Рабочая прграмма по дополнительному образованию художемтвенно-эстетической направленности "Волшебница бумага"
Рабочая прграмма по дополнительному образованию художемтвенно-эстетической направленности "Волшебница бумага"
Программа спроектирована с учетом особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей, воспитанников и педагогов. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса.
В настоящее время педагоги, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Как говорил В. А. Сухомлинский : «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебница бумага» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств бумаги, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа спроектирована с учетом особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей, воспитанников и педагогов. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса.
В настоящее время педагоги, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Как говорил В. А. Сухомлинский : «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебница бумага» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств бумаги, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.
Аппликация (техника бумажной пластики) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Основные задачи:
Для детей 4 – 5 лет
Различать геометрические формы, (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб).
Знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
Знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм.
Строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге.
Составлять изображение предмета из отдельных частей;
располагать предметы в сюжетной аппликации.
Усвоение основных приемов вырезывания:
а.) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;
б.) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;
в.) вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей; г.) вырезывание по контуру;
д.) создание формы путем обрывания кусочков бумаги.
Формирование умения использовать в работе основные приемы в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
Формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
Обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги).
Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер.
Развитие речевых навыков.
Развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия.
Воспитание навыков аккуратной работы с бумагой.
Воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Для детей 5-6 лет
Совершенствовать умение анализировать образец, воспроизводить его в аппликации.
Развивать пространственные представления, совершенствовать навык работы с клеем.
Формировать умение составлять по образцу и самостоятельно узор в круге и полосе; переносить симметричный узор с одной стороны аппликации на другую, осуществлять выбор необходимых элементов.
Формировать умение вырезать фигуры по контуру, создавать несложную плавную конструкцию. Развивать навыки симметричного вырезания силуэта.
Продолжать формировать умение составлять предметную аппликацию из частей, наклеивать изображения сборно- разборных игрушек,
учить анализировать готовую работу, находить и сопоставлять симметричные элемент.
Формировать умение детей самостоятельно выбирать средства для создания задуманных изделий, получать красивые цветосочетания.
Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их
Уточнить знания детей о правилах, способствующих формированию правильной осанки: не горбиться, не наклоняться низко, сидеть, свободно, не напрягаясь.
Формировать умение детей координировать движения рук в процессе продуктивной деятельности, использовать все группы мышц руки при работе с изобразительным материалом.
Для детей 6-7 лет
Формировать умение детей составлять по образцу и самостоятельно узоры из цветов, листьев по краям различных форм: круг, квадрат, овал, соблюдая принцип чередования по определенному признаку;
Продолжать формировать умение складывать и наклеивать изображения человека, животных из отдельных частей.
Проводить упражнения по узнаванию целого по части (кому нужна эта деталь?).
Формировать умение определять содержание своей работы, выбирать знакомые приемы аппликации. Развивать умение видеть лучшие работы, творческие способности.
Развивать воображение, умение придумывать необычный образ, сопоставлять его с реальным и выделять необычные черты.
Выполнять сюжетную аппликацию на различные темы.
Развивать навыки выполнения аппликации – мозаики, выполненной методом обрывания. Формировать умение сочетать обрывание с вырезанием для получения выразительного образа.
Закрепить создания узора с использованием элементов народных росписей, геометрических, растительных орнаментов.
Закрепить знания детей о правилах, способствующих формированию правильной осанки.
Закреплять умение координировать движения рук в процессе продуктивной деятельности, использовать все группы мышц руки при работе с изобразительным материалом.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания, связаны с
преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой предметных связей, а также с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
Отличительными особенностями программы
«Волшебница бумага» являются:
1. Определение видов организации деятельности дошкольников, направленных на достижение личностных результатов на этапе завершения. 2. В основу реализации программы положены целевые ориентиры.
3. Целевые ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
5. При планировании содержания совместной образовательной деятельности прописаны виды познавательной деятельности дошкольников. 6.Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемов работы.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте. Развитие дошкольника происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Программа рассчитана для детей среднего и старшего дошкольного возраста(4-7 лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью 15-20 минут для детей среднего возраста, 20 – 25 минут для детей старшего дошкольного возраста во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детской деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Срок реализации программы 3 года.
Ожидаемые результаты освоения Программы
Качество детских работ зависит от
• грамотного методического руководства со стороны взрослых;
• уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.)
• степени форсированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;
• развития у ребенка таких качеств как настойчивость, целеустремленность, внимательность, любознательность, взаимопомощь и др. Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Предполагаемый результат:
Для детей 4 – 5 лет
Различают геометрические формы, (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб); знают и различают понятие величины и количество. Строят изображение в зависимости от формы листа Сформировано умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации Освоены основные приемы вырезывания. Используют в работе основные приемы в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок) У детей выявляется улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Для детей 5-6 лет
Сформировано умение составлять по образцу и самостоятельно узор в круге и полосе.
Вырезают фигуры по контуру, создают несложную плавную конструкцию. Сформировано умение составлять предметную аппликацию из частей.
Самостоятельно выбирают средства для создания задуманных изделий, для получения красивых цветосочетаний.
Самостоятельно координируют движения рук в процессе продуктивной деятельности.
Используют все группы мышц руки при работе с изобразительным материалом.
Используют знания о правилах, способствующих формированию правильной осанки: не горбиться, не наклоняться низко, сидеть, свободно, не напрягаясь.
Для детей 6-7 лет
Сформировано умение детей составлять по образцу и самостоятельно узоры из цветов, листьев по краям различных форм: круг, квадрат, овал, соблюдая принцип чередования по определенному признаку.
Развито умение придумывать необычный образ, сопоставлять его с реальным и выделять необычные черты, определяют содержание своей работы, выбирая знакомые приемы аппликации.
Складывают и наклеивают изображения человека, животных из отдельных частей.
Создают узоры с использованием элементов народных росписей, геометрических, растительных орнаментов.
Развиты навыки выполнения аппликации – мозаики, выполненной методом обрывания. Сформировано умение сочетать обрывание с вырезанием для получения выразительного образа.
Сформированы знания детей о правилах, способствующих формированию правильной осанки, умение координировать движения рук в процессе продуктивной деятельности, использовать все группы мышц руки при работе.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы, выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ. Осуществление проектов совместно с родителями.
II. Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы
(СРЕДНЯЯ ГРУППА, ДЕТИ 4 – 5 ЛЕТ)
№
Название раздела
Темы
теория
практика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Что нам осень подарила.
Подарки для игрушек.
Украшаем игрушку.
Признаки зимы.
Готовимся к встрече Нового года.
На зимней полянке.
Любимые игрушки.
Весна - красна.
Чудеса природы.
В гостях у сказки.
День победы.
На цветочной поляне.
1.Осенние листочки.
2.Дождик, дождик- кап, кап.
3.Яблоки в корзине.
4.Ветка рябины.
1.Конфетки.
2.Мороженое в вафельном стаканчике.
1.Толстые животики.
2.Петушок-золотой гребешок.
1.Сугробы, снег на деревьях.
2.Мы слепили снеговика.
1.Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки.
2.Новогодняя елочка.
1.Зайка беленький сидит.
2.На полянку на лужок тихо падает снежок.
3.Покормим птичек.
1.Котенок по имени «Гав».
2.Кудрявый барашек.
3.Игрушки(пирамидка, неваляшка).
4.Летят самолеты.
1.Цветы в подарок маме.
2.Смотрит солнышко в окошко.
3.Вышла курочка хохлатка, с нею желтые цыплятки (2 занятия)
1.Облака- белогривые лошадки.
2.Белые кораблики.
1.Веселый клоун.
2.Колобок- румяный бок.
1.Праздничный салют.
1.Божья коровка- лети на небо.
2.Гусеница.
3.Одуванчики в траве.
5 мин.
5 мин
5 мин
5 мин
5мин.
5 мин
5мин.
5 мин
5мин.
5 мин.
5мин.
5
5мин.
5
5
5мин.
5
5
5
5мин.
5
5
5мин.
5мин.
5
5
5
5мин
5
5
5 мин
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
15мин.
Итого 31 занятие 2часа
7часов30мин.
Программа «Волшебница бумага» для детей в возрасте 4-5 лет рассчитана
на 14 часов в год (1раз в неделю),
Длительность организованной образовательной
деятельности составляет- 20 минут:
Практических часов – 7 часов 30мин.
Контрольно - диагностических – 2 часа 30 мин.
Срезовых -1час
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы
3.«Осенний натюрморт» (композиция в плетёной корзинке)
4.«Березовая роща».
1 «Одежда для матрешки»
2 «Платочек для куколки»
1.«Что за животное»
2.«Наш любимый мишка и его друзья».
1. «Лес зимой»
2.«На дворе снеговики, детворе утеха».
1 «Новогодняя открытка»
2.«Петрушка на елке»
1.«Зимушка – зима»
2.«Белка и зайка на зимней полянке»
3. «Птички на кормушке»
1.«Банка варенья для Карлсона»
2.«Сказочная птица»
3.«Пароход»
4.«Матрос с сигнальными флажками»
1.«Весенний букет»
2.«Весна идёт» (картины в рамочках)
1. «Поезд».
2. «Автобус»
3.«Ракеты»
1.«Перо жар-птицы».
2. «В гостях у золотой рыбки»
3.«Черепаха Тартила»
1. « Салют Победы».
1. «Вышла курочка гулять»
2.«Веточка сирени»
3. «Подсолнухи»
5 мин.
5
5
5мин.
5
5мин.
5
5
5мин.
5
5
5мин.
5 мин
5
5 мин
5
5мин.
5
5
5 мин
5
5
5 мин
5
5 мин
5
5 мин
5
5
5 мин
5мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
20мин.
Итого 31 занятие 2ч.40 м.
10 часов
Программа «Волшебница бумага» для детей в возрасте 5-6 лет рассчитана
на 16 часов в год (1раз в неделю)
Длительность организованной образовательной
деятельности составляет- 25 минут:
практических часов – 10часов
контрольно - диагностических – 2
срезовых -1
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА, ДЕТИ 6 -7 ЛЕТ)
№
Название раздела
Темы
теория
практика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Что нам осень подарила.
Подарки для игрушек.
Украшаем игрушку.
Признаки зимы.
Готовимся к встрече Нового года.
На зимней полянке.
Любимые игрушки.
Весна- красна.
Виды транспорта
В гостях у сказки.
День победы.
На цветочной поляне.
1«Листопад»
2.«Ветка рябины»
3.«Фрукты, которые я люблю»
4.«На лесной
опушке, выросли волнушки»
1 «Цветик-семицветик»
2 "Чудо-дерево"
1.«Кошечка»
2.«Лошадка».
1. «Ёлочка - пушистая иголочка»
2«Зимний вечер».
1. Матрёшки в хороводе (коллективная работа)
2.«Ангел на рождество»
1.«Зимний пейзаж»
2.«Рыжая плутовка»
3. «Снегири на ветках»
1.«Ёжик»
2. « В мастерской дымковской игрушки»
3.«Отважные парашютисты»
4.«Тридцать три богатыря»
1.«Цветок для мамы».
2.«Подснежник».
1. «Гонка».
2. «Самолеты».
3.«Летающая тарелка»
1.«Избушка на курьих ножках»
2. «Лебеди в пруду».
3.«Сказочные фантазии»
1. «Георгиевская ленточка у вечного огня»
1. «В гостях у Феи цветов»
2.«Волшебные бабочки»
3. «Я садовником родился»
5 мин.
5
5
5мин.
5
5мин.
5мин.
5
5мин.
5мин.
5мин.
5
5
5
5мин.
5
5
5
5мин.
5
5мин.
5мин
5
5мин.
5мин
5
5
5
5
5
5 мин.
25мин.
25мин.
25мин.
25мин.
25мин.
25мин.
25мин.
25мин.
25мин.
25мин.
25мин.
25
25мин.
25мин.
25мин.
25мин.
25мин.
25мин.
25мин.
25мин.
25мин.
25
25мин.
25
25мин.
25мин.
25мин.
25мин.
25мин.
25мин.
25мин.
20мин.
20мин.
Итого 31 занятие 2ч.30 м.
12ч30м.
Программа «Волшебница бумага» для детей в возрасте 6-7 лет:
на 18 часов в год (1раз в недели).
Длительность организованной образовательной
деятельности составляет: 30 минут:
практических часов – 12 часов 30 мин.
контрольно - диагностических – 2
срезовых -1
III. Содержание программы.
Содержание данной программы заключается в следующем
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства;
Воспитание интереса к художественно-творческой деятельности;
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно- творческих способностей и решение следующих задач.
Тематический план занятий - средняя группа
(дети 4 -5 лет)
Тема
Задачи
Материал
Октябрь
Осенние листочки
Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).
Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа
Зонтик,1/2 белого картона, цветная бумага(оттенки синего) клей, кисти, салфетки
Яблоки в корзине
Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсомоторики.
1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного, зеленого цветов,
клей ПВА
Ветка рябины
(коллективная работа).
Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.
¼ тонированного листа ватмана, засушенные листья рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки
Ноябрь
Конфетки
Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие), учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону, формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
Учить последовательно выполнять работу: скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг другу, развивать цветовое восприятие.
Кукла Катя, 1/2 альбомного листа с изображением вафельного рожка, цветные бумажные салфетки, клей ПВА
Толстые животики
Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы; аккуратно закрашивать, не выходя за контур карандашом.
Двусторонняя бумага черного и коричневого цветов, картинки с контурным изображениями мишки и чебурашки; клей ПВА; цветные карандаши
Петушок-золотой гребешок
(коллективная работа)
Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).
¼ тонированного листа ватмана с силуэтом петушка, хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки, клей, кисти, салфетки
Декабрь
Сугробы, снег на деревьях
(коллективная работа)
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща.
¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки
Мы слепили снеговика (коллективная работа)
Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска.
Картинка с изображением снеговика, картина с предыдущего занятия, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки
Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки
Учить отрывать от листа бумаги кусочки и полоски , сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации.
Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза или Снегурочки, белая бумага, клей, кисти
Новогодняя елочка
Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям
½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов (фантики), клей, кисти, салфетки
Январь
Зайка беленький сидит
(коллективная работа)
Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми. Воспитывать дружеские отношения
Игрушка зайчика, ¼ тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки
На полянку на лужок тихо падает снежок
(коллективная работа)
Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца.
Картина с предыдущего занятия, кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки
Покормим птичек
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
Двусторонняя коричневая бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки
Февраль
Котенок по имени «Гав»
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным.
Игрушка котенок, ½ альбомного листа с контурным изображением котенка, двусторонняя бумага цветная бумага, клей, кисти, салфетки
Кудрявый барашек
Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой.
Тонированная бумага с контуром барашка, белая бумага, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки.
Игрушки
(пирамидка, неваляшка)
Продолжать учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
½ альбомного листа, цветные бумажные салфетки, клей ПВА; пирамидка.
Летят самолеты
(коллективная работа)
Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно (в виде российского флага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату
¼ тонированного листа ватмана,(в виде российского флага), заготовки для самолетов
Учить детей создавать красивую композицию из цветов(букет)в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.
¼ тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага, клей, кисти, салфетки.
Смотрит солнышко в окошко
Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.
Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки.
Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки
(коллективная работа 2 занятия)
Закреплять умение аккуратно и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах.
Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания(внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща.
¼ тонированного листа ватмана с изображением реки, белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки.
Белые кораблики
(коллективная работа)
Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой
Картина с предыдущего занятия, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки.
Веселый клоун
Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра, наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца.
¼ листа ватмана с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки
Колобок -румяный бок
Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета.
Бабушка(перчаточная кукла) ширма, желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот нос для колобка, клей ПВА, салфетка
Май
Праздничный салют
(коллективная работа)
Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.
Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА
Божья коровка-
лети на небо
Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым.
Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым.
½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.
Одуванчики в траве
(коллективная работа)
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща.
¼ тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки, салфетки.
Тематический план занятий – старшая группа
(для детей 5 -6 лет)
Тема
Задачи
Материал
Октябрь
«Наша клумба» (декоративная коллективная композиция).
Учить детей вырезать цветы из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали и составлять из них многоцветные (полихромные) венчики цветов, накладывая, вырезанные формы друг на друга; показать варианты лепестков; развивать композиционные умения.
Учить детей создавать форму, как основу будущей композиции (корзину для натюрморта из фруктов). Совершенствовать технику аппликации: резать ножницами по прямой, не доходя до края; резать по сгибам; переплетать бумажные полоски; закреплять уголки прямоугольной формы; оформлять поделку по своему желанию вырезанными элементами.
«Осенний натюрморт» (композиция в плетёной корзинке)
Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство формы и композиционные умения. Вызвать интерес к рассматриванию и самостоятельному созданию натюрмортов. Развивать чувство цвета при подборе колорита. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.
1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого, красного, зеленого цветов, клей ПВА
«Березовая роща» (коллективная работа).
Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – скручивание в трубочки. Упражнять в приеме накручивания узкой длинной полоски бумаги на карандаш, учить делать объемную поделку, закреплять знания детей о деревьях. Развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
Ватман, бумага белого цвета, чёрный фломастер, ножницы, клей.
Ноябрь
«Одежда для матрешки»
Знакомить с историей русского костюма и его особенностями. Учить подбирать подходящий рисунок в технике аппликации.
Учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность.
Цветная бумага, трафарет, клей ПВА, кисть
«Наш любимый мишка и его друзья».
Закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Подвести к пониманию обобщённого способа изображения разных животных в аппликации на основе двух кругов разной величины(туловище и голова). Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
Лист картона голубого цвета, цветная бумага, бумага белого цвета, вата, ножницы, клей.
«На дворе снеговики, детворе утеха».
Продолжать формировать умение обрывать бумагу, повторяя форму круга; составлять задуманный образ. Продолжать учить самостоятельно подбирать и вырезать элементы для доведения предмета до нужного образа.
Лист картона голубого цвета, бумага белого цвета, чёрный фломастер, ножницы, клей.
«Новогодняя открытка»
Вырезать круг, треугольник по контуру. Дорисовывать мелкими недостающими деталями. Воспитывать аккуратность при работе с ножницами, усидчивость, продолжать учить пользоваться ножницами,
Закреплять знание о теплых и холодных тонах. Учить использовать в костюмах персонажей контрастные сочетания. Знакомить с оттенками цветов. Развивать восприятие цвета и побуждать к поискам более точных оттенков цвета изображенного предмета. Развивать фантазию и творческое воображение. Совершенствовать приемы приклеивания
Познакомить с последовательностью работы. Формировать умение детей творчески, воплощать задуманную тему и самостоятельно определять содержание аппликации.
Развивать воображение, умение придумывать необычный образ, сопоставлять его реальным и выделять необычные черты, делающие его сказочным. Формировать умение подбирать красивые цвета и сочетать их
Формировать умение создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки. Упражнять в вырезании одинаковых частей.
Лист картона голубого цвета, бумага белого цвета, чёрный фломастер, ножницы, клей.
«Матрос с сигнальными флажками» ( коллективная)
Вызвать у детей интерес к составлению коллективной композиции. Продолжать учить вырезать из цветной бумаги или ткани. Развивать чувство формы и композиции.
Ватман, цветная бумага, ткань, ножницы, клей.
«Весенний букет»
Формировать умение вырезать цветы и листья из квадрата и прямоугольника, показать разные приемы декорирования цветка
Вызвать интерес к оформлению своих работ, как завершающему этапу творчества. Создать условия для творческого применения освоенных умений; продолжать учить планировать работу. Развивать воображение, чувства ритма и композиции.
Формировать умение самостоятельно выбирать средства для создания задуманных изделий, ,получать красивые цветосочетания. Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их.
Формировать умение детей сочетать в одном художественном образе аппликативные и графические элементы. Вызвать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств. Познакомить с приёмами штриховки и тушёвки цветными карандашами. Развивать согласованность в работе глаз и рук. Воспитывать художественный вкус.
Продолжать формировать умение детей выполнять розочки и гвоздики из крепированной бумаги. Развивать умение располагать цветы на листе бумаги; художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
Формировать умение детей создавать коллективную композицию по -разному размещая вырезанные элементы. Совершенствовать технику аппликации. Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес к природе, желание отражать впечатления в изобразительной деятельности.
Формировать умение детей работать в технике объемной аппликации, создавать изображения с помощью скрученных полос бумаги. Продолжать учить сочетать различные приемы выполнения аппликации для создания красивой, гармоничной композиции. Развивать воображение и фантазию.
Закреплять умение детей аккуратно приклеивать засушенные листья к картону; создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).
Засушенные осенние листья, ватман, клей, щетина.
«Ветка рябины»
Закреплять умение детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их; развивать чувство композиции; закреплять умение вырезать детали из бумаги, сложенной в несколько раз.
Продолжать формировать умение детей делать аппликацию из яичной скорлупы; воспитывать эстетическое восприятие природы; развивать чувство композиции и колорита.
Продолжать формировать умение детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Закреплять умение располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Закреплять правила безопасной работы с клеем. Развивать композиционные умения.
Создать представление о технике «аппликация из нитей», познакомить с этапами работы над выполнением изделия, развитие творческих возможностей детей, вызывать положительные эмоции у ребенка к изобразительной деятельности и ее результатам.
Цветной картон; цветные клубочки и моточки разных шерстяных ниток (можно использовать не только шерсть), клей в карандаше или «ПВА», ножницы.
«Кошечка» (аппликация из ткани)
Продолжать формировать умение детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и любовь к животным.
Продолжать формировать умение детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Аппликация из шерстяной нити. Продолжать формировать умение детей делать аппликацию из шерстяной нити, разрезанной на мелкие части; развивать фантазию и воображение; воспитывать аккуратность.
Закреплять навыки симметричного вырезания (фигурки людей, домики), использовать прием обрывания (деревья, снеговик). Закреплять умение создавать коллективную работу. Развивать творчество детей. Продолжать формировать умение детей увидеть и понять образ поэзии, живописи.
Иллюстрации, репродукции картин о зиме, тонированная бумага формата А1, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, салфетки.
Матрёшки в хороводе (коллективная работа)
Формировать умение вырезать фигуры по контуру, создавать сложную плавную конструкцию. Развивать навыки симметричного вырезания силуэта матрешки из листа бумаги, сложенной вдвое, чувство цвета и композиции. Закреплять органично размещать свою бумажную фигурку в общей композиции
Ватман, цветная бумага, ножницы, клей.
«Ангел на Рождество»
Научить основным технологическим приёмам изготовления ангела из ватных палочек, закрепить полученные знания и умения на практике. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к творчеству, в частности к изготовлению елочной игрушки.
Шаблон из белого картона, клей, ватные палочки, ватные диски, фломастеры, ножницы.
Январь
«Зимний пейзаж»
Аппликация манкой.
Продолжать формировать умение детей делать аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе.
Листы картона, клей, кисть-щетина, манка.
«Рыжая плутовка»
Формировать умение детей выразительно передавать образ лисицы; закреплять умение добавлять что-то своё в работу.
Продолжать закреплять умение детей передавать в аппликации образ снегиря, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезывая по частям из цветной бумаги), соблюдая относительную величину. Передавать окраску снегиря. Учить красиво располагать изображения на листе. Закреплять умение принимать участие в коллективной работе, находить место своему изображению в общей композиции. Развивать эстетическое восприятие.
Большой лист бумаги светлого тона с нарисованным деревом с широко расходящимися ветками, цветная бумага, ножницы, клей.
«Ёжик»
Формировать умение детей создавать объемный образ с помощью техники обрывания. Продолжать закреплять умение пользоваться ножницами: вырезать по контуру. Обводить шаблон, аккуратно пользоваться клеем. Развивать мелкую моторику.
Картон (основа для аппликации), цветная бумага (черная и светло коричневая), простой карандаш, ножницы, клей, клеенка, кисть для клея и тряпочка. Игрушка ежик, образец работы
Февраль
« В мастерской дымковской игрушки»
Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закреплять представления о процессе создания игрушек. Создавать образ, используя полученные навыки и приемы аппликации. Формировать умение работать с бумагой. Воспитывать аккуратность, развивать творческую инициативу. Формировать умение подбирать красивые цвета и сочетать их
Вызвать у детей интерес к составлению коллективной композиции. Продолжать учить вырезать из цветной бумаги или ткани. Развивать чувство формы и композиции.
Ватман голубого цвета, бумага белого цвета, ножницы, клей.
«Тридцать три богатыря»
( коллективная)
Учить детей создавать коллективную аппликативную композицию по мотивам литературного произведения. Учить планировать и распределять работу между участниками творческого проекта. Совершенствовать технику аппликации. Развивать способности к композиции. Формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.
Ватман, цветная бумага, ножницы, клей.
«Цветок для мамы».
Продолжать закреплять умение детей вырезать цветок, обведенный по трафарету, располагать изображение на всем листе. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Продолжать закреплять правилам безопасной работы с клеем, бумагой. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Бумага для квиллинга, клей, кисточка
«Гонка».
Формировать умение работать с разным материалом. Закрепить правила безопасной работы с клеем, ножницами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Формировать умение работать с разным материалом. Закрепить правила безопасной работы с клеем, ножницами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
«Самолеты».
(коллективная)
Совершенствовать навыки работы с различным материалом. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность, инициативность.
Формировать умение детей находить аппликативные способы для создания выразительного образа сказочной избушки на курьих ножках. Развивать способности к многоплановой композиции – создавать изображение слоями: задний план (лес) и передний (избушка). Воспитывать интерес к отражению сказок в изобразительном творчестве.
Продолжать учить детей работать сообща. Формировать умение создавать сюжетные композиции, используя различные материалы. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Тонированный лист бумаги формата А3, Ватные диски, салфетки белого цвета, клей ПВА, кисти, клеенка.
«Сказочные фантазии»
Развивать образные представления, воображение и творчество. Упражнять в создании изображения различных предметов. Продолжать учить детей создавать сказочные сюжеты (самостоятельно выбирать эпизод, обдумывать позы героев.
Продолжать формировать умение детей планировать ход выполнения работы. Закреплять умение располагать изображение на всем листе, закреплять навыки работы с бумагой (нарезание полос, скручивание их спиралью), техники выполнения объемных форм и наклеивания. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес, аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
Продолжать знакомить детей с различными способами создания художественного образа(словесные приёмы, музыка, работа с креповой бумагой; продолжать закреплять умение делать цветы из креповой бумаги; воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства.
Креповая бумага разных цветов, простые карандаши, клей, кисточки для клея, салфетки, костюмы цветов, костюм Феи цветов, иллюстрации цветов.
«Волшебные бабочки»
Формировать умение детей формировать умение, не шевеля пальцами руки, обводить кисть своей руки, умение вырезать получившийся контур, развивать творческое воображение, эстетическое восприятие, активизировать речь по данной теме. Продолжать учить сочетать различные приемы выполнения аппликации для создания красивой, гармоничной композиции. Развивать воображение и фантазию.
Цветная бумага разных оттенков, альбомный лист, фломастеры, ножницы, клей ПВА, клеевая кисть, бумажные или фланелевые салфетки, поднос.
«Я садовником родился»
Закрепить умение детей составлять композицию из цветов. Закреплять приёмы вырезывания лепестков и листьев из бумаги, сложенной «гармошкой». Упражнять в симметричном вырезывании цветов. Самостоятельно подбирать цветовую гамму, развивать художественный вкус. Расширять и закреплять знания о цветах. Воспитывать желание выполнять работу аккуратно, работать в коллективе; доводить начатое до конца.
Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И, конечно, еще сложнее объяснить его так, чтобы он его запомнил. И здесь на помощь приходят дидактические игры. Они применяются в образовательном процессе с самого начала обучения ребенка аппликации.
Вашему вниманию предлагаются примерные, дидактические игры.
1. Дидактическая игра «Морское дно»
Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.
2. Дидактическая игра. «Кони расписные» Цель: закрепление знаний, основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»). Закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
3. Дидактическая игра «Волшебный пейзаж»
Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки. 4.Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»
Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.
5.Дидактическая игра «Домино»
Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.
6. Дидактическая игра «Угадай и расскажи» Цель: узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно -узора на изделии. Развивать эстетический вкус. 7. Дидактическая игра «Собери матрёшку» Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
8. Дидактическая игра «Найди пару» Цель: подобрать соответствующее цветное изображение к контурному или силуэтному изображению.
9.Дидактическая игра «Собери пейзаж» Цель: формировать навыки композиционного мышления. Закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память. 10.Дидактическая игра «Веселый клоун» Цель: формировать умение детей подбирать гармоничные контрастные цвета. 11. Дидактическая игра «Расцвели цветы на поляне»
Цель: закрепить умения дифференцировать цвета на холодные и теплые.
12. Дидактическая игра «Цветные корзинки»
Цель: запоминать названия основных цветов, развивать речевые навыки, наблюдательность, память.
13Дидактическая игра «Матрёшкин сарафан»
Цель: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
14. Дидактическая игра «Найди фигуру такого цвета» Цель: закреплять знания детей об основных цветах спектра.
15. Дидактическая игра «Цветовое лото» Цель: продолжать формировать умение выбирать цвет по образцу. Закреплять умение определять и называть основные цвета и оттенки.
16. Дидактическая игра «Разложи карточки по цвету» Цель: формировать умение подбирать изображение предметов одного цвета. Закреплять умение определять и называть основные цвета и оттенки.
17. Дидактическая игра «Волшебная радуга» Цель: закреплять знания цветов спектра.
18. Дидактическая игра «Разноцветные дома» Цель : формировать умение подбирать гармоничные контрастные цвета.
19. Дидактическая игра «Кто во что одет?» Цель: формировать знания детей об одежде, об основных цветах и оттенков.
20. Дидактическая игра «Расцвели цветы на поляне» Цель: закреплять умение дифференцировать цвета на теплые и холодные.
Беседы с детьми познавательного цикла:
Беседы по картинкам из серии «Здравствуй Мишка»; «Мишка и его друзья»; «Мишкин праздник»; «Мишка играет», автор И.А.Лыкова, В.А Шипунова; «Цветные клубочки»; «Этические беседы с детьми 4 – 7 лет», автор В.И Петрова, Т.Д. Стульник; «Беседы о космосе», автор Е.А Паникова, В.В.Инкина; «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», автор И.А Бойчук; «Серебренный колокольчик», автор И.А.Лыкова, В.А Шипунова (программа «детская безопасность»); «Цветы. Какие они?», автор Т.А Шарыгина; «Нравственно – эстетические беседы и игры с дошкольниками», автор Е.А.Алябьева; «Лето красное - для здоровья прекрасное»; «Зимние забавы»; «Подарки Осени.»; «Знакомьтесь транспорт»; «Птицы. Зимующие, кочующие, перелетные»; «Беседы с детьми о деревьях»;
Рекомендации по диагностики.
Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.
В связи с этим важны показатели и критерии оценки уровня овладения ребенком аппликацией. В этом качестве используются разработанные показатели и критерии по программе «Истоки», И.А.Лыковой, Т.Г.Казаковой, Л.А.Парамоновой, Е.А.Флёриной, А.Е.Шибицкой, Т.С.Комаровой, А.Н.Малышевой.
Полный набор критериев и показателей, обледенили в единую таблицу, что позволяет оперативно проанализировать более глубоко характеристики уровня овладения детьми аппликацией.
Диагностическая методика по определению аппликационных навыков и умений включает несколько серий заданий для средней, старшей и подготовительной к школе группе. Содержание диагностики изменяется по возрастным группам с учетом возрастающих изобразительных возможностей детей и в целом направлено на выявление следующих характеристик:
Диагностическая карта аппликационных умений и навыков у детей средней группы
Имя
ребенка
Разрезание
по прямой
Разрезание по прямой с продвижением.
Вырезание форм путем срезания углов
Вырезание круглой и овальной формы из квадрата и прямоугольника
Знание и умение работать ножницами
Са-мостоя-те-льность
Аккурат-ность
Точ-ность
Каждый показатель оценивается в 2 балла.
Высшая оценка 16 баллов
Критерии оценки:
Ребенок получает 2 балла, если:
- знает и придерживается правил работы с ножницами;
-имеет отработанные технические навыки и умения;
- проявляет инициативу и самостоятельность при выполнении задания.
Ребенок получает 1 балл если:
- не всегда соблюдает правила работы с ножницами, умение правильно держать, ножницы сформировано не полностью;
-навыки и умения резания ножницами сформированы не до конца;
-существует необходимость помощи педагога при выполнении задания
Ребенок получает 0 баллов если:
- не знает и не соблюдает правила работы с ножницами;
-навыки вырезания не сформированы;
- навыки наклеивания готового изображения не усвоены
Высокий уровень 11-16 баллов
Средний уровень 7 -10 баллов
Низкий уровень 0-6 баллов
Полученные данные заносятся в диагностическую таблицу
На выявление навыков и умений работы с ножницами и владение техникой вырезания изображений
Игровое упражнение «Запусти рыбок в аквариум»
Показателями выступают умения и навыки:
1. знание правил работы с ножницами;
2. резания по прямой (на короткие, длинные полоски);
3. вырезания круглой формы из квадратов и овальной формы из прямоугольников;
4. навыки преобразования одних геометрических фигур в другие (квадрат в треугольники, прямоугольник - в полоски, квадрат в прямоугольники и т.п)
5. создания из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции:
6. аккуратного вырезания и наклеивания полученных изображений;
7. самостоятельность при выполнении задания.
8. точная ориентация на плоскости
Диагностическая карта аппликационных умений и навыков у детей старшей группы
Имя
ребенка
Навыки симметричного вырезания
Точное аккуратное выполнение задания.
Ориентировка на плоскости;
Умения координировать движения рук в соответствии с изображаемым предметом
Умение составлять сюжетные аппликации (по образцу, по замыслу)
Са-мостоя-те-льность
Аккурат-ность
Умение обога-щать изображение дета-лями
Критерии оценки
Ребенок получает 2 балла, если:
- хорошо владеет навыками симметричного вырезания;
- точно, четко ориентируется на плоскости;
- самостоятельно составляет сюжетные аппликации по образцу и по замыслу.
Ребенок получает 1 балл, если:
-Навыки симметричного вырезания отработаны не до конца;
-допускает ошибки при ориентировке;
-существует необходимость помощи педагога.
Ребенок получает 0 баллов, если:
-навыки симметричного вырезания отсутствуют;
-ребенок беспомощен в выполнении задания.
Каждый показатель оценивается в два балла.
В сумме высшая оценка 18 баллов
Работа в данной возрастной группе построена на обучении симметричному (рациональному) и силуэтному вырезанию, а также использованию различных аппликационных техник для создания выразительного изображения. Для определения аппликационных умений и навыков предлагается:
Задание на выявление навыков вырезания симметричных фигур (изображений)
Диагностическая карта аппликационных умений и навыков у детей подготовительной к школе группе.
Имя
ребенка
Создание изображения разных предметов, используя бумагу разной фактуры
Создание сюжетных и декоративных композиций
Умение планировать свою работу
Навыки использования различных техник
Умение и навыки осуществления контроля и самоконтроля
Умение оценить свои усилия для достижения цели
Аккурат-ность
Ориги-наль-ность
Показателями умений и навыков являются:
1. создание изображения разных предметов, используя бумагу разной фактуры;
2. создание сюжетных и декоративных композиций;
3. умение планировать свою работу
4. навыки использования различных техник;
5. умение и навыки осуществления контроля и самоконтроля
6. умение оценить свои усилия для достижения цели
7. оригинальность
Критерии оценки.
Каждый показатель оценивается в 2 балла.
В сумме высшая оценка 12 баллов.
Ребенок получает 2 балла, если:
-инициативно выбирает разные способы для создания выразительного образа;
- владеет навыками использования различных техник в достаточной мере;
-умеет планировать свою работу, осуществляет контроль и самоконтроль своей деятельности.
Ребенок получает 1 балл, если:
- выбирает разные способы (техники) для создания выразительного образа при помощи взрослого;
- владеет навыками использования различных техник не в полной мере;
-умения планировать, контролировать свою деятельность и оценивать ее недостаточно сформированы;
Ребенок получает 0 баллов, если:
- не использует различные техники для создания выразительного изображения;
- не владеет навыками использования аппликационных техник;
-умения контролировать, планировать, оценивать свою деятельность не развиты.
Высокий уровень 9-12 баллов
Средний уровень 4-8 баллов
Низкий уровень 0-4 балла
Задание на выявление аппликационных навыков и использования различных техник
Игровые упражнения: «Осенний коллаж» (начало учебного года) «Цветущий сад» ( в конце учебного года).
Работа в данной группе направлена на закрепление уже освоенных знаний, умений и навыков: вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной в несколько раз, по нарисованному контуру; силуэтное вырезание, различные приемы и техники (обрывание, полуобъемная, объемная аппликация и т.д), с использованием природного материала, ткани, меха, кожи и т.п способом набрызга, оригами, плетения деталей и т.д
Диагностика позволяет оценить динамику развития аппликационных навыков и умений на начало и конец учебного года, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных упражнений для формирования необходимых навыков и умений, либо скорректировать работу на овладение определенными навыками и аппликационными умениями.
Y. Список использованной литературы.
1.Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: учебное пособие. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 224 с.
2.Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М.: Мозаика-Синтез, 2022. – 287 с.
3.Волков И.П. Учим творчеству. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 228 с.
4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Речь, 2011. – 92 с.
5.Гусакова М.А. Аппликация: учебное пособие. - М.: Владос, 2010. – 183 с
6 Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 29.12.2013 № 273) // URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.html
7.Т. С. Комарова «Детское художественное творчество. Методическое пособие для
работы с детьми 2-7 лет» М.: Мозаика – Синтез, 2006 (методическое пособие).
8.Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в группе детского сада»
М.: Мозаика-СИНТЕЗ,2008 (методическое пособие).
9.Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. Комарова, Т. С., Антонова А.В.,
Зацепина, М. Б., – Испр. и доп. – М., 2002.
10.Т.С. Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе”
11.И.А. Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа”
12.Г.С. Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа”
13.Д.Н. Колдина “Аппликация с детьми 5-6 лет”
14.С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии С 15. 15.Программа «Истоки», И.А.Лыковой, Т.Г.Казаковой, Л.А.Парамоновой, Е.А.Флёриной, А.Е.Шибицкой, Т.С.Комаровой, А.Н.Малышевой. ПД, 2003.– 176 с.
16. «Беседы о космосе», автор Е.А Паникова, В.В.Инкина;
17.«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», автор И.А Бойчук
18.«Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно.» О.В.Пойда Издательство: «ОлмаМедиаГрупп», 2013 г.