Просмотр содержимого документа
«Птицы возвращаютя»
Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Задачи: 1. Образовательные: закрепление знания признаков весны; закрепление знаний о жизни перелетных птиц; формирование экологического представления детей об окружающем мире; совершенствование грамматического строя речи. 2. Воспитательные: воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому. 3. Развивающие: развитие речевой активности, активизация словаря, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.
Демонстрационный материал:Дерево, изображения птиц; аудиозапись «Пение птиц»; скворечник; картинки с гнездами ласточки, грача, кукушки, соловья; пластилин, цветные карандаши и белая бумага
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости поздаровуйтесь гостями. Я вам приготовила много интересного. Послушайте загадку:
Я раскрываю почки
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня… весна.
Воспитатель: Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она? Дети: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.
Воспитатель: Молодцы! А какие чудеса происходят весной? Дети:Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы.
Воспитатель: Ребята, а что это такое? Да это же дерево! Посмотрите, какие на нем птицы! Вы узнали их? Дети: Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец.
Воспитатель: А как можно назвать этих птиц одним словом? Дети: Перелетные.
Воспитатель: А почему их называют перелетными? Дети: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.
Воспитатель: Да, так. А почему птицы улетают в теплые края? Дети: Потому что им страшен голод.
Воспитатель: Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. (Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»)
Воспитатель: Что вы услышали? Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Дети: Птицы поют. Радостное, веселое, доброе, нежное.
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.
(Физминутка)
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками) Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой) Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину) Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
«Один — много»
Грач — грачи — грачей,
птица — птицы — птиц,
стриж — стрижи — стрижей,
аист — аисты — аистов,
жаворонок — жаворонки — жаворонков,
скворец — скворцы — скворцов,
журавль — журавли — журавлей,
гусь — гуси — гусей,
утка — утки — уток,
ласточка — ласточки — ласточек,
соловей — соловьи — соловьев,
лебедь — лебеди — лебедей,
кукушка — кукушки — кукушек,
гнездо — гнезда — гнезд,
яйцо — яйца — яиц,
птенец — птенцы — птенцов.
Воспитатель: А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях? Дети: О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились.
Воспитатель: Правильно!
Воспитатель: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной? Дети: Построить гнезда.
Воспитатель: А из чего птицы строят гнезда? Дети: Из веточек, соломы, мха, коры, земли.
Воспитатель: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда? Дети: На деревьях, на столбах (аист).
Воспитатель: Ребята, а чем люди могут помочь птицам? Дети:Можно сделать и развесить скворечники.
Воспитатель: Но мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд.
Воспитатель: Какая же следующая забота у птиц? Дети: Вывести птенцов.
Воспитатель: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца? Дети: Мама птичка, самка.
Воспитатель: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца? Дети: Папа, самец.
Воспитатель: Ребята, смотрите, на чудо — дереве стоит гнездо там яйца. А там нам птицы оставили задания. Интересно, что же.РрРрРебята, а тут загадки.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица … (грач).
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец).
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей.)
Путь проделав длинный,
Прилетает к нам с теплом,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка.)
Своё гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня и полёт
Вошли в стихотворения.
(Жаворонок.)
Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови»
У какой птицы самая длинная шея? … (У лебедя.); … самые длинные ноги? … (У цапли, журавля.); … самый длинный клюв? … (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? … (Соловьи.); … подражают пению других? … (Скворцы.).
Воспитатель: Ну, вот, теперь наши птицы очень рады!
Ребята, теперь мы должы разделится на две команды.
Первая команда должна нарисовать, а вторая должна слепить с пласталина птичку.
Ребята, давайте вспомним Что есть у птички? (туловище, голова, клюв, хвост, крылья). Какой формы тело птички? (Овальное, как яйцо).
-какой формы голова? (круглая). На что похожа? (на шарик). В какой части тела находится голова птички? (в начале тела).
-какой у птички хвост? (длинный, примой). Посмотрите, что у птички есть на голове? (глаза, клюв).
-сколько глаз у птички? (два). Сколько крыльев? (два)
Воспитатель: Теперь птицы уверены, что вы о них знаете очень много!
Воспитатель: Ребята, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали на мои вопросы. Молодцы! Спасибо вам всем. Эти шарики вам от наших перелетных птичек.
.
Давайте с вами вспомним, какие звуки издают различные перелётные птицы
Лексический строй речи
Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?»(детям 6—8 лет)
Ласточка — щебечет,
грач — кричит «гра»,
соловей — заливается, свистит, щелкает, поет.
кукушка — кукует,
журавль — курлычет,
жаворонок — звенит.
Воробей — чирикает
Ворона — каркает
Курица — квохчет
Утка — крякает
Сорока — трещит
Закрепить в названиях всех птиц!
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец).
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей.)
Путь проделав длинный,
Прилетает к нам с теплом,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка.)
Он живёт на крыше дома.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист.)
Игра «Доскажи словечко».
Воспитатель:(читаю). Один наш знакомый фотографировал в лесу наших друзей-птиц. Но вот беда, пленка застряла в фотоаппарате и фотографию можно достать только тогда, когда назовешь правильно птицу. Поможем птичкам? Тогда слушайте загадки.
(Дети отгадывают загадку, изображение птицы появляется из фотоаппарата и «улетает» на чудо – дерево
Ну вот, ребята, птиц на дереве теперь много, а жить им пока негде. Давайте поможем им. У меня есть гнезда и скворечники, но, боюсь, птицы их не заметят. Я предлагаю вам раскрасить домики и подарить их птицам.
(Дети раскрашивают гнезда, скворечники и «дарят» их птицам)