Рабочая программа кружка разработана на основании действующих нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва); «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Программа кружка «Основы безопасности жизнедеятельности детей дома, на дороге в природе» разработана на основе парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (автор Р.Б.Стеркина СП., 2002) . Определяя основное содержание и направление развития детей, в программе учитываются и используются различные формы и методы организации обучения: индивидуальные и возрастные особенности детей, социокультурные различия, своеобразие домашних и бытовых условий, а также общая социально-экономическая и криминогенная ситуации.
Используется организация различных видов деятельности (игра, чтение, беседа ) в которых закрепляются навыки поведения, опыт.
Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Цель: сформировать у ребенка навыки разумного, адекватного поведения, научить вести себя в опасных ситуациях, способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Формирование поведения на основе определенных правил взаимоотношений, уточнение связи правил с конкретными ситуациями и поступками в жизни детей.
- Воспитание доброжелательности, умении видеть связь между действиями и эмоциональным состоянием взрослых.
- Соблюдение правил поведения со взрослыми и сверстниками, правил поведения в общественных местах (на улице, в транспорте) правил дорожного движения, способов обращения к незнакомым людям, технике безопасности в обращении с огнём, электроприборами.
Основные принципы программы на основе ФГОС:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
5) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Условия формирования у детей основ безопасности.
Необходимым условием для накопления опыта безопасного поведения являются: мотивация детей, методическая готовность воспитателя такой работе, активная поддержка со стороны члена семьи, совпадение позиций и единство требований в семье и в детском саду, тесное сотрудничество педагога и родителей по передаче ребёнку способов безопасного поведения. Привитие детям навыков защиты и самозащиты, в ситуациях, опасных для их здоровья и жизни.
Возрастные особенности детей (от 5 до 6 лет)
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.
В группах начинают выделяться лидеры.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
II. Содержательный раздел
Содержание программы
Ребенок на дороге.
1.1.Безопасность на дорогах.
1.2.Кого называют пешеходом,
водителем и пассажиром, что такое транспорт.
1.3.Что такое проезжая часть дороги.
1.4.Сказка о колобке.
1.5.Если ты потерялся или заблудился.
1.6.Внешность человека может быть обманчива.
1.7.Происшествие с игрушками (итоговое).
2. «Огонь – друг, огонь – враг»
2.1.Знакомство с профессией пожарного. Пожарная машина.
2.2.Пожар - это опасно.
2.3. О поведении во время пожара.
2.4. Чем опасен дым.
2.5. Пожароопасные предметы.
2.6. Хрюша попал в беду.
2.7. Осторожно – огонь! (итоговое)
3. Здоровый ребенок.
3.1. Врачи – наши друзья.
3.2. Болезни и первая помощь.
3.3. Витамины – полезны для здоровья.
3.4. Тело человека.
3.5. Смотри во все глаза.
3.6. Чистота и здоровье.
3.7. Мы болеть не будем. (итоговое)
4. Ребенок дома.
4.1. Когда ты дома один.
4.2.Если «чужой приходит в дом».
4.3. Балкон, открытое окно и другие опасности.
4.4. Предметы, требующие осторожного обращения.
4.5. Использование и хранение опасных предметов.
4.6. Как вызвать милицию и скорую помощь.
4.7. Один дома (итоговое)
5.Ребенок и природа.
5.1. Мир природы.
5.2. Лесные опасности.
5.3. Маленький да удаленький.
5.4. Собака бывает кусачей.
5.5. Безопасность у воды зимой и летом.
5.6. Ребенок и комнатные растения.
5.7.Игры в лесу(итоговое)
Психолого-педагогическая работа с детьми 5-6 лет.
Блок
Цели и задачи.
Дети на дороге
- закреплять знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только со взрослым, на зелёный сигнал светофора
- познакомить детей с дорожными знаками , « Остановка общественного транспорта», «Дети», «Пешеходный переход»
- закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте
-объяснить детям,что, чтобы помочь себе, ребенок должен: уметь обращаться за помощью к взрослым, знать и называть свое имя и фамилию, знать и называть свой возраст, свой полный домашний адрес ( улица, дом, квартира).
Огонь – друг, огонь - враг
- сформировать у детей чёткое представление о пожароопасных предметах которыми нельзя самостоятельно пользоваться, ( свеча, печь, обогреватель, зажигалка)
- научить делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами
- научить детей пользоваться телефоном для вызова пожарных (01), милиции (02), скорая помощь (03)
Ребенок дома
- продолжать учить правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один, формировать представление о том, что нельзя открывать двери никому из посторонних.
-научить правильному обращению с предметами, требующих осторожного обращения.
Ребенок и природа
- продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривая растения, не наносить им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных
- объяснять детям, что нельзя рвать растения без разрешения взрослых и есть их – они могут оказаться ядовитыми
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Старшая группа
№ п/п
Тематика
Количество занятий
Месяц
1.
Ребенок на дороге
1.1
Безопасность на дорогах
1
сентябрь
1.2
Кого называют пешеходом,
водителем и пассажиром, что такое транспорт.
1
сентябрь
1.3
Что такое проезжая часть дороги.
1
сентябрь
1.4
Сказка о колобке.
1
сентябрь
1.5
Если ты потерялся или заблудился.
1
октябрь
1.6
Внешность человека может быть обманчива.
1
октябрь
1.7
Происшествие с игрушками (итоговое).
1
октябрь
2.
«Огонь – друг, огонь – враг»
2.1
Знакомство с профессией пожарного. Пожарная машина.
2
октябрь
2.2
Пожар - это опасно.
1
ноябрь
2.3
О поведении во время пожара.
1
ноябрь
2.4
Чем опасен дым.
1
ноябрь
2.5
Пожароопасные предметы.
1
ноябрь
2.6
Хрюша попал в беду.
1
декабрь
2.7
Осторожно – огонь! (итоговое)
1
декабрь
3.
Здоровый ребенок.
3.1
Врачи – наши друзья.
1
декабрь
3.2
Болезни и первая помощь.
1
декабрь
3.3
Витамины – полезны для здоровья
1
январь
3.4
Тело человека.
1
январь
3.5
Смотри во все глаза.
1
январь
3.6
Чистота и здоровье
1
февраль
3.7
Мы болеть не будем. (итоговое)
1
Февраль
4.
Ребенок дома.
4.1
Когда ты дома один.
1
февраль
4.2
Если «чужой приходит в дом».
1
февраль
4.3
Балкон, открытое окно и другие опасности
1
март
4.4
Предметы, требующие осторожного обращения
1
март
4.5
Использование и хранение опасных предметов.
1
март
4.6
Как вызвать милицию и скорую помощь.
1
март
4.7
Один дома (итоговое)
1
апрель
5.
Ребенок и природа.
5.1
Мир природы.
1
апрель
5.2
Лесные опасности.
2
апрель
5.3
Маленький да удаленький.
1
апрель
5.4
Собака бывает кусачей.
1
май
5.5
Безопасность у воды зимой и летом
1
май
5.6
Ребенок и комнатные растения.
1
май
5.7
Игры в лесу (итоговое)
1
май
Итого: Количество НОД старшая группа – 36 занятий
III. Организационный раздел
Рабочая программа предусматривает следующие формы работы:
- индивидуального и дифференцированного подхода т.е. учёт личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
- взаимодействия «дети - дорожная среда», « дети - пожарная безопасность», «дети - личная безопасность». Чем меньше возраст ребёнка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребёнка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
- возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов; правила пожарной безопасности; соблюдение правил личной безопасности.
- социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения.
-самоорганизация, саморегуляция и самовоспитания.
Эти формы реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Кружковая работа, способствующая успешному развитию навыков ОБЖ у детей старшей группы проводится во второй половине дня, один раз в неделю по 20-25 минут, 36 занятий в год
В конце каждого учебного блока проводится итоговое мероприятие (развлечение, досуг)
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13
Весь учебно-практический материал разделен на 5 блоков:
«Ребенок на дороге», «Огонь – друг, огонь – враг! », «Здоровый ребёнок», «Ребенок дома», «Ребенок и природа».
Программа составлена с учетом образовательных областей:
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках ВООД, но и при проведении режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.