносной материал по поручению
воспитателя. Собирать игрушки, приводить их в порядок перед уходом в помещение. Очищать песок от мусора. Собирать песок в кучу. Убирать участок, веранду, постройки. Поливать участок из леек. Освобождать от снега постройки. Сгребать снег в кучи для изготовления построек. Участвовать в постройке горки. Подкармливать птиц.
Вид деятельности: самообслуживание
Режимные процессы
Содержание навыков
Методические приемы
Сентябрь, октябрь, ноябрь
Питание
Совершенствовать умения держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.
Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов»
Одевание - раздевание
Совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.
Закреплять умение пользоваться разными видами застежек
Беседа «Каждой вещи - свое
место».
Чтение: И. Бурсов «Галоши»,
С. Михалков «Я сам».
Дидактическое упражнение
«Кто правильно и быстро
сложит одежду»
Умывание
Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком
Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»
Декабрь, январь, февраль
Питание
Закреплять умение есть второе блюдо, пользуясь вилкой. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости
Беседа «Культура поведения во время еды»
Одевание - раздевание
Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды
Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды»
Умывание
Совершенствовать умения быстро и правильно умываться, насухо вытираться
полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках
Игра-драматизация по -
произведению А. Барто «Девочка
чумазая»
Март, апрель, май
Питание
Закреплять умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо вилкой, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно
Беседа «Культура еды - серьезное дело»
Одевание - раздевание
Закреплять умения аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава рубашки или платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь
Чтение: М. Зощенко «Глупая история»
Умывание
Совершенствовать умения быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости
Чтение: Е. Винокуров «Купание детей»
Вид деятельности: безопасность
Месяц (сентябрь)
№ п/п
Число
Тема
Задачи
Источник методической литературы
1
«Опасные предметы»
Формировать у детей представление об опасных для человека окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Приобщения к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» ,стр.11
2
«Тротуар –территория вежливых пешеходов»
Формировать знание детей о словах пассажир, пешеход; знакомить с основными элементами дороги; упражнять детей в поведении на улице.
В. А. Шипунова «Детская безопасность» стр. 10
Месяц (октябрь)
№ п/п
Число
Тема
Задачи
Источник методической литературы
3
«Знакомьтесь: братья светофоры»
Познакомить детей с сигналами светофора, дорожными знаками, указателями, об их назначении. Упражнять детей в поведении на улице, в правилах перехода через дорогу.
В.А. Шипунова «Детская безопасность» стр. 12
4
Осторожно - «Добрый дядя»!
Познакомить детей с основами безопасности в различных ситуациях; расширить социальный опыт безопасного общения и поведения.
Познакомить детей с понятием «дорожные знаки» и их разновидностями. Продолжать формировать чувство ответственности за свою жизнь.
Н. В. Елжова «ПДД в детском саду», стр. 42
6
«Не бойся звать на помощь
Воспитывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, формировать умение сознательно избегать и по возможности предотвращать их.
Познакомить детей с огнем и его свойствами; Закрепить знание детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожарах.
В.А. Шипунова «Детская безопасность» стр. 45
8
«Профессия – пожарный»»
Знакомить детей с профессией пожарных, воспитывать уважение к ним, желание подражать их поведению и поступкам.
В.А. Шипунова «Детская безопасность» стр. 46
9
«В чем разница между «хорошо» и «плохо?»
Сформировать у детей положительное отношение к правилам поведения на основе расширения круга нравственных представлений и ценностных ориентиров, помочь осмыслить значение социальных норм и правил, познакомить с этикетом.
Познакомить детей с понятием «водитель» и «пешеход». Развивать кругозор детей и логическое мышление, память , речь и другие психологические процессы.
Н. В. Елжова «ПДД в детском саду», стр. 55
Месяц (декабрь)
№ п/п
Число
Тема
Задачи
Источник методической литературы
11
«Транспортные средства»
Знакомить детей с различными видами транспорта; упражнять детей в поведении на улице.
В.А.Шипунова «Детская безопасность» стр. 16
12
«Если заблудился?»
Воспитывать привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности; расширить защитные рефлексы и навыки само- и взаимопомощи.
В.А. Шипунова «Детская безопасность» стр. 85
13
«Как устроен мой организм»
Учить детей оберегать свою жизнь и здоровье (биологическая безопасность);
К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр.30
14
«Виды знаков дорожного движения. Предупреждающие дорожные знаки»
Дать детям представление о различных знаках дорожного движения. Развивать кругозор детей, способность классифицировать предметы (знаки).
Н. В. Елжова «ПДД в детском саду», стр. 61
Месяц (январь)
№ п/п
Число
Тема
Задачи
Источник методической литературы
15
«Этикет и хорошие манеры»
Сформировать у детей положительное отношение к правилам поведения на основе расширения круга нравственных представлений и ценностных ориентиров, помочь осмыслить значение социальных норм и правил, познакомить с этикетом.
Объяснить детям, в чем разница между «вкусным» и «полезным»; Объяснить, что в понятие «правильное питание» входит культура приема пищи и формирование общих культурно- гигиенических навыков.
К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр.35
17
«Безопасность при общении с животными»
Объяснить детям, что можно делать и чего нельзя при контактах с животными.
В.А. Шипунова «Детская безопасность» стр. 78
Месяц (февраль)
№ п/п
Число
Тема
Задачи
Источник методической литературы
18
«Позаботимся о близких»
Воспитывать привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности; расширить защитные рефлексы и навыки само- и взаимопомощи
В.А. Шипунова «Детская безопасность» стр. 77
19
«Запрещающие знаки»
Дать детям представление о запрещающих знаках и их значении. Закреплять геометрические фигуры; продолжать формировать чувство безопасности за свою жизнь
Н. В. Елжова «ПДД в детском саду», стр. 61
20
«Как вести себя в грозу»
Формировать сознательное ответственное и бережное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих.
В.А. Шипунова «Детская безопасность» стр. 86
21
«Опасный лед»
Знакомить детей с различными чрезвычайными ситуациями; Рассказать ребенку, какие опасности могут таиться в воде, затвердевшей от холода.
В.А. Шипунова «Детская безопасность» стр. 80
Месяц (март)
№ п/п
Число
Тема
Задачи
Источник методической литературы
22
«Если беда в квартире»
Закрепить знание детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре; воспитывать желание быть сильным и смелым; воспитывать желание оказывать помощь другим.
В.А. Шипунова «Детская безопасность» стр. 51
23
«Безопасное поведение на воде»
Знакомить детей с различными чрезвычайными ситуациями и неукоснительно соблюдать правила безопасного поведения.
В.А. Шипунова «Детская безопасность» стр. 80
24
«Правила первой помощи»
Познакомить дошкольника с правилами оказания первой помощи. Рассказать , что можно и нужно делать в каких- то случаях, а что нельзя.
К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр.37
25
«Осторожно – горячо!»
Формировать сознательное ответственное и бережное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих.
В.А. Шипунова «Детская безопасность» стр. 75
Месяц (апрель)
№ п/п
Число
Тема
Источник методической литературы
26
«Правила находчивых «потеряшек»»
В игровых ситуациях и воспитательных беседах формировать умение находить способ из сложившейся ситуации, принимать адекватное решение и соответственно этому действовать.
Сформировать у детей положительное отношение к правилам поведения на основе расширения круга нравственных представлений и ценностных ориентиров, помочь осмыслить значение социальных норм и правил, познакомить с этикетом.
Объяснить ребенку, что в природе все взаимосвязано, поэтому человек должен соблюдать правила поведения в природе и возможным опасностям, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила.
К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр.47
29
«Опасные насекомые»
Рассказать детям о том, что растительный и животный мир таит в себе много необычного и опасного. Человек должен соблюдать правила поведения в природе.
К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр.48
30
«Средства регулирования дорожного движения»
Дать детям представление о светофоре, жезле регулировщика; развивать кругозор детей, память, мышление, координацию движений и быстрое реагирование на сигналы.
Н. В. Елжова «ПДД в детском саду», стр. 78
Месяц (май)
№ п/п
Число
Тема
Источник методической литературы
31
«В театре»
Сформировать у детей положительное отношение к правилам поведения на основе расширения круга нравственных представлений и ценностных ориентиров, помочь осмыслить значение социальных норм и правил, познакомить с этикетом.
Рассказать детям, что помимо лекарственных растений существуют ядовитые растения, которыми можно обжечься или отравиться.
К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр.51
33
«Дорожная разметка»
Дать детям представление о дорожной разметке и ее значении для движения транспорта и пешеходов; закрепить знание детей о дорожных знаках и правилах поведения на улице.
Н. В. Елжова «ПДД в детском саду», стр. 83
34
«Не все грибы съедобны»
Объяснить детям, что не все грибы съедобны. Есть ядовитые грибы. Опасные для человека.
К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр.52
IV. Планируемые результаты освоения детьми образовательной деятельности.
Ребенок выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно- гигиенических навыков — одевания на прогулку, приема пищи и пользовании столовыми приборами, пользовании предметами личнойгигиены. Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок активно проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Речевые контакты становятся более длительными и активными, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя ребенок может договориться со сверстником о совместной игре, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку.
Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.
Ребенок охотно сотрудничает с взрослыми не только в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но и активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми — задает много вопросов поискового характера.Начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отчеству.
В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения с взрослыми, здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение ребенка определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, уважать взрослых и прочее). С помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.
Результаты образовательной деятельности.
Достижения ребенка («Что нас радует»)
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
Дети проявляют интерес к разным
видам игр. Выражены индивидуальные
предпочтения к тому или иному виду
игровой деятельности.
-Способны согласовать в игровой
деятельности свои интересы и интересы
партнеров, умеют объяснить замыслы,
адресовать обращение партнеру.
- Разнообразно проявляют свою
активность в сюжетных играх:
Детям-«сочинителям» наиболее
интересны игры, которые
осуществляются в вербальном плане.
Придуманные ими сюжеты отличаются
оригинальностью. Они становятся
носителями игрового замысла. Дети-
«исполнители, артисты» проявляют
интерес к воплощению игровых образов
и ролей. Используют при этом
разнообразные средства — мимику,
жест, речевую интонацию,
комментирующую речь. Для детей-
«режиссеров» характерна высокая
активность, как в инициировании
игровых замыслов, так и в создании
образов игровых персонажей,
выполнении игровых действий. Детям-
«практикам» интересны
многоплановые игровые сюжеты,
предполагающие переходы от игры к
продуктивной и конструктивной
деятельности и обратно.
Ребенок проявляет интерес к игровому
экспериментированию с предметами и
материалами, а так же к развивающим и
познавательным играм. Настойчиво
добивается решения игровой задачи.
- В играх с правилами точно выполняет
нормативные требования, может
объяснить содержание и правила игры
другим детям, в совместной игре следит
за точным выполнением правил всеми
участниками.
Ребенок приветлив с окружающими,
проявляет интерес к словам и
действиям взрослых, охотно посещает
детский сад.
- По показу и побуждению взрослых
эмоционально откликается на ярко
выраженное состояние близких и
сверстников.
- Ребенок дружелюбно настроен,
спокойно играет рядом с детьми,
вступает в общение по поводу игрушек,
игровых действий.
сохраняет преобладающее
эмоционально-положительное
настроение, быстро преодолевает
негативные состояния, стремится к
одобрению своих действий;
- говорит о себе в первом лице,
положительно оценивает себя,
проявляет доверие к миру.
Ребенок с интересом наблюдает за
трудовыми действиями взрослых по
созданию или преобразованию
предметов, связывает цель и результат
труда; называет трудовые действия,
инструменты, некоторые материалы из
которых сделаны предметы и вещи.
- По примеру воспитателя бережно
относится к результатам труда
взрослых, подражает трудовым
действиям.
- Проявляет самостоятельность в
самообслуживании, самостоятельно
умывается, ест, одевается при
небольшой помощи взрослого.
Ребенок проявляет интерес к правилам
безопасного поведения;
с интересом слушает стихи и потешки о
правилах поведения в окружающей среде и
пр.
-осваивает безопасные способы обращения
со знакомыми предметами ближайшего
окружения.
Ребенок тяготеет к шаблонным
игровым сюжетам и действиям. В
игровой роли маловыразителен.
Речевая активность снижена.
Сосредоточен на однообразных,
стереотипных действиях с игрушками;
ролевой репертуар беден;
-в совместных играх наблюдается
неумение согласовывать игровое
взаимодействие с общим игровым
замыслом. Предложения других
играющих по изменению сюжета
принимает, но затрудняется
соответственно изменить рисунок
своей роли. Часто оставляет общую
игру до ее завершения.
знает мало игр, затрудняется в
объяснении игровых правил другим.
При попытках объяснить не заботится о
том, чтобы быть понятным партнеру,
раздражается, выражает недовольство,
если сверстник задает вопросы.
-в играх с готовым содержанием
упускает отдельные правила.
Возможности саморегуляции с позиции
игровых правил снижены.
-не проявляет настойчивости в решении
игровой задачи, если это требует
интеллектуальных усилий
(развивающие игры, головоломки и
пр.), отказывается от игры, сразу
обращается за подсказкой и помощью
или переводит игру в простое
манипулирование с игровым
материалом.
Ребенок проявляет недоверие к
окружающим,
- контакты со сверстниками
непродолжительны, ситуативны,
игровые действия однообразны,
преобладают индивидуальные
кратковременные игры;
-наблюдаются отдельные негативные
реакции на просьбы взрослых:
упрямство, капризы, немотивированные
требования;
- реагирует на эмоциональное состояние
окружающих только по побуждению и
показу взрослого;
настроение ребенка неустойчиво:
спокойное состояние чередуется с
плаксивостью, негативными
проявлениями по отношению к
сверстникам или взрослым;
Ребенок не проявляет интереса к труду
взрослых, не понимает связи между
целью и результатом труда; затрудняется
назвать трудовые действия, материал из
которого сделан предмет, его назначение.
- Нейтрально относится к результатам
труда взрослых, не проявляет желания
участвовать в трудовых действиях.
- Стремление к самостоятельности в
самообслуживании не выражено,
ожидает постоянной помощи взрослого,
даже в освоенных действиях, не
обращает внимание на свой внешний
вид: грязные руки, испачканное платье и т.п.
Ребенок не проявляет интереса к
правилам безопасного поведения;
проявляет неосторожность по отношению к
окружающим предметам;
-Несмотря на предостережение взрослых,
повторяет запрещаемые действия.
V. Социальное партнерство с родителями.
Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
Большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами дошкольного учреждения. Поэтому задача педагога — заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми.
Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.
В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой.
Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.
Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
3.Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
4.Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
5.Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
6.Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
VI. Список литературы и материально-технического обеспечения.
автор
название
издательство
Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н.
Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство».
«Детство-Пресс» 2013.
Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова.
Дошкольник 3-4 года. Как работать по программе «Детство».
«Детство-Пресс» .
Воронкевич О.А
«Добро пожаловать в экологию» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
«Детство –Пресс»
Г. Зайцев
«Уроки Мойдодыра» пособие для детей
«Акцидент»
Г.К. Зайцев
«Уроки Знайки» воспитай себя
«Детство – Пресс»
О.Н. Демидова
«Будьте вежливы всегда!» практическое пособие для воспитателей и методистов
«Воронеж»
Г. И. Радвил
«Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста»
«Орел»
Е. Баринова
«Уроки вежливости и доброты»
«Феникс»
Т.А. Шорыгина
«Беседы о здоровье»
Москва
Г. И. Кулик, Н.Н. Сергиенко
«Школа здорового человека»
Москва
Е.А. Алябьева
«Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками»