Рабочая программа : «Художественно – эстетическое развитие детей в процессе владения нетрадиционной техникой рисования»
Рабочая программа : «Художественно – эстетическое развитие детей в процессе владения нетрадиционной техникой рисования»
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа : «Художественно – эстетическое развитие детей в процессе владения нетрадиционной техникой рисования» »
Рабочая программа
Тема: «Художественно – эстетическое развитие детей в процессе овладения нетрадиционной техникой рисования»
Выполнила:
Беребердина Татьяна Викторовна
воспитатель МБДОУ «Солнышко»
с.Топчиха
Предполагаемые результаты
Дети с интересом изображают предметы путём создания отчётливых форм , аккуратно закрашивают.
Дети овладели разнообразными техниками рисования
Дети в соответствии с инструкцией взрослого передают несложный сюжет.
Дети проявляют инициативу к самостоятельному творчеству.
Эмоционально реагируют на изменения в предметно-развивающей среде.
Родители активно участвуют в организации творческих выставок и мероприятий.
Используют поделки, работы для оформления предметно – развивающей среды.
Создан центр «Акварелька».
Мониторинг результативности реализации рабочей программы
№
Список детей
Использует разные материалы для создания рисунка
Самостоятельно выделяет выразительные средства предметов
Передает несложный сюжет
Владеет нетрадиционной техникой
Называет техники рисования
Оживляет рисунки, дополняет их разнообразными деталями
Эмоционально реагирует на свои работы и работы других детей
С интересом участвует в коллективе
Критерии оценки:
Высокий уровень – 3б (ребёнок самостоятельно справляется с заданием)
Средний уровень – 2б (ребёнок справляется с помощью взрослого)
Низкий уровень – 1б (ребёнок не справляется с заданием)
Оценка результативности работы
2 раза в год – сентябрь, май
Методическое обеспечение
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
Журнал «Дошкольная педагогика» № 3, 4. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.:
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
Обще-образовательная программа «От рождения до школы», / Под ред. Н.Е. Вераксы
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой,В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой
Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./ Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: Т Ц Сфера, 2005.
Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
Пояснительная записка.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
Способствует снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
При разработке рабочей программы «Художественно – эстетическое развитие детей в процессе овладения нетрадиционной техникой рисования» использовались следующие нормативные документы:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 23.12.12 №273- ФЗ;
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования №655 от 23.11 2009
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования №2151 от 20.06 2011
Образовательная программа МБДОУ «Солнышко» с.Топчиха
Общеобразовательная программа «От рождения до школы», / Под ред. Н.Е. Вераксы
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой,В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой
СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 22.07.2010г №91
Срок реализации программы 1 год.
Цель программы:.
Создать условия для художественно – эстетическое развитие детей в процессе овладения нетрадиционной техникой рисования
Задачи:
Способствовать формированию у детей дошкольного возраста интереса к нетрадиционной технике рисования.
Использовать поделки, рисунки для оформления предметно-развивающей среды.
Стимулировать проявление инициативы, самостоятельности, творчества при осуществлении собственного замысла.
Формы проведения
Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, цветными ниточками, экспериментирование.
Выставки.
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию
1.Создание игровой ситуации.
2.Показ воспитателя.
3.Использование движения руки.
4.Сравнение двух техник.
5.Проговаривание последовательности работы.
6.Педагогическая диагностика.
При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Режим занятий
Во второй младшей группе темы по нетрадиционному рисованию включены в непрерывную образовательную деятельность один раз в неделю в первую половину дня, 10-15 минут.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей второй младшей группе. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного и тактичного уважения к личности ребёнка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Календарно – тематический план образовательной деятельности по теме: «Художественно – эстетическое развитие детей в процессе овладения нетрадиционной техникой рисования»
во 2 младшей группе.
Дата проведения месяц
Виды НОД
Условия реализации
Сентябрь
- Знакомство с различными видами изодеятельности.
- Пробное печатание ладошками
Выставка иллюстраций
Октябрь
- Знакомство с нетрадиционной техникой в изодеятельности.
- Печатание ладошками «Вспомним о лете» (коллективная работа).
- «Где же хвост у петушка?».
- «Ежик в осеннем лесу» (пробное печатание листочками).
Украшение группы к празднику осени
Декабрь
- Печатание ладошками «Дед Мороз».
- Коллективная работа «Елочка».
- По замыслу.
Оформление фотоальбома «Наши работы»
Январь
-Совместное творчество «Елка-зеленая иголка».
- Рисование воском «Зимние узоры на стекле».
- Рисование ладошками снежинок
Посещение родителей выставки детских работ
Февраль
- Рисование воском «Рукавичка».
- Сочинение сказки.
- Знакомство с техникой рисования «по –мокрому»
Выставка детских работ
Март
- Коллективная работа « Отражение в озере».
- Печатание ладошками, работа по подгруппам « Весна пришла»
Оформление открытки к 8 марта
Апрель
- Изучение кляксографии.
- Работа по подгруппам «Солнышко и тучки»
Оформление группы рисунками к весне
Май
- Создание коллективной работы
« Вот какая красота!»
- Мониторинг результативности работ детей
Оформление итоговой выставки работ
Календарно – тематический план образовательной деятельности по теме: «Художественно – эстетическое развитие детей в процессе овладения нетрадиционной техникой рисования»
в старшей группе группе.
месяц
НОД
Цель
сентябрь
«Мой весёлый, звонкий мяч»
Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии пальцем в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры.
«Яблоко с листочком и червячком»
Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. Отработка техники рисования гуашевыми красками пальцами. Развитие чувства цвета и формы.
Создание сказочной композиции, рисование репки и домика поролоном
ноябрь
«Град, град!»
Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе -более редко, с просветами.
«Сороконожка в магазине»
Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий. Согласование пропорций фона (листа бумаги) и задуманного образа(пальцами)
декабрь
«Вьюга-завирюха»
Рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого опенка.
«Праздничная ёлочка»
Раскрепощение рисующей руки. Развитие чувства цвета и формы.Рисование и украшение пушистой нарядной ёлочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета.
Январь
«Катится колобок по дорожке»
Рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки -на основе волнистой линии с петлями.
«Снеговик-великан»
Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет( по воску).
Создание образа снеговика, сказочной обстановки. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.
Февраль
«В некотором царстве»
Рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы,
образов сказочных героев и средств художественно-образной
выразительности. Развитие
«Мойдодыр»
воображения.
Создание весёлых композиций: рисование готовых фигурок на цветной фон, рисование на них «грязных» пятен, дорисовка «ёмкостей» для купания (тазик, ванночка, лужа, ручей)
Март
«Цветок для мамочки»
Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги.
«Сосульки»
Создание изображений в форме вытянутого треугольника. Сочетание изобразительных техник: обрывная аппликация, рисование красками и карандашами. Воспитание интереса к рисованию
Апрель
«Ручеёк и кораблик»
Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции(ниткография)
«Божья коровка»
Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и листочками.
Рисование выразительного, эмоционального образа жука «солнышко» (божьей коровки), на основе зелёного листика, вырезанного воспитателем. Развитие чувства цвета и формы.(кляксография)
Май
«Филимоновские игрушки»
Продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса.
«Цыплята и одуванчики»
Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование цыплят и одуванчиков нетрадиционными способами (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой). Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений (впетчатлений) в доступной изобразительной деятельности.