Просмотр содержимого документа
«Путишествие в космос»
Конспект комплексного занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему "Путешествие в космос"
Программное содержание:
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
Считать обратно от названного числа в пределах 10,
знать структуру задачи.
Уметь находить условие, ставить вопрос, решать и отвечать на вопрос.
Совершенствовать навыки составления чисел 4,5,6 из двух меньших чисел.
Закрепить понятие многоугольники, четырехугольники.
Упражнять в решении примеров, в умении расставлять знаки между двумя числами; в решении математических цепочек.
Развивать логику, внимание, память при решении логических задач.
Закрепить знания о солнечной системе, планетах, космосе.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь в беде.
Предшествующая работа:
знакомство с космосом, планетами, глобусом, с жизнью на Земле;
чтение книг о космосе, рассматривание иллюстраций;
занятия по математике, дидактические игры на математические темы, развивающие игры;
детская литература математического содержания
Перед занятиями проводится массаж:
Хомка, Хомка, хомячок.
Хомка пестренький бочок.
Хомка раненько встает
Ушки трет, а шейку мнет
Моет глазки, моет нос.
Подметает Хомка хатку,
Хомка делает зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать!
Ход занятия:
Слышится голос: “Всем, всем, всем! Отзовитесь, кто меня слышит. Мой космический корабль потерпел бедствие, и с огромной скоростью приближается к какой-то неизвестной планете. Она большая, круглая, голубая и живая. А кто на ней проживает и как она называется, я не знаю”.
- Ребята, а Вы не знаете, как называется эта планета? Какие планеты Вы еще знаете? А кто живет на планете Земля?
Появляется инопланетянин.
- Здравствуйте! Меня зовут Тор. Я прилетел с Альфа планеты. А мы, оказывается, очень похожи. Ребята, я хочу пригласить Вас в космическое путешествие, но мой космический корабль сломался.
Воспитатель: “Тор, у нас есть космическая ракета. И можем вместе с тобой отправиться в космическое путешествие”.
Но Тор говорит, что в космос могут отправиться только грамотные и подготовленные дети.
- Ребята, давайте покажем нашему гостю, как Мы умеем решать примеры и задачи; составлять числа 4,5,6 из двух меньших чисел; знаем соседей этих чисел и геометрические фигуры, решаем математические цепочки, логические задачи.
- Садитесь поудобней. Тор, садись в нашу ракету. И давайте представим, что Мы находимся в космической ракете.
Читаю:
“Ждут нас новые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим:
Есть один всего секрет:
Неумейкам места нет”.
- Внимание! Приготовьтесь к запуску ракеты. Считаем обратно от десяти. Пуск! Наша ракета поднимается высоко вверх. Будьте внимательны! Ведем наблюдение за космическими объектами в иллюминатор.
Задание: у всех детей листы голубого цвета (это космическая орбита).
- Внимание! В левом верхнем углу Мы видим солнце, обозначьте его желтым цветом (кружок). В нижнем левом углу находится планета Земля – голубой круг. В правом верхнем углу, Мы видим полярную звезду – белый круг; в правом нижнем углу я вижу планету Марс, обозначьте его красным кружком.
Вопросы детям. Где находится:
Земля
Солнце
Полярная звезда
Марс
- Ребята, а пришелец не исчезает. Он подает нам тревожные сигналы. Он предупреждает нас, что на нашем пути может встретиться метеоритный дождь. Но мы можем избежать его, если правильно выполним все задания. Приступаем к решению космических задач.
Вывешиваю картину. Прошу детей составить по картине задачу, решите её. Закрепляем структуру задачи.
Физкультурная минутка
Здравствуйте, ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щёчки! Чмок, чмок, чмок!
Пухленькие щёчки: плюх, плюх. Плюх!
Здравствуйте, зубки (постучать)
Здравствуйте, губки (поцелуй)
Здравствуйте, Гости! Привет! (помахать рукой)
- Ребята, я вижу в иллюминаторе парашютистов. Сколько их много! Они приземляются на Землю. Вот они.
Задание: решить примеры со стрелкой. Указать, куда приземлиться каждый парашютист.
- Ребята, смотрите, сколько ярких огней светится на новогодних ёлках в окнах домов. Все люди на планете Земля готовятся к какому-то празднику. Вы не знаете? Давайте у себя на космическом корабле тоже нарядим ёлочку.
Задание: на составление чисел 4,5,6 из двух меньших чисел (дети украшаю ёлочку шарами). Есть одно слагаемое, нужно найти другое слагаемое, чтобы получилось 4,5,6.
Пока дети выполняют задание у доски, проводится игра “В какой руке сколько?”
- Какая красивая ёлочка у нас получилась! Но чего-то не хватает. Чего? Давайте украсим ёлочку гирляндами.
Задание:
назвать только четырехугольники
назвать только многоугольники
объяснить почему
Появляется звездочет.
- Кто это? (Звездочет). Он любит считать звезды, изучать их ,и наблюдать за ними в свою подзорную трубу. Но он не умеет определять, какое число больше, какое число меньше, и какие числа равны, расставлять между ними знаки , =. Помогите ему.
- Ой, ребята, посмотрите, мимо нас пролетело какое-то космическое тело, с длинным, ярким хвостом. Что это? Да, это комета. Её светящийся хвост похож на змейку. Вот она.
Задание: даётся математическая цепочка. Начальное число проходит через треугольник и квадрат (вместо квадрата: +1, вместо треугольника -1).
- Ребята, Тор тоже приготовил нам задание. Нужно быть очень внимательными (задание в тетради)
- Ребята, посмотрите, пришелец исчез, и больше не подает нам тревожных сигналов. Значит, мы все правильно выполнили.
Упражнение для глаз
-Что ж, ребята, время нашего полета закончилось. Нам пора возвращаться на Землю. Внимание! Ведем обратный отсчет от 10. Есть касание! Мы снова на Земле.
Анализ занятия.
Дети дарят Тору глобус на память, чтобы он рассказал своим друзьям о том, что есть такая планета “Земля”. А на ней живут такие умные, замечательные и добрые дети.